ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-732/2016 от 03.11.2016 Анивского районного суда (Сахалинская область)

Дело № 2-732/2016/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 ноября 2016 года г. Анива

Анивский районный суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Нужного И.В.,

с участием прокурора Ляпиной Е.В.,

при секретаре Исаевой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Анивского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 4 с. Таранай» о возложении обязанности провести энергетическое обследование,

установил:

07 октября 2016 года прокурор Анивского района обратился в суд с вышеуказанным иском, указав в нем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

По результатам проверки в деятельности МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 с. Таранай» выявлены нарушения требований Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно – до настоящего времени в учреждении не проведено энергетическое обследование и не получен энергетический паспорт. Проведение энергетического обследования позволит разработать перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки, в результате которых будет снижена угроза уменьшения температуры в помещениях образовательной организации в период отопительного сезона ниже значений, при которых возможен нормальный рабочий процесс без ущерба здоровью людей.

Изложив в иске указанные обстоятельства, прокурор Анивского района просит обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 с. Таранай» провести энергетическое обследование в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Представитель прокуратуры Анивского района Ляпина Е.В. в судебном заседании поддержала исковые требования по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель ответчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4 с. Таранай» - директор ФИО1 в судебном заседании исковые требования признал, просил установить срок проведения энергетического обследования до 01 марта 2017 года.

Выслушав пояснения представителя прокуратуры Ляпиной Е.В. представителя ответчика ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Исходя из положений статей 1 и 5 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» данный Закон регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и распространяется на деятельность, связанную с использованием энергетических ресурсов.

Правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на принципах эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, планирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности и др. (статья 4 Закона).

В соответствии с п. 5 ст. 9 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения обязательного энергетического обследования.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 данного Закона под энергетическим обследованием понимается сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.

Согласно части 1 статьи 15 данного Закона энергетическое обследование может проводиться в отношении продукции, технологического процесса, а также юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Основными целями энергетического обследования юридического лица являются, в частности, получение объективных данных об объеме используемых им энергетических ресурсов, определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности (пункты 1, 3 части 2 статьи 15 Закона).

Частью 5 этой статьи предусмотрено, что энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Законом оно должно быть проведено в обязательном порядке.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 16 Закона проведение энергетического обследования является обязательным для организации с участием государства или муниципального образования.

Согласно ч. 2 ст. 16 Закона лица, указанные в ч. 1 настоящей статьи, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц и Устава образовательного учреждения, утвержденного постановлением мэра Анивского городского округа № 5-п от 10 января 2012 года, учредителем МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 с. Таранай» является администрация муниципального образования «Анивский городской округ» в лице отдела образования администрации муниципального образования «Анивский городской округ», следовательно учреждение является организацией с участием органа местного самоуправления для которой проведение энергетического обследования в срок до 31 декабря 2012 года является обязательным.

В ходе проведения прокуратурой Анивского района проверки соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности установлено, что МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 с. Таранай» энергетическое обследование до настоящего времени не проведено и энергетический паспорт не получен.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО1 пояснил, что 01 марта 2016 года образовательным учреждением заключен договор № ЭА/03 с ООО «ЭнергоСтройСервис» на выполнение работ по энергетическому обследованию и составлению энергетического паспорта потребителя топливно-энергетических ресурсов. Цена договора составила <данные изъяты> рублей, деньги обещали выделить в начале 2017 года, в связи с чем ФИО1 просил установить срок для проведения энергетического обследования до 01 марта 2017 года.

В ходе рассмотрения дела установлено, что проведение энергетического обследования позволит получить объективные данные об объеме используемых энергетических ресурсов, определить показатели энергетической эффективности, повысить энергетическую эффективность, что напрямую связано с обеспечением уровня искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями, установленными СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», то есть с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья детей.

В связи с этим несоблюдение ответчиком требований действующего законодательства об охране жизни и здоровья детей нарушает права неопределенного круга лиц, препятствует экономии бюджетных средств, предоставляемых на оплату энергетических ресурсов.

Таким образом, не проведение энергетического обследования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 с. Таранай», направленного на повышение его энергетической эффективности, как способа эффективного использования бюджетных средств, нарушает права и интересы обучающихся, в интересах которых данное учреждение осуществляет свои задачи и функции, предусмотренные ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В этой связи несоблюдение ответчиком законодательства об энергосбережении нарушает права несовершеннолетних на безопасное получение образования.

На основании изложенного, суд удовлетворяет требование прокурора Анивского района и возлагает на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 с. Таранай» обязанность провести энергетическое обследование.

В силу положений ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, то истец вправе произвести эти действия за счет ответчика со взысканием с него необходимых расходов. Если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

С учетом мнения стороны истца и стороны ответчика, суд считает возможным установить срок для исполнения мероприятий по проведению энергетического обследования - до 01 марта 2017 года.

Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, является доходом муниципальных районов.

Учитывая, что прокурор в силу пункта 9 части 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика в бюджет муниципального образования «Анивский городской округ» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление прокурора Анивского района удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 с. Таранай» провести энергетическое обследование в срок до 01 марта 2017 года.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4 с. Таранай» в бюджет муниципального образования «Анивский городской округ» государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление в Сахалинский областной суд через Анивский районный суд в течение месяца со дня вынесения.

Председательствующий И.В. Нужный