Дело № 2-730/2023 23RS0027-01-2023-001191-64
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Лабинск 10 июля 2023 года
Лабинский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Усенко А.А.,
секретаря Демиденко С.П.,
с участием:
представителя истца помощника Лабинского межрайонного прокурора
Чеботаева М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лабинский межрайонный прокурор к администрации Лабинского городского поселения Лабинского района об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, о безопасности дорожного движения в порядке ст. 45 ГПК РФ,
установил:
Лабинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Лабинский район об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, о безопасности дорожного движения в порядке ст. 45 ГПК РФ.
В обоснование своих требований, истец указывает, что межрайонной прокуратурой межрайонной прокуратурой по поручению прокуратуры края проведена проверка обеспечения доступности для инвалидов и малоподвижных граждан транспортного комплекса и объектов транспортной инфраструктуры, а также о безопасности дорожного движения на территории Лабинского городского поселения.
В ходе данной проверки выявлены нарушений закона, которые выразились в следующем.
Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон № 181-ФЗ) определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Статьей 15 Закона № 181-ФЗ установлена обязанность органов местного самоуправления по обеспечению условий доступности для инвалидов.
В соответствии со ст. 4 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 года №1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в <...>», принятым во исполнение положений Закона № 181-ФЗ, объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, указанные в статье 3 настоящего Закона, должны обустраиваться и оснащаться в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации, предназначенными для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан. В ходе проведенной проверки установлено, что по результатам проведения ГКУ КК - УСЗН в <...> мониторинга доступности объектов, внесенных в Реестр приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов в муниципальном образовании <...> на 2022 год, в 2022 году недоступными признаны 19 объектов транспортной инфраструктуры.
Так, недоступными на территории г. Лабинска признаны остановочные пункты «7-я школа» (ул. Турчанинова, 69), «Горпарк» (ул. Ленина, 177), «Родина» (ул. Ленина, 160), «Автовокзал» (ул. Халтурина, 51), «4-я школа» (ул. Мира, 169), «Поликлиника» (ул. Горького, 21), «Олимп» (ул. Лермонтова, 79), «Черемушки» (ул. Турчанинова, 209), автостоянка (г. Лабинск, ул. К. Маркса, 176), тротуары по ул. Горького (от ул. Пушкина до ул. Советская, нечетная), ул. Халтурина (от ул. Ленина до ул. Котовского), ул. Мира (от ул. 50 лет Октября до ул. Некрасова), ул. Котовского (от ул. Халтурина до ул. Первомайская), ул. К. Маркса (от ул. 40 лет Октября до ул. Декабристов), наземные переходы по ул. Ленина, 158 (пересечение с ул. Константинова), по ул. Турчанинова, 65 (7-я школа), по ул. Халтурина, 18 (пересечение ул. Горького), ул. Ленина, 169 (пересечение ул. 40 лет Октября), ул. Турчанинова, 209 (пересечение ул. Красноармейская).
В ходе обследования указанных объектов на остановочных пунктах «Олимп», «Черемушки», «Горпарк», «Родина» (2 остановочных пункта), «Автовокзал», «Поликиника взрослая» (2 остановочных пункта), пешеходных переходах по ул. Турчанинова, 209, установлены нарушения требований п. 5.10 СП 136.13330.2012 года «Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения (с изменением №1), ГОСТ Р 52875-2018 года «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования», выразившиеся в отсутствии направляющих указателей (тактильно-визуальное покрытие из плитки или полимерных материалов яркой контрастной окраски), обеспечивающих возможность инвалидам передвигаться в нужном направлении и предупреждать о приближении к препятствию.
Обследованием пешеходного перехода «МОБУ СОШ № 7 г. Лабинска» (ул. Турчанинова, 69) установлено нарушение требований п. 1 1.5 Таблицы 11.2а Свода Правил 42.13330 -2016 года «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», а именно отсутствие тротуара (нечетная сторона), подходов к пешеходному переходу, что препятствует в возможности и удобстве пользования конкретным пешеходным переходом.
