ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-734/20 от 24.12.2020 Каменского городского суда (Алтайский край)

УИД 22RS0010-01-2020-001181-02

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 декабря 2020 года г. Камень-на-Оби

Каменский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Хрипуновой О.В.,

при секретаре Толстопятовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело (производство № 2-734/2020) по иску Жихаренко А. Ю. к Администрации Каменского района Алтайского края о взыскании убытков и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Жихаренко А.Ю. обратился в суд с иском к .... о взыскании убытков в размере 66 598, 25 руб. и компенсации морального вреда в сумме 10 000 руб., в обоснование указав, что *** он был уволен с муниципальной службы с должности заместителя главы администрации ...., а, поскольку в период нахождения в должности он занимал пост председателя ликвидационной комиссии АНО «Редакция газеты «Каменская народная газета», *** по сообщению и.о. главы ....Е.Н. Гордиенко, он был исключен из состава ликвидационной комиссии данной организации.

16.07.20920 он обратился в КГКУ «Центр занятости населения ....» с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и выплатах пособий. В ответ на обращение он *** получил отказ в пособии, так как является руководителем юридического лица – председателем ликвидационной комиссии АНО «Редакция газеты «Каменская народная газета». Однако на тот момент он полагал себя безработным, и исключенным из состава ликвидационной комиссии, не исполнял обязанностей руководителя. Размер его заработка по последнему месту службы за последние 3 месяца составил более 45 тыс. руб., в связи с чем, размер пособия, которое могло быть ему назначено в максимальном размере, в первые 3 месяца, а также последующие 3 месяца с доплатами на каждого ребенка. Таким образом, убытки в виде неполученного по вине ответчика, не принявшего мер к исключению сведений о его занятости в качестве председателя ликвидационной комиссии из ЕГРЮЛ, составили 66 598, 25 руб. (за период с *** по *** - 6749, 75 руб., за период с *** по *** – 45 899 руб., за период с *** по *** – 13949, 50 руб.). Он испытал нравственные страдания, не имея возможность получить причитающееся ему по закону денежное содержание, чувствуя свою вину перед семьей и малолетними детьми из-за недостатка материальных средств, его страдания обусловлены, прежде всего, неправомерным бездействием причинителя вреда.

В судебном заседании истец Жихаренко А.Ю. настаивал на иске по изложенным в исковом заявлении основаниям, пояснил, что его ввело в заблуждение письмо Е.Н. Гордиенко (и.о. главы района) в котором она указала, что он исключен из состава ликвидационной комиссии АНО «Редакция газеты «Каменская народная газета», полагает надлежащим ответчиком только ...., к иным лицам и органам предъявлять требования не желает, просит суд рассматривать дело по заявленным им требованиям.

Представитель ответчика Потанина И.В. против удовлетворения иска возражала, пояснила, что решение об исключении Жихаренко А.Ю. из состава ликвидационной комиссии могло быть принято только обоими учредителями АНО – это .... и .... собрание депутатов. Действительно, *** состоялось заседание Совета учредителей АНО, протокол с решением об исключении истца из состава ликвидационной комиссии был направлен на подпись в Собрание депутатов, однако данный учредитель это решение не поддержал, протокол не подписал и он не возвращен в Администрацию до настоящего времени. Полагала, что Жихаренко А.Ю. не может оценивать неполученное пособие как убытки за весь указанный им период, поскольку ему могла быть предложена работа, за которой он обратился в службу занятости, что прекратило бы выплату пособия.

Третье лицо Каменское районное Собрание депутатов своего представителя в суд не направило, о времени и месте заседания извещены надлежаще, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассматривается в его отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

По делу установлено, и не оспаривается сторонами, что Жихаренко А.Ю. до *** занимал должность заместителя главы администрации ...., а также с *** председателя ликвидационной комиссии АНО «Редакция газеты «Каменская народная газета».

*** состоялось заседание Совета учредителей автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Каменская народная газета», на котором обсуждалось решение об исключения Жихаренко А.Ю. из состава ликвидационной комиссии.

Как следует из ответа председателя районного Собрания депутатов Кашицина В.Е. от *** на запрос суда, представитель данного учредителя в собрании участия не принимал и не голосовал за исключение Жихаренко А.Ю. из состава ликвидационной комиссии, протокол указанного собрания в Каменском районном Собрании депутатов отсутствует.

Не представлен протокол данного собрания и .....

По данным ЕГРЮЛ учредителями АНО «Редакция газеты «Каменская народная газета» являются .... и Каменское районное Собрание депутатов.

По состоянию на *** продолжает работу ликвидационная комиссия, председателем которой в Едином реестре значится Жихаренко А.Ю.

*** истец обратился в КГКУ УСЗН по городу Барнаулу с заявлением в целях поиска подходящей работы через информационно – аналитическую систему общероссийскую базу вакансий «Работа в России». Заявление было принято. Заявителю было предложено представить документы и справку о средней заработной плате за последние 3 месяца с последнего места работы. *** заявлению присвоен статус «зарегистрировано». *** заявителю отказано в пособии по безработице по заявлению от ***, так как он является руководителем юридического лица с *** в Автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Каменская народная газета» на основании ст. 3 Закона от 1904.1991 №1032 – 1 «О занятости населения в Российской Федерации».

