Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Болотнинский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Баланова О.В.,
секретаря с/з Чубуковой Н.М.,
с участием: представителя истца - помощника прокурора Болотнинского района Новосибирской области Сибирцевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Болотнинского района Новосибирской области Вахрамеевой Л.Н. к администрации Болотнинского района Новосибирской области, МКОУ Ояшинская СОШ о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Истец – и.о. прокурора Болотнинского района Новосибирской области Вахрамеева Л.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Болотнинского района Новосибирской области, МКОУ Ояшинская СОШ о понуждении к совершению действий.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Сибирцева С.А. поддержала заявленные требования, пояснив, что прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства об образовании, о социальной защите инвалидов в деятельности МКОУ Ояшинская СОШ Болотнинского района Новосибирской области. Проверкой установлено, что МКОУ Ояшинская СОШ информационная мнемосхема (тактильная (тактильно-звуковая) схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании не установлена, что нарушает права неопределенного круга инвалидов, детей-инвалидов на доступную среду, а также противоречит основным принципам государственной политики в сфере образования - обеспечение права каждого человека на образование и приоритета прав и свобод личности. На основании изложенного она просит обязать администрацию Болотнинского района Новосибирской области в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать оснащение здания Муниципального казенного образовательного учреждения Ояшинская средняя общеобразовательная школа, информационной мнемосхемой (тактильной (тактильно-звуковой) схемой движения), отображающей информацию о помещениях в здании, для инвалидов по зрению, путем выделения денежных средств. Обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение Ояшинская средняя общеобразовательная школа, в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание учреждения; информационной мнемосхемой (тактильной (тактильно-звуковой), схемой движения), отображающей информацию о помещениях в здании, для инвалидов по зрению.
Ответчик – директор МКОУ Ояшинская СОШ ФИО1 в судебное заседание не явился, направил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, не возражал против удовлетворения исковых требований.
Ответчик - представитель администрации Болотнинского района Новосибирской области ФИО2 в судебное заседание не явился, направил заявление, в котором просил рассмотреть дело в их отсутствие, не возражает против удовлетворения исковых требований.
Рассмотрев материалы дела, заслушав мнение участников процесса, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ установлено, что органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплены основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования: обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности.
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их Организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе:
условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации);
возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них;
сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства, функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного, доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной : власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
В целях реализации мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги в сфере образования, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждён Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее - Порядок).
Согласно п. 3 Порядка руководителями органов организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам в том числе следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:
-возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;
-сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта;
-надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
Кроме того, п. 4 Порядка закреплено, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам, в том числе следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и Иными нормативными правовыми актами:
-наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных, рельефно-точечным; шрифтом Брайля и на контрастном, фоне;
-оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий.
Закрепляющие названную обязанность положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ и Порядка носят общий характер. Одним из средств конкретизации положений ч.1 ст.15 Федерального закона № 181-ФЗ и Порядка является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями, в том числе заключающегося в оборудовании указанных зданий и сооружений информационными мнемосхемами и тактильными направляющими полосами.
Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (ст.ст. 2, 55.24 и 48) и Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», вступившего в силу в полном объеме с 01.07.2010 (статьи 3, 8, 12,15,30).
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями указаны в строительных нормах и правилах до 01.07.2021 действовали СП 59.13330.2016 Свод правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный Приказом Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр.
С 01.07.2021 введены в действие «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 №904/пр), где в части общих требований предусмотрено, что технические средства информации и сигнализации, размещаемые в помещениях, предназначенных для пребывания МГН различных групп мобильности, и на путях их движения, должны обеспечивать визуальную, звуковую и тактильную информацию (п. 6.5.2 СП). При этом технические средства информации и сигнализации в местах массового посещения, должны обеспечивать посетителям объекта возможности однозначной идентификации объектов и мест посещения, получения информации о размещении и назначении функциональных элементов, об ассортименте и характере предоставляемых услугу, надежной ориентации в пространстве, своевременного предупреждения об опасности в экстремальных ситуациях, расположении путей эвакуации и т.п. (п. 6.5.3 СП).
Согласно п. 6.5.12 СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» в зданиях с массовым пребыванием людей (пассажирские здания вокзалов всех видов транспорта, организации социального обслуживания, общественные здания административного назначения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению следует устанавливать тактильные или тактильнозвуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании. Они должны размещаться в вестибюле вблизи входа по возможности с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание. Направляющие тактильные напольные указатели для инвалидов по зрению предусматриваются по заданию на проектирование для обозначение основных путей безопасного передвижения при их ширине более 4 м и длине более 70 м к месту обслуживания, если отсутствуют иные направляющие ориентиры (непрерывные линии стен, поручни, ограждения).
В соответствии с ч.1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и, сооружений" (далее - Технический регламент) жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены. таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения,
Данный Закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения (ч.2 ст. 3 Технического регламента).
Ранее, до 31.07.2020 Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 был утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной; основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". В настоящее время действует Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 №815.
В пункте 41 названного Перечня включены положения Свода правил 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N605 (далее-СП59.13330.2012).
В настоящее время п. 38 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 №815, включены положения Свода правил59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001».
В данном СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» используется термин «разумное приспособление». Под "разумным приспособлением" понимается внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных Свобод (статья 2 Конвенции ООН о правах инвалидов от 13.12.2006, пункт 3.22 СП 59.13330.2020).
Таким образом, вопреки позиции общества действие СП 59.13330.2020 распространяется, в том числе на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и МГН. И исполнение обязанности по оборудованию тактильной (тактильно-звуковой) мнемосхемой не предполагает проведения реконструкции здания образовательного учреждения и не требует существенных затрат.
На территории Болотнинского муниципального района Новосибирской области проживают и получают образование дети-инвалиды, в том числе с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха. В силу закона каждому из этих детей государством гарантируется право на образование независимо от места жительства, а также других обстоятельств.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-Ф3) к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основный общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Частью 2 статьи 18 Федерального закона №131-Ф3 предусмотрено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Социальная защита инвалидов относится к совместному; ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «ж» части 1 статья 72 Конституции Российской Федерации). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12,130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7,18 и 19).
В соответствии с положениями Устава Болотнинского района Новосибирской области, к вопросам местного значения муниципального района и полномочиям администрации Болотнинского района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам; в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными; образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья (п. 11 ч. 1 ст. 5, п. 10 ст. 30 Устава).
Пунктом 5 части 1 статьи 9 федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно статьи 210 ГК РФ - собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
При этом п. 1.3 Устава МКОУ Ояшинская СОШ предусматривает, что учредителем образовательного учреждения является муниципальное образование Болотнинский район Новосибирской области в лице администрации Болотнинского района, финансовое обеспечение деятельности школы осуществляется за счет средств бюджета Болотнинского района на основании бюджетной сметы в силу п. 1.7 Устава МКОУ Ояшинская СОШ.
Проверкой установлено, что МКОУ Ояшинская СОШ информационная мнемосхема (тактильная (тактильно-звуковая) схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании не установлена, что нарушает права неопределенного круга инвалидов, детей-инвалидов на доступную среду, а также противоречит основным принципам государственной политики в сфере образования - обеспечение права каждого человека на образование и приоритета прав и свобод личности.
По выявленным нарушениям прокурором района директору МКОУ Ояшинская СОШ 21.05.2021г. направлено представление об устранении нарушений законодательства об образовании, о социальной защите инвалидов, которое рассмотрено, но не удовлетворено, образовательная организация не оборудована тактильной (тактильно-звуковой) схемой в виду отсутствия финансирования.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что МКОУ Ояшинская СОШ Болотнинского района НСО нарушает права неопределенного круга инвалидов, детей-инвалидов на доступную среду, а также противоречит основным принципам государственной политики в сфере образования - обеспечение права каждого человека на образование и приоритета прав и свобод личности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования и.о. прокурора Болотнинского района Новосибирской области удовлетворить.
Обязать администрацию Болотнинского района Новосибирской области (НСО, <...>, ИНН <***> КПП 541301001) организовать оснащение здания Муниципального казенного образовательного учреждения Ояшинская средняя общеобразовательная школа, расположенная по адресу: НСО, <...>, (ИНН <***>, КПП 541301001), информационной мнемосхемой (тактильной (тактильно-звуковой) схемой движения), отображающей информацию о помещениях в здании, для инвалидов по зрению, путем выделения денежных средств.
Обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение Ояшинская средняя общеобразовательная школа, расположенное по адресу: НСО, <...>, (ИНН <***>, КПП 541301001), оборудовать здание учреждения информационной мнемосхемой (тактильной (тактильно-звуковой), схемой движения), отображающей информацию о помещениях в здании, для инвалидов по зрению.
Установить срок для исполнения обязанности в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд, в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме
Председательствующий: ________________ Баланов О.В.