На остановочном пункте «Черемушки» при выходе на тротуар (пешеходную дорожку), отсутствует занижение бортового камня, который размещен не в одном уровне с поверхностью пешеходного пути (тротуара), что является нарушением требований п. 5.4.1.5 ОДМ 218.2.007-2011 года «Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства».
Нарушение требований п. 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2019г. «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», наличии на пешеходном переходе дорожных знаков особых предписаний 5.19.1(2) «пешеходный переход» без световозвращающей флуоресцентной пленки желто-зеленого цвета установлены на пешеходных переходах но ул. Турчанинова, 209 (4 шт.), ул. Ленина - ул. 40 лет Октября (4 шт.), ул. Ленина - ул. Константинова (16 шт.), ул. Международная 120 (4 шт.), ул. Халтурина - ул. Горького (4 шт.)
Также установлены нарушения требований п. 5.6.29 ГОСТ Р 52289-2019г. «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», выразившиеся в отсутствии дорожных знаков особых предписаний 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» на остановочных пунктах «Олимп» (2 шт.), «Черемушки» (2 шт.), «Горпарк» (2 шт), «Автовокзал» (4 шт.), «Поликлиника взрослая» (4 шт.).
Указанные обстоятельства нарушают требования ст. 15 Закона № 181-ФЗ, а также препятствуют безопасности дорожного движения на территории Лабинского городского поселения.
В связи с выявленными нарушениями законодательства главе администрации Лабинского городского поселения Лабинского района 23.03.2023 года внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, о безопасности дорожного движения, которое рассмотрено и удовлетворено, 1 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, однако администрацией Лабинского городского поселения достаточных мер, направленных на устранение нарушений законодательства, не принято.
Так, согласно ответу администрации Лабинского городского поселения от 19.04.2023 года № 1906/01-21, работы по устранению нарушений в части размещения бортового камня не в одном уровне с поверхностью пешеходного пути (тротуара) на остановочном пункте «Черемушки» и по укладке тактильной плитки на остановочных пунктах «Олимп», «Черемушки», «Горпарк», «Родина» (2 остановочных пункта), «Взрослая поликлиника (2 остановочных пункта), пешеходных переходах по ул. Турчанинова, д. 209, не проведены.
Также не приняты меры к устранению нарушений, выразившихся в отсутствии на пешеходном переходе дорожных знаков особых предписаний 5.19.1 (2) «пешеходный переход» без световозвращающей флуоресцентной пленки желто-зеленого цвета на пешеходных переходах по ул. Турчанинова, 209 (4 шт.), ул. Ленина — ул. 40 лет Октября (4 шт.), ул. Ленина — ул. Константинова (16 шт.), ул. Международная 120 (4 шт.), ул. Халтурина — ул. Горького (4 шт.), а также отсутствии дорожных знаков особых предписаний 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» на остановочных пунктах «Олимп» (2 шт.), «Черемушки» (2 шт.), «Горпарк» (2 шт.), «Автовокзал» (4 шт.), «Поликлиника взрослая» (4 шт.).
Кроме того, в ходе ранее проведенной в октябре 2022 года проверке соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности администрации Лабинского городского поселения установлено, что вблизи пешеходных переходов по ул. Ленина, 158, и ул. Ленина, 169, ул. Турчанинова, 69 в нарушение п. 5.1.10 требований СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» не обеспечена устройством тактильно-контрастных наземных указателей по ГОСТ Р 52875 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования» или изменением фактуры поверхности пешеходного пути с подобными характеристиками.
В этой связи 05.10.2022 года главе администрации Лабинского городского поселения Лабинского района внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, которое рассмотрено и удовлетворено, однако указанные нарушения не устранены, что подтверждается также информацией администрации Лабинского городского поселения от 29.03.2023 года №1445/01-21.
Выявленные нарушения являются недопустимыми, поскольку в результате бездействия должностных лиц администрации Лабинского городского поселения нарушаются права граждан, в том числе инвалидов, что сказывается на состоянии законности в рассматриваемых сферах правоотношений.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), вовлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Состав группы подвержен текучести, персональной изменчивости, т.е. имеет численное непостоянство, и соответственно нельзя определить конечный состав потенциальных истцов.
