К делу № 2-731/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«19» декабря 2013 г. ст. Старощербиновская
Щербиновский районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего – судьи Деревянченко Н.В.,
Прокурора Зуй И.В., при секретаре Черновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Щербиновского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению муниципального образования Щербиновский район «Многофункциональный центр предоставления государственных (муниципальных) услуг» о понуждении к устранению нарушений законодательства о предоставлении государственных (муниципальных услуг), о доступности объектов для маломобильных граждан,
установил:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о понуждении к устранению нарушений законодательства о предоставлении государственных (муниципальных услуг), о пожарной безопасности и доступности объектов для маломобильных граждан, указывая, что в феврале-марте 2013 года прокуратурой района проводилась проверка исполнения требований федерального законодательства при представлении государственных (муниципальных) услуг в муниципальном бюджетном учреждении МО Щербиновский район «Многофункциональный центр предоставления государственных (муниципальных) услуг» (далее – МБУ «МФЦ»), расположенном в здании по адресу: <адрес>. В ходе указанной проверки выявлен ряд нарушений требований действующего законодательства. В целях устранения нарушений прокурором в адрес руководителя МФЦ ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений; руководитель привлечен к ответственности по ст. 9.13, ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ. При проведении проверки МБУ «МФЦ» в октябре 2013 года установлено, что некоторые из ранее выявленных нарушений федерального законодательства до настоящего времени не устранены: в нарушение п.п. 5.5.8 Свода правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» информационные обозначения, расположенные на входе в помещение МФЦ, содержащие сведения о наименовании учреждения, режиме работы и контактных телефонах, соответствующими рельефными знаками, позволяющими слабовидящим гражданам воспринять информацию, не продублированы; в нарушение ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.33 Правил противопожарного режима в РФ, требований п.4.1 ГОСТа 12.2.143.2009 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные» отсутствует проект на монтаж фотолюминесцентной эвакуационной системы, что не позволяет обеспечить надлежащую эвакуацию в случае пожара в помещении МФЦ, являющемся местом массового пребывания людей; в нарушение п.п.3, 6, 21, подп. «в» п.18 Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 года № 1376, требований ст.ст. 7.1, 17, ч.4 ст.21 Федерального Закона РФ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» у ответчика отсутствует автоматизированная информационная система многофункционального центра, подключаемая к единой системе межведомственного электронного взаимодействия; график (режим) работы ответчика не предусматривает возможность обращения заявителей за получением государственных и муниципальных услуг в вечернее время до 20 часов. Поскольку указанные нарушения нарушают права граждан, круг которых установить невозможно, прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ просил суд обязать ответчика устранить нарушения требований законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг, о пожарной безопасности, о защите социальных прав инвалидов, а именно: обеспечить МФЦ автоматизированной информационной системой многофункционального центра; обеспечить график (режим) работы МФЦ, предусматривающий возможность обращения заявителей за получением государственных и муниципальных услуг в вечернее время до 20:00 часов; продублировать информационные обозначения, расположенные на входе в помещение МФЦ, содержащие сведения о наименовании учреждения, режиме работы и контактных телефонах, соответствующими рельефными знаками; обеспечить наличие проекта на монтаж фотолюминесцентной эвакуационной системы в помещении МФЦ.
В ходе производства по делу исковые требования были уточнены. Постановлением Щербиновского районного суда от 19.12.2013 года в связи принятием отказа истца от части исковых требований прекращено производство по делу в части исковых требований об обязании ответчика обеспечить график (режим) работы МБУ «МФЦ», предусматривающий возможность обращения заявителей за получением услуг, предоставляемых в МФЦ, в вечернее время до 20 часов, а также обеспечить наличие проекта на монтаж фотолюминесцентной эвакуационной системы в помещении МБУ «МФЦ».
В судебном заседании прокурор Зуй И.В., указав на ненадлежащее исполнение ответчиком требований нормативных актов, в результате чего допускается нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, просил суд обязать МБУ «МФЦ» продублировать информирующие обозначения помещений внутри здания МФЦ рельефными знаками, размещаемыми рядом с дверью со стороны дверной ручки с креплением на высоте от 1,3 до 1, 4 м.; обеспечить МФЦ автоматизированной информационной системой многофункционального центра, пояснив, что исполнение такой обязанности возможно путем создания ответчиком необходимого программного продукта.
