Дело № 2-733/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 августа 2016 года г. Маркс
Марксовский городской суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Мурго М.П.,
при секретаре Погониной И.А.,
с участием:
старшего помощника Марксовского межрайонного прокурора Михайлова А.Н.,
представителя ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марксовского межрайонного прокурора Саратовской области в защиту интересов Российской Федерации к администрации Марксовского муниципального района Саратовской области, третье лицо: ФИО2 о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности расторгнуть трудовой договор с муниципальным служащим,
установил:
Марксовский межрайонный прокурор Саратовской области обратился в суд с иском к администрации Марксовского муниципального района Саратовской области (далее – администрация ММР), о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности расторгнуть трудовой договор с муниципальным служащим. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения проверки соблюдения администрацией ММР требований Федерального закона РФ «О противодействии коррупции», на основании приказа Генеральной прокуратуры РФ от 29 августа 2014 года № 454 и указания прокуратуры области от 12 ноября 2015 года № 22/1-05-2015 установлено, что ФИО2 с 29 июня 2015 года работает заместителем главы администрации, председателем комитета образования администрации ММР, занимая главную должность муниципальной службы на основании трудового договора с муниципальным служащим № 9 от 26 мая 2015 года, распоряжения администрации ММР от 29 июня 2015 года № 303-р/л. Под руководством ФИО2 осуществляет деятельность отдел по вопросам материально-технического обеспечения Комитета образования администрации Марксовского муниципального района (далее - ОВМТО комитета образования ММР) являющийся казенным учреждением и структурным подразделением комитета образования администрации ММР, структура и штатное расписание которого согласовывается с комитетом образования администрации ММР. На основании личного заявления, приказом № 52-л/с от 01 декабря 2015 года на работу в ОВМТО комитета образования ММР на должность техника всех специальностей был принят супруг ФИО2 - Е.А.А. В связи с трудоустройством ФИО2, в подведомственное ей учреждение супруга, в её действиях как заместителя главы администрации, председателя комитета образования администрации ММР, имеется конфликт интересов, ситуация, при которой личная заинтересованность муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства. Поскольку достоверно зная о противозаконности своих действий, ФИО2 не принимала никаких мер к предотвращению или урегулированию возникшего конфликта интересов, она совершила правонарушение, влекущее безусловное ее увольнение с занимаемой должности. Вместе с тем, по итогам рассмотрения акта прокурорского реагирования распоряжением администрации ММР №113-р/л от 25 марта 2016 года ФИО2 в связи с совершением ею вышеуказанного дисциплинарного проступка объявлен выговор. Признавая, что в действиях ФИО2 имел место конфликт интересов, в целях обоснования применения менее строгого наказания, чем предусмотрено законом за совершение данного дисциплинарного проступка, администрация ММР указала, что ФИО2 предприняла меры по урегулированию конфликта интересов, а именно ее муж Е.А.А. уволен по собственному желанию из ОВМТО комитета образования с 14 марта 2016 года. Полагает, что указанное распоряжение администрации ММР противоречит положениям федерального законодательства, поскольку муниципальным служащим ФИО2 не были приняты меры к урегулированию конфликта интересов, а именно Е.А.А. уволен 14 марта 2016 года, после вынесения представления прокурора. С учетом изменений, произведенных в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит признать незаконным распоряжение администрации ММР № 113-р/л от 25 марта 2016 года «О наложении дисциплинарного взыскания на ФИО2» в части применения дисциплинарного взыскания в виде выговора. Обязать администрацию ММР внести изменения в распоряжение администрации ММР № 113-р/л от 25 марта 2016 года «О наложении дисциплинарного взыскания на ФИО2» путем замены в результативной части словосочетания «объявить выговор ФИО2 заместителю главы администрации, председателю комитета образования администрации муниципального района» на словосочетание «уволить в связи с утратой доверия ФИО2 заместителя главы администрации, председателя комитета образования администрации муниципального района». Обязать администрацию Марксовского муниципального района расторгнуть с муниципальным служащим заместителем главы администрации, председателем комитета образования администрации муниципального района ФИО2 трудовой договор от 26 июня 2015 года по основаниям, предусмотренным ч. 6 ст. 11 ФЗ «О противодействии коррупции» и ч. 2.3 ст. 14.1 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