На основании изложенного, истец просит суд обязать администрацию Лабинского городского поселения Лабинского района установить на остановочных пунктах «Олимп», «Черемушки», «Горпарк», «Родина» (2 остановочных пункта), «Автовокзал», «Поликлиника взрослая» (2 остановочных пункта), пешеходных переходах по ул. Турчанинова, 209, направляющие указатели (тактильно-визуальное покрытие из плитки или полимерных материалов яркой контрастной окраски) в соответствии с п. 5.10 СП 136.13330.2012 года «Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения (с изменением № 1), ГОСТ Р 52875-2018 года «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования».
Обязать администрацию Лабинского городского поселения Лабинского района обустроить тротуар (нечетная сторона), подходы к пешеходному переходу «МОБУ СОШ № 7 г. Лабинска» (ул. Турчанинова, 69).
Обязать администрацию Лабинского городского поселения Лабинского района обустроить бортовой камень в одном уровне с поверхностью пешеходного пути (тротуара) и выполнить работы по укладке тактильной плитки на остановочном пункте «Черемушки» (ул. Турчанинова, д. 209).
Обязать администрацию Лабинского городского поселения Лабинского района установить на пешеходных переходах по ул. Турчанинова, 209 (4 шт.), ул. Ленина - ул. 40 лет Октября (4 шт.), ул. Ленина - ул. Константинова (16 шт.), ул. Международная 120 (4 шт.), ул. Халтурина - ул. Горького (4 шт.), знаки особых предписаний 5.19.1(2) «пешеходный переход» со световозвращающей флуоресцентной пленки желто-зеленого цвета.
Обязать администрацию Лабинского городского поселения Лабинского района установить на остановочных пунктах «Олимп» (2 шт.), «Черемушки» (2 шт.), «Горпарк» (2 шт.), «Автовокзал» (4 шт.), «Поликлиника взрослая» (4 шт.) дорожные знаки особых предписаний 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса».
Обязать администрацию Лабинского городского поселения Лабинского района оборудовать наземные пешеходные переходы по ул. Ленина, д. 158, ул. Ленина, д. 169, ул. Турчанинова, д. 69 в г. Лабинске устройством тактильно-контрастных наземных указателей по ГОСТ Р 52875 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования» или изменением фактуры поверхности пешеходного пути с подобными характеристиками.
В судебном заседании представитель истца - помощник Лабинского межрайонный прокурор Чеботаев М.А. об обстоятельствах дела пояснил аналогично вышеизложенному, а также пояснил, что с учетом доводов, представителя ответчика – Мальцевой С.С. изложенных в отзыве на исковое заявление, не возражал против отсрочки исполнения заявленных исковых требований сроком до 09 января 2024 года, после вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика - администрации Лабинского городского поселения Лабинского района - Мальцева С.С., действующая на основании доверенности в судебное заседание не явилась, о месте и времени была уведомлена надлежащим образом, предоставила в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя ответчика, исковые требования признала в полном объеме, доводы изложенные в отзыве на исковое заявление поддержала, просила суд, отсрочить исполнение заявленных исковых требований на 18 месяцев, после вступления решения суда в законную силу, а именно, до 31.12.2024 года.
На основании ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав отзыв на исковое заявления представителя ответчика и письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Лабинского межрайонного прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, межрайонной прокуратурой межрайонной прокуратурой по поручению прокуратуры края проведена проверка обеспечения доступности для инвалидов и малоподвижных граждан транспортного комплекса и объектов транспортной инфраструктуры, а также о безопасности дорожного движения на территории Лабинского городского поселения.
В ходе проведенной проверки установлено, что по результатам проведения ГКУ КК - УСЗН в Лабинском районе мониторинга доступности объектов, внесенных в Реестр приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов в муниципальном образовании Лабинский район на 2022 год, в 2022 году недоступными признаны 19 объектов транспортной инфраструктуры.
