ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-734/20 от 20.07.2020 Пролетарского районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело №2 - 734/2020

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июля 2020 г. г. Тверь

Пролетарский районный суд города Твери в составе:

председательствующего судьи Голосовой Е. Ю.,

при секретаре Рощупкиной Е. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Городская Управляющая Компания Пролетарского района города Твери» к ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО3, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 об обязании установки и введения в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, взыскании судебных расходов.

У с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с указанным иском к ответчикам. В обоснование заявленных требований истец указал, что ООО «Городская управляющая компания Пролетарского района города Твери» на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 17 декабря 2014 года является управляющей компанией многоквартирного дома № 11 по Пролетарской набережной в городе Твери. ФИО1 принадлежит на праве собственности комната 5 общей площадью 12,9 м2, расположенная по адресу: <адрес>. ФИО2 принадлежит на праве общей долевой собственности (1/2 доля в праве) комната 6 общей площадью 59,2 м2, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 13 декабря 2014 г. ФИО4 принадлежит на праве общей долевой собственности (1/2 доля в праве) комната 6 общей площадью 59,2 м2, расположенная по адресу: <адрес>. ФИО5 принадлежит на праве долевой собственности (1/2 доля в праве) квартира общей площадью 60,1 м2, расположенная по адресу: <адрес> ФИО15 принадлежит на праве долевой собственности (1/4 доля в праве) квартира общей площадью 60,1 м2, расположенная по адресу: <адрес> ФИО6 принадлежит на праве долевой собственности (1/4 доля в праве) квартира общей площадью 60,1 м2, расположенная по адресу: <адрес>. ФИО7, ФИО8, по сведениям управляющей компании, принадлежит на праве долевой собственности (по 1/2 доля в праве каждой) квартира общей площадью 42,7 м2, расположенная по адресу: <адрес>, ФИО9, ФИО10 по сведениям управляющей компании, принадлежит на праве долевой собственности (по 1/2 доля в праве каждой) квартира общей площадью 60 м2, расположенная по адресу: <адрес>. ФИО11 принадлежит на праве собственности квартира общей площадью 92 м2, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 26.02.2020 г. ФИО12 принадлежит на праве собственности квартира общей площадью 60,4 м2, расположенная по адресу: <адрес>, ФИО13 принадлежит на праве собственности квартира общей площадью 64,5 м2, расположенная по адресу: <адрес>, ФИО14 принадлежит на праве собственности квартира общей площадью 60,1 м2, расположенная по адресу: <адрес>. В принадлежащих ответчикам квартирах по состоянию на 20 мая 2020 года не установлены и не введены в эксплуатацию ИПУ ХВС и ГВС. Многоквартирный дом ответчиков оснащен общедомовыми (коллективными) приборами учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, холодного водоснабжения. Исходя из норм материального права, обязанность по установке приборов учета используемой воды, а также ввод указанных приборов в эксплуатацию возложена на собственников жилых помещений. Таким образом, ООО «Городская управляющая компания Пролетарского района города Твери» вправе обратиться к собственникам помещений в многоквартирном доме с требованием об установке приборов учета энергетических ресурсов. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10.07.2018 N 30-П, действующее правовое регулирование придает приоритетное значение приборов учета энергетических ресурсов по сравнению с расчетными способами исчисления их количества при определении размера платы за поставленные энергетические ресурсы. Установка индивидуальных приборов учета, не противоречит ни нормам Жилищного кодекса РФ, ни Закона № 261 и направлена на стимулирование перехода на оплату коммунальных услуг исходя из показаний приборов учета в целях эффективного и рационального использования ресурсов. В рассматриваемом споре обязанности ответчиков имеют одно основание - невыполнение в установленный законодательством РФ срок обязанности по оснащению (установке) жилых помещений ИПУ ХВС и ГВС. На основании изложенного, просит обязать ФИО2 ФИО4, ФИО1, ФИО5, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына ФИО15, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО16, ФИО12, ФИО13, ФИО14 установить и ввести в эксплуатацию индивидуальные приборы учета холодной и горячей воды в жилых помещениях, принадлежащих им на праве собственности по адресу: <адрес> в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу. В случае неисполнения ответчиками обязанности по установке в жилых помещениях индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды в установленный срок - предоставить ООО «Городская управляющая компания Пролетарского района города Твери» и (или) привлеченным им специализированной организации доступ в жилые помещения, для чего обязать ответчиков не чинить препятствий в доступе в жилые помещения для установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, с отнесением понесенных расходов на приобретение и установку индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды на ответчиков, взыскать с ответчиков в пользу ООО «Городская управляющая компания Пролетарского района города Твери» расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.

Истец в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, не возражая против рассмотрения дела в порядке заочного производства, указав, что исковые требования к ФИО12 не поддерживает, в связи с добровольным исполнением ею требований в период рассмотрения дела в суде.

Ответчики, извещавшиеся надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

С учетом изложенного, требований ст. ст. 167, 233 ГПК РФ, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, ответчиков, в порядке заочного производства.

Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования истца подлежащими удовлетворению.

Согласно Конституции Российской Федерации в России как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления данного права (статья 40, части 1 и 2). Во взаимосвязи со статьей 72 (пункт "к" части 1) Конституции Российской Федерации, относящей жилищное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, это означает, что на государстве в лице органов законодательной и исполнительной власти лежит обязанность обеспечить необходимые правовые, организационные и экономические условия для приобретения гражданами коммунальных ресурсов (коммунальных услуг) в объеме, достаточном для удовлетворения их жизненных потребностей, и надлежащего качества (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2017 года N 2256-О).

Конституция Российской Федерации, относя к числу прав и свобод человека и гражданина, соблюдение и защита которых являются обязанностью государства (статья 2), право частной собственности, гарантирует его признание и защиту равным образом наряду с государственной, муниципальной и иными формами собственности (статья 8) и закрепляет в статье 35, что право частной собственности охраняется законом (часть 1), каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (часть 2), никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, а принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3). Указанные конституционные гарантии, выражающие принцип неприкосновенности собственности, распространяются и на сферу отношений по предоставлению коммунальных услуг, предопределяя обязанность государства следовать при осуществлении правового регулирования оплаты собственниками и пользователями отдельных помещений в многоквартирном доме поступающих в него энергетических ресурсов конституционным принципам определенности, справедливости и соразмерности (пропорциональности).

Конституция Российской Федерации возлагает на государство обязанность создавать условия для максимально эффективного потребления энергетических ресурсов, в том числе посредством его учета в сфере жилищно-коммунального хозяйства, что следует из ее статьи 9 (часть 1), устанавливающей, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, статьи 58, в силу которой каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, и статьи 72 (пункты "в", "д" части 1), относящей вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Необходимость реализации приведенных конституционно-правовых требований в их непротиворечивом единстве обусловливает комплексный, межотраслевой характер правового регулирования отношений, возникающих в процессе потребления коммунальных ресурсов, включая тепловую энергию, гражданами, в том числе собственниками и нанимателями помещений в многоквартирных домах (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2017 года N 2256-О и др.).

Сопряженность деятельности по производству и передаче коммунальных ресурсов с негативным воздействием на окружающую среду предопределяет необходимость принятия публичной властью, несущей наряду с субъектами хозяйственной деятельности конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2013 года N 5-П), мер, направленных на предупреждение и минимизацию экологических рисков в жилищно-коммунальной сфере, включая меры по ресурсосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирных домов.

Такие меры предусмотрены Стратегией развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2016 года N 80-р), которая называет в числе приоритетов государственной политики в этой сфере развитие интеллектуальных систем комплексного, дистанционного учета коммунальных энергоресурсов за счет поэтапного изменения требований к приборам учета, актуализацию нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе на общедомовые нужды, а среди первостепенных задач - совершенствование системы учета потребления коммунальных услуг, включая меры, направленные на стимулирование потребителей к установке приборов учета (общедомовых и индивидуальных), а также введение ответственности за вмешательство в работу приборов учета и несанкционированное подключение к внутридомовым сетям. Успешная реализация этих задач требует комплексного и последовательного закрепления в нормативном правовом регулировании положений, обеспечивающих эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов, что не исключает возложения на участников хозяйственной деятельности и потребителей коммунальных ресурсов дополнительных обязанностей и установления отвечающих требованиям статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации ограничений их прав.

Соответственно, нормативное регулирование отношений в сфере снабжения энергетическими ресурсами - исходя из необходимости соблюдения конституционного права граждан на жилище, охраны частной собственности, сохранения природы и окружающей среды - должно основываться на вытекающих из Конституции Российской Федерации (статья 17, часть 3; статья 19, часть 1; статья 55, часть 3) принципах определенности, справедливости и соразмерности (пропорциональности) вводимых ограничений конституционно значимым целям, с тем чтобы достигался разумный баланс имущественных интересов участников этих отношений, в том числе применительно к порядку определения объема потребляемого собственниками и пользователями отдельных помещений в многоквартирном доме коммунального ресурса (коммунальной услуги) и взимаемой за него платы.

В силу ч. 1 ст. 10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему.

В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Статья 153 ЖК РФ, возлагает на граждан и организации обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1). С момента возникновения права собственности на жилое помещение у собственника возникает обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 5 части 2).

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную и горячую воду, электрическую и тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).

В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.

В силу положений ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя по содержанию принадлежащего ему имущества.

На основании ч. 1 ст. 60 ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащего ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

В силу части 1 статьи 154 ЖК РФ, собственники и пользователи помещений обязаны своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).

Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации отношения по поводу предоставления коммунальных услуг и внесения платы за них составляют предмет регулирования жилищного законодательства (пункты 10 и 11 части 1 статьи 4); к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг и внесением платы за них, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных данным Кодексом (статья 8). В частности, на отношения по использованию энергетических ресурсов, по их подаче, передаче и потреблению при помощи систем централизованного снабжения распространяются положения Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (статьи 1 и 5).

Одним из действенных правовых механизмов, стимулирующих потребителей коммунальных ресурсов к эффективному и рациональному их использованию и тем самым к бережному отношению к окружающей среде, является регламентация порядка определения платы за коммунальные услуги. В этих целях статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации (определения от 12 ноября 2008 года N 975-О-О, от 16 апреля 2009 года N 570-О-О и от 1 октября 2009 года N 1099-О-О), общие принципы определения объема потребляемых коммунальных услуг для исчисления размера платы за них, к числу которых часть 1 данной статьи относит учет потребленного коммунального ресурса, прежде всего, исходя из показаний приборов учета, отсутствие которых восполняется применением расчетного способа определения количества энергетических ресурсов, использованием нормативов потребления коммунальных услуг.

Этот принцип воспроизводится в части 2 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливающей, в частности, что расчетные способы определения количества энергетических ресурсов должны определять его так, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета. Приведенным законоположениям корреспондируют регламентирующие отношения энергоснабжения и применимые к отношениям по снабжению тепловой энергией и прочими коммунальными ресурсами предписания Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 и статья 548).

Таким образом, действующее правовое регулирование придает приоритетное значение данным приборов учета энергетических ресурсов по сравнению с расчетными способами исчисления их количества при определении размера платы за поставленные энергетические ресурсы.

В статье 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно п. 9 ст. 11 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.

Статьей 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 1).

Частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").

Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительство Российской Федерации 6 мая 2011 г. издало Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2020) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов").

Техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме (п. 31 "в" Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 (ред. от 13.07.2019)).

Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а в целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов в соответствии с п. 4 ст. 12, п. 12 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ.

Согласно п. 81 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 13.07.2019) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

Таким образом, на энергоснабжающую организацию Законом N 261-ФЗ возложена обязанность по принудительному оснащению приборами учета: коллективными (общедомовыми) а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир). Иными словами, обязанность по установке энергоснабжающей организацией индивидуальных приборов учета в квартирах многоквартирных жилых домов, названным Законом не предусмотрена.

Обязанность по оснащению приборами учета воды до 01.07.2013 многоквартирных жилых домов, не оснащенных в установленный срок приборами учета, возложена на организации, которые отвечают двум признакам:

1) осуществляют снабжение водой либо осуществляют ее передачу;

2) сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования.

Вместе с тем, инженерно-техническое оборудование жилых помещений (квартир) в многоквартирных домах не имеет непосредственного присоединения к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, следовательно, обязанность по принудительному оснащению этих жилых помещений индивидуальными приборами учета воды у энергоснабжающей организации отсутствует.

В многоквартирных домах непосредственное присоединение к принадлежащим ресурсоснабжающей организации централизованным сетям инженерно-технического обеспечения могут иметь только внутридомовые инженерные системы многоквартирного дома, в состав которых индивидуальные приборы учета воды не входят, так как относятся к внутриквартирному оборудованию.

Внутриквартирное оборудование (в том числе индивидуальные приборы учета воды) может быть непосредственно присоединено только к внутридомовым инженерным системам многоквартирного дома, которые ресурсоснабжающей организации не принадлежат, не эксплуатируются и не обслуживаются.

Техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме (п. 31 "в" Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354).

Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а в целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов в соответствии с п. 4 ст. 12, п. 12 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ.

Исходя из вышеприведенных норм материального права, обязанность по установке приборов учета используемой воды, а также ввод указанных приборов в эксплуатацию возложена на собственников жилых помещений.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10.07.2018 N 30-П, действующее правовое регулирование придает приоритетное значение приборов учета энергетических ресурсов по сравнению с расчетными способами исчисления их количества при определении размера платы за поставленные энергетические ресурсы.

Из материалов дела следует и установлено судом, что ФИО1 принадлежит на праве собственности комната 5 общей площадью 12,9 м2, расположенная по адресу: <адрес>., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 08 июня 2018 г.

ФИО2 принадлежит на праве общей долевой собственности (1/2 доля в праве) комната 6 общей площадью 59,2 м2, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 13 декабря 2014 г.

ФИО4 принадлежит на праве общей долевой собственности (1/2 доля в праве) комната 6 общей площадью 59,2 м2, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 13 декабря 2014 г.

ФИО5 принадлежит на праве долевой собственности (1/2 доля в праве) квартира общей площадью 60,1 м2, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 27.02.2020 г.

ФИО15 принадлежит на праве долевой собственности (1/4 доля в праве) квартира общей площадью 60,1 м2, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 27.02.2020 г.

ФИО6 принадлежит на праве долевой собственности (1/4 доля в праве) квартира общей площадью 60,1 м2, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 26.02.2020 г.

ФИО7 и ФИО8, принадлежит на праве долевой собственности (по 1/2 доля в праве каждой) квартира общей площадью 42,7 м2, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой паспортного стола ООО «Городская управляющая компания Пролетарского района города Твери» от 27.02.2020, выпиской из домовой книги.

ФИО9 и ФИО10, принадлежит на праве долевой собственности (по 1/2 доля в праве каждой) квартира общей площадью 60 м2, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой паспортного стола ООО «Городская управляющая компания Пролетарского района города Твери» от 27.02.2020, выпиской из домовой книги.

ФИО11 принадлежит на праве собственности квартира общей площадью 92 м2, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 27.02.2020 г.

ФИО12 принадлежит на праве собственности квартира общей площадью 60,4 м2, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 21.05.2020 г.

ФИО13 принадлежит на праве собственности квартира общей площадью 64,5 м2, расположенная по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 27.02.2020 г.

ФИО14 принадлежит на праве собственности квартира общей площадью 60,1 м2, расположенная по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 27.02.2020 г.

ООО «Городская управляющая компания Пролетарского района города Твери» на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 17 декабря 2014 года является управляющей компанией многоквартирного дома № 11 по Пролетарской набережной в городе Твери.

В обоснование своих заявленных требований истцом представлена справка, согласно которой на 20.05.2020 жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес> не оснащены индивидуальными приборами учета холодного и горячего водоснабжения, ввод в эксплуатацию указанных приборов учета управляющей компанией не осуществлялся.

Также суду истцом представлены акты обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета от 22.06.2020, согласно которым в квартирах <адрес> имеется возможность установки ИПУ (квартирного) ГВС, ХВС.

Ответчиком ФИО12 представлен акт приемки индивидуальных квартирных водомерных узлов со счетчиками от 25.06.2020, согласно которому ООО «Городская управляющая компания Пролетарского района города Твери» приняты в эксплуатацию водомерные узлы со счетчиками по адресу: <адрес>.

Ответчиком ФИО2 представлена копия акта обследования от 02.06.2020 составленного ООО «Тверь Водоканал», согласно которому в <адрес> отсутствует технической возможности установки индивидуального приборов учета ГВС, ХВС, поскольку необходима реконструкция (замена) сетей.

Ответчиком ФИО9 представлено заявление от 26.06.2020 с просьбой к ООО «Городская Управляющая Компания Пролетарского района города Твери» установить приборы учета на горячую и холодную воду.

Положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закреплены принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.

Оценивая представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что факт отсутствия в квартирах <адрес> индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения подтвержден и ответчиками не опровергнут, данных о том, что у ответчиков отсутствует техническая возможность установить индивидуальные приборы учета не имеется. Представленные ответчиком ФИО2 копии акта обследования от 02.06.2020 составленного ООО «Тверь Водоканал», заявление ФИО9, не подтверждает факт отсутствия технической возможности установки индивидуального приборов учета ГВС, ХВС в <адрес>, фактической установки в <адрес> приборов учета соответственно.

Таким образом, поскольку <адрес>, являются объектами собственности ответчиков, а обязанность по установке индивидуальных приборов учета возложена законом именно на собственников жилых помещений, суд приходит к выводу, что исковые требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку установка индивидуального прибора учета, не противоречит нормам ЖК РФ и направлена на стимулирование перехода на оплату коммунальных услуг исходя из показаний приборов учета в целях эффективного и рационального использования ресурсов и считает необходимым возложить на ответчиков обязанность по установлению приборов учета ХВС и ГВС. При этом решение в части удовлетворения исковых требований к ФИО12 суд считает необходимым не приводить в исполнение, поскольку последней исковые требования ООО «Городская управляющая компания Пролетарского района города Твери» об обязании установки и введения в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды исполнены в добровольном порядке в период нахождения данного гражданского дела в суде.

На основании ст. 206 ГПК РФ суд также считает необходимым, установить ответчикам срок для исполнения данных действий в течение двух месяцев со дня вступления заочного решения суда в законную силу, в случае неисполнения ответчиками вступившего в законную силу заочного решения суда в добровольном порядке, истец вправе произвести работы по установлению указанных приборов учета воды в жилых помещениях, расположенных по адресу: <адрес> с отнесением на ответчиков расходов по их установлению и с возложением на ответчиков обязанностей предоставления доступа в жилое помещение для производства работ по установлению приборов учета воды.

В соответствии с п.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Как следует из материалов дела, при подаче иска истцом была уплачена государственная пошлина, которая исходя из размера удовлетворенных исковых требований, подлежит взысканию с ответчиков в пользу истца в размере 461,54 руб. с каждого.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 199, 233 - 237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования по иску ООО «Городская Управляющая Компания Пролетарского района города Твери» к ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО15, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 об обязании установки и введения в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, взыскании судебных расходов удовлетворить.

Обязать ФИО2, ФИО4 и ФИО1 установить и ввести в эксплуатацию индивидуальные приборы учета холодной и горячей воды в жилом помещении по адресу: <адрес> течение двух месяцев со дня вступления заочного решения суда в законную силу.

В случае неисполнения ФИО2, ФИО4 и ФИО1 обязанности по установке в указанном жилом помещении индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды в установленный срок предоставить ООО «Городская управляющая компания Пролетарского района города Твери» и (или) привлеченным им специализированной организации доступ в жилое помещение по адресу: <адрес>, для чего обязать ФИО2, ФИО4 и ФИО1 не чинить препятствий в доступе в жилое помещение по вышеуказанному адресу для установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, с отнесением понесенных расходов на приобретение и установку индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды на ФИО2, ФИО4 и ФИО1.

Обязать ФИО5, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына ФИО15 и ФИО6 установить и ввести в эксплуатацию индивидуальные приборы учета холодной и горячей воды в жилом помещении по адресу: <адрес> течение двух месяцев со дня вступления заочного решения суда в законную силу.

В случае неисполнения ФИО5, действующим в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына ФИО15 и ФИО6 обязанности по установке в указанном жилом помещении индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды в установленный срок предоставить ООО «Городская управляющая компания Пролетарского района города Твери» и (или) привлеченным им специализированной организации доступ в жилое помещение по адресу: <адрес>, для чего обязать ФИО5, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына ФИО3 и ФИО6 не чинить препятствий в доступе в жилое помещение по вышеуказанному адресу для установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, с отнесением понесенных расходов на приобретение и установку индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды на ФИО5, действующего действующим в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына ФИО15 и ФИО6.

Обязать ФИО7 и ФИО8 установить и ввести в эксплуатацию индивидуальные приборы учета холодной и горячей воды в жилом помещении по адресу: <адрес> течение двух месяцев со дня вступления заочного решения суда в законную силу.

В случае неисполнения ФИО17 и ФИО8 обязанности по установке в указанном жилом помещении индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды в установленный срок - предоставить ООО «Городская управляющая компания Пролетарского района города Твери» и (или) привлеченным им специализированной организации доступ в жилое помещение по адресу: <адрес>, для чего обязать ФИО7 и ФИО8 не чинить препятствий в доступе в жилое помещение по вышеуказанному адресу для установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, с отнесением понесенных расходов на приобретение и установку индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды на ФИО7 и ФИО8.

Обязать ФИО9 и ФИО10 установить и ввести в эксплуатацию индивидуальные приборы учета холодной и горячей воды в жилом помещении по адресу: <адрес> течение двух месяцев со дня вступления заочного решения суда в законную силу.

В случае неисполнения ФИО9 и ФИО10 обязанности по установке в указанном жилом помещении индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды в установленный срок - предоставить ООО «Городская управляющая компания Пролетарского района города Твери» и (или) привлеченным им специализированной организации доступ в жилое помещение по адресу: <адрес>, для чего обязать ФИО9 и ФИО10 не чинить препятствий в доступе в жилое помещение по вышеуказанному адресу для установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, с отнесением понесенных расходов на приобретение и установку индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды на ФИО9 и ФИО10.

Обязать ФИО16 установить и ввести в эксплуатацию индивидуальные приборы учета холодной и горячей воды в жилом помещении по адресу: <адрес> течение двух месяцев со дня вступления заочного решения суда в законную силу.

В случае неисполнения ФИО16 обязанности по установке в указанном жилом помещении индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды в установленный срок предоставить ООО «Городская управляющая компания Пролетарского района города Твери» и (или) привлеченным им специализированной организации доступ в жилое помещение по адресу: <адрес>, для чего обязать ФИО16 не чинить препятствий в доступе в жилое помещение по вышеуказанному адресу для установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, с отнесением понесенных расходов на приобретение и установку индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды на ФИО16.

Обязать ФИО12 установить и ввести в эксплуатацию индивидуальные приборы учета холодной и горячей воды в жилом помещении по адресу: <адрес> течение двух месяцев со дня вступления заочного решения суда в законную силу.

В случае неисполнения ФИО12 обязанности по установке в указанном жилом помещении индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды в установленный срок - предоставить ООО «Городская управляющая компания Пролетарского района города Твери» и (или) привлеченным им специализированной организации доступ в жилое помещение по адресу: <адрес>, для чего обязать ФИО12 не чинить препятствий в доступе в жилое помещение по вышеуказанному адресу для установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, с отнесением понесенных расходов на приобретение и установку индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды на ФИО12.

Обязать ФИО13 установить и ввести в эксплуатацию индивидуальные приборы учета холодной и горячей воды в жилом помещении по адресу: <адрес> течение двух месяцев со дня вступления заочного решения суда в законную силу.

В случае неисполнения ФИО13 обязанности по установке в указанном жилом помещении индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды в установленный срок предоставить ООО «Городская управляющая компания Пролетарского района города Твери» и (или) привлеченным им специализированной организации доступ в жилое помещение по адресу: <адрес>, для чего обязать ФИО13 не чинить препятствий в доступе в жилое помещение по вышеуказанному адресу для установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, с отнесением понесенных расходов на приобретение и установку индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды на ФИО13.

Обязать ФИО14 установить и ввести в эксплуатацию индивидуальные приборы учета холодной и горячей воды в жилом помещении по адресу: <адрес> течение двух месяцев со дня вступления заочного решения суда в законную силу.

В случае неисполнения ФИО14 обязанности по установке в указанном жилом помещении индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды в установленный срок предоставить ООО «Городская управляющая компания Пролетарского района города Твери» и (или) привлеченным им специализированной организации доступ в жилое помещение по адресу: <адрес> для чего обязать ФИО14 не чинить препятствий в доступе в жилое помещение по вышеуказанному адресу для установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, с отнесением понесенных расходов на приобретение и установку индивидуальных " приборов учета холодной и горячей воды на ФИО14.

Заочное решение суда в части удовлетворения исковых требований к ФИО12 не приводить в исполнение в связи с добровольным удовлетворением исковых требований в период нахождения дела в суде.

Взыскать с ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО15, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 в ползу ООО «Городская Управляющая Компания Пролетарского района города Твери» расходы по уплате государственной пошлины в размере 461 рубль 54 копейки с каждого.

Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.

Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Е.Ю. Голосова