86RS0002-01-2020-000053-76
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 марта 2020 года г. Нижневартовск
Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Школьникова А.Е.,
при секретаре Гах А.В.,
с участием: истца ФИО1, представителя ответчика администрации г. Нижневартовска по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-871/2020 по исковому заявлению ФИО1 к Общественному совету при департаменте муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации г. Нижневартовска, администрации г. Нижневартовска о признании недействительным принятого решения,
УСТАНОВИЛ
Изначально ФИО1 обратился с исковым заявлением к Общественному совету при департаменте муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации г. Нижневартовска, мотивировав требования тем, что <дата> состоялось заседание Общественного совета при департаменте муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города Нижневартовска, по итогам которого был составлен протокол № от <дата>. Данный протокол истцом был получен в конце мая 2019 года. На повестке данного заседания общественного совета рассматривалось три вопроса, в том числе и вопрос о включении истца в состав Общественного совета. Однако по итогам рассмотрения данного вопроса, истцу было отказано о включении его в состав Общественного совета. Считает данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку, он как гражданин РФ вправе участвовать в осуществлении общественного контроля. Кроме того, на заседании от <дата> не было соответствующего кворума для принятия данного решения, в работе Общественного совета при проведении заседания и формирования протокола Общественного совета принимало участие лицо, имеющее конфликт интересов и не являющееся членом Общественного совета. Также ни председателя, ни секретаря Общественного совета не избирали, что противоречит положению ч.6 ст.13 Федерального закона от 21.07.2014 №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», в соответствии с которым Председатель Общественного совета избирается членами общественного совета из своего состава. В связи с чем, истец полагает, что имеется наличие существенного нарушения при проведении заседания Общественного совета, а также при составлении протокола. Просит суд признать недействительным протокол № заседания Общественного совета при департаменте муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города от <дата>.
До начала судебного заседания истец уточнил исковые требования, просит суд признать недействительным решение, принятое по вопросу № в протоколе решения № заседания Общественного совета при департаменте муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города от <дата>.
По ходатайству истца протокольным определением суда от <дата> в качестве соответчика привлечена администрация г. Нижневартовска.
В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме.
От Общественного совета при департаменте муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города Нижневартовска в судебное заседание представитель не явился, судебные извещения направлялись по адресу указанному в исковом заявлении.
Представитель администрации г. Нижневартовска в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что <дата>ФИО1 обратился к заместителю главы г. Нижневартовска с заявлением о рассмотрении его кандидатуры для включения в состав Общественного совета при департаменте муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации г. Нижневартовска.
<дата> проведено заседание Общественного совета при департаменте муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации г. Нижневартовска. Из протокола № указанного заседания следует, что третьим вопросом рассматривалось обращение истца ФИО1 о включении его кандидатуры в состав Общественного совета.
По данному вопросу было решено поддержать решение департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города об отсутствии основания для включения ФИО1 в состав членов Общественного совета при департаменте муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города. По результатам голосования «за» проголосовало – 6, «против» - 0, «воздержались» - 0. Решение принято единогласно.
Полагая, что решение принятое по вопросу № в протоколе № заседания Общественного совета при департаменте муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации г. Нижневартовска от <дата> является недействительным, истец обратился в суд.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» понятие общественного контроля определено как деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.
Статьей 9 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» определен перечень субъектов общественного контроля, в том числе Общественная палата Российской Федерации; общественные палаты субъектов Российской Федерации; общественные палаты (советы) муниципальных образований; общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 12 названного Федерального закона Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований осуществляют общественный контроль в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами о соответствующих общественных палатах.
Таким образом, общественные палаты являются особой формой объединений, деятельность которых урегулирована специальным законодательством. При этом государственная регистрация общественных палат в качестве юридических лиц действующим законодательством не предусмотрена.
Постановлением администрации г. Нижневартовска от 18.05.2018 № 717 «Об общественном совете при департаменте муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города», утверждено Положение об Общественном совете при департаменте муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города (далее – Положение), которое является приложением № 1 к Постановлению.
В соответствии с п.1.1. Положения Общественный совет при департаменте муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города (далее - Общественный совет) является постоянно действующим консультативно - совещательным органом при департаменте муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города (далее - Департамент), создается в целях содействия поиску эффективных решений и разработки мер по реализации политики в установленной сфере деятельности Департамента на основе взаимодействия граждан, общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, а также реализации прав граждан на осуществление общественного контроля, обеспечения участия населения муниципального образования город Нижневартовск (далее - муниципальное образование) в работе Департамента по подготовке и реализации управленческих решений.Решения Общественного совета носят рекомендательный характер (п. 1.3 Положения).
Как следует из п.п. 4.1. – 4.5. Положения Общественный совет формируется на основе добровольного участия в его деятельности граждан Российской Федерации. Состав Общественного совета формируется с учетом норм, установленных частью 4 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2014 №212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", из представителей общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. Члены Общественного совета должны соответствовать следующим требованиям: - наличие гражданства Российской Федерации и возраст от 21 года; - отсутствие конфликта интересов, связанного с осуществлением полномочий члена Общественного совета. Члены Общественного совета исполняют свои обязанности на общественных началах. Количественный состав Общественного совета - не менее 9 человек.
В соответствии с п.п. 5.4. – 5.5. заседание Общественного совета считается правомочным при участии в нем не менее половины от установленной численности членов Общественного совета. Решение Общественного совета принимаются открытым голосованием простым большинством голосов (от числе присутствующий).
Так же Постановлением администрации г. Нижневартовска от 18.05.2018 № 717 «Об общественном совете при департаменте муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города», утвержден состав Общественного совета при департаменте муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города (Приложение № 2 к Постановлению):
Атаман Нижневартовского городского казачьего общества (по согласованию);
Заместитель председателя местной Нижневартовской городской общественной организации ветеранов боевых действий "Красная звезда" (по согласованию);
Кандидат философских наук Нижневартовского экономико-правового института (филиала) Тюменского государственного университета, доцент кафедры гражданского права и процесса (по согласованию);
Кандидат юридических наук филиала федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)" в г. Нижневартовске, доцент кафедры "Общепрофессиональные и специальные дисциплины по юриспруденции" (по согласованию);
Председатель комитета по городскому хозяйству и строительству Молодежного парламента при Думе города Нижневартовска (по согласованию);
Председатель президиума Нижневартовского территориального объединения работодателей (по согласованию);
Председатель совета местной Нижневартовской городской общественной организации пенсионеров Клуб "Вартовчане" (по согласованию);
Президент местной общественной организации "Союз морских пехотинцев города Нижневартовска" (по согласованию);
Президент Нижневартовской торгово-промышленной палаты (по согласованию).
Как следует из материалов дела, ФИО1 представителем вышеперечисленных объединений, организаций не является, при этом состав Общественного совета при департаменте муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города Нижневартовска (приложение № к Постановлению), в соответствии с Постановлением администрации г. Нижневартовска от <дата>№ «Об общественном совете при департаменте муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города», является исчерпывающим.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, самостоятельно определив способы их судебной защиты, соответствующие ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.
В соответствии со ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают гражданские дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Как следует из приведенных норм права, Общественный совет при департаменте муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города Нижневартовска не является юридическим лицом, не обладает гражданской процессуальной правоспособностью.
Перечень прав субъектов общественного контроля, приведен в ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Особенности осуществления отдельных видов общественного контроля или закрепляющих правовое положение отдельных видов субъектов общественного контроля могут быть регулированы иными нормативными актами (п. 8 ч. 1 ст. 10).
При этом субъекты общественного контроля вправе обратиться в суд в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Учитывая, что не все субъекты общественного контроля являются юридическими лицами, соответственно и правом участвовать при разрешении спора в качестве истца либо ответчика, без специального указания в федеральном законе, наделены не все субъекты общественного контроля, сведения о наделении такими правами Общественного совета при департаменте муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации г. Нижневартовска материалы дела не содержат, соответственно Общественный совет не может выступать стороной по данному гражданскому делу.
Доказательств, свидетельствующих о том, что действиями (бездействиями) администрации г. Нижневартовска нарушены права ФИО1 при принятии Общественным советом при департаменте муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города Нижневартовска решения о не включении его кандидатуры в состав Общественного совета, материалы дела не содержат.
В связи с установленными по делу обстоятельствами доводы ФИО1 о нарушении процедуры при принятии <дата> решения по вопросу № о включении его кандидатуры в состав Общественного совета, правового значения для разрешения данного спора не имеют, при этом существенных нарушений при принятии оспариваемого решения, которые влекут недействительность принятого решения, судом не установлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 о признании недействительным решения, принятого по вопросу № в протоколе решения № заседания Общественного совета при департаменте муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города Нижневартовска от <дата> являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Общественному совету при департаменте муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации г. Нижневартовска, администрации г. Нижневартовска о признании недействительным принятого решения, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нижневартовский городской суд.
Председательствующий судья А.Е. Школьников