ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7317/13 от 09.10.2014 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

 Дело № 2-7317/13

 Р Е Ш Е Н И Е

 и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

 09 октября 2014 года город Липецк

 Советский районный суд города Липецка Липецкой области в составе

 председательствующего Лопатиной Н.Н.,

 с участием прокурора Юрицыной А.Ю.,

 при секретаре Михайловой М.О.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО8 к инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Липецка о восстановлении на работе, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,

 у с т а н о в и л:

 истица ФИО1 обратилась с иском к ответчику ИФНС России по Октябрьскому району г. Липецка о восстановлении на работе, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, указывая, что состояла с ответчиком в трудовых отношениях с ДД.ММ.ГГГГ г., работала в должности государственной гражданской службы старшего государственного налогового инспектора отдела регистрации и учета налогоплательщиков. ДД.ММ.ГГГГ её уведомили об изменении существенных условий труда в связи с передачей с ДД.ММ.ГГГГ г. в единый регистрационный центр всех видов регистрационных действий в отношении налогоплательщиков, а затем на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ она была уволена с государственной гражданской службы в связи с отказом от предложенной для замещения иной гражданской службы, по п.7 ч.1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий служебного контракта). Увольнение истица считает незаконным, поскольку нарушен установленный законом порядок: ей были предложены для замещения должности государственной гражданской службы с изменением её должностных обязанностей, поскольку, работая в должности старшего налогового инспектора отдела регистрации и учета налогоплательщиков, она выполняла должностные обязанности исключительно по регистрации налогоплательщиков. Ей же предлагалась иная должность, по ведению учета налогоплательщиков, поскольку функции регистрации налогоплательщиков были переданы в единый регистрационный центр. Поскольку имело место не изменение существенных условий труда, а упразднение должности, по которой она ранее работала, то её увольнение произведено незаконно, в связи с чем истица просит восстановить её в ранее занимаемой должности, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула, и компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

 В судебном заседании истица и её представитель адвокат Егорова О.И. поддержала заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.

 Представители ответчика ФИО2 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ иск не признали, указывая, что необходимость изменения существенных условий труда была вызвана изменениями в организации труда: с ДД.ММ.ГГГГ г. все виды регистрационных действий в отношении налогоплательщиков, физических и юридических лиц, переданы в единый регистрационный центр на базе межрайонной ИФНС №№, истицу своевременно предупреждали об изменениях существенных условий труда, она отказалась от продолжения работы в новых условиях, в то время как никаких существенных изменений её трудовых функций не произошло. Истица ранее работала в отделе по регистрации и учету налогоплательщиков, ей была предложена та же должность старшего налогового инспектора отдела учета налогоплательщиков, от которой она отказалась.

 Выслушав объяснения сторон, их представителей, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в иске отказать полностью, суд приходит к следующему.

 Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ №№ ФИО1 принята на должность старшего государственного налогового инспектора отдела регистрации и учета налогоплательщиков в ИФНС России по Октябрьскому району г. Липецка. Указанные обстоятельства подтверждаются приказом о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ, служебным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ № № должностным регламентом старшего государственного налогового инспектора отдела регистрации и учета налогоплательщиков в ИФНС России по Октябрьскому району г. Липецка с подписью истицы об ознакомлении с ним, записями в трудовой книжке истицы.

 Приказом от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт с истицей был расторгнут и она была уволена с гражданской службы в связи с отказом гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменениями существенных условий служебного контракта (п.7 ч.1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Указанный приказ истица оспаривает

 Согласно ст. 11 ТК РФ трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. На государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

 В соответствии со ст. 28 ТК РФ особенности применения норм Трудового Кодекса к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим устанавливаются федеральными законами.

 Как следует из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", исходя из статьи 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

 Согласно Положению о Федеральной налоговой службе, утвержденному постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506, Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах… Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.

 Согласно должностному регламенту старшего государственного налогового инспектора отдела регистрации и учета налогоплательщиков в ИФНС России по Октябрьскому району г. Липецка, должность, которую замещает истица, является федеральной государственной гражданской службой и относится к категории «специалисты» старшей группы.

 Согласно п.7 ч.1 ст.33 Федерального Закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются: отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (статья 29 настоящего Федерального закона).

 В соответствии со ст.29 ФЗ «О государственной гражданской службе» в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта. Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения. Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы. В случае письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

 Судом установлено, что приказом заместителя руководителя ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ поручено УФНС России по субъектам Российской Федерации создание единых центров регистрации (ЕЦР), в целях обеспечения единообразных подходов к процедуре регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также оптимизации и совершенствования структуры налоговых органов. На основании данного приказа руководителем УФНС по Липецкой области издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ № № «О структуре инспекции ФНС по Октябрьскому району г. Липецка», которым с ДД.ММ.ГГГГ утверждена новая структура ИФНС по Октябрьскому району г. Липецка в связи с передачей функций регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в ЕЦР, созданный на базе МИФНС №№ по Липецкой области. В новой структуре ИФНС по Октябрьскому округу г. Липецка вместо отдела регистрации и учета налогоплательщиков создан отдел учета налогоплательщиков.

 На основании приказа и.о. начальника ИФНС России по Октябрьскому району г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ № №, отдел регистрации и учета налогоплательщиков переименован на отдел учета налогоплательщиков. Как следует из штатного расписания, введенного в действие с ДД.ММ.ГГГГ, должность старшего государственного налогового инспектора, которую занимала истица, не сокращается.

 Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ истица предупреждена об изменении существенных условий служебного контракта. В уведомлении имеется подпись истицы, свою подпись истица не оспаривает.

 ДД.ММ.ГГГГ г. истице предложено продолжить служебную деятельность в новых условиях по служебному контракту на должности старшего государственного налогового инспектора отдела учета налогоплательщиков. В обоих случаях истица сообщила о своем несогласии на продолжение служебной деятельности в новых условиях, о чем свидетельствует её личная подпись.

 Приказом от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт с истицей был расторгнут и она была уволена с гражданской службы в связи с отказом гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменениями существенных условий служебного контракта (п.7 ч.1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Указанный приказ истица оспаривает, ссылаясь на то обстоятельство, что при изменении определенных сторонами существенных условий служебного контракта произошло изменения её должностных обязанностей, что законом допускается.

 Суд считает доводы истицы об изменении её должностных обязанностей необоснованными. Проанализировав должностные регламенты старшего государственного налогового инспектора отдела регистрации и учета налогоплательщиков, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, и старшего государственного налогового инспектора отдела учета налогоплательщиков, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу, что должностные обязанности государственных служащих являются идентичными. То обстоятельство, что истица, по её утверждению, выполняла обязанности только по регистрации налогоплательщиков без исполнения обязанностей по ведению учета, не свидетельствует о том, что в её должностные обязанности не входили функции по ведению учета налогоплательщиков. Как прямо следует из должностного регламента старшего государственного налогового инспектора отдела регистрации и учета налогоплательщиков ФИО1, с которым она была ознакомлена под роспись, в перечень государственных услуг, оказываемых этим государственным служащим, входит учет налогоплательщиков, ведение ЕГРН, ведение ЕГРЮЛ и предоставление содержащихся в нем сведений (раздел IV регламента). К обязанностям относится, в том числе, совмещение функций рабочего стола РМ4-7 (учет налогоплательщиков), РМ4-9 (государственная регистрация юридических лиц).

 Статья 84 Налогового кодекса РФ регламентирует порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц. Из анализа указанной правовой нормы следует, что учет налогоплательщиков – это форма налогового контроля, обеспечивающая формирование единой базы данных – Единого государственного реестра налогоплательщиков. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе выдается налогоплательщику-организации одновременно со свидетельством о государственной регистрации юридического лица (по принципу «одного окна»).

 Суд приходит к выводу, что в должностные обязанности истицы как старшего государственного налогового инспектора отдела регистрации и учета налогоплательщиков входили как обязанности регистрации налогоплательщиков, так и обязанности учета налогоплательщиков.

 Увольнение истицы по п.7 ч.1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» произведено в соответствии с законом, с соблюдение установленного порядка. Никакие права истицы не нарушены, порядок увольнения (своевременное предупреждение, гарантии при увольнении и т.д.) соблюден.

 При указанных обстоятельствах оснований для признания приказа об увольнении истицы незаконным и восстановления её на работе в прежней должности не имеется. Не имеется также оснований для взыскания заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.

 Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

 р е ш и л:

 в иске ФИО1 ФИО9 к инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Липецка о восстановлении на работе, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда – отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение месяца.

 Председательствующий

 Мотивированное решение изготовлено 14.10.2014