ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-735 от 21.02.2012 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

                                                                                    Центральный районный суд г. Сочи                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Центральный районный суд г. Сочи — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        стр. из

дело 2-735/2012

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации   г.Сочи

21.02.2012 г.

Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Качур С.В.,

при секретаре судебного заседания Горбенко К.С.,

с участием

представителя заявителя Щербина Р.С.,

представителя администрации г.Сочи Кварцхелия И.Г.,

ведущего специалиста МКУ "Земельная инспекция г.Сочи" Залитко В.В.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению Саакяна К.Х. об оспаривании действий должностного лица МКУ "Земельная инспекция г.Сочи",

установил:

Саакян К.Х. обратился в суд, которым оспаривает действия должностного лица муниципального казенного учреждения "Земельная инспекция г.Сочи" и просит признать действия ведущего специалиста МКУ "Земельная инспекция г.Сочи" по обследованию земельного участка с кадастровым номером №, расположенного: , незаконными и необоснованными, а также признать акт обследования от 07.10.2011 г. земельного участка с кадастровым номером №, расположенного: , недействительным.

В обоснование заявления указывает, что 07.10.2011 г. сотрудником МКУ "Земельная инспекция г.Сочи" проведен визуальный осмотр земельного участка расположенного по адресу: .

Результатом указанного визуального осмотра стало составление Акта обследования земельного участка от 07.10.2011 г., в котором, указывается что на участке возведен трехэтажный незавершенный строительством объект без разрешения на строительство, что является признаком самовольной постройки.

Заявитель не согласен полностью с выводами указанными в акте, считает их незаконными и необоснованными.

Саакяну К.Х. на основании Распоряжения Главы администрации Центрального района г.Сочи №176-р от 24.05.2011 г. на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером № расположенный в , с разрешенным использованием индивидуальное жилищное строительство.

На основании ст.40, ст.41 ЗК РФ собственник (иной титульный владелец) земельного участка вправе возводить на нем здания (строения, сооружения) в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии со ст.72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с Решением Городского Собрания г.Сочи от 29.09.2009 г. №130 "Об утверждении Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории города Сочи" уполномоченный орган, осуществляющий муниципальный земельный контроль на территории муниципального образования город-курорт Сочи в отношении лиц, не являющихся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также типовые формы актов, распоряжений, а также иных документов, составляемых в процессе контроля в отношении лиц, не являющихся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определяются администрацией г.Сочи.

Ранее вопросы муниципального земельного контроля регулировались Постановлением главы г.Сочи от 03.11.2003 г. №653 "Об утверждении Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории города Сочи муниципальным учреждением "Муниципальная архитектурно-земельная инспекция города Сочи". Данное постановление в прошлом позволяло муниципальному учреждению осуществлять архитектурный, градостроительный контроль, а также производить муниципальный земельный контроль в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Однако, решением Центрального районного суда г.Сочи от 02.09.2009 г. указанное постановление главы г.Сочи признано незаконным и не подлежащим применению по иску прокурора г.Сочи в связи с противоречием ст.ст. 8, 8.1, 54 ГрК РФ, ч.3 ст.22 Федерального закона от 07.11.1995 г. №169-ФЗ "Об архитектурной деятельности", Федеральному закону от 06.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", п.5 ст.2 Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статьям 7, 22, 23, 24 Устава г.Сочи. Решение суда вступило в законную силу.

То есть, проверку использования земельного участка на предмет использования его в соответствии с его разрешенным использованием осуществило неуполномоченное лицо.

Выводы, сделанные в ходе проверки вообще не входят в компетенцию проверяющего органа в соответствии Решением Городского Собрания г.Сочи от 29.09.2009 г. №130:

п.2.1. основными задачами муниципального земельного контроля являются: обеспечение эффективного использования земель на территории муниципального образования город-курорт Сочи; защита муниципальных и общественных интересов, а также прав граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области использования земель; принятие мер по предупреждению нерационального использования земель; контроль за устранением нарушений в области использования земель;

- организация работы по выявлению резервов доходов городского бюджета и увеличению налогооблагаемой базы.

То есть органы, осуществляющие земельный контроль на территории города-курорта Сочи должны осуществлять именно земельный контроль на предмет использования земельного участка в строгом соответствии с его разрешенным использованием, а не градостроительный контроль за осуществлением строительства.

