ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-731/2016 от 15.07.2016 Кушвинского городского суда (Свердловская область)

Решение в окончательной форме изготовлено 15.07.2016

Дело № 2-731/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 июля 2016 года Город Кушва.

Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Пшонки О.А.,

при секретаре Овчаровой Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Кушвы Свердловской области в интересах ФИО5 к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» и Территориальному исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Кушве о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей-сирот,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Кушвы обратился в суд с исковым заявлением в интересах ФИО5 к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» (далее – Фонд) и Территориальному исполнительного органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Кушве (далее – УСП МСП по г. Кушве) о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей-сирот.

В обоснование иска прокурор г. Кушвы указал, что в ходе проверки соблюдения жилищных прав лиц из числа детей-сирот, установлено, что ФИО5 является лицом указанной категории.

Ее мать ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отцовство юридически не установлено.

Приказом УСП МСП СО по г. Кушве от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 принята на учет для целей предоставления жилых помещений для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Свердловской области.

До настоящего времени жилье ФИО5 не предоставлено, собственных средств на покупку жилья он не имеет.

Просит обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести для ФИО5 жилое помещение в Городском округе Верхняя Тура Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и распределить жилое помещение ФИО5; обязать Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» приобрести (построить, реконструировать) и предоставить жилое помещение в Городском округе Верхняя Тура не ниже установленных социальных норм с последующим заключением договора найма специализированного жилья на предоставленное жилое помещение с ФИО5; обязать ТОИОГВ СО – УСП МСП СО по г. Кушве после поступления договора найма обеспечить его подписание с ФИО5

В судебном заседании помощник прокурора г. Кушвы Свердловской области Певцова Т.Х. исковые требования поддержала в полном объеме и привела те же доводы.

Истец ФИО5 исковые требования прокурора г. Кушва, поддержала, просила их удовлетворить. Суду пояснила, что после смерти мамы, которая была матерью-одиночкой, она воспитывалась опекуном, у которой сейчас и проживает. Она состоит на учете для предоставления жилья как лицо из числа детей-сирот, но жилье ей не предоставлено. Жилого помещения по договору социального найма либо в собственности не имеет, средств для приобретения собственного жилья у нее нет.

Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, направив отзыв, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие и в удовлетворении исковых требований отказать, указав в обоснование своих возражений, что ФИО5 поставлена на учет для целей предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области. Право истца на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фона по договору найма специализированно жилого помещения не нарушено, так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действующим законодательством не предусмотрено обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке. В случае удовлетворения заявленных требований в первоочередном порядке вне установленного списка, будут нарушены права иных граждан, у которых право на предоставление жилого помещения возникло раньше, чем у истца, но не было реализовано в силу ограниченности бюджетных ассигнований на данные цели /л.д. 25-28/.

Представитель ответчика Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие /л.д. 52-54/, в представленном суду отзыве на исковое заявление указала, что на основании приказа УСП МСП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 принята на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области. Полагает, что права истца не нарушены, так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действующим законодательством не предусмотрено обеспечение данной категории граждан жильем во внеочередном порядке. В случае удовлетворения заявленных требований в первоочередном порядке вне установленного списка, будут нарушены права иных граждан, у которых право на предоставление жилого помещения возникло раньше, чем у истца, но не было реализовано в силу ограниченности бюджетных ассигнований на данные цели. Для исполнения обязанностей по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, в том числе ФИО5, в случае удовлетворения иска, Фондом в 2017-2018 годах при условии выделения дополнительных бюджетных ассигнований будет продолжена работа по проведению электронных аукционов на приобретение (строительство) жилых помещений, расположенных на территории Кушвинского городского округа. В удовлетворении исковых требований просит отказать, а в случае их удовлетворения, установить разумный срок для исполнения возложенных судом обязанностей – до ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 36-41/.

Ответчик УСП МСП по г. Кушве также просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя /л.д. 57/, в направленных в суд письменных отзывах на исковое заявление указал, что ФИО5 является лицом из числа детей-сирот в связи со смертью одинокой матери. ФИО5 была принята на учет для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области. В сводном списке граждан, состоящих на учете для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, она значится под . Право на обеспечение жилым помещением возникло у ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ. Истцом не предоставлено доказательств того, что Управление каким-либо образом нарушило право на обеспечение ФИО5 жильем. Функции УСП по г. Кушве по своей сути заключаются в констатации предусмотренных федеральным законом оснований для реализации лиц конкретной категории права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Процедура заключения договоров найма специализированного жилищного фонда Свердловской области установлена Порядком предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Указанный порядок четко определяет функции УСП, от исполнения данных функций они не отказываются, однако до настоящего времени в Управление социальной политики договор найма специализированного жилого помещения для заключения его с истцом не поступал. Перед ФИО5 у УСП МСП по г. Кушве обязательств нет, следовательно, ее права не нарушены. В связи с внесением изменений в ст. 18 Закона Свердловской области от 22.03.2006 № 17-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области» вынесение решений с указанием конкретной территории предоставления жилого помещения препятствует дальнейшей реализации жилищных прав указанных лиц. Просит в удовлетворении иска прокурора г. Кушва у УСП МСП по г. Кушве отказать /л.д. 32, 56-57/.

В соответствии с ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков.

Заслушав участвующего в деле прокурора и истца, изучив письменные доводы ответчиков, изложенные в отзывах на исковое заявление, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Условия реализации права граждан на жилище регламентируются в нормативных актах, регулирующих непосредственно жилищные правоотношения.

Согласно п. 8 ч.1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ст. 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 указанного Кодекса, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (ст. 5 указанного Федерального закона).

Программой по реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Свердловской области на 2011 – 2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 16.11.2011 № 1575-ПП установлено, что ответственным за обеспечение жильем граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства».

В силу п.п. 2, 5 постановления Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 84-ПП, утвердившего «Порядок обеспечения в 2011-2015 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета», главным распорядителем средств бюджета Свердловской области для обеспечения жильем указанной категории лиц является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (ранее Министерство строительства и архитектуры Свердловской области). Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, согласно п.п. 3, 4, 5 указанного Порядка является государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства».

Постановлением Правительства Свердловской области от 16.04.2013 № 491-ПП «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определен исчерпывающий перечень уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с подп. 1 п. 1 вышеуказанного постановления уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по приобретению жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот, по принятию решений о предоставлении таким детям жилых помещений и заключение с ними договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении Фонда жилищного строительства, по содержанию жилых помещений для указанной категории детей определено Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.

На Министерство социальной политики Свердловской области возложены полномочия, в том числе, по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области (подп. 3 постановлением Правительства Свердловской области от 16.04.2013 № 491-ПП).

Согласно п. 2 вышеназванного постановления приобретение о содержание жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств областного бюджета, выделяемых государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в установленном порядке.

Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП во исполнение Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ утвержден Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Порядок приобретения жилых помещений) и Порядок предоставления им жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области (далее – Порядок предоставления жилых помещений).

Порядком приобретения жилых помещений установлено, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (п.3).

Согласно п.п. 4, 5 указанного Порядка получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства». Средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения жильем детей-сирот, преимущественно направляются на приобретение (строительство, реконструкцию) жилых помещений, свободных от обязательств, в жилых домах, введенных в эксплуатацию в текущем или предшествующем финансовом году, и участие в завершении строительства жилых домов на территориях муниципальных образований в Свердловской области с учетом расчетной стоимости жилого помещения.

Жилые помещения для детей-сирот, приобретенные в областную собственность, зачисляются приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области после регистрации права собственности Свердловской области и права оперативного управления Фонда (п. 9 указанного Порядка).

Согласно Порядку предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения государственного специализированного жилищного фонда, зачисленные в управление фонда Свердловской области предоставляются детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по договорам найма специализированных жилых помещений однократно (п. 3).

В соответствии с п. 4 данного Порядка, учет детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области - управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области, которые в срок до 05 июля года, предшествующего планируемому, предоставляют в Фонд предварительный список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. В приказах Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области указывается фамилия, имя, отчество гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адрес и общая площадь предоставляемого жилого помещения (п. 7).

Согласно п. 8 Порядка предоставления жилых помещений, приказы Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения с детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений.

Уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд жилищного строительства, который на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет их в Управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения. Подписанные экземпляры договоров найма специализированных жилых помещений возвращаются в Фонд. Срок действия договоров найма специализированных жилых помещений составляет пять лет (п. 9).

Согласно свидетельству о рождении и справки о рождении ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ее матерью является ФИО1 /л.д. 6-7/.

Мать истца – ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти /л.д. 8/.

Постановлением Главы администрации г. Верхняя Тура от ДД.ММ.ГГГГ над ФИО5 установлена опека в связи с тем, что ее мать погибла, отец юридически отсутствует, опекуном назначена тетя ФИО4 За ФИО5 закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> /л.д. 9/.

Постановлением Главы Городского округа Верхняя Тура от ДД.ММ.ГГГГ пункт вышеуказанного постановления о закреплении за ФИО5 жилого помещения исключен, поскольку комната в общежитии сдана для дальнейшего распределения /л.д. 11/.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено и не оспаривалось сторонами, что ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот, право пользования каким-либо жилом помещением у нее отсутствует.

Постановлением Главы Муниципального образования Городской округ Верхняя Тура от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 принята на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий и включена в первоочередной список /л.д. 10/.

На основании приказа УСП МСП СО по г. Кушве -о от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принята на учет для целей предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Свердловской области /л.д. 12/.

Согласно Уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ сведения о правах ФИО5 на объекты недвижимого имущества по Свердловской области отсутствуют /л.д. 29/.

По информации СОГУП «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» филиал «Кушвинское бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ данные о том, что ФИО5 является собственником недвижимого имущества в информационной базе отсутствуют /л.д. 30, 33/.

Таким образом, истец достигла 18 лет, является лицом из числа детей-сирот и в таком качестве принята на учет для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда, какое-либо жилое помещение на условиях социального найма, праве собственности у ФИО5 отсутствует.

Все представленные доказательства отвечают требованиям относимости и допустимости, не противоречивы, взаимно дополняют друг друга и в своей совокупности позволяют суду прийти к выводу о том, что у ФИО5 возникло право на получение жилого помещения как лицу из числа детей-сирот.

В судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиками, что ФИО5 жилое помещение до настоящего времени не предоставлено, что привело к нарушению ее прав, гарантированных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей».

Доводы ответчиков Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и Фонда жилищного строительства, приведенные в отзывах на исковое заявление, суд расценивает как несостоятельные, поскольку законом право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения не поставлено в зависимость от обеспечения жильем впереди стоящих других очередников. Нарушенное право на обеспечение жилым помещением подлежит защите независимо от списка очередников. Иные лица, если их права нарушены, также не лишены возможности защитить свои права в судебном порядке.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в соответствии с указанными выше нормами, обязанность по обеспечению жилым помещением специализированного жилого фонда должна быть возложена на Фонд жилищного строительства и Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.

При этом суд не находит оснований для установления срока исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, о чем заявляет ответчик Фонд жилищного строительства со ссылкой на то, что необходим длительный период времени для проведения аукционов, заключения государственных контрактов на строительство (приобретение) квартир со сроком исполнения таких контрактов не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Предоставление гражданам жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от проведения мероприятий по приобретению жилых помещений либо их строительству, сроков данных мероприятий и от размера финансирования органа, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список. Истец относится к особой категории граждан, подлежащих государственной защите, поскольку является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет жилья, где бы мог постоянно проживать, в связи с чем вынужден жить в детском доме, у родственников. В связи с этим суд исходит из того, что судебный акт подлежит исполнению после его вступления в законную силу, а установление иного, более длительного срока исполнения судебного решения, может стать инструментом затягивания его реального исполнения, что будет противоречить не только общим целям правосудия, но и нарушать права истца, гарантированные ему Конституцией Российской Федерации.

Приведенные в отзыве на исковое заявление доводы ответчика УСП МСП по г. Кушве об отсутствии обязательств перед ФИО5 по обеспечению подписания договора, поскольку жилье для нее еще не приобретено, отклоняются судом как необоснованные.

Согласно п. 9 Порядка предоставления жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд жилищного строительства. Фонд в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения. Подписанные экземпляры договоров найма специализированных жилых помещений возвращаются в Фонд в течение 5 рабочих дней от даты подписания их детьми-сиротами.

Таким образом, указанным постановлением определены функции каждого из государственных органов в вопросе обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Руководствуясь указанной правовой нормой, суд приходит к выводу о том, что на УСП МСП СО по г. Кушве лежит обязанность после получения договора найма специализированных жилых помещений из Фонда жилищного строительства обеспечить его подписание с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и возвратить обратно в Фонд. Данная обязанность УСП является составной частью процедуры предоставления жилья детям-сиротам, определенной областным Правительством в указанных выше нормативных актах. Даже, несмотря на то, что исполнение решения УСП отложено на неопределенный срок, оно участвует в разработанной процедуре обеспечения жильем сирот, обеспечивая подписание договоров и своевременный их возврат в Фонд. Без возложения на ответчика такой обязанности исполнение судебного решения об обеспечении истца жильем будет затруднено.

В связи с этим исковые требования прокурора г. Кушвы в части возложения на УСП МСП по г. Кушве обязанности обеспечить подписание с ФИО5 договора найма специализированного жилого помещения также подлежат удовлетворению.

При этом доводы УСП МСП по г. Кушве о том, что указание в решении конкретной территории предоставления жилого помещения будет препятствовать реализации жилищных прав истца, основаны на неверном толковании закона. Статья 18 Закона Свердловской области от 22.03.2006 № 17-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области» (в новой редакции) регламентирует лишь действия органа опеки и попечительства по передачи учетных дел в случае изменения места жительства лица, который состоит на учете для целей предоставления жилья. Вместе с тем, порядок предоставления жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остался прежним. В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение специализированного жилого фонда предоставляется по месту жительства лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Местом жительства ФИО5 является город Верхняя Тура.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора г. Кушвы Свердловской области в интересах ФИО5 к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» и Территориальному исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Кушве о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей-сирот удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести для ФИО5 жилое помещение в Городском округе Верхняя Тура Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения как лицу из числа детей-сирот, и распределить жилое помещение ФИО5.

Обязать Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» приобрести (построить, реконструировать) и предоставить ФИО5 жилое помещение в Городском округе Верхняя Тура Свердловской области не ниже установленных социальных норм с последующим заключением с нею договора найма специализированного жилья на предоставленное жилое помещение.

Обязать Территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Кушве после поступления договора найма специализированного жилого помещения, подготовленного Государственным казенным учреждением Свердловской области «Фонд жилищного строительства», обеспечить подписание данного договора ФИО5.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Кушвинский городской суд Свердловской области.

Судья Пшонка О.А.