Дело №2-88/2021
62RS0019-01-2020-001601-78
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Рыбное Рязанской области 07 июля 2021 года
Рыбновский районный суд Рязанской области в составе
судьи Е.Н.Гужова,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Рыбновском районе Рязанской области (межрайонное) по доверенности ФИО2,
представителя третьего лица - ГКУ Рязанской области «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба» - по доверенности ФИО3,
при секретаре Зябловой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ в Рыбновском районе Рязанской области (межрайонное), Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области о включении периода работы в специальный стаж при назначении досрочной страховой пенсии,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование которого указал следующее.
24 сентября 2020 года он обратился в ГУ - УПФ РФ в Рыбновском районе (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, так как он имеет необходимый трудовой стаж работы (не менее 15 лет) в качестве спасателя в профессиональных аварийно-спасательных службах.
Решением ГУ - УПФ РФ в Рыбновском районе (межрайонное) от 10 ноября 2020 года ему было оказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение пенсии.
Считает указанное решение незаконным и необоснованным, поскольку имеет статус спасателя с 2002 года, квалификация «спасатель» присвоена решением аттестационной комиссии ТАК Рязанской области № 214, протокол № 9 от 21.05.2002 года. В настоящее время решением Комиссии по аттестации Правительства Рязанской области, протокол № 74 от 29.12.2018 года присвоена квалификация «спасатель 1 класса». С 14.01.2002 года он был принят на должность спасателя поисково-спасательного отряда ГУ по делам ГО и ЧС Рязанской области и 30.06.2005г. уволен в порядке перевода. С 01.07.2005г. принят на должность спасателя в поисково-спасательный отряд ГУ Рязанской области «Центр по обеспечению пожарной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям», с 04.06.2013 года переведен на должность методиста спасательного отряда аварийно-спасательной службы Рязанской области.
С 01.11.2013 года переведен на должность заместителя начальника аварийно-спасательной службы Рязанской области на оперативной работе, 29.12.2015 года распоряжением правительства Рязанской области от 21.09.2015 года № 454-р путем изменения типа государственного бюджетного учреждения создано государственное казенное учреждение Рязанской области «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба».
22.12.2016 года уволен по собственному желанию.
С 23.12.2016 года принят на должность спасателя в аварийно-спасательную службу муниципального казенного учреждения «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациями города Рязани» (МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г.Рязани»), где работает по настоящее время. Общий стаж его работы в качестве спасателя 3, 2 и 1 классов в профессиональных аварийно-спасательных службах на момент обращения за назначением страховой пенсии составил 17 лет 11 месяцев 06 дней, что дает ему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Указание ответчика на то, что ГУ по делам ЧО и ЧС Рязанской области, ГКУ РО «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба» и МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Рязани» не входят в состав профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и не принимали участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, считает несостоятельной.
Истец на протяжении своей трудовой деятельности неоднократно принимал участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, ГУ по делам ЧО и ЧС Рязанской области, ГКУ РО «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба» и МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Рязани» входят в единую организационную систему МЧС России и выполняет все функции и задачи МЧС на территории субъекта федерации, так как в Рязани и рязанской области нет профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, напрямую входящих в состав МЧС России.
ГУ по делам ЧО и ЧС Рязанской области, ГКУ РО «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба» и МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Рязани» являются профессиональными службами и процедура аттестации аварийно-спасательных служб и выдаваемое по ее результатам свидетельство на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ идентичны для всех аварийно-спасательных формирований независимо от их ведомственной принадлежности.
Полагает, что состав и характер трудовых обязанностей, фактически им выполняемых в указанных организациях, соответствует составу и характеру труда, предусмотренным ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», ст.ст. 25 и 27 Федерального закона от 22.08.1995г. №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
Просит суд:
-признать недействительным решение ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Рыбновском районе Рязанской области (межрайонное) от 10 ноября 2020 года об отказе ФИО1 в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»;
-обязать ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Рыбновском районе Рязанской области (межрайонное) произвести назначение и начисление ФИО1 страховой пенсии по старости, начиная с 24 сентября 2020 года, включив в специальный стаж периоды его работы в Главном управлении по делам ГО и ЧС Рязанской области (3 года 5 месяцев 5 дней), в ГКУ РО «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба» (11 лет 5 месяцев 22 дня), в МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Рязани» (3 года 9 дней).
В судебном заседании истец ФИО1 поддержал свои требования в полном объеме, подтвердив доводы, изложенные в иске, пояснил, что в спорный период трудовые и функциональные обязанности истца соответствовали требованиям должности спасателя федерального уровня. Состав и характер трудовых отношений, выполняемых им в период работы в Главном управлении по делам ГО и ЧС Рязанской области, в ГКУ РО «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба», в МКУ «Управление по делам ГО и ЧС города Рязани» полностью соответствуют составу и характеру труда, предусмотренным ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, ст.ст.25 и 27 Федерального закона от 22.08.1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Просил исковые требования удовлетворить.
Представитель третьего лица - ГКУ Рязанской области «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба» - ФИО3 возражала против удовлетворения исковых требований и пояснила, что наличие у истца квалификации спасателя не является основанием для досрочного назначения пенсии, поскольку данная квалификация работника свидетельствует лишь об уровне знаний и профессиональных навыков работника, работники аварийно-спасательной службы Рязанской области ГКУ Рязанской области «Противопожарно-спасательная служба» не входят в организационную структуру МЧС России и правом на досрочное назначение пенсии не пользуются. В связи с этим, сведения в отношении истца как о работе с особыми условиями труда в пенсионный фонд не подавались, дополнительные взносы не уплачивались. Профессиональные аварийно-спасательные службы в субъекте Российской Федерации создаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые определяют состав и структуру аварийно- спасательных служб субъекта Российской Федерации (ст. 7, ст. 8 ФЗ от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».Постановлением Правительства Рязанской области от 10.07.2013 года № 188 определено, что аварийно-спасательная служба Рязанской области входит в состав государственного казенного учреждения Рязанской области «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба». Норма пенсионного обеспечения работников Государственной противопожарной службы содержится в ст. 8 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», согласно которой работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в государственной противопожарной службе не менее 25 лет. В соответствии с ч.ч. 2, 4 и 5 ст. 5 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» противопожарная службасубъектов РФсоздается органами государственной власти субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Согласно положениям Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости обладают лица, проработавшие не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях федерального органа исполнительной власти - МЧС России. Аналогичное право для работников государственной противопожарной службы субъектов РФ не установлено.
Третьи лица - МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Рязани» и ГУ МЧС России по Рязанской области - о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили, что на основании п.3 ст.167 ГПК РФ дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
Между тем, в пункте 16 ч.1 ст.30 указанного Федерального закона закреплено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.
Как следует из нормы закона, гражданин вправе пользоваться указанной льготой, если работал в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Таким федеральным органом является МЧС России.
В соответствии с ч.2 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 01.10.2001 года № 702 утвержден перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, куда включены профессии спасателя, спасателя 1, 2, 3 классов, спасателя международного класса.
Этот перечень, утвержденный названным постановлением, применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года № 665.
В подпункте «и» п.1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» так и указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, применятеся перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 года №702 «Об утверждении перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет».
Таким образом, в соответствии с положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ определен перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Судом установлено, что истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, работал в Главном управлении по делам ГО и ЧС Рязанской области в должности спасателя (3 года 5 месяцев 5 дней), в ГКУ РО «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба» в должности спасателя, методиста спасательного отряда аварийно-спасательной службы, заместителя начальника аварийно-спасательной службы Рязанской области по оперативной работе (11 лет 5 месяцев 22 дня), в МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Рязани» в должности спасателя (3 года 9 дней). Указанные обстоятельства подтверждены записями в трудовой книжке и книжке спасателя, стаж составил 17 лет 11 месяцев 6 дней.
Полагая, что он проработал более 15 лет в должности спасателя, 24 сентября 2020 года истец обратился в ГУ - УПФ РФ в Рыбновском районе (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, так как он имеет необходимый трудовой стаж работы в качестве спасателя в профессиональных аварийно-спасательных службах.
Решением ГУ - УПФ РФ в Рыбновском районе (межрайонное) от 10 ноября 2020 года ему было оказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ и в соответствующих организациях, дающих право на досрочное назначение пенсии. Свой отказ ответчик мотивировал тем, что истец работал спасателем в службах, не входящих в структуру МЧС России.
С целью предоставления доказательств, по ходатайству истца по делу была назначена государственная экспертиза условий труда в целях оценки правильности предоставления работнику гарантий и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. На разрешение специалистов поставлен вопрос о соответствии состава и характера условий труда, фактически выполняемого ФИО1 в периоды его работы в Главном управлении по делам ГО и ЧС Рязанской области в должности спасателя, в ГКУ РО «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба» в должности спасателя, методиста спасательного отряда аварийно-спасательной службы, заместителя начальника аварийно-спасательной службы Рязанской области по оперативной работе, в МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Рязани» в должности спасателя составу и характеру труда, предусмотренным ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014г. №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, ст.ст. 25 и 27 Федерального закона от 22.08.1995г №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
Между тем, экспертным путем данный вопрос не был разрешен, и доказательств тому, что Главное управление по делам ГО и ЧС Рязанской области, ГКУ РО «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба», МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Рязани» входит в организационную систему МЧС России, представлено не было.
В соответствии с п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Не оспаривается, что со стороны МЧС России осуществляется оперативное управление силами и средствами муниципальных и региональных спасательных служб, но статус спасателя и профессиональные требования к спасателям региональных спасательных служб и статус спасателя МЧС не один и тот же.
Об этом, в частности, свидетельствует дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, о которых указано в налоговом законодательстве.
Согласно подпункту 1 п.1 ст.419 Налогового кодекса РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
В соответствии со ст.428 НК РФ для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», применяется дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 6 процентов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи) (пункт 2).
Для плательщиков, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи дополнительных тарифов страховых взносов применяются дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование согласно классу условий труда (опасный, вредный, допустимый, оптимальный) (пункт 3).
Таким образом, периоды работы, предусмотренной п.18 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», засчитываются в стаж для досрочного назначения страховой пенсии при условии начисления и уплаты страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст.428 НК РФ, а после проведения специальной оценки условий труда, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» - при соответствии класса условий труда на рабочих местах по указанным работам вредному или опасному. На это указывает ч.6 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, согласно которой периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
В материалы дела не представлено доказательств, что страховые взносы вносились по специальным тарифам либо класс условий труда соответствовал установленному по результатам специальной оценки условий труда вредному или опасному классу.
Из материалов дела следует, что в МКУ «Управление по делам ГО и ЧС города Рязани», где истец осуществлял трудовую деятельность, проводилась специальная оценка условий труда, но заключением эксперта №47/18-02 от 25.12.2018 года вредные и опасные производственные факторы не выявлены. Согласно карте аттестации рабочего места по условиям труда № 16 в спасательном отряде аварийно-спасательной службы ГБУ Рязанской области «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба», где работал истец, выполняются работы в особых условиях, но правом на досрочное назначение трудовой пенсии, работники не обладают. Согласно сводной ведомости результатов проведения специальной оценки условий труда в ГБУ Рязанской области «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба», Тисовскому установлен 4 класс (опасный) условий труда, однако, это не является безусловным основанием для назначения досрочной пенсии по старости, поскольку отчисления по дополнительным тарифам в пенсионный фонд не производились. Кроме того, такая оценка проведена в 2015 году, но согласно сообщению эксперта Министерства труда и соцзащиты населения Рязанской области от 9 апреля 2021 года, которому поручалось производство государственной экспертизы, оценка условий труда рабочего места Тисовского за период с 14.01.2002 года по 09.04.2013 года и с 23.12.2016 года по 28.12.2018 года по должности «спасатель», а также за период с 01.11.2013 года по 24.08.2015 года по должности «заместитель начальника аварийно-спасательной службы Рязанской области по оперативной работе», отсутствует.
Из п.1 ч.6 ст.10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» следует, что идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Таких списков, где была бы указана профессия истца, с учетом которой осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости, не имеется.
Суд приходит к выводу, что право на досрочную пенсию по основанию, предусмотренному пунктом 16 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, предоставляется исключительно спасателям тех служб и формирований, которые входят в состав МЧС России.
В соответствии с п.18 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Из приведенных норм Закона следует, что лицам, указанным в пунктах 16 и 18 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предоставлено право на льготное назначение страховой пенсии при условии работы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, то есть в МЧС России.
В связи с этим, суд считает уместным привести правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда РФ № 552-О-О от 5 февраля 2009 года по запросу Шарьинского городского суда Костромской области в отношении сотрудников противопожарной службы, которые также привлекаются к аварийно-спасательным работам.
Конституционный Суд РФ при проверке конституционности Федерального закона о трудовых пенсиях указал, что деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Следовательно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций, и не может, вопреки утверждению заявителя, расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, занятых в противопожарных службах субъектов Российской Федерации.
Кроме того, субъекты Российской Федерации вправе за счет средств собственных бюджетов устанавливать для сотрудников противопожарных служб дополнительные гарантии социального, в том числе пенсионного, обеспечения.
Статьей 25 Федерального закона от 22.08.1995 № 151 -ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» определено, что спасатели имеют право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Профессиональные аварийно-спасательные службы в субъекте Российской Федерации создаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые определяют состав и структуру аварийно-спасательных служб субъекта Российской Федерации (ст. 7, ст. 8 ФЗ от 22.08.1995 года №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
Постановлением Правительства Рязанской области от 10.07.2013 года №188 определено, что аварийно-спасательная служба Рязанской области входит в состав государственного казенного учреждения Рязанской области «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба».
Частью 2 ст.5 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что в Государственную противопожарную службувходит федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
Противопожарная службасубъектов РФ, как и аварийно-спасательная служба,создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд исходит из того, что в спорный период трудовые и функциональные обязанности истца не соответствовали требованиям должностей спасателя Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Как ранее действовавшим Законом РФ №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года, так и действующим в настоящее время Федеральным законом «О страховых пенсиях» включение периода работы в аварийно-спасательной службе в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, не предусмотрено.
Отнесение категорий граждан, имеющих право на досрочное назначение пенсии, условий ее назначения входит в компетенцию законодателя, а суд не обладает такими полномочиями. Таким образом, само по себе, то обстоятельство, что в спорный период трудовые и функциональные обязанности истца и могли соответствовать требованиям должностей работников Министерства РФ по чрезвычайным ситуациям, пользующихся правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости, существенным для разрешения данного спора не является.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Исковые требования удовлетворению не подлежат, а поэтому судебные расходы не возмещаются.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ в Рыбновском районе Рязанской области (межрайонное), Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области о включении периода работы в специальный стаж при назначении досрочной страховой пенсии оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Рыбновский районный суд Рязанской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть, начиная с 09 июля 2021 года.
Судья Е.Н.Гужов