ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-732/2022 от 02.06.2022 Кировского районного суда (Республика Крым)

Дело № 2-732/2022

УИД: 91RS0013-01-2022-000940-37

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

2 июня 2022 года Кировский районный суд Республики Крым

в составе председательствующего: судьи Дегтярева И.А.,

при секретаре – Короповой А.А., с участием прокурора Хижняк Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Кировское гражданское дело по иску прокурора Кировского района Республики Крым в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Кировского сельского поселения Кировского района Республики Крым об понуждении совершить действия, третье лицо - Индивидуальный предприниматель ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования Кировское сельское поселение Республики Крым в лице Кировского сельского совета Республики Крым обратился в суд с иском, в котором просит обязать администрацию Кировского сельского поселения Республики Крым в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения законодательства в сфере торговой деятельности путем принудительного демонтажа (сноса): 1) нестационарного торгового объекта, ориентировочной площадью 60 кв.м., расположенного по адресу: , пгт. Кировское, ; 2) нестационарного торгового объекта, ориентировочной площадью 60 кв.м., расположенного по адресу: Российская Федерация , пгт.Кировское, , за счет средств бюджета муниципального образования Кировское сельское поселение Республики Крым с дальнейшим возложением расходов, связанных с проведением работ по демонтажу (сносу) и хранению объектов, на индивидуального предпринимателя ФИО1

В обосновании иска прокурором указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения должностными лицами администрации Кировского сельского поселения требований законодательства в сфере размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на землях муниципальной собственности. При проведении проверки выявлено, что в рамках реализации представленных полномочий комиссией по демонтажу (сносу) нестационарных объектов на территории муниципального образования Кировское сельское поселения Республики Крым выявлены неправомерно размещенные два НТО вне схемы размещения НТО на территории муниципального образования Кировского сельское поселение , а также отсутствие договоров, предоставляющих право на размещение НТО, принадлежащего ИП ФИО1., расположенного по адресу: .

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Кировского сельского поселения Республики Крым вынесены постановления и «О демонтаже (сносе) нестационарного торгового объекта, размещенного по адресу: Российская Федерация, , пгт.Кировское, , принадлежащего ИП ФИО1

Администрацией Кировского сельского поселения Республики Крым на протяжении длительного времени меры по составлению акта об исполнении (неисполнении) владельцем нестационарного объекта постановления о демонтаже (сносе) не принимались, принудительный демонтаж (снос) вышеуказанных нестационарных объектов не осуществлялся.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес администрации Кировского сельского поселения Республики Крым внесено представление об устранении нарушений закона и необходимость осуществить принудительный демонтаж (снос) НТО, однако требования прокурора, заявленные в представлении, исполнены частично. Незаконные размещения НТО на земле муниципальной собственности являются отступлением от общепринятых правил, действующих законов и иных правовых актов, приводит к ограничению конкуренции и ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов, а также, не поступлению денежных средств в бюджет муниципального образования Кировское сельское поселение Республики Крым, тем самым сокращая доходную часть и создает дефицит местного бюджета.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, добавив, что отсутствие денежных средств в бюджете сельского поселения не может служить основанием для уклонения от принудительного сноса и наличие решения суда о сносе приведет к выделению денежных средств.

Ответчик – Республики Крым в судебное заседание явку своего представителя не обеспечила, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, возражений относительно иска в суд не поступало. Представитель администрации Кировского сельского поселения представил заявление с просьбой рассматривать дело их отсутствие, решение дела просил принять на усмотрение суда.

Третье лицо – ИП ФИО1, в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, об уважительности причин своей неявки суду не сообщил, возражений относительно иска суду не предоставил.

На основании ч.ч.3,4 ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.

Суд, выслушав прокурора, исследовав представленные суду доказательства, считает необходимым иск удовлетворить частично.

Судом установлено, что прокуратурой проведена проверка исполнения должностными лицами администрации Кировского сельского поселения требований законодательства в сфере размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на землях муниципальной собственности.

При проведении проверки выявлено наличие двух нестационарных торговых объекта, ориентировочной площадью 60 кв.м., каждый, расположенных по адресу: , пгт. Кировское, , (напротив МЧС).

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Кировского сельского поселения вынесены постановления и о демонтаже (сносе) нестационарного торгового объекта, размещенного по адресу: Российская Федерация, , пгт.Кировское, , принадлежащего ИП ФИО1

Указанные постановления направлено в адрес ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, на что им в адрес администрации ДД.ММ.ГГГГ направлены ответы, в которых он просит продлить срок исполнения для вывоза товара, а ДД.ММ.ГГГГ указывает на незаконность действия администрации ввиду издания постановлений с нарушением закона, полагая, что данный вопрос должен быть рассмотрен Комиссией созданной Советом министров Республики Крым.

