Дело № 2-734/16 17.03.2016 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Колпинский районный суд Санкт-Петербурга
В составе председательствующего судьи Воробьевой С.А.
При секретаре Заводченко Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Голованова А.Н. к Администрации Колпинского района об обязании установить приборы учета, произвести перерасчет платежей за коммунальные услуги, взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Голованов А.Н. обратился в суд с иском к Администрации Колпинского района, просит обязать ответчика установить приборы учета газа, холодной и горячей воды, обязать произвести перерасчет платежей за коммунальные услуги с <дата> г. до установки приборов учета потребления горячей и холодной воды, с <дата> г. – до установки приборов учета потребления газа, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 250000 руб., расходы за юридические услуги 15000 руб.
Требования основаны на том, что между Головановым А.Н., проживающим по адресу: < >, и СПб ГКУ «Жилищное агентство Колпинского района Санкт-Петербурга» заключен договор социального найма жилого помещения № < > от <дата> г. Согласно условиям договора истцу и членам его семьи предано в бессрочное владение и пользование жилое помещение, состоящее из двух комнат общей площадью < > кв.м., жилой площадью < > кв.м. Истец является пенсионером, инвалидом < > группы, совместно с истцом проживает сын-инвалид. Неоднократные обращения истца в администрацию Колпинского района должного результата не принесли. Из-за отсутствия приборов учета истец несет убытки. Истец считает, что наймодатель не исполняет свои обязанности, оказывает услуги ненадлежащего качества. Кроме того найомдатель, не выполняя свои обязательства, наносит истцу моральный вред.
Истец в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал.
Представитель администрации Колпинского района считает исковые требования не подлежащими удовлетворению, указывает, что полномочия администрации районов определены положением об администрации района, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от <дата> г. № < >. Для осуществления задачи содержания жилых помещений, принадлежащих Санкт-Петербургу, созданы государственные казенные учреждения – Жилищные агентства районов. СПБ ГКУ «Жилищное агентство Колпинского района» находится в ведении администрации Колпинского района и КУГИ Санкт-Петербурга, осуществляющих координацию его деятельности в рамках своей компетенции. Жилищным комитетом Санкт-Петербурга ежегодно утверждаются примерные формы управления многоквартирным домом, согласно которым ГУ Жилищные агентства обеспечивают предоставление в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, являющиеся собственностью Санкт-Петербурга, коммунальных услуг, осуществляют иную, направленную на управление многоквартирным домом, деятельность. Договор социального найма, на который ссылается истец в обоснование своих требований, заключен с ГКУ «Жилищное агентство Колпинского района Санкт-Петербурга», администрация Колпинского района считает себя ненадлежащим ответчиком. Администрация Колпинского района Санкт-Петербурга не вступала с истцом в правоотношения, предусмотренные законодательством о защите прав потребителей, требование о взыскании морального вреда не может быть основано на законе.
Представитель 3-го лица СПб ГКУ «Жилищное агентство Колпинское района» в судебное заседание явился, пояснил, что СПб ГКУ «Жилищное агентство Колпинское района» является наймодателем, в обязанности которого входит содержание жилищное фонда. Установка приборов учета производится в соответствии с адресной программой. Оснований для перерасчета оплаты начислений за коммунальные услуги не имеется. Факт нарушения прав истца не установлен, требование о взыскании морального вреда не подлежит удовлетворению.
Представитель 3-го лица Комитета финансов Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела надлежащим образом извещен.
Выслушав истца, представителей ответчика, 3-го лица, изучив материалы дела, суд не находит оснований к удовлетворению иска.
Судом установлено, что по адресу: < > зарегистрирован Голованов А.Н., который является нанимателем жилого помещения на основании договора социального найма № 35797 от <дата> г., заключенного с СПБ ГКУ «Жилищное агентство Колпинское района». Совместно с Головановым А.Н. зарегистрирован сын Голованов С.А.
Из ответа администрации Колпинского района от <дата>г. на обращение Голованова А.Н. усматривается, что квартира <адрес> будет учтена при формировании дополнительной адресной программы на 20ХХ г., при наличии финансирования работы по установке индивидуальных приборов учета в 20ХХ г. будут выполнены. Бюджетом Санкт-Петербурга на 20ХХ г. не предусмотрены средства на установку приборов учета газа. В отношении установки приборов учета природного газа, в соответствии с ФЗ от 29.12.2014 г. № 466-ФЗ в части организации учета используемых энергетических ресурсов внесены изменения в ст.13 федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», согласно которым требования об обязательной установке учета природного газа не распространяются на объекты, максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час. Реализация права на перерасчет за содержание жилого помещения и коммунальных услуг носит заявительный характер и требует предоставления соответствующих документов. (л.д.19-20)
Из ответа управления по работе с обращениями граждан администрации Губернатора Санкт-Петербурга от 28.01.2016 г. усматривается, что с целью завершения исполнения ФЗ № 261-ФЗ в части проведения мероприятий по оснащению индивидуальными приборами учета ХВС и ГВС жилых помещений, являющихся государственной собственностью, при формировании бюджета на 20ХХ г. как дополнительная потребность в финансировании была заявлена сумма в размере 20393061 руб. Однако, в сводной бюджетной росписи бюджета Санкт-Петербурга на очередной 2016 г. и плановый период 20ХХ-20ХХ г.г. вышеуказанная заявленная дополнительная потребность не удовлетворена. Ввиду данного факта при корректировке бюджета на 20ХХ г. сумма, необходимая на завершение в Колпинском районе Санкт-Петербурга мероприятий по оснащению квартир, находящихся в собственность Санкт-Петербурга индивидуальными приборами учета ХВС И ГВС, Вновь будет заявлена как дополнительная потребность в финансировании. При выделении денежных средств работы по установке индивидуальных приборов учета ХВС и ГВС в квартире <адрес >, будет произведены.