В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

В силу ст. 25 названного Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ответственность за недостоверность и ложность сведений несут заявители, законом не предусмотрена обязанность налоговых органов проверять достоверность сведений.

Согласно п. 2 ст. 17 Федерального закона N 129 от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме Р 14001 в заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством РФ требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Статьей 23 Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации, что наряду с отсутствием полномочий регистрирующего органа по проведению проверки достоверности и соответствия законодательству Российской Федерации сведений, указанных в документах, представленных при государственной регистрации (пункт 4.1 статьи 9) обеспечивает заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц.

Поскольку в рассматриваемом случае соответствующее решение не принималось, отсутствовали основания для исключения регистрирующим органом из ЕГРЮЛ сведений о Жихаренко А.Ю. как о председателе ликвидационной комиссии без заявления о внесении изменений в ЕГРЮЛ установленной формы и без одновременного внесения сведений о вновь назначенном единоличном исполнительном органе юридического лица.

Как следует из положений пункта 1 статьи 50 ГК РФ, юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Пунктом 3 статьи 50 ГК РФ определены организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями, к числу которых отнесены в том числе автономные некоммерческие организации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 123.24 ГК РФ автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 123.25 Гражданского кодекса Российской Федерации управление деятельностью автономной некоммерческой организацией осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Закона N 7-ФЗ высший орган управления автономной некоммерческой организации - коллегиальный.

Положения статей 123.24 - 123.25 Гражданского кодекса Российской Федерации требований к составу и порядку формирования высшего органа управления, в отличие от исполнительного органа автономных некоммерческих организаций, не предусматривают.

положениями статей 123.24 - 123.25 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена исключительная компетенция учредителя (учредителей) автономной некоммерческой организации. К такой компетенции отнесено принятие учредителем (учредителями) решений о:

- преобразовании автономной некоммерческой организации в фонд;

- принятие в состав учредителей новых лиц;

- утверждение устава;

- определение порядка управления;

- создание постоянно действующего коллегиального органа (органов);

- назначение единоличного исполнительного органа.

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Закона N 129-ФЗ федеральным органом исполнительной власти (регистрирующим органом) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации.

Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 3 статьи 13.1 Закона N 7-ФЗ).

Пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

По смыслу названных положений, пункта 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации в том случае, если суд, принимая решение о ликвидации некоммерческой организации, не назначит ликвидационную комиссию (ликвидатора), не установит порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации, обязанность по назначению ликвидатора (ликвидационной комиссии) и установлению порядка и сроков ликвидации несут учредители фонда.

В силу п. 3 ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 4 ст. 18 Федерального закона "О некоммерческих организациях" с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами некоммерческой организации.

Таким образом, назначение председателя ликвидационной комиссии и изменение ее состава, включая замену председателя, являются исключительной компетенцией учредителей АНО.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана представить доказательства как в обоснование своих требований, так и возражений.

Положительное решение по освобождению Жихаренко А.Ю. от обязанностей председателя ликвидационной комиссии по его заявлению от *** уполномоченным органом не принималось.

Соответственно, основания для внесения изменений в ЕГРЮЛ отсутствовали.

До настоящего времени ликвидация некоммерческой организации не завершена, соответствующие данные зафиксированы в ЕГРЮЛ на дату рассмотрения дела.

Жихаренко А.Ю. на дату обращения в орган службы занятости являлся председателем ликвидационной комиссии.

Согласно абз. 10 ст. 2 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", занятыми считаются граждане: являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, дачных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности.

В силу ст. 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

В силу пункта 3 указанной статьи, не могут быть признаны безработными граждане, считающиеся занятыми.

Согласно п. 1 ст. 31 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

В силу п. 1 ст. 13 Закона адрес "О занятости населения в адрес", безработным гражданам, а также гражданам, проходящим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению государственных учреждений службы занятости населения, оказывается дополнительная социальная и материальная поддержка в виде: компенсации расходов за пользование услугами городского общественного транспорта в период поиска работы, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации (за исключением лиц, имеющих право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта).

Таким образом, лицо, являющееся учредителем, (участником) организации, не может быть признано безработным и считается занятым наряду с лицами, работающими по трудовому договору.

Согласно ст. 2 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", ответчик относился к категории занятых граждан при обращении с заявлением о постановке на учет в качестве безработного, поскольку являлся председателем ликвидационной комиссии.

В нарушение ст. 56 ГПК РФ, не подтверждены достаточными доказательствами доводы истца о том, что ему не было известно о том, что он не исключен из состава ликвидационной комиссии, полагаясь на ответ и.о. главы Каменского района, - сведения ЕГРЮЛ являются общедоступными, факт того, что в спорный период времени он не получал денежное вознаграждение и не осуществлял обязанности председателя ликвидационной комиссии доказательственно не подтверждён.

С *** по дату рассмотрения дела судом истец находился в гражданско – правовых отношениях с учредителями АНО «Редакция газеты «Каменская народная газета», на основании решения Собрания от указанной даты о его назначении на должность председателя ликвидационной комиссии.

Суд рассмотрел заявленные исковые требования в пределах, предусмотренных ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, и полагает, что истцом не доказан факт причинения ему убытков в заявленным размере, в причинно – следственной связи с возникновением которого состоят действия ответчика – ...., соответственно, оснований для взыскания компенсации морального вреда также не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

иск Жихаренко А. Ю. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Каменский городской суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 31.12.2020