Так, недоступными на территории г. Лабинска признаны остановочные пункты «7-я школа» (ул. Турчанинова, 69), «Горпарк» (ул. Ленина, 177), «Родина» (ул. Ленина, 160), «Автовокзал» (ул. Халтурина, 51), «4-я школа» (ул. Мира, 169), «Поликлиника» (ул. Горького, 21), «Олимп» (ул. Лермонтова, 79), «Черемушки» (ул. Турчанинова, 209), автостоянка (г. Лабинск, ул. К. Маркса, 176), тротуары по ул. Горького (от ул. Пушкина до ул. Советская, нечетная), ул. Халтурина (от ул. Ленина до ул. Котовского), ул. Мира (от ул. 50 лет Октября до ул. Некрасова), ул. Котовского (от ул. Халтурина до ул. Первомайская), ул. К. Маркса (от ул. 40 лет Октября до ул. Декабристов), наземные переходы по ул. Ленина, 158 (пересечение с ул. Константинова), по ул. Турчанинова, 65 (7-я школа), по ул. Халтурина, 18 (пересечение ул. Горького), ул. Ленина, 169 (пересечение ул. 40 лет Октября), ул. Турчанинова, 209 (пересечение ул. Красноармейская).
В ходе обследования указанных объектов на остановочных пунктах «Олимп», «Черемушки», «Горпарк», «Родина» (2 остановочных пункта), «Автовокзал», «Поликиника взрослая» (2 остановочных пункта), пешеходных переходах по ул. Турчанинова, 209, установлены нарушения требований п. 5.10 СП 136.13330.2012 года «Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения (с изменением №1), ГОСТ Р 52875-2018 года «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования», выразившиеся в отсутствии направляющих указателей (тактильно-визуальное покрытие из плитки или полимерных материалов яркой контрастной окраски), обеспечивающих возможность инвалидам передвигаться в нужном направлении и предупреждать о приближении к препятствию.
Обследованием пешеходного перехода «МОБУ СОШ № 7 г. Лабинска» (ул. Турчанинова, 69) установлено нарушение требований п. 1 1.5 Таблицы 11.2а Свода Правил 42.13330 -2016 года «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», а именно отсутствие тротуара (нечетная сторона), подходов к пешеходному переходу, что препятствует в возможности и удобстве пользования конкретным пешеходным переходом.
На остановочном пункте «Черемушки» при выходе на тротуар (пешеходную дорожку), отсутствует занижение бортового камня, который размещен не в одном уровне с поверхностью пешеходного пути (тротуара), что является нарушением требований п. 5.4.1.5 ОДМ 218.2.007-2011 года «Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства».
Нарушение требований п. 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2019г. «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», наличии на пешеходном переходе дорожных знаков особых предписаний 5.19.1(2) «пешеходный переход» без световозвращающей флуоресцентной пленки желто-зеленого цвета установлены на пешеходных переходах но ул. Турчанинова, 209 (4 шт.), ул. Ленина - ул. 40 лет Октября (4 шт.), ул. Ленина - ул. Константинова (16 шт.), ул. Международная 120 (4 шт.), ул. Халтурина - ул. Горького (4 шт.)
Также установлены нарушения требований п. 5.6.29 ГОСТ Р 52289-2019г. «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», выразившиеся в отсутствии дорожных знаков особых предписаний 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» на остановочных пунктах «Олимп» (2 шт.), «Черемушки» (2 шт.), «Горпарк» (2 шт), «Автовокзал» (4 шт.), «Поликлиника взрослая» (4 шт.).
Указанные обстоятельства нарушают требования ст. 15 Закона № 181-ФЗ, а также препятствуют безопасности дорожного движения на территории Лабинского городского поселения.
Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон № 181-ФЗ) определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Статьей 15 Закона № 181-ФЗ установлена обязанность органов местного самоуправления по обеспечению условий доступности для инвалидов.
В соответствии со ст. 4 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 года №1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае», принятым во исполнение положений Закона № 181-ФЗ, объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, указанные в статье 3 настоящего Закона, должны обустраиваться и оснащаться в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации, предназначенными для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан.
В связи с выявленными нарушениями законодательства главе администрации Лабинского городского поселения Лабинского района 23.03.2023 года внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, о безопасности дорожного движения, которое рассмотрено и удовлетворено, 1 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, однако администрацией Лабинского городского поселения достаточных мер, направленных на устранение нарушений законодательства, не принято.
Согласно ответу администрации Лабинского городского поселения от 19.04.2023 № 1906/01-21, работы по устранению нарушений в части размещения бортового камня не в одном уровне с поверхностью пешеходного пути (тротуара) на остановочном пункте «Черемушки» и по укладке тактильной плитки на остановочных пунктах «Олимп», «Черемушки», «Горпарк», «Родина» (2 остановочных пункта), «Взрослая поликлиника (2 остановочных пункта), пешеходных переходах по ул. Турчанинова, д. 209, не проведены.
Также не приняты меры к устранению нарушений, выразившихся в отсутствии на пешеходном переходе дорожных знаков особых предписаний 5.19.1 (2) «пешеходный переход» без световозвращающей флуоресцентной пленки желто-зеленого цвета на пешеходных переходах по ул. Турчанинова, 209 (4 шт.), ул. Ленина — ул. 40 лет Октября (4 шт.), ул. Ленина — ул. Константинова (16 шт.), ул. Международная 120 (4 шт.), ул. Халтурина — ул. Горького (4 шт.), а также отсутствии дорожных знаков особых предписаний 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» на остановочных пунктах «Олимп» (2 шт.), «Черемушки» (2 шт.), «Горпарк» (2 шт.), «Автовокзал» (4 шт.), «Поликлиника взрослая» (4 шт.).
Кроме того, в ходе ранее проведенной в октябре 2022 года проверке соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности администрации Лабинского городского поселения установлено, что вблизи пешеходных переходов по ул. Ленина, 158, и ул. Ленина, 169, ул. Турчанинова, 69 в нарушение п. 5.1.10 требований СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» не обеспечена устройством тактильно-контрастных наземных указателей по ГОСТ Р 52875 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования» или изменением фактуры поверхности пешеходного пути с подобными характеристиками.
В этой связи 05.10.2022 года главе администрации Лабинского городского поселения Лабинского района внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, которое рассмотрено и удовлетворено, однако указанные нарушения не устранены, что подтверждается также информацией администрации Лабинского городского поселения от 29.03.2023 года № 1445/01-21.
Выявленные нарушения являются недопустимыми, поскольку в результате бездействия должностных лиц администрации Лабинского городского поселения нарушаются права граждан, в том числе инвалидов, что сказывается на состоянии законности в рассматриваемых сферах правоотношений.
На основании статьи 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это действие противоречит закону или нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Представитель ответчика - администрации Лабинского городского поселения Лабинского района - Мальцева С.С., действующая на основании доверенности предоставила в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя ответчика, в представленном отзыве на исковое заявление, по существу заявленных требования, пояснила, что занижения бортового камня и оборудования направляющих указателей (тактильно-визуальное покрытие из плитки или полимерных материалов яркой контрастной окраски), обеспечивающих возможность инвалидам передвигаться в нужном направлении на остановочных пунктах «Олимп», «Черемушки», «Горпарк», «Родина» (2 остановочных пункта), «Взрослая поликлиника» (2 остановочных пункта), пешеходных переходах по ул. Турчанинова, 209 сообщаем, что силами специализированной организации до конца 2023 года будут проведены работы по устранению нарушения в части размещения бортового камня не в одном уровне с поверхностью пешеходного пути (тротуара) на остановочном пункте «Черемушки» и по укладке тактильной плитки на других вышеуказанных объектах. На остановочном пункте «Автовокзал» и пешеходном переходе по ул. Халтурина, 18 тактильная плитка и дорожные знаки 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» будут оборудованы при производстве работ по капитальному ремонту автомобильной дороги по ул. Халтурина от ул. Красная до ул. Победы в 2023 году. Так как, в настоящее время ведутся работы по разработке проектносметной документации на ремонт автомобильной дороги «Подъезд к мостовому переходу ч/з реку Лаба», км. 0+290, расположенного в г. Лабинске Лабинского района Краснодарского края и Кошехабльском районе республики Адыгея, ориентировочный срок окончания разработки проектно-сметной документации до конца 2023 года. После проведения работ по разработки проектно-сметной документации на вышеуказанный объект будет подготовлена проектно-сметная документация на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги ул. Международная от ул. Красная в сторону с. Вольное, которая в целях комплексного подхода и рациональности использования ресурсов, совместно с документацией на автомобильную дорогу «Подъезд к мостовому переходу ч/з реку Лаба», км. 0+290 будет направлена в министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края для софинансирования расходных обязательств. Ориентировочный срок подачи документов - до конца 2024 года. Пешеходный переход по ул. Международная будет оборудован, согласно нормативным документам, тактильной плиткой и соответствующим понижением перед переходом на тротуар при реконструкции данной автомобильной дороги. Выполнение работ по ремонту вышеуказанного пешеходного перехода до выполнения мероприятий по ремонту автомобильной дороги «Подъезд к мостовому переходу ч/з реку Лаба», км. 0+290 и реконструкции автомобильной дороги по ул. Международная администрация считает нецелесообразной.
Кроме того, строительство тротуара по ул. Турчанинова (нечетная сторона) в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.10.2015 года № 965 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края» на 2022 - 2023 годы прием заявок осуществляется: - на выполнение работ по капитальному ремонту (ремонту) асфальтобетонных автомобильных дорог, по которым имеются указания или поручения Президента Российской Федерации, и (или) главы администрации (губернатора) Краснодарского края об осуществлении данных работ; - на завершение работ по капитальному ремонту (ремонту) асфальтобетонных автомобильных дорог общего пользования местного значения; - на выполнение работ по капитальному ремонту асфальтобетонных дорог общего пользования местного значения.
Следовательно, участие объекта «Ремонт тротуара», г. Лабинск, ул. Турчанинова (нечетная сторона), в 2023 году не представляется возможным.
Однако, в случае объявления отбора на капитальный ремонт тротуаров, заявка, в том числе на вышеуказанный объект, будет подана в соответствии с установленными требованиями. По вопросу оборудования пешеходных переходов и остановочных пунктов, указанных в исковом заявлении, техническими средствами организации дорожного движения (далее - ТСОДД) согласно настоящего ГОСТ Р 52289-2019 года, в настоящее время резервные знаки 5.19.1(2) «Пешеходный переход» и 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» отсутствуют. Кроме того, администрацией Лабинского городского поселения Лабинского района до конца 2023 года планируется заключить муниципальный контракт на поставку товаров (дорожные знаки). При поставке ТСОДД указанные в исковом заявлении нарушения будут устранены. Ориентировочный срок выполнения работ до конца 2024 года.
Таким образом, в кротчайшие сроки и в полном объеме исполнить требования указанные в заявлении в настоящее время администрация не имеет возможности, поскольку выполнения вышеуказанных требований требует значительного финансирования и время.
Тем не менее, исковые требования Лабинского межрайонного прокурора об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов и безопасности дорожного движения, администрация Лабинского городского поселения Лабинского района признает в полном объеме. Последствия признания исковых требований, в соответствии со статьей 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснены и понятны.
Признание иска принято судом, поскольку оно не противоречит закону и не ущемляет прав и интересов других лиц.
Согласно ст. 173 ГПК РФ, заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания. Суд разъясняет истцу, ответчику или сторонам последствия отказа от иска, признания иска или заключения мирового соглашения сторон.
В случае признания иска ответчиком и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных требований без исследования других доказательств по делу. Учитывая, что признание иска ответчиками не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд принимает признание иска ответчиком и удовлетворяет исковые требования.
Согласно ч. 4.1 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Исходя из имущественного положения сторон, или других обстоятельств, суд вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения (ст. 203 ГПК РФ).
Согласно ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 203 настоящего Кодекса.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 18 апреля 2006 года № 104-0, основания для отсрочки (рассрочки) исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же рассрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
В соответствии со ст. ст. 9,139,140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Соответственно, отсутствие в бюджете муниципального образования денежных средств не освобождает администрацию муниципального образования Лабинский район от решения вопросов местного значения, отнесенных к ее компетенции, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
В соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определёнными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Согласно ч. 3 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Таким образом, доводы, положенные в основу ходатайства представителя ответчика - администрации Лабинского городского поселения Лабинского района - Мальцевой С.С., подтверждающие невозможность в кротчайшие сроки и в полном объеме исполнить требования истца, указанные в исковом заявлении, подтвердились в судебном заседании и подлежат удовлетворению, поскольку выполнения указанных в исковом заявлении требований истца, потребуют от ответчика значительного финансирования и время. Ориентировочный срок выполнения ответчиком, всех указанных истцом работ до конца 2024 года.
При таких обстоятельтсвах суд принимает решение об удовлетворении исковых требований Лабинского межрайонного прокурора в полном объеме с отсрочкой исполения решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
принять признание иска ответчиком – администрацией Лабинского городского поселения Лабинского района и удовлетворить исковые требования Лабинского межрайонного прокурора об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, о безопасности дорожного движения в порядке ст. 45 ГПК РФ.
Обязать администрацию Лабинского городского поселения Лабинского района установить на остановочных пунктах «Олимп», «Черемушки», «Горпарк», «Родина» (2 остановочных пункта), «Автовокзал», «Поликлиника взрослая» (2 остановочных пункта), пешеходных переходах по ул. Турчанинова, 209, направляющие указатели (тактильно-визуальное покрытие из плитки или полимерных материалов яркой контрастной окраски) в соответствии с п. 5.10 СП 136.13330.2012 года «Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения (с изменением № 1), ГОСТ Р 52875-2018 года «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования».
Обязать администрацию Лабинского городского поселения Лабинского района обустроить тротуар (нечетная сторона), подходы к пешеходному переходу «МОБУ СОШ № 7 г. Лабинска» (ул. Турчанинова, 69).
Обязать администрацию Лабинского городского поселения Лабинского района обустроить бортовой камень в одном уровне с поверхностью пешеходного пути (тротуара) и выполнить работы по укладке тактильной плитки на остановочном пункте «Черемушки» (ул. Турчанинова, д. 209).
Обязать администрацию Лабинского городского поселения Лабинского района установить на пешеходных переходах по ул. Турчанинова, 209 (4 шт.), ул. Ленина — ул. 40 лет Октября (4 шт.), ул. Ленина — ул. Константинова (16 шт.), ул. Международная 120 (4 шт.), ул. Халтурина —- ул. Горького (4 шт.), знаки особых предписаний 5.19.1(2) «пешеходный переход» со световозвращающей флуоресцентной пленки желто-зеленого цвета.
Обязать администрацию Лабинского городского поселения Лабинского района установить на остановочных пунктах «Олимп» (2 шт.), «Черемушки» (2 шт.), «Горпарк» (2 шт.), «Автовокзал» (4 шт.), «Поликлиника взрослая» (4 шт.) дорожные знаки особых предписаний 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса».
Обязать администрацию Лабинского городского поселения Лабинского района оборудовать наземные пешеходные переходы по ул. Ленина, д. 158, ул. Ленина, д. 169, ул. Турчанинова, д. 69 в г. Лабинске устройством тактильно-контрастных наземных указателей по ГОСТ Р 52875 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования» или изменением фактуры поверхности пешеходного пути с подобными характеристиками.
Отсрочить исполнение решения Лабинского городского суда Краснодарского края от 10 июля 2023 года принятого по гражданскому делу № 2-730/2023 по исковому заявлению Лабинского межрайонного прокурора к Администрации Лабинского городского поселения Лабинского района об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, о безопасности дорожного движения в порядке ст. 45 ГПК РФ до 09 января 2024 года после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Краснодарский краевой суд через Лабинский городской суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 14.07.2023 года
Председательствующий