ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-732/2022 от 03.03.2022 Магаданского городского суда (Магаданская область)

Дело 3 марта 2022 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Магаданский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Черкасовой И.В.,

при секретаре Ящук К.А.,

с участием прокурора Егоровой Н.Н.

представителя ответчика Министерства здравоохранения и демографической политики <адрес> – Абрамовой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда <адрес> гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ГБУЗ «Магаданская областная больница», Министерству здравоохранения и демографической политики <адрес> о возложении обязанности обеспечить фельдшерско-окушерский пункт поселка Омчак, расположенный по адресу <адрес>А, резервным источником электроснабжения,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в Магаданский городской суд <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ГБУЗ «Магаданская областная больница» о возложении обязанности обеспечить фельдшерско-окушерский пункт поселка Омчак, расположенный по адресу <адрес>А, резервным источником электроснабжения.

В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства по вводу в эксплуатацию реконструированного в 2020 году ФАП в <адрес>.

Проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством здравоохранения и демографической политики <адрес> и ООО «СМНП-3» заключен государственный контракт на выполнение работ по реконструкции готовых помещений в <адрес> в целях замены существующих фельдшерско-акушерских пунктов. Цена контракта 15 540 109 руб., срок выполнения ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пп Министерству здравоохранения и демографической политики <адрес> поручено осуществить подготовку и реализацию бюджетных инвестиций за счет средств областного бюджета в объекты капитального строительства в целях их ввода в эксплуатацию со сроком 2021 год.

Работы по реконструкции помещения в <адрес> подлежат выполнению в два этапа.

Акты о приемке выполненных работ по государственному контракту составлены ДД.ММ.ГГГГ, оплата произведена в полном объеме платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ

В ходе проверки установлено, что в помещениях нового ФАП в <адрес> по адресу: <адрес>А дизельный генератор или иной источник резервного питания отсутствует.

Обогрев внутренних помещений ФАП и работа поставленного оборудования предполагают бесперебойное электроснабжение.

Согласно положительному заключению государственной экспертизы по степени надежности объект относится к 1 категории, для обеспечения объекта предусмотрена дизель-генераторная установка типа LDG12ES, единичной мощностью 12 кВт.

Между тем, исходя из государственного контракта и актов выполненных работ, фактическая поставка и монтаж дизельного генератора не предусмотрены, не производились и не оплачены.

Мониторингом информация о заключении контракта на выполнение второго этапа либо на поставку резервного источника питания не выявлена.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, положения статей 5 и 6 Федерального закона «Об электроэнергетике», пункты ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Правил устройства электроустановок, просил первоначально суд обязать ГБУЗ «Магаданская областная больница» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить фельдшерско-окушерский пункт поселка Омчак, расположенный по адресу <адрес>А, резервным источником электроснабжения.

Определением судьи, зафиксированным в протоколе судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ изменено процессуальное положение третьего лица Министерства здравоохранения и демографической политики <адрес> на соответчика. К участию в деле в качестве соответчика привлечено – Министерство здравоохранения и демографической политики <адрес>.

В судебном заседании прокурор требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения и демографической политики <адрес> в судебном заседании не отрицала факт незавершения второго этапа на выполнение благоустройства прилегающей территории с установкой резервного источника электроснабжения. В Министерстве здравоохранения и демографической политики <адрес> ведутся работы по получению денежных средств для завершения второго этапа.

Представитель ответчика ГБУЗ «Магаданская областная больница» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя. В возражениях на иск указал, что является ненадлежащим ответчиком.

Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика ГБУЗ «Магаданская областная больница».

Выслушав пояснения прокурора, представителя ответчика Министерства здравоохранения и демографической политики <адрес>, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии определены и регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила устройства электроустановок (далее – Правила).

В соответствии с пунктами ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ. указанных Правил категории электроприемников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта.

В отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на три категории.

Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.

Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.

В силу требований пункта ДД.ММ.ГГГГ. Правил электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания.

Для электроснабжения особой группы электроприемников первой категории должно предусматриваться дополнительное питание от третьего независимого взаимно резервирующего источника питания.

В качестве третьего независимого источника питания для особой группы электроприемников и в качестве второго независимого источника питания для остальных электроприемников первой категории могут быть использованы местные электростанции, электростанции энергосистем (в частности, шины генераторного напряжения), предназначенные для этих целей агрегаты бесперебойного питания, аккумуляторные батареи и т.п.

Если резервированием электроснабжения нельзя обеспечить непрерывность технологического процесса или если резервирование электроснабжения экономически нецелесообразно, должно быть осуществлено технологическое резервирование, например путем установки взаимно резервирующих технологических агрегатов, специальных устройств безаварийного останова технологического процесса, действующих при нарушении электроснабжения.

Электроснабжение электроприемников первой категории с особо сложным непрерывным технологическим процессом, требующим длительного времени на восстановление нормального режима, при наличии технико-экономических обоснований рекомендуется осуществлять от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, к которым предъявляются дополнительные требования, определяемые особенностями технологического процесса.

Пунктом 5.1 Свода правил по проектированию и строительству СП 31-110-2003 «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий», утвержденных постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ установлена степень обеспечения надежности электроснабжения электроприемников жилых и общественных зданий, в том числе лечебно-профилактические учреждения отнесены к 1 категории.

В судебном заседании установлено, следует из материалов дела, что ответчик ГБУЗ «МОБ» находится в ведомственном подчинении министерства здравоохранения и демографической политики <адрес>.

ГБУЗ «МОБ» имеет в своем составе обособленные структурные подразделения, филиалы, в том числе Филиал «<адрес> больница» ГБУЗ «МОБ» (пункты 1.3, 1.6, ДД.ММ.ГГГГ Устава).

В соответствии с разделом 1 Положения о Филиале ГБУЗ «МОБ», Филиал имеет обособленные структурные подразделения, в том числе фельдшерско-акушерский пункт.

Судом установлено и не оспаривается ответчиками, что новый фельдшерско-акушерский пункт, расположенный по адресу: <адрес>А в силу приведенных в решении выше правовых норм относится к 1 категории по степени обеспечения надежности электроснабжения, следовательно, должен быть обеспечен резервирующим источником питания.

Также никем не оспаривается и в материалах дела нашло свое подтверждение утверждение прокурора о том, что на дату рассмотрения спора, в нарушение требований пункта 5.1. Свода правил, пункта ДД.ММ.ГГГГ. Правил фельдшерско-акушерский пункт <адрес>, расположенный по <адрес>А резервирующим источником питания не обеспечен.

Данное обстоятельство послужило прокурору основанием для предъявления требования к ГБУЗ «МОБ» и Министерству здравоохранения и демографической политики <адрес>.

В соответствии со статьей 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в рамках государственных (муниципальных) программ, могут предусматриваться бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности.

Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и принятие решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты осуществляются в порядках, установленных соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Условия передачи полномочий и порядок заключения соглашений о передаче полномочий в отношении объектов государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями муниципальных образований.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пп утверждены Правила принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства областной собственности и в приобретение объектов недвижимого имущества в областную собственность.

Данными Правилами установлен порядок принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства областной собственности и в приобретение объектов недвижимого имущества в областную собственность.

Инициатором подготовки проекта решения может выступать главный распорядитель средств областного бюджета, ответственный за реализацию мероприятий государственной программы <адрес>, в рамках которых планируется реализация бюджетных инвестиций (пункт 2 Правил).

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пп «Об осуществлении бюджетных инвестиций в объект капитального строительства «Реконструкция готовых помещений в <адрес> в целях замены существующих фельдшерско-акушерских пунктов» министерству здравоохранения и демографической политики <адрес> поручено осуществить подготовку и реализацию бюджетных инвестиций за счет средств областного бюджета в объект капитального строительства «Реконструкция готовых помещений в <адрес> в целях замены существующих фельдшерско-акушерских пунктов» согласно приложению к постановлению.

В указанном приложении предусмотрен ввод в эксплуатацию объектов фельдшерско-акушерских пунктов в <адрес> в декабре 2020 г. за счет средств федерального бюджета (15 618 200 руб.) и средства областного бюджета <адрес> (21 111 860 руб.), срок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства 2021 г.

Во исполнение Постановления -пп, министерство здравоохранения и демографической политики <адрес>ДД.ММ.ГГГГ заключило с ООО СМНП-3 государственный контракт на выполнение работ по реконструкции готовых помещений в <адрес> в целях замены существующих фельдшерско-акушерский пунктов. Цена контракта составляет 15 540 109 рублей.

Предметом контракта является реконструкция готовых помещений, включая разработку проектной и рабочей документации, получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, выполнение ремонтных работ, поставку необходимых материалов.

Пунктом 1.4 государственного контракта предусмотрено выполнение работ поэтапно, не позднее ДД.ММ.ГГГГ

Дополнительным соглашением к государственному контракту срок выполнения работ установлен не позднее ДД.ММ.ГГГГ

Этапы работ перечислены в приложении к государственному контракту «Техническое задание на проектирование», в котором предусмотрено три этапа.

В рамках указанного контракта выполнены и оплачены работы первого этапа, о чем свидетельствуют представленные в деле акты выполненных работ.

Из материалов дела следует, что с целью исполнения Постановления -пп, в рамках государственного контракта <адрес> получено положительное заключение государственной экспертизы , в отношении реконструкции готового помещения в <адрес> в целях замены существующего фельдшерско-акушерского пункта.

В разделе «Система электроснабжения» на первом этапе предусмотрено подключение реконструируемого объекта к электросетям, внутреннее электроосвещение и подключение сантехнического и технологического оборудования.

На втором этапе выполняется установка, подключение и пуско-наладка дизель-генераторной установки, наружное электроосвещение, подключение вентиляционного оборудования, установка щита ЯАВР.

В заключении государственной экспертизы также содержатся указание на то, что по надежности электроснабжения потребители объекта относятся к I (аварийное освещение, противопожарное оборудование, охранная сигнализация) и II категориям.

Для электроснабжения I категории потребителей предусмотрен резервирующий источник питания.

Таким образом, судом установлено, что главным распорядителем, получившим целевое бюджетное финансирование, и застройщиком, ответственным лицом за соответствие фельдшерско-акушерского пункта <адрес> требованиям законодательства, в том числе в части обеспечения надежности электроснабжения электроприемников является министерство здравоохранения и демографической политики <адрес>.

В связи с чем, по мнению суда, надлежащим ответчиком по делу является Министерство здравоохранения и демографической политики <адрес>.

Из письма министерства здравоохранения и демографической политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного для направления в МОГАУ «Управление государственной экспертизы» для устранения недостатков предоставленной документации, следует, что работы по реконструкции помещения в <адрес> подлежат выполнению в два этапа:

1й этап - выполнение капитального ремонта внутренней отделки помещений с устройством пандуса для доступа маломобильных групп населения, включая инженерные сети (горячее и холодное водоснабжение, отопление, электроснабжение, пожарная сигнализация);

2й этап - выполнение благоустройства прилегающей территории с установкой резервного источника питания, вентиляционное оборудование и подключение его к электросетям, телефонизация и сеть Интернет.

Акты о приемке выполненных работ по государственному контракту составлены ДД.ММ.ГГГГ; оплата работ произведена платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме.

Проведенным прокуратурой района совместно с представителями филиала ЦЭС ПАО «Магаданэнерго», ООО «Региональные электрические системы», с участием заведующей ФАП <адрес>, начальником участка групп подстанций и линий <адрес> ООО «РЭС» осмотром территории и здания ФАП <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>А, <адрес> установлено, что дизельный генератор или иной источник резервного питания, указанный в проектной документации, отсутствует.

Обогрев внутренних помещений ФАП и работа поставленного оборудования и подлежащего использованию при оказании медицинских услуг, предполагает бесперебойное электроснабжение.

Исходя из государственного контракта и актов выполненных работ фактическая поставка и монтаж дизельного генератора не предусмотрены, не производились и не оплачены.

Министерство здравоохранения и демографической политики <адрес>, с целью принятия необходимых мер по завершению в 2022 году 2 этапа реконструкции готовых помещений в <адрес>, утвержден организационный приказ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по устранению нарушений», в соответствии с которым на должностных лиц министерства возложены обязанности, направленные на завершение реконструкции готовых помещений в <адрес> в 2022 году.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на Министерство здравоохранения и демографической политики <адрес> обязанности обеспечить фельдшерско-окушерский пункт поселка Омчак, расположенный по адресу <адрес>А, резервным источником электроснабжения.

Исковые требования предъявленные к ГБУЗ «Магаданская областная больница» не подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

При определении срока исполнения решения, судом принимается во внимание срок и порядок вступления решения в законную силу, правовой статус ответчика, характер и длительность допущенного нарушения.

Доказательств наличия объективных причин относительно невозможности исполнения решения к сроку, определенному прокурором, в соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ, суду ответчиками не представлено.

Учитывая временные и финансовые затраты, необходимые на проведение работ, суд считает срок для исполнения решения суда – до ДД.ММ.ГГГГ, является целесообразным, отвечающим требованиям разумности и справедливости и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон, в том числе прав и интересов неопределенного круга, в защиту которых обратился прокурор.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ГБУЗ «Магаданская областная больница», Министерству здравоохранения и демографической политики <адрес> о возложении обязанности обеспечить фельдшерско-окушерский пункт поселка Омчак, расположенный по адресу <адрес>А, резервным источником электроснабжения, удовлетворить частично.

Возложить на Министерство здравоохранения и демографической политики <адрес> обязанность до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить фельдшерско-окушерский пункт поселка Омчак, расположенный по адресу <адрес>А, резервным источником электроснабжения.

В удовлетворении исковых требования о возложении на ГБУЗ «Магаданская областная больница» обязанности до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить фельдшерско-окушерский пункт поселка Омчак, расположенный по адресу <адрес>А, резервным источником электроснабжения – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Установить день принятия решения суда в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

Судья И.В. Черкасова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>