Более того, если даже допустить то обстоятельство что для проведения проверки были законные основания, то грубо нарушен ее (проверки) порядок, предусмотренный Положением о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории г.Сочи, а именно: о проведении указанной проверки не был уведомлен проверяемый; проверка проводилась негласно (тайно) в отсутствии уполномоченных лиц со стороны проверяемого; принятие решения о проведении проверки не оформлено надлежащим образом; при проведении проверки сделаны выводы, не относящиеся к предмету проверки; не предоставлена возможность дать проверяемому лицу объяснения по обстоятельствам, послужившим основанием проведения проверки; результаты проведения проверки оформлены не надлежащим образом; проверяемое лицо не ознакомлено с результатами проведения проверки.

Также, согласно разделу 7 Решения Городского Собрания г.Сочи от 29.09.2009 г. №130 в случае если в процессе осуществления муниципального земельного контроля на проверяемом земельном участке будет обнаружен объект капитального строительства, обладающий признаками самовольной постройки, находящийся в стадии строительства или строительство которого окончено, должностное лицо, осуществляющее муниципальный земельный контроль, в акте обследования земельного участка дополнительно указывает площадь застройки, общую площадь объекта капитального строительства, этажность и иные характеристики объекта.

Акт является основанием для выдачи застройщику уведомления о прекращении самовольного строительства и (или) сносе самовольной постройки в месячный срок.

Уведомление о прекращении самовольного строительства и (или) сносе самовольной постройки выдается должностным лицом, осуществляющим муниципальный земельный контроль, по правилам Положения.

После выявления объекта капитального строительства, обладающего признаками самовольной постройки, руководитель органа муниципального земельного контроля направляет сведения о самовольной постройке с копиями материалов проверки в городскую межведомственную комиссию по пресечению самовольного строительства на территории г.Сочи для принятия решения в рамках ее компетенции об обращении в суд с требованием о сносе самовольной постройки либо о возможности сохранения самовольной постройки и разъяснении порядка ее оформления.

В судебном заседании представитель заявителя доводы и требования поддержал.

Должностное лицо - ведущий специалист МКУ "Земельная инспекция г.Сочи" Залитко В.В. пояснил, что ранее в МКУ "Земельная инспекция г.Сочи" поступило письмо из Департамента имущественных отношений администрации г.Сочи, ориентировочно в сентябре 2011 г., на предмет предоставления акта обследования и фото-таблицы земельного участка с кадастровым номером №, .

В ходе рассмотрения указанного обращения он позвонил по телефону, указанному в письме, и совместно с представителем землепользователя земельного участка выехал на указанный земельный участок. Землепользователь привез его на место, открыл ворота, он произвел замеры объекта незавершенного строительства, расположенного на указанном участке, сделал фотографии объекта, после чего представитель землепользователя привез его обратно на работу.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 05.06.2002 г. серия 23-АА № 604462 на участке расположен незавершенный строительством объект площадью застройки 113,67 кв.м. Изучением представленных документов и фактическим сопоставлением на указанном земельном участке им установлен факт самовольного возведения трехэтажного объекта незавершенного строительства размерами в плане 14 х 16,5 площадью застройки 231 кв.м.

В результате обследования им составлен акт обследования земельного участка. После чего он позвонил представителю землепользователя с тем, чтобы последний приехал и расписался в составленном акте, однако землепользователь отказался расписываться.

Составленный акт он направил в Департамент имущественных отношений и правовое управление администрации г.Сочи для соответствующего рассмотрения.

Представитель администрации г.Сочи пояснил, что не усматривает нарушение прав заявителя и незаконности действий должностного лица МКУ "Земельная инспекция г.Сочи".

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив его материалы, суд не находит заявление подлежащим удовлетворению.

В силу ст.254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

07.10.2011 г. сотрудником МКУ "Земельная инспекция г.Сочи" проведен визуальный осмотр земельного участка расположенного по адресу: .

Результатом указанного визуального осмотра стало составление Акта обследования земельного участка от 07.10.2011 г., в котором, указывается что на участке возведен трехэтажный незавершенный строительством объект, указанный объект без разрешения на строительство, что является признаком самовольной постройки.

В соответствии со ст.72 Земельного кодекса РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

Согласно ч.4 ст.40 Устава г.Сочи полномочