КОПИЯ
№
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 ноября 2021 года поселок Шексна
Шекснинский районный суд Вологодской области в составе: федерального судьи Денисовой А.В., при секретаре Солодовой Ж.Ю., с участием помощника прокурора Шекснинского района Дюжаковой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Шекснинского муниципального района <адрес>, ФИО2, о признании недействительным договора о передаче в безвозмездное пользование земельного участка и применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Шекснинского муниципального района <адрес>, ФИО2, в котором просил признать недействительным договор № безвозмездного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией Шекснинского муниципального района <адрес> и ФИО2 о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка с кадастровым номером №, площадью <адрес> кв.м, расположенного в <адрес>, зарегистрированный в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ; применить последствия недействительности сделки, обязав ФИО2 вернуть указанный земельный участок в распоряжение администрации Шекснинского муниципального района <адрес> в состоянии пригодном для использования по целевому назначению и свободным от построек, строений и сооружений, в том числе хозяйственного назначения.
Свои требования обосновал тем, что прокуратурой района была проведена проверка исполнения законодательства при предоставлении земельных участков в безвозмездное пользование, в ходе которой установлено, что ФИО2ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию Шекснинского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в <адрес> в безвозмездное пользование для ведения личного подсобного хозяйства. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Шекснинского муниципального района с ФИО2 без проведения публикации был заключен оспариваемый договор. До предоставления ФИО2 указанного выше земельного участка органами местного самоуправления, в нарушение требований статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, не производились публикации о предоставлении земельных участков в безвозмездное пользование в средствах массовой информации. Принятие решения о предоставлении земельного участка без проведения публикации сведений о предстоящем предоставлении земельного участка на праве безвозмездного пользования повлекло невозможность выражения волеизъявления лицами, имеющими интерес в получении этого земельного участка. Выявление круга заинтересованных лиц было бы возможным при условии соблюдения администрацией Шекснинского муниципального района, кроме публикации в официальном средстве массовой информации и на официальном сайте, 30-дневного срока, установленного законом для подачи заявлений. Процедура извещения заинтересованных лиц не была соблюдена уполномоченным органом.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО4 исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений против удовлетворения исковых требований не предоставил.
Администрация Шекснинского муниципального района в судебное заседание своего представителя не направила, ходатайствовала о рассмотрении дела в его отсутствие, представила отзыв, в котором позицию по заявленным требованиям не сформировала, оставила разрешение спора на усмотрение суда, указав, что при принятии решения о заключении договоров безвозмездного пользования земельными участками с гражданами без публикации извещения Управление муниципальной собственности руководствовалось в том числе позицией, выраженной в письме Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>, согласно которой нормы статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в указанном случае не применяются. ДД.ММ.ГГГГ администрация направила уведомление №ФИО2 о поступившем представлении прокуратуры <адрес>, возможном расторжении договора и переоформлении земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства. В ходе рейдового осмотра земельного участка с кадастровым номером № строений не обнаружено.
Представитель Управления муниципальной собственности Шекснинского муниципального района <адрес>, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, не возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м был сформирован, поставлен на кадастровый учет и предоставлен на праве безвозмездного пользования ФИО2 в соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ на срок шесть лет с разрешенным использованием «для ведения личного подсобного хозяйства» администрацией Шекснинского муниципального района. Далее согласованный и подписанный обеими сторонами договор безвозмездного пользования был направлен в Управление Росреестра для проведения правовой экспертизы и государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана соответствующая регистрационная запись. В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района. Соответственно, функции и полномочия по распоряжению земельными участками, расположенными на территории сельских поселений района, осуществляет администрация Шекснинского муниципального района. Предоставление земельных участков в безвозмездное пользование производилось в соответствии со статьями Земельного кодекса Российской Федерации, законом области от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «Об определении перечня муниципальных образований <адрес>, в которых земельные участки предоставляются в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, и об установлении перечня специальностей, работа по которым дает право гражданам получить такие земельные участки на территории <адрес>» и законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «Об установлении перечня муниципальных образований <адрес>, в которых земельные участки могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданам для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности». Порядок предоставления земельных участков был также прописан в рекомендациях Департамента имущественных отношений <адрес> от 2015 года. Кроме того, на основании письма Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>, согласно пункту 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование: гражданину для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет; для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые работают по основному месту работы в таких муниципальных образованиях по специальностям, установленным законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет. Порядок предоставления в безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 и 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 8 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке) гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляются с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. Случаи, указанные в подпунктах 6 и 7 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, являются первоочередными (внеочередными), поскольку положения законов, принимаемых субъектами Российской Федерации в соответствии с данной нормой, содержат льготные условия и подлежат применению в отношении определенной территории либо ограниченного круга лиц. Соответственно положения статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в указанных случаях не применяются. Кроме того, Минэкономразвития Российской Федерации в своем письме отмечает, что положениями Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрены случаи проведения аукционов на право заключения договоров безвозмездного пользования земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности. После поступившего ДД.ММ.ГГГГ представления Прокуратуры, с целью разрешения спорного вопроса, Управлением были подготовлены и направлены запросы в Департамент имущественных отношений <адрес>, Управление Росреестра по <адрес>, Министерство экономического развития Российской Федерации. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации поступила информация Департамента имущественных отношений <адрес> о рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона №, предусматривающего отсутствие необходимости опубликования извещения при предоставлении земельных участков в безвозмездное пользование, переходных положений, касающихся распространения его действия на правоотношения, возникшие ранее. В связи с этим, вопрос по расторжению договоров безвозмездного пользования долгое время оставался «открытым». Несмотря на это специалистами Управления совместно со специалистами по земельным вопросам администраций сельских поселений проводилась работа по обследованию земельных участков на предмет фактического использования либо неиспользования в соответствии с предоставленным видом разрешенного использования. Наряду с выездными мероприятиями специалистами Управления проводится непосредственно индивидуальная работа в каждым ссудополучателем земельного участка с целью переоформления права безвозмездного пользования на право аренды, собственности, либо права безвозмездного пользования в соответствии с предложенной законодательством процедурой предоставления. С этой целью, а также с целью решения вопроса в досудебном порядке, специалистами Управления каждому ссудополучателю были подготовлены и направлены уведомления о возникшей ситуации в связи с предоставлением земельных участков на праве безвозмездного пользования, в которых были указаны тридцатидневные сроки (в соответствии с пунктами договора безвозмездного пользования) в момента получения уведомления, для принятия гражданами дальнейшего решения о «судьбе» участка. В данном случае, ДД.ММ.ГГГГФИО2 было направлено уведомление о принятии решения по земельному участку с кадастровым номером №, которое ФИО2 не получил, письмо вернулось с отметкой «возврат по истечению срока хранения». В Администрацию и Управление по вопросу дальнейшего использования земельного участка ФИО2 не обращался. В ходе телефонных переговоров пояснил, что заявление на прекращение права безвозмездного пользования земельным участком писать не будет, ждет решения суда. По результатам выездных мероприятий установлено, что земельный участок расчищен и окошен. Деятельность по ведению личного подсобного хозяйства не ведется.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание своего представителя не направило, отзыва не предоставило, извещено надлежащим образом.
Суд, выслушав прокурора, изучив материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела между администрацией Шекснинского муниципального района <адрес> и ФИО2ДД.ММ.ГГГГ заключен договор безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м расположенного в <адрес><адрес>) на срок шесть лет, который зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ. Предоставление земельного участка осуществлено без соблюдения требований статей 39.14, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации об опубликовании извещения о предоставлении земельного участка, что послужило основанием для обращения прокурора <адрес> с настоящим иском в суд. В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства на срок не более чем шесть лет. Порядок предоставления земельного участка в безвозмездное пользование, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации. Пункт 8 данной статьи устанавливает, что предоставление земельных участков гражданам осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. Пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1)обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов уставом поселения по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 3 статьи 39.15 или статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе. В силу пункта 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе, уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: 1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; 2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Таким образом, исходя из толкования указанных норм права, земельный участок может быть предоставлен гражданину в безвозмездное пользование без проведения аукциона, на основании предоставленного им заявления, при условии, что он является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. При этом наличие иных лиц, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении приобрести земельный участок, является основанием для проведения конкурентных процедур, в том числе аукциона на право заключения договора аренды земельного участка по результатам проведения торгов. Наличие либо отсутствие претендентов на испрашиваемый земельный участок может быть определено в течение тридцати дней со дня опубликования соответствующего извещения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акра и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Согласно пункту 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О применении судами некоторых положения раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность. При таких обстоятельствах спорный договор является недействительным (ничтожным) как нарушающий публичные интересы. В соответствии с пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. В силу пункта 2 указанной статьи при недействительности сделки, каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре, возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. Применительно к спорным правоотношениям последствием недействительности сделки выступает возврат земельного участка администрации Шекснинского муниципального района <адрес>.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с удовлетворением иска, с ФИО2 в пользу бюджета Шекснинского муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Шекснинского муниципального района <адрес>, ФИО2 - удовлетворить.
Признать недействительным договор от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией Шекснинского муниципального района <адрес> и ФИО2 о передаче в безвозмездное пользование земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного в <адрес>, зарегистрированный в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.
Применить последствия недействительности сделки, обязав ФИО2 вернуть земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный в <адрес> в распоряжение администрации Шекснинского муниципального района <адрес> в состоянии, пригодном для использования по целевому назначению и свободным от построек, строений, сооружений, в том числе хозяйственного назначения.
Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей в пользу бюджета Шекснинского муниципального района.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Вологодского областного суда в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья (подпись) А.В. Денисова
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна.
Судья А.В. Денисова
Секретарь: