...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
Дело № 2-7335/16
Решение
Именем Российской Федерации
гор. Волгоград 21 июля 2016 г.
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
Председательствующего судьи Новиковой О.Б.,
При секретаре Сорочкиной И.В.
С участием истца ФИО1, его представителя ФИО2, действующей по доверенности,
представителя ответчиков ФИО3, действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФСИН России о признании незаконным действий (бездействия) по рассмотрению заявления и обязании принять решение по заявлению о постановке на учет для получения социальной выплаты,
установил:
Истец ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к УФСИН России по Волгоградской области, ФСИН России о признании незаконным действий (бездействия) Комиссии ФСИН России по рассмотрению заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязании Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения принять решение по заявлению о постановке ФИО1 на учет для получения социальной выплаты. Просит суд также взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы в размере 35000 руб.
Иск мотивирован тем, что ФИО1 зарегистрирован по месту пребывания и проживает по адресу г. Волгоград, .... Проходил службы в Федеральной службе исполнения наказаний с 2002 по 2015 г., согласно справке выслуга лет в календарном исчислении составляет 13 лет 10 месяцев 25 дней. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с рапортом в Территориальную подкомиссию УФСИН России по Волгоградской области с приложением необходимых документов по вопросу предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В соответствии с протоколом заседания территориальной подкомиссии УФСИН России по Волгоградской области вынесено решение о направлении документов в Комиссию ФСИН России в целях принятия решения по заявлению. Согласно письму №.../ТО/45-5-10 от ДД.ММ.ГГГГ документы направлены в Комиссию ФСИН России. Однако длительный срок заявление истца не рассмотрено. Согласно письма Управления капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта ФСИН России № ОГ-20-14970 от ДД.ММ.ГГГГ, письма № ОГ-20-33337 от ДД.ММ.ГГГГ документы, направленные подкомиссией УФСИН России по Волгоградской области поступили в Комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений уголовно-исполнительной системы и будут рассмотрены в порядке очередности. Ответ по существу заявления не дан. В 2016 году истец повторно обратился в ФСИН России для решения вопроса о предоставлении единовременной социальной выплаты. Кроме того, истец с просьбой об оказании содействия обратился в прокуратуру, приемную Президента в Волгоградской области, Уполномоченному по правам человека в Волгоградской области. Письмом УКСНЭР ФСИН России № ОГ-20-16749 от ДД.ММ.ГГГГ по существу заявления истца сообщено, что ранее ему даны ответы на поставленные вопросы. Полагает, что в течение более 2-х лет имеет место незаконное бездействие Комиссии ФСИН России по не рассмотрению заявления истца о постановке на учет. Указал, что между сторонами имеется частноправовой спор по поводу права истца на указанную единовременную выплату. В связи с чем обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.
В дальнейшем истец уточнил исковые требования и просит суд признать незаконным бездействие Комиссии ФСИН России по не рассмотрению заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязать Комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения принять решение по заявлению о постановке ФИО1 на учет для получения социальной выплаты.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал, просил удовлетворить с учетом уточнений. Пояснил, что службу в органах исполнения наказаний окончил в связи с сокращением.
Представитель истца ФИО2 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала. Полагает, что право на выплату возникло у истца в связи со службой в органах исполнения наказаний, это не отношения в сфере публичной власти. Возражала против доводов ответчика о прекращении производства по делу, т.к. истец уже обращался в административным иском, в принятии которого судом отказано и разъяснено право обратиться в исковом порядке. Довод ответчика о том, что заявление должно рассматриваться в порядке очередности не обоснован. Срок рассмотрения заявления истца уже превысил 2 года. Поскольку рапорт подавался в УФСИН Просит суд обязать ответчика принять решение по заявлению.
Представитель ответчиков ФИО3, действующая по доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска. Полагает, что спора о праве нет, заявление должно рассматриваться в порядке КАС РФ, просила прекратить производство по делу. Ответчик не отказывал истцу по существу, заявление истца не рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением. Таких заявлений огромное количестве. Заявления рассматриваются в порядке очередности. Комиссия заседает 2 раза в неделю. Отсутствует бездействие.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований к ФСИН России по следующим основаниям.
Поскольку в просительной части требований к УФСИН России по Волгоградской области не заявлено, то суд не рассматривает иск к данному ответчику.
Судом установлено, что ФИО1 проходил службы в Федеральной службе исполнения наказаний с 2002 по 2015 г., согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ его выслуга лет в календарном исчислении на дату выдачи справки составляет 13 лет 10 месяцев 25 дней. Как поясняет истец, в 2015 г. он уволен в связи с сокращением.
В период службы ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с рапортом в Территориальную подкомиссию УФСИН России по Волгоградской области с приложением необходимых документов по вопросу предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Указал, что зарегистрирован по месту пребывания и проживает по адресу г. Волгоград, .... Жилого помещения в собственности не имеет, членом семьи собственника жилого помещения не является.
В соответствии с протоколом заседания территориальной подкомиссии УФСИН России по Волгоградской области №... от ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение о направлении документов в Комиссию ФСИН России в целях принятия решения по заявлению.
Согласно письму №.../ТО/45-5010 от ДД.ММ.ГГГГ документы направлены в Комиссию ФСИН России.
Согласно письма Управления капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта ФСИН России № ОГ-20-14970 от ДД.ММ.ГГГГ, письма № ОГ-20-33337 от ДД.ММ.ГГГГ документы, направленные подкомиссией УФСИН России по Волгоградской области поступили в Комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений уголовно-исполнительной системы и будут рассмотрены в порядке очередности.
Письмом ФСИН России № ОГ-20-16749 от ДД.ММ.ГГГГ на повторные заявления истца сообщено, что ранее ему даны ответы на поставленные вопросы, переписка с ним прекращена.
Однако длительный срок заявление истца не рассмотрено, несмотря на обращения в различные государственные органы за содействием в решении указанного вопроса.
Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, материалами учетного дела №... на ФИО1 по рапорту от ДД.ММ.ГГГГ.
Правоотношения сторон основаны на ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№... «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов РФ», приказе ФСИН России от 29.08.2013 № 496 «Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения».
Согласно ст. 4 ФЗ от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата.
При этом в силу части 7 статьи 4 данного Федерального закона право на получение указанной выплаты сохраняется за теми гражданами Российской Федерации - бывшими сотрудниками федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, которые в период прохождения службы были в установленном порядке поставлены на учет имеющих право на получение единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных в части 3 данной статьи, и уволены со службы в органах и учреждениях с правом на пенсию.
В силу п. 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов РФ», на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Приказом ФСИН России от 16.10.2014 N 550 "Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения" утвержден Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно п. 2 указанного Порядка комиссии являются постоянно действующими коллегиальными органами при учреждении, органе уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), созданными в целях рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах УИС (далее - сотрудники и граждане), единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - единовременная выплата)
В п. 6 указанного Порядка закреплено, что в целях своевременного, полного и объективного рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам и гражданам единовременной выплаты в учреждениях и органах УИС создаются следующие комиссии:
комиссия ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам УИС, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;
комиссии территориальных органов ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС, проходящим службу в территориальных органах ФСИН России и подведомственных им учреждениях УИС, а также сотрудникам УИС, проходящим службу в учреждениях, непосредственно подчиненных ФСИН России и дислоцирующихся в соответствующем субъекте Российской Федерации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения
Согласно п. 7 Порядка Комиссии:
7.1. Осуществляют следующие функции:
7.1.1. Принятие документов для получения единовременной выплаты и их проверку на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления.
7.1.2. Принятие решений о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него
В п. 16 Порядка предусмотрено, что документы для получения единовременной выплаты должны быть рассмотрены комиссией в течение 3 месяцев с даты приема (получения) указанных документов, отраженной в Книге учета заявлений.
Комиссия принимает одно из следующих решений:
о постановке сотрудника, гражданина на учет для получения единовременной выплаты;
об отказе в постановке сотрудника, гражданина на учет для получения единовременной выплаты;
о внесении директору ФСИН России, начальнику территориального органа ФСИН России, образовательной организации ФСИН России предложения о предоставлении единовременной выплаты сотрудникам и гражданам из числа лиц, состоящих на учете для получения единовременной выплаты;
о снятии сотрудника, гражданина с учета для получения единовременной выплаты (п. 17 Порядка).
Указанный приказ зарегистрирован в Минюсте России 24.11.2014 N34884, является нормативно-правовым актом и он нарушен ответчиком в части требований о рассмотрении заявлений в течение 3 месяцев с момента их принятия.
Ранее аналогичные нормы содержались в приказе ФСИН России от 29.08.2013 № 496 «Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения», утратившем силу в декабре 2014 г.
В этой связи суд приходит к выводу о том, что Комиссия ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения допустила бездействие по рассмотрению заявления истца от 13.05.2014 о постановки на учет в целях получения единовременной социальной выплаты.
Доводы ответчика в письме от 14.05.2015 о том, что выплата предоставляется в порядке очередности, не могут являться основанием для отказа в иске, т.к. истец в эту очередность не поставлен, т.к. не принят на учет.
Не рассмотрение заявления истца создает для него препятствие в реализации права на получение указанной социальной выплаты в течение более 2 лет.
Доводы ответчика о том, что исковые требования должны быть рассмотрены по КАС РФ и производство по делу подлежит прекращению не находят поддержки суда, поскольку ответчиком созданы препятствия для реализации имущественных прав истца для социальную выплату, спор не носит публичный характер. Кроме того, определением Центрального районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ по М- 6162/2016 истцу отказано в принятии к производству административного искового заявления с аналогичными требованиями.
В этой связи суд полагает удовлетворить исковые требования ФИО1 Признать о признании незаконным бездействие ФСИН России по постановке ФИО1 на учет для получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, выразившееся в не рассмотрении его заявления от ДД.ММ.ГГГГ в установленные законодательством сроки. Обязать Комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения принять решение по заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу постановки на учет для получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 к ФСИН России о признании незаконным действий (бездействия) по рассмотрению заявления и обязании принять решение по заявлению о постановке на учет для получения социальной выплаты удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по постановке ФИО1 на учет для получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, выразившееся в не рассмотрении его заявления от ДД.ММ.ГГГГ в установленные законодательством сроки.
Обязать Комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения принять решение по заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу постановки на учет для получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В остальной части исковых требований ФИО1 к ФСИН России о признании незаконным действий по рассмотрению заявления оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца.
...
... О.Б. Новикова