В своих возражениях на иск администрация ссылается на то, что в соответствии с пунктом 3.4.34 Положения об администрации района, утвержденном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N 1078 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга", администрация уполномочена в установленном порядке представлять интересы Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирном доме, в том числе при создании и деятельности товариществ собственников жилья, а также при выборе и осуществлении иных способов управления многоквартирными домами.
Порядок представления интересов Санкт-Петербурга администрацией установлен распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 15.06.2005 № 52-р «Об утверждении положения о порядке представления интересов Санкт-Петербурга как собственника жилых или нежилых помещений в многоквартирных домах», распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 05.12.2014 № 2705-р «Об утверждении административного регламента администрации района по исполнению государственной функции» и сводится к участию представителя администрации района Санкт-Петербурга в общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах, с целью принятия решений в рамках компетенции таких общих собраний. Непосредственное исполнение администрацией района Санкт-Петербурга иных полномочий собственника помещений в многоквартирных домах, в частности, осуществление начисления и перерасчета платежей за коммунальные услуги, установка и осуществление учета показаний приборов учета, положением об администрации района не предусмотрено, равно как и не предусмотрено непосредственное использование администрацией района денежных средств бюджета Санкт-Петербурга на эти цели.
Для осуществления задачи содержания жилых помещений, принадлежащих Санкт-Петербургу, Санкт-Петербургом созданы государственные казенные учреждения - Жилищные агентства районов. Из устава СПб ГКУ «Жилищное агентство Колпинского района Санкт-Петербурга» следует, что собственником имущества ГУЖА является город Санкт-Петербург в лице КУГИ Санкт-Петербурга. К целям деятельности СПб ГКУ «Жилищное агентство Колпинского района Санкт-Петербурга» относятся: участие в осуществлении контроля за качеством и объемом коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, объемом коммунальных услуг для нужд населения на территории района (пункт 2.2.1.12 Устава); обеспечение контроля за содержанием, эксплуатацией, текущим и капитальным ремонтом инженерных систем и коммуникаций, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга и расположенных на территории района (пункт 2.2.1.13 Устава); представление интересов Санкт-Петербурга, как собственника помещений в многоквартирном доме (пункт 2.2.1.14 Устава); осуществление взаимодействия с исполнителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями по вопросам предотвращения и ликвидации задолженности исполнителей коммунальных услуг (пункт 2.2.1.22, 2.3.29 Устава); обеспечение содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах в соответствии с долями Санкт-Петербурга в праве общей собственности на данное имущество (пункт 2.3.21 Устава); организация мероприятий, направленных на обеспечение содержания объектов жилищного и нежилого фондов, находящихся в собственности Санкт-Петербурга (пункт 2.3.27 Устава).
Жилищным комитетом Санкт-Петербурга ежегодно утверждаются примерные формы управления многоквартирным домом (распоряжение от 07.02.2011 № 38-р, от 23.01.2012 № 35-р, от 04.02.2013 № 68-р, от 14.03.2014 № 189-р, 04.03.2015 N 155-р) согласно которым ГУЖА обеспечивают представление в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, являющиеся собственностью Санкт-Петербурга, коммунальных услуг, осуществляют иную, направленную на управление многоквартирным домом, деятельность.
Таким образом, требования истца об обязании администрации Колпинского района Санкт-Петербурга установить приборы учета газа, холодной и горячей воды суд считает предъявленными к ненадлежащему ответчику, наймодателем по договору социального найма жилого помещения является СПб ГКУ «Жилищное агентство Колпинского района Санкт-Петербурга», на замену ответчика истец не согласился.
Истцом заявлены требования об обязании произвести перерасчет платежей за коммунальные услуги. Суд считает, что истцом не приведено конкретных оснований для производства перерасчета. Отсутствие приборов учета не является основанием для перерасчета платежей.
Согласно п.1 ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с преамбулой
Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Администрация Колпинского района Санкт-Петербурга не является лицом, предоставляющим истцу коммунальные услуги, не осуществляет начисление платы за коммунальные услуги.
Истец ссылается на недостаток оказанной ему услуги, а именно на невыполнение обязанности по оснащению индивидуальными приборами учета холодного, горячего водоснабжения и газа. Как было указано выше, установка приборов учета не относится к компетенции администрации района.
Требование о взыскании компенсации морального вреда истец обосновывает нарушением его прав как потребителя и указывает, что моральный вред был причинен отказом в установке приборов учета
В соответствии со статьей 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Требование истца о взыскании с администрации Колпинского района компенсации морального ущерба на основании Закона РФ «О защите прав потребителей» нельзя признать правомерным.
Учитывая, что суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, суд не усматривает освоений для взыскания расходов на юридические услуги.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.167, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Голованова А.Н. к Администрации Колпинского района об обязании установить приборы учета, произвести перерасчет платежей за коммунальные услуги, взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Колпинский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Решение изготовлено 28.03.2016 г.
Разместить на сайте суда. Судья