Представитель ответчика ФИО1 в суде признала исковые требования в части возложения на юридическое лицо обязанности продублировать информирующие обозначения помещений внутри здания МФЦ рельефными знаками, размещаемыми рядом с дверью со стороны дверной ручки с креплением на высоте от 1,3 до 1, 4 м, указав, что в бюджете на 2013 год не было заложено денежных средств на приобретение рельефных знаков, потребовалось время найти организацию, оказывающие услуги по изготовлению тактильной вывески, соответствующий договор заключен ДД.ММ.ГГГГ и услуги оплачены МБУ «МФЦ» за счет экономии денежных средств. В части возложения на МБУ «МФЦ» обязанности по обеспечению автоматизированной информационной системой многофункционального центра, отвечающей требованиям Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 года № 1376, иск не признала и пояснила, что разработка типовой АИС МФЦ осуществляется на основании контракта по результатам торгов, проводимых Управлением информатизации и связи Краснодарского края, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации согласно ведомственной целевой программы, утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 6.07.2012 года № 809. По сообщению Управления информатизации и связи Краснодарского края разработка типовой АИС МФЦ не завершена, ввод ее в опытную эксплуатацию на территории Краснодарского края планируется до конца 2013 года, внедрение – в 1 квартале 2014 года. На ответчика не возлагалась обязанность по созданию продукта АИС МФЦ, его внедрению; субсидий, субвенций для этих целей бюджетному учреждению не передавалось. Следовательно, исполнение такой обязанности ответчиком не возможно по причинам, независящим от юридического лица и его руководителя.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все собранные и исследованные в судебном заседании доказательства, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 15 Федерального Закона РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В соответствии со ст.6 Федерального закона РФ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил) являются обязательными для применения, в случае если они включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента "О безопасности зданий и сооружений".
Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-р, содержит СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", включая п.52-3.72 раздела 3 (п.76).
Пункт 5.5.8 СП 59.13330.2012 "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605), содержание которого соответствует в целом п.3.61 СНиП 35-01-2001, предусматривает, что информирующие обозначения помещений внутри здания должны дублироваться рельефными знаками и размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки и крепиться на высоте от 1,3 до 1,4 м.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Щербиновского района, установлено, что в МБУ «МФЦ» в нарушение указанных требований отсутствует дублирующее рельефными знаками информирующее обозначение помещения внутри здания, что нарушает права неопределенного круга лиц. Указанное обстоятельство не отрицается ответчиком и подтверждено исследованными судом доказательствами.
Следовательно, исковые требования в этой части законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
В МБУ «МФЦ» не установлена автоматизированная информационная система многофункционального центра (АИС МФЦ), отвечающая требованиям Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 года № 1376, что подтверждено результатами проверки и не отрицается ответчиком.
В соответствии с п.п.5, 6 ст.2 Федерального Закона РФ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 года многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - российская организация независимо от организационно-правовой формы, отвечающая требованиям, установленным указанным Федеральным законом, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу "одного окна"; под предоставлением государственных и муниципальных услуг в электронной форме понимается предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, а также использование универсальной электронной карты, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. Согласно ч.2 ст. 16 Федерального Закона РФ № 210-ФЗ при реализации своих функций многофункциональные центры вправе получать от органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, такие документы и информацию, в том числе с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры.
Вопреки утверждению истца, ни ст. 16 Федерального Закона РФ № 210-ФЗ, определяющая функции, права, обязанности и ответственность многофункционального центра, иные нормы указанного закона, ни Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденные Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 N 1376, не возлагают на МФЦ обязанность разработки и внедрения АИС МФЦ, а предусматривают, что в МФЦ обеспечивается функционирование АИС МФЦ (пп. «а» п.3 Правил); автоматизированная информационная система многофункционального центра подключается к единой системе межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия" на безвозмездной основе (п.6 Правил); определяют, что МФЦ используют АИС МФЦ, отвечающую требованиям, указанным в п.п.21, 22 названных Правил.
Функции оператора автоматизированной информационной системы многофункциональных центров согласно п.п «д» п.25 названных Правил относятся к функциям уполномоченного многофункционального центра, определенного решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Ответчик в качестве уполномоченного многофункционально центра не назначался.
Использование информационно-телекоммуникационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг регламентировано главой 5 Федерального Закона РФ № 210-ФЗ. В соответствии с ч.1 ст.19 Федерального Закона РФ № 210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе взаимодействие органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг или организующих предоставление государственных и муниципальных услуг, и заявителей, осуществляется на базе информационных систем, включая государственные и муниципальные информационные системы, составляющие информационно-технологическую и коммуникационную инфраструктуру.
Согласно ст.2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" под информационной системой понимается "совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств"; оператор информационной системы это гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных. Частью 2 ст.12 Федерального закона РФ N 149-ФЗ предусмотрено, что государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями участвуют в разработке и реализации целевых программ применения информационных технологий; создают информационные системы и обеспечивают доступ к содержащейся в них информации на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации.
Согласно Закону Краснодарского края от 1 июля 2008 года N 1517-КЗ "Об информационных системах и информатизации Краснодарского края" информационная система, созданная, приобретенная и (или) накапливаемая с привлечением средств бюджета Краснодарского края, а также иным установленным законом способом, относится к государственной информационной системе Краснодарского края, является собственностью Краснодарского края; уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в сфере информатизации осуществляет реализацию региональной политики в сфере информатизации, в том числе организует выполнение мероприятий государственных программ Краснодарского края в сфере информатизации; выполняет функции государственного заказчика по закупкам товаров, работ и услуг в сфере информатизации, в том числе является государственным заказчиком проектов информатизации в рамках государственных программ Краснодарского края в сфере информатизации ( ст.2, ч.5 ст.8, ст.6).
Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию проектов, направленных на становление информационного общества в субъектах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 июня 2012 г. N 560, предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, прошедшим конкурсный отбор, на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по реализации проектов, предусмотренных в рамках региональных программ, направленных на становление информационного общества в субъектах Российской Федерации.
Согласно Порядку конкурсного отбора на право получения субсидий субъектами Российской Федерации и методики оценки заявок субъектов Российской Федерации по проектам, направленным на становление информационного общества в субъектах Российской Федерации", утвержденному Приказом Минкомсвязи России от 19.08.2013 N 215, приоритетными направлениями реализации проектов, предусмотренных в рамках региональных программ, направленных на становление информационного общества в субъектах Российской Федерации, являются: повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в МФЦ посредством внедрения автоматизированной информационной системы; обеспечение возможности получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Как следует из ведомственной целевой программы "Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Краснодарском крае" на 2012 - 2013 годы, утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 6 июля 2012 г. N 809, принятой с целью реализации положений Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", осуществление разработки и внедрения типового программного продукта по комплексной автоматизации работы МФЦ осуществляется за счет средств краевого бюджета; субъектом бюджетного планирования является Управление информатизации и связи Краснодарского края (орган исполнительной власти Краснодарского края, задачи, функции и полномочия которого определены "Положением об Управлении информатизации и связи Краснодарского края", утвержденным Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.01.2011 N 5).
По сообщению Управления информатизации и связи Краснодарского края от 4.12.2013 года, разработка типовой АИС МФЦ не завершена, ввод ее в опытную эксплуатацию на территории Краснодарского края планируется до конца 2013 года, внедрение – в 1 квартале 2014 года.
Следовательно, на МБУ «МФЦ» не может быть возложена обязанность обеспечить себя автоматизированной информационной системой, отвечающей требованиям законодательства.
Истец не лишен права предъявить соответствующий иск к надлежащему ответчику, на которого возложена обязанность разработки, внедрения АИС МФЦ и ее предоставление для использования МБУ «МФЦ».
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковое заявление прокурора Щербиновского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению муниципального образования Щербиновский район «Многофункциональный центр предоставления государственных (муниципальных) услуг» о понуждении к устранению нарушений законодательства о предоставлении государственных (муниципальных услуг), о доступности объектов для маломобильных граждан – удовлетворить частично.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования Щербиновский район «Многофункциональный центр предоставления государственных (муниципальных) услуг» продублировать информирующие обозначения помещений внутри здания рельефными знаками, размещаемыми рядом с дверью со стороны дверной ручки с креплением на высоте от 1,3 до 1, 4 м.
В удовлетворении исковых требований в остальной части – отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Щербиновский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 24.12.2013 года.
Судья: Н.В. Деревянченко
Решение вступило в законную силу 28.01.2014
Согласовано
Судья Щербиновского районного суда
Деревянченко Н.В.