В судебном заседании прокурор Михайлов А.Н., измененные требования поддержал и просил удовлетворить по основаниям, указанным в иске. Дополнительно пояснил, что ФИО2 давались указания начальнику ОВМТО комитета образования уволить без двухнедельной отработки с должности техника всех специальностей Л.Ю.В., являющегося гражданином Украины и принять на его должность ее мужа Е.А.А. При этом Е.А.А. был принят на работу в отсутствии допуска к электротехническим работам, работал в нарушение ст. 100 ТК РФ и установленного внутреннего трудового распорядка с осуществлением учета рабочего времени в полном объеме. Считает, что бездействие администрации ММР по увольнению муниципального служащего ФИО2 в связи с совершением ею дисциплинарного проступка в виде непринятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, и примененное к ней дисциплинарного наказания в виде выговора не предусмотренного за данный вид дисциплинарного проступка, являются не законными, противоречат интересам Российской Федерации, проводимой государством антикоррупционной политике. Настаивал, что конфликт интересов ФИО2 не урегулирован, а продолжает место быть, поскольку ею не приняты меры по возврату из бюджета района денежных средств, полученных её супругом Е.А.А. за неполно отработанное время, а незаконно уволенному Л.Ю.В. не выплачена компенсация морального вреда.
Представитель ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности № от 23 марта 2016 года, настаивая, что дисциплинарное взыскание в виде выговора применено к ФИО2 в соответствии с Порядком применения дисциплинарных взысканий к муниципальным служащим в администрации муниципального района, утвержденным распоряжением администрации муниципального района от 22 мая 2012 года № 261-р, а также с соблюдением требований норм трудового законодательства, с учетом всех обстоятельств, характера установленного нарушения, характеристики и личности ФИО2, считала требования прокурора необоснованными и просила отказать в их удовлетворении по основаниям, указанным в отзывах (л.д. 78-82, 130-132, 161-163) Дополнительно пояснила, что в рассматриваемом споре, предусмотренные ст. 193 ТК РФ сроки применения дисциплинарного взыскания работнику со дня совершения проступка истекли.
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица ФИО2 в судебное заседание не явилась, ходатайствуя о рассмотрении дела в свое отсутствие. В представленном отзыве исковые требования прокурора считала не состоятельными. Указывая на принятие ею мер к урегулированию конфликта, а именно незамедлительное увольнение супруга из ОВМТО комитета образования ММР по собственному желанию, а также истечение 6 месяцев после совершения ею дисциплинарного проступка, просила в удовлетворении исковых требований прокурора отказать в полном объеме.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения муниципального служащего, являются предметом регулирования Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ) и иных нормативных правовых актов о муниципальной службе.
В соответствии с положениями ч. 1, 2 ст. 14.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
На основании ст. 12 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
В силу ч. 2.1, 2.3 ст. 14.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Согласно ст. 27 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.
Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством.
Согласно ч. 1, 2 ст. 27.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным Федеральным законом, Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные ст. 27 Федерального закона.
Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных ст. 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.
Как следует из трудового договора с муниципальным служащим № 9 от 26 июня 2015 года ФИО2 поступила на муниципальную службу в администрацию Марксовского муниципального района с назначением на должность муниципальной службы заместителя главы администрации, председателя комитета образования администрации ММР с 29 июня 2015 года. Распоряжением администрации ММР от 29 июня 2015 года № 303-р/л ФИО2 назначена на должность заместителя главы администрации, председателя комитета образования администрации ММР (л.д. 7, 8-9, 10,11).
В соответствии с п. 3.3. должностной инструкции заместителя главы администрации, председателя комитета образования администрации ММР, утвержденной распоряжением главы администрации муниципального района от 12 марта 2015 года № 145-р, заместитель главы администрации, председатель комитета образования администрации ММР обязан исполнять основные обязанности муниципального служащего, предусмотренные ст. 12 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ в том числе: соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены данным Федеральным законом и другими федеральными законами; сообщать главе администрации о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов и принимать меры по предотвращению подобного конфликта; соблюдать установленные ст. ст. 13, 14 и 14.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой, а также требования к служебному поведению муниципального служащего. В соответствии со ст. ст. 9 и 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ) муниципальный служащий обязан, в том числе, принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов; в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (л.д. 12, 13-23, 24, 25, 197, 198).
В соответствии с Законом Саратовской области от 02 августа 2007 года № 157-ЗСО должность заместителя главы администрации относится к главной должности муниципальной службы. Соответственно ФИО2 обязана соблюдать ст. ст. 10, 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, п. 11 ч. 1 ст. 12, ст. 14.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ, то есть, обязана принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, обязана в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения.
Свидетельством о заключении брака I- РУ № подтверждается, что ФИО2 и Е.А.А. с ДД.ММ.ГГГГ на момент рассмотрения спора судом состоят в браке (л.д. 218, 226).
Приказом № 52-л/с от 01 декабря 2015 года Е.А.А. принят работу на должность техника всех специальностей ОВМТО комитета образования администрации ММР (л.д. 59).
Согласно общим положениям Устава, ОВМТО комитета образования АММР является казенным учреждением и структурным подразделением комитета образования администрации ММР, работает непосредственно под его руководством.
Структура и штатное расписание учреждения согласовывается с комитетом образования администрации ММР (п. 5.8).
04 марта 2016 года в адрес главы администрации ММР Марксовским межрайонным прокурором внесено представление об устранении нарушений Федерального закона Российской Федерации «О противодействии коррупции» с требованием рассмотреть вопрос о привлечении в соответствии со ст. 192 ТК РФ, ч. 5.1 ст. 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, ч. 2.3 ст. 14.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ к дисциплинарной ответственности заместителя главы администрации, председателя Комитета образования администрации ММР ФИО2 с применением к ней дисциплинарного наказания в виде увольнения за допущенные нарушения законодательства РФ, а также ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей (л.д. 72-73).
Статьей 10 Закона № 285-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, в частности ст. 11 «Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов» изложена в новой редакции.
Согласно ч. 6 ст. 11 указанного закона непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением администрации ММР от 07 декабря 2011 года № 3174-н утвержден Порядок поступления информации, содержащей основания для проведения заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Марксовского муниципального района и урегулированию конфликта интересов, в соответствии с которым (Приложение) информация рассматривается комиссией в соответствии с Положением о комиссии (л.д. 100-101).
Распоряжением администрации ММР от 14 января 2009 года № 7-р утверждена Инструкция о порядке организации и проведении служебной проверки в администрации ММР с последующими изменениями (л.д. 133 -135, 137).
Согласно п. 1.2 Инструкции служебная проверка проводится перед применением дисциплинарного взыскания. Основанием для служебной проверки является, в том числе документ уполномоченного органа с выявленными фактами нарушений действующего законодательства муниципальными служащими (п. 2.1).
Исходя из содержания Инструкции, для проведения служебной проверки издается соответствующее распоряжение, по результатам проверки составляется мотивированное заключение о наличии (или) отсутствии и действиях служащего дисциплинарного проступка и применении нему взыскания, которое представляется главе администрации муниципального района.
Распоряжением администрации ММР от 22 мая 2012 года № 261-р утвержден Порядок применения дисциплинарных взысканий к муниципальным служащим в администрации МРР (л.д. 151, 152-155).
Согласно п. 2.1 Порядка применения дисциплинарных взысканий к муниципальным служащим в администрации МРР (далее - Порядок), к муниципальному служащему могут быть применены дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.
В соответствии с п. 2.3 Порядка, право выбора конкретного дисциплинарного взыскания из числа, предусмотренных п. 2.1, принадлежит главе администрации муниципального района.
Согласно п. 3.2 Порядка, взыскания, предусмотренные ст.ст. 14.1, 15, 27 Федерального закона «О муниципальной службе», применяются главой, администрации муниципального района на основании: доклада о результатах проверки, проведенной ответственным должностным лицом отдела муниципальной службы и кадровой работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений, рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, в случае если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию, объяснений муниципального служащего, иных материалов.
Исходя из содержания раздела 4 Порядка дисциплинарное взыскание налагается на муниципального служащего главой администрации муниципального района. Комиссия принимает решение, которое имеет рекомендательный характер для главы администрации муниципального района которое направляется главе администрации для ознакомления и принятия решения о применении конкретного взыскания к муниципальному служащему, предусмотренного п. 2.1 настоящего Порядка (замечание, выговор, увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям).
Постановлением администрации ММР от 26 ноября 2014 года № 2943-н утверждено Положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Марксовского муниципального района и урегулированию конфликта интересов, с последующими изменениями (л.д. 107, 108-119, 120-122).
Распоряжением администрации ММР от 11 ноября 2010 года № 492-рс последующими изменениями, были утверждены порядок и сроки работы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации муниципального района, а также утвержден состав комиссии. Исходя из указанного распоряжения, комиссия действует на постоянной основе, соответствующее решение и результаты голосования заносятся в протокол заседания (л.д. 138-150).
Распоряжением администрации ММР от 17 марта 2016 года № 129-р на основании представления Марксовского межрайонного прокурора назначено проведение служебной проверки (л.д. 185).
15 марта 2016 года в администрации ММР состоялось заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, по результатам которого было принято решение о несоблюдении ФИО2 требований к служебному поведению или требований об урегулировании конфликта интересов, в связи с чем, комиссия рекомендовала главе администрации муниципального района применить к ФИО2 - заместителю главы администрации, председателю комитета образования администрации муниципального района, дисциплинарное взыскание в виде выговора (л.д. 31-33).
Копией приказа от 14 марта 2016 года № 7-л/с подтверждается увольнение Е.А.А. с занимаемой должности «техник всех специальностей» ОВМТО комитета образования АММР на основании личного заявления (л.д. 34).
Распоряжением администрации ММР от 25 марта 2016 года № 113-р/л «О наложении дисциплинарного взыскания на ФИО2», заместитель главы администрации, председатель комитета образования администрации ММР ФИО2 на основании доклада о результатах проверки проведенной ответственным должностным лицом отдела муниципальной службы и кадровой работы администрации ММР за профилактику коррупционных правонарушений от 14 марта 2016 года, протокола заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации ММР и урегулированию конфликта интересов № 1 от 15 марта 2016 года, заключения комиссии по проведению служебной проверки администрации ММР от 18 марта 2016 года, руководствуясь Уставом Марксовского муниципального района, за несвоевременное уведомление главы администрации ММР о возможном возникновении конфликта интересов при трудоустройстве супруга в подведомственное ей ОВМТО комитета образования АММР, при наличии конфликта интересов, с учетом принятия ею мер по урегулированию конфликта интересов, в виде увольнения Е.А.А. по собственному желанию из ОВМТО комитета образования АМРР, с учетом представления Марксовского межрайонного прокурора от 04 марта 2016 года, объявлен выговор (л.д. 28).
По мнению суда, указанное дисциплинарное взыскание правомерно наложено на ФИО2 с учетом норм действующего законодательства, характера и степени её вины, фактических обстоятельств дела.
Как правильно указано в докладе о результатах проверки проведенной ответственным должностным лицом отдела муниципальной службы и кадровой работы администрации ММР за профилактику коррупционных правонарушений от 14 марта 2016 года по результатам проверки (л.д. 29-30) и в оспариваемом распоряжении, заместитель главы администрации, председатель комитета образования администрации ММР ФИО2 своевременно не уведомила главу администрации ММР о возможном возникновении конфликта интересов при трудоустройстве супруга в подведомственный ей ОВМТО комитета образования АММР, следовательно возникла ситуация, при которой личная заинтересованность муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
Из служебной записки ФИО2, возражений на исковое заявление следует, что она действительно допустила дисциплинарное нарушение, согласовав прием на работу в подведомственное учреждение на свободную вакансию своего супруга, имевшего соответствующее образование, однако при возникновении вопроса о конфликте интересов, она приняла все зависящие от неё меры к урегулированию конфликта, супруг уволился из ОВМТО по собственному желанию (л.д. 35, 228-229).
По мнению суда, представитель нанимателя (работодатель), правильно оценив все обстоятельства, пришел к выводу о наличии в действиях ФИО2 конфликта интересов и личной заинтересованности муниципального служащего при трудоустройстве супруга в подведомственный ей ОВМТО комитета образования АММР.
Согласно п. 7.1 ст. 81 ТК РФ, трудовой договор может быть расторгнут работодателем, в том числе, в случаях непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.
