ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-734/19 от 11.06.2019 Черновского районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2-734/2019

РЕШЕНИЕ( не вступило в законную силу)

Именем Российской Федерации

11 июня 2019 года г. Чита

Черновский районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи Левиной А.И.,

при секретаре Днепровской Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 52» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском, ссылаясь при этом на следующие обстоятельства. Она работает учителем начальных классов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 52» (далее – МБОУ СОШ 52) с 1993 года, что подтверждается записью в трудовой книжке за от ДД.ММ.ГГГГ, а также с 2011 года работает по внутреннему совместительству учителем иностранного языка. Стаж педагогической работы составляет 21 год. Трудовой договор по должности учитель иностранного языка с 2011 года с ней заключен не был. На 2017-2018 учебный год ей была установлена нагрузка 29,5 часов в неделю в сентябре-октябре и 30,5 ч с ноября 2017 г., на 2018-2019 г. учебный год ей установлен 31,5 час в неделю, что превышает норму часов учебной работы в 2017- 2018 учебном году на 11,5 часов и 12,5 часов, а в 2018- 2019 учебном году на 13,5 часов. Надбавка за выслугу лет 25 % начисляется из расчета ставки 18 часов в неделю, а не за фактическую нагрузку, что нарушает ее законные трудовые права. Объективно, при начислении ей заработной платы работодатель считает правильным начисление надбавки за выслугу лет 25 % только за 18 часов (на 1 ставку), а за оставшиеся 11,5 и 13,5 часов ей она не полагается. Считает такое начисление заработной платы в части расчета надбавки за стаж не законным, так как ее стаж по-прежнему остается 21 год. На основании изложенного, просит суд обязать МБОУ СОШ 52 произвести перерасчет и выплатить задолженность по недоначисленной и невыплаченной заработной плате по надбавке за выслугу 25% за период с 1 сентября 2017 г. по 1 февраля 2019 г.; произвести перерасчет и выплатить задолженность по недоначисленной и невыплаченной сумме за период отпуска в 2017-2018 учебном году; взыскать с ответчика и выплатить ей недоначисленную и невыплаченную заработную плату за периоды с 01 сентября 2017 г. по 01 февраля 2019 г. в размере 39152 руб.; обязать ответчика впредь производить начисления надбавки за выслугу лет 25 % из расчета за фактический объем учебной нагрузки и (или) педагогической работы.

Определением суда от 29 апреля 2019 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены комитет образования администрации городского округа «Город Чита», администрация городского округа «Город Чита», Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.

В ходе судебного разбирательства истцом и ее представителем заявленные требования неоднократно уточнялись, окончательно просили суд, произвести перерасчет и выплатить задолженность по недоначисленной и невыплаченной заработной плате по надбавке за выслугу лет 25 % за период с 01 сентября 2017 года по 01 февраля 2019 года; произвести перерасчет и выплатить задолженность по недоначисленной и невыплаченной сумме за период отпуска в 2017-2018 году; взыскать с ответчика и выплатить недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01.09.2017 по 01.02.2019 в размере 39152 рубля; взыскать с ответчика и выплатить недоначисленную и невыплаченную сумму за период отпуска в 2017-2018 году в размере 4648,32 рублей; обязать ответчика впредь производить начисление надбавки за выслугу лет 25 % из расчета за фактически объем учебной нагрузки и (или) педагогической работы; взыскать с ответчика денежную компенсацию в порядке ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации за задержку выплаты заработной платы в размере 3806,75 рублей, индексацию вышеуказанной суммы вследствие инфляционных процессов в размере 1734,75 рублей с учетом индекса потребительских цен, всего денежную компенсацию в размере 5541,50 рублей.

В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель на основании устного заявления ФИО2 заявленные требования с учетом уточнений поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении и уточнениях к нему.

Представитель ответчика МБОУ СОШ 52 ФИО3, действующая на основании прав по должности, заявленные требования не признала в полном объеме, в удовлетворении иска просит отказать.

Представитель третьих лиц комитета образования администрации городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита» ФИО4, действующая на основании доверенностей, заявленные требования не признала, представила суду письменный отзыв на исковое заявление. Суду пояснила, что пунктом 5.2.2 Методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2017 года № ВП-1992/02) установлено, что размеры выплат за стаж непрерывной работы рекомендуется определять дифференцированно с учетом продолжительности непрерывной работы с помощью коэффициентов или процентов от размеров ставок заработной платы или должностных окладов работников, устанавливаемых по квалификационному уровню ПКГ, а работников, не включенных в профессиональные квалификационные группы, - от размеров окладов (должностных окладов), установленных трудовым договором.

Согласно п.п. 2.5.,2.6 Методических рекомендаций, размеры ставок заработной платы наряду с нормами часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) являются расчетными величинами, принимаемыми для исчисления заработной платы педагогических работников за месяц с учетом установленного организацией объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы в неделю (в год). Должностные оклады, ставки заработной платы педагогических работников, руководителей структурных подразделений и работников из числа учебно-вспомогательного персонала устанавливаются организациями по квалификационным уровням ПКГ должностей работников образования. Оклады (должностные оклады), ставки заработной платы являются фиксированными размерами оплаты труда работников организаций за исполнение должностных обязанностей, предусмотренных трудовыми договорами, должностными инструкциями, разработанными с учетом соответствующих квалификационных характеристик, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, а для педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы или учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы - без учета фактического объема педагогической работы и (или) учебной (преподавательской) работы.

В соответствии со статьей 10 Закона Забайкальского края от 9 апреля 2014 г. № 964-ЗЗК «Об оплате труда работников государственных учреждений Забайкальского края» надбавка за выслугу лет в размере до 30 процентов оклада (должностного оклада), ставки заработной платы устанавливается работникам краевых учреждений образования. Размер данной надбавки, порядок и условия ее выплаты устанавливаются исполнительными органами государственной власти Забайкальского края, на которые возложены координация и регулирование деятельности соответствующих отраслей и (или) которые осуществляют функции и полномочия учредителей краевых учреждений.

Пунктом 2.3.5.3 распоряжения Министерства образования, науки и молодежной политики от 12 мая 2015 года № 851-р установлено, что надбавка за выслугу лет начисляется исходя из должностного оклада работника (без учета премий и иных стимулирующих выплат) и выплачивается ежемесячно одновременно с заработной платой.

Приказом директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52» от 27 июля 2017 года утверждено Положение об оплате труда работников муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 52». В соответствии с пунктом 2.3.5.1 данного Положения надбавка за выслугу лет устанавливается работникам учреждений в размере до 25 процентов к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы, исчисленных из нормы часов рабочего времени, установленной по должности. В связи с чем, полагает, что оснований для начисления надбавки за выслугу лет исходя из фактической нагрузки, не имеется.

Представитель третьего лица Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края ФИО5 ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, представила суду письменный отзыв на исковое заявление.

Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке участников процесса.

Выслушав пояснения сторон, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты груда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно статье 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

Таким образом, система оплаты труда применительно к статье 135 ТК РФ включает: фиксированный размер оплаты труда; доплаты, надбавки компенсационного характера; доплаты и надбавки стимулирующего характера.

Стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, зависят от усмотрения работодателя.

В силу части 1 статьи 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) устанавливаются: в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела истец с 16.08.1993 работает в МБОУ СОШ 52 в должности учителя начальных классов, с 2011 года также в должности учителя иностранных языков.

На 2017-2018 учебный год ФИО1 была установлена нагрузка 29,5 часов в неделю в сентябре-октябре и 30,5 ч с ноября 2017 года, на 2018-2019 г. учебный год ей установлен 31,5 час в неделю, что превышает норму часов учебной работы в 2017- 2018 учебном году на 11,5 часов и 12,5 часов, а в 2018- 2019 учебном году на 13,5 часов.

Так, согласно условиям дополнительного соглашения к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 установлена нагрузка на 2017-2018 г. учебный год (сентябрь-октябрь) 29,5 часов, установлен базовый оклад за ставку в размере 7300 руб., с учетом компенсации на книгоиздательскую деятельность, оклад за фактическую нагрузку в сентябре - октябре составил 11963 руб. 89 коп., нагрузка 31,5 час в ноябре - августе составила 12369 руб. 44 коп. (дополнительное соглашение к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ) Всего заработная плата составляет 33648 руб. 34 коп. и 34372 руб. 25 коп. состоит из: районного коэффициента 40% -7917 руб. 26 коп. и 8087 руб. 59 коп., процентной надбавки за работу в Забайкальском крае 30% - 5937 руб. 94 коп. и 6065 руб.69 коп., надбавки за проверку тетрадей учителя начальных классов - 1095 руб., надбавки за проверку тетрадей учителя иностранного языка - 283 руб. 90 коп., надбавки за квалификационную категорию 5 % - 598 руб. 19 коп., надбавки за индивидуальное обучение 20% - 121 руб.67 коп., надбавки за заведование кабинетом 2,5 % - 182 руб. 50 коп., надбавки за классное руководство 25% - 1825 руб., надбавки за выслугу лет 25% - 1825 руб. (л.д. ).

Согласно условиям дополнительного соглашения к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 установлена нагрузка на 2018-2019 г. учебный год 31,5 часов, установлен базовый оклад за ставку в размере 8560 руб., с учетом компенсации за книгоиздательскую деятельность, оклад за фактическую нагрузку составил - 14980 руб. 00 коп.. Всего заработная плата составила 36278 руб. 98 коп., состоит из: районного коэффициента 40% - 8536 руб. 23 коп., процентной надбавки за работу в Забайкальском крае 30%- 6402 руб. 17 коп., надбавки за проверку тетрадей - 1188 руб. 91 коп., надбавки за квалификационную категорию 5 % - 749 руб., надбавки за индивидуальное обучение 20% - 142 руб.67 коп., надбавки за классное руководство 25% - 2140 руб., надбавка за выслугу лет 25% - 2140 руб. (л.д. ).

В соответствии с Порядком определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, утвержденным Приказом Министерства образования Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) составляет 18 часов в неделю.

Согласно п. 2.8.1 приложения 1 к Приказу Минобрнауки РФ от ДД.ММ.ГГГГ учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы, которая признана нормируемой частью их педагогической работы и расчетной величиной для исчисления заработной платы за месяц.

Согласно п.п. 2.3.5.1. Положения об оплате труда работников муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 52», надбавка за выслугу лет устанавливается работникам учреждения в размере до 25 процентов к окладу (должностному окладу), ставки заработной платы, исчисленных из нормы часов рабочего времени, установленной по должности.

П.п. 14 п. 1.1. Положения об оплате труда работников МБОУ СОШ 52 предусматривает, что данное положение разработано в соответствии с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, которые утверждаются на каждый год решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

На основании абз. 9 раздела IX «Особенности формирования системы оплаты труда работников сферы образования» Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018, 2019 годы предусмотрено, что при наличии у работников права на применение повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах по нескольким основаниям, их величины по каждому основанию определять следует отдельно без учета других повышающих коэффицициентов и (или) повышений, установленных в процентах, которые затем суммировать и применять путем умножения образовавшейся величины на размер заработной платы, исчисленной за фактический объем учебной нагрузки и (или) педагогической работы.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что п.п. 2.3.5.1. Положения об оплате труда работников МБОУ СОШ 52 противоречит абз. 9 раздела IX «Особенности формирования системы оплаты труда работников сферы образования» Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018, 2019 годы.

Согласно ст. 135 ТК РФ Российская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что на уровне городского округа «Город Чита» имеется соглашение между комитетом образования администрации городского округа «Город Чита» и Читинской городской организацией Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации по обеспечению социально-экономических, правовых и профессиональных гарантий работников образовательных организаций городского округа «Город Чита» на 2013-2015 годы, действие которого на основании дополнительного соглашения от 11.11.2015 продлено на 2016-2018 годы (л.д. ).

В соответствии с п. 5.13 дополнительного соглашения, выплаты стимулирующего характера (выплата за наличие квалификационной категории, надбавка за выслугу лет, надбавка за почетное звание, почетный знак, ученую степень, ученое звание) определяются с учетом фактического объема учебной нагрузки (л.д. ).

В соответствии со ст. 26 Трудового кодекса Российской Федерации социальное партнерство осуществляется на: федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации; межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации; региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации; отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях); территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании; локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

В соответствии со ст. 24 ТК РФ основными принципами социального партнерства в сфере труда являются, в том числе, обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений.

В соответствии со ст. 45 ТК РФ соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

Согласно ст. 46 ТК РФ в соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: оплата труда (в том числе установление размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), установление соотношения размера заработной платы и размера ее условно-постоянной части, а также определение составных частей заработной платы, включаемых в ее условно-постоянную часть, установление порядка обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы).

Согласно ст. 48 ТК РФ соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашение. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

В отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса).

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи.

В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

Положением об оплате труда работников МБОУ СОШ 52 установлена такая стимулирующая выплата как надбавка за выслугу лет, но только на ставку заработной платы.

Действительно, установление стимулирующей выплаты за выслугу лет является правом работодателя (ст. 135 ТК РФ).

Между тем, самостоятельно установив такую надбавку, работодатель, в нарушение действующих Единых рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а также дополнительного соглашения, заключенного между комитетом образования администрации городского округа «Город Чита» и председателем Читинской городской организации Профсоюза работников и науки Российской Федерации, не вправе был ограничить круг работников, которым такая надбавка может быть начислена и выплачена.

Так, абз. 6 ч. 2 ст. 22 ТК РФ, обязывающий работодателя устанавливать одинаковый размер оплаты труда работникам, выполняющим одинаковые трудовые обязанности в одних и тех же условиях, а также статья 132 названного Кодекса, устанавливающая зависимость заработной платы работника от количества и качества затраченного труда, направлены на реализацию основных принципов правового регулирования трудовых отношений - равенства прав и возможностей работников, обеспечения права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, запрещения дискриминации в сфере труда, учитывают баланс интересов сторон трудового договора, являющийся условием гармонизации трудовых отношений, а также гарантируют надлежащую защиту прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении.

Согласно ст. 3 ТК РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Статьей 1 Конвенции N 111 Международной организации труда "Относительно дискриминации в области труда и занятий" определено, что термин "дискриминация" включает: всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на признаках расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности или социального происхождения и имеющие своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий.

Статьей 2 Конвенции установлено, что всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на специфических требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией.

Свобода трудовых отношений в ее конституционно-правовом смысле предполагает соблюдение принципов равенства и согласования воли сторон, стабильности данных правоотношений. Субъекты трудовых отношений свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий.

Запрещение дискриминации в сфере труда направлено на обеспечение равных возможностей в осуществлении своих способностей к труду. Исключительно деловые качества работника должны учитываться при заключении трудового договора, при оплате труда, поручении тех или иных производственных заданий.

Каких-либо особенностей по оплате труда лиц, работающих свыше нормы часов рабочего времени, позволяющих исключить выплаты стимулирующего характера при оплате труда таких работников, ни в Трудовом кодексе Российской Федерации, ни в Единых рекомендациях по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018, 2019 г., утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, ни в соглашениях на уровне муниципального образования между работодателем и профсоюзной организацией, не содержится.

В вышеуказанных Единых рекомендациях также закреплены принципы формирования федеральной, региональных и муниципальных систем оплаты труда, в которых указано на обязательность установления в государственных и муниципальных учреждениях систем оплаты труда, в том числе, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, включая фиксированные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленные нормы труда (нормы часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы), а также размеры доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, размеры выплат стимулирующего характера, на обязательность обеспечения равной оплаты за труд равной ценности, в том числе при установлении размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации - различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда, а также результатами деятельности учреждений.

По существу порядок начисления надбавки за стаж на ставку заработной платы лишает работников, работающих свыше нормы часов рабочего времени и внесших свой вклад в результаты деятельности учреждения в повышенном размере, права на получение выплат стимулирующего характера за выслугу лет с учетом их фактической нагрузки. Такие условия оплаты труда являются дискриминационными по отношению к этим работникам при оплате их работы.

На основании изложенного, требования истца о взыскании с ответчика недоначисленной и невыплаченной заработной платы с учетом надбавки за стаж, начисленной на фактический объем учебной нагрузки, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Стороной ответчика в судебном заседании заявлено о пропуске срока исковой давности, установленного ст. 392 ТК РФ.

Суд находит данные доводы заслуживающими внимания.

В соответствии со ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Поскольку ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском 29 марта 2019 года, срок исковой давности по требованиям о взыскании заработной платы за период с 01.09.2017 по 01.03.2018 пропущен.

Стороной истца представлен расчет взыскиваемых сумм, в соответствии с которым размер недоначисленной заработной платы за период с 01.09.2017 по 01.02.2019 составляет 39152 рубля, размер недоначисленных отпускных за 2017-2018 год составил 4648,32 рублей (л.д. ).

Комитетом образования администрации городского округа «Город Чита» представлен контррасчет с учетом пропуска срока исковой давности, согласно которому размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы и отпускных за период с 01.03.2018 по 31.01.2019 составил 23685,48 рублей (л.д. ).

Названный контррасчет судом проверен, является верным.

С учетом изложенного, с ответчика в пользу истца надлежит взыскать 23685,48 рублей.

Требования истца о производстве перерасчета заработной платы и отпускных являются излишними, поскольку такой расчет работодателем произведен.

С учетом того, что в ходе судебного разбирательства судом были установлены обстоятельства несвоевременной выплаты заработной платы в полном объеме, требования истца о взыскании компенсации, рассчитанной в порядке ст. 236 ТК РФ, подлежат удовлетворению.

Так в соответствии со ст. 236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Истцом представлен расчет компенсации, в соответствии с которым ее размер составляет 3806,75 руб. (л.д. ).

Представителем комитета образования администрации городского округа «Город Чита» представлен контррасчет компенсации, в соответствии с которым сумма процентов по всем задолженностям составляет 1318,01 руб. (л.д. ).

Судом принимается расчет, представленный стороной ответчика, поскольку он произведен с учетом признанной судом суммы недоначисленной заработной платы, подлежащей взысканию. Названный расчет соответствует положениям ст. 236 ТК РФ, судом проверен, сомнения не вызывает.

Разрешая требования истца о взыскании индексации заработной платы с учетом инфляционных процессов, суд не находит их подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

При этом ст. 130 ТК РФ установлено, что в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются, в том числе меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы.

Согласно ст. 2 ТК РФ исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе запрещение дискриминации в сфере труда и обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Конституционный Суд Российской Федерации указывает на то, что индексация заработной платы должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору (Определения Конституционного Суда РФ от 17.06.2010 N 913-0-0, от 19.11.2015 N 2618-0).

В то же время в п. 10 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017) разъясняется, что исходя из буквального толкования положений ст. 134 ТК РФ индексация - это не единственный способ обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности повышением должностных окладов, выплатой премий и т.п.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, ответчиком осуществлялось повышение уровня реального содержания заработной платы истца путем повышения оклада, обеспечения выплат за высокие результаты и премий, что следует из расчетных листков за спорный период. Таким образом, в данном случае работодателем исполнялась обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников путем периодического повышения заработной платы при обеспечении достижения целевых показателей по заработной плате педагогических работников.

Доводы стороны ответчика о том, что, прекращая начислять надбавку за стаж работы на фактический объем учебной нагрузки в 2017 году, по сути начисление данной надбавки в полном объеме было обеспечено путем введения в тарификацию надбавки за высокие показатели в работе, которая не является гарантированной выплатой, при этом выплачивалась истцу на регулярной основе, при этом реальный уровень заработной платы истца был сохранен на прежнем уровне, не может быть принят судом в качестве основания для отказа в удовлетворении исковых требований в данной части, поскольку никакими локальными актами содержание в надбавке за высокие показатели в работе надбавки за стаж не подтверждено. Показания свидетелей ФИО7, ФИО8 о том, что размер заработной платы педагогов при новом исчислении надбавки за стаж не уменьшился, обстоятельства необоснованного начисления надбавки за стаж не на фактический объем учебной нагрузки не опровергают.

Доводы стороны ответчика о наличии Постановления Правительства Забайкальского края от 02 марта 2017 года № 81 «О некоторых вопросах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальном общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях», в котором в структуре заработной платы педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, надбавка за выслугу лет, являющаяся стимулирующей выплатой, определена как процент к окладу, судом отклоняется, поскольку положения данного Постановления противоречат не только правовым актам в области социального партнерства в сфере труда, которые по мнению стороны ответчика носят лишь рекомендательный характер, но и нормам трудового законодательства, а также общепризнанным нормам международного права, изложенным выше.

Требования истца о возложении на ответчика обязанности впредь начислять надбавку за выслугу лет из расчета фактического объема учебной нагрузки и (или) педагогической работы суд находит излишне заявленными, поскольку, как установлено в ходе судебного разбирательства и не оспорено сторонами, с 01 февраля 2019 года надбавка за выслугу лет педагогическим работникам уже начисляется с учетом фактического объема учебной нагрузки.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика МБОУ СОШ 52 в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 950 рублей исходя из размера удовлетворенных судом исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 52» в пользу ФИО1 недоначисленную заработную плату за март 2018 года – январь 2019 года в размере 23685 рублей 48 копеек, компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы в размере 1318 рублей 01 копейка.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 52» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 950 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Черновский районный суд г. Читы.

Судья А.И. Левина

Мотивированное решение изготовлено 14 июня 2019 года.