Администрацией Кировского сельского поселения Республики Крым меры по составлению акта об исполнении (неисполнении) владельцем нестационарного объекта постановления о демонтаже (сносе) не приняты, принудительный демонтаж (снос) вышеуказанных нестационарных объектов более года не осуществлялся.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес администрации Кировского сельского поселения Республики Крым внесено представление об устранении нарушений закона и необходимость осуществить принудительный демонтаж (снос) НТО.

Требования прокурора исполнены частично. ДД.ММ.ГГГГ составлены акты о неисполнении постановлений , о демонтаже (сносе) нестационарного торгового объекта, размещенного по адресу: Российская Федерация, (напротив МЧС), принадлежащий ФИО1.

Из материалов дела усматривается, что выше указанные объекты не внесены в Схему размещения НТО на территории муниципального образование Кировское сельское поселение, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Кировского сельского поселения .

Доказательств обратного суду не представлено.

Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", одной из целей которого является разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности (пункт 4 части 2 статьи 1). Отношения в области торговой деятельности регулируются также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 поименованного федерального закона).

Частью 3 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" установлено право органов местного самоуправления издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

В силу статьи 51 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2015 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в » органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

В соответствии с предоставленными законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым полномочиями органы местного самоуправления планируют размещение сети розничной торговли и общественного питания на территории муниципального образования; обеспечивают разработку и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов; проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территории муниципального образования и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях (ч. 2 ст. 8 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2015 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в »).

Отношения, возникающие между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 381-ФЗ) и постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в » (далее - Порядок ).

В соответствии со ст. 2 Закона № 381-ФЗ к нестационарным торговым объектам (далее - НТО) относятся торговые объекты, представляющие собой временные сооружения или временные конструкции, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижные сооружения.

Согласно ст. 10 Закона № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В силу п. 6 раздела 2 Порядка НТО размещаются на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании договора на размещение НТО.

Разделом 8 Порядка регламентирован порядок осуществления платы за размещение НТО.

Самовольное размещение НТО на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, запрещается (п.19 Порядка ).

В соответствии с п. 24 Порядка контроль за размещением НТО осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, доводы третьего лица, изложенные в его возражениях на уведомление о сносе, не основаны на законе.

На основании изложенных норм, в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за соблюдением порядка размещения объектов и за использованием земель осуществляет соответствующая администрация как орган местного самоуправления.

Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок демонтажа (сноса) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципальных образований Республики Крым (далее - Порядок ), в соответствии с которым уполномоченный орган муниципального образования осуществляет полномочия по выявлению неправомерно размещенных нестационарных объектов, организации работ по их демонтажу (сносу), взысканию компенсации расходов, связанных с их демонтажем, перемещением, транспортированием и хранением.

Согласно п. 3.5 Порядка в случае вынесения заключения Комиссии с выводом о наличии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта, Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней с момента получения заключения осуществляет мероприятия, связанные с разработкой и принятием соответствующим муниципальным образованием постановления о демонтаже (сносе) нестационарного объекта.

В соответствии с п. 3.8 Порядка владелец нестационарного объекта в течение пяти рабочих дней с даты его извещения о предстоящем демонтаже (сносе) обязан самостоятельно произвести демонтаж (снос) нестационарного объекта и привести место его размещения в первоначальное состояние.

Согласно ст. 53 Устава муниципального образования Кировское сельское поселение Республики Крым, утвержденного решением сессии Кировского сельского совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, администрация Кировского сельского поселения Республики Крым создает условия для развития сельскохозяйственного производства и расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

В силу п. 3.9 Порядка по истечении пяти рабочих дней для самостоятельного демонтажа (сноса) нестационарного объекта, администрация Кировского сельского поселения Республики Крым составляет акт об исполнении (неисполнении) владельцем нестационарного объекта постановления о демонтаже (сносе).

В случае неисполнения владельцем постановления о демонтаже (сносе) нестационарного объекта либо если владелец объекта не установлен, Уполномоченный орган на основании постановления о демонтаже (сносе) осуществляет организацию принудительного демонтажа (сноса) объекта в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного в пункте 3.8.

Между тем, в нарушение установленных номами права сроков, администрацией Кировского сельского поселения Республики Крым принудительный демонтаж (снос) вышеуказанных нестационарных объектов не осуществлен.

Исходя из изложенного, анализа выше указанных норм закона, установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о необходимости обязать администрацию принудительно демонтировать спорные объекты.

Однако, суд не находит правовых оснований для удовлетворения иска в части дальнейшего возложением расходов, связанных с проведением работ по демонтажу (сносу) и хранению объектов, на индивидуального предпринимателя ФИО2, поскольку это право администрации возмещать понесенные расходы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

иск прокурора, удовлетворить частично.

Обязать администрацию Кировское сельское поселение Республики Крым в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, устранить нарушения законодательства в сфере торговой деятельности путем принудительного демонтажа (сноса) двух нестационарных торговых объектов, ориентировочной площадью 60кв.м. каждый, расположенных по в пгт. Республики Крым, занимаемых ИП ФИО1.

В остальной части иска, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Крым через Кировский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий И.А. Дегтярев