В силу ст. 192 ТК РФ, при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания общих принципов юридической, а следовательно и дисциплинарной, ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм; в этих целях работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (ч. 5 ст. 192 ТК РФ), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду; если при рассмотрении дела о восстановлении на работе суд придет к выводу, что проступок действительно имел место, но увольнение произведено без учета вышеуказанных обстоятельств, иск может быть удовлетворен, однако в указанном случае суд не вправе заменить увольнение другой мерой взыскания, поскольку в соответствии со ст. 192 ТК РФ наложение на работника дисциплинарного взыскания является компетенцией работодателя.
Установив в действиях ФИО2 конфликт интересов и личную заинтересованность муниципального служащего выразившиеся в несвоевременном уведомлении главы администрации ММР о трудоустройстве супруга в подведомственный ей ОВМТО комитета образования АММР, работодатель, с учетом всех обстоятельств, характера установленных нарушений, характеристики и личности ФИО2, урегулирования ею конфликта интересов, пришел к убеждению о привлечении последней к дисциплинарной ответственности и возможности наложения дисциплинарного взыскания в виде объявления выговора.
При этом, суд приходит к выводу, что увольнение супруга ФИО2 из подведомственного ей ОВМТО комитета образования АММР с прекращением получения дохода семьи в связи с его трудовой деятельностью, является ничем иным, как отказом стороны конфликта ФИО2 от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов, что в силу п. 2.1 ст. 14.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ является действиями по урегулированию конфликта интересов, исключающими квалификацию действий муниципального служащего как правонарушение, влекущее увольнение с муниципальной службы.
Соответственно доводы прокурора о единственном наказании муниципального служащего ФИО2, предусмотренном п. 2.3 ст. 14.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ в виде увольнения муниципального служащего с муниципальной службы, основаны на ошибочном толковании указанной нормы. Поскольку её применение возможно лишь при непринятии муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта.
При этом, законодатель не связывает диспозицию предусмотренного п. 2.3 указанной статьи закона правонарушения, влекущего увольнение муниципального служащего с муниципальной службы совокупностью предотвращения и урегулирования им конфликта интересов, предоставляя представителю нанимателя (работодателю) право, в силу положений ст. 27.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным Федеральным законом, Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, применить взыскания, предусмотренные ст. 27 Федерального закона, в том числе выговор.
Поскольку в рассматриваемом случае, принятые ФИО2 меры по урегулированию конфликта интересов, в виде отказа от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов, были приняты представителем нанимателя (работодателем) как достаточные для урегулирования конфликта интересов, действия муниципального служащего не были расценены им как правонарушение, влекущее его увольнение с муниципальной службы.
По указанным основаниям, доводы прокурора о том, что конфликт интересов ФИО2 не урегулирован, а продолжает место быть, поскольку ею не приняты меры по возврату из бюджета района денежных средств, полученных её супругом за неполно отработанное время, не выплаты незаконно уволенному Л.Ю.В. компенсации морального вреда, не имеют правового значения для дела.
Учитывая вышеизложенное, а также, что в соответствии со ст. 192 ТК РФ наложение на работника конкретного вида дисциплинарного взыскания является исключительной компетенцией работодателя, суд не усматривает законных оснований для признания незаконным распоряжения администрации ММР № 113-р/л от 25 марта 2016 года «О наложении дисциплинарного взыскания на ФИО2» в части применения дисциплинарного взыскания в виде выговора, возложения обязанности на администрацию ММР - работодателя по изменению вида дисциплинарного взыскания с выговора на увольнение, в связи с утратой доверия, расторжения с муниципальным служащим трудового договора и отказывает в удовлетворении заявленных требований.
При этом суд также учитывает, что в период рассмотрения настоящего спора сроки применения дисциплинарного взыскания, предусмотренные ст. 193 ТК РФ истекли.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Марксовского межрайонного прокурора Саратовской области в защиту интересов Российской Федерации к администрации Марксовского муниципального района Саратовской области, третье лицо ФИО2 о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности по изменению вида дисциплинарного взыскания, расторгнуть трудовой договор с муниципальным служащим – отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Марксовский городской суда Саратовской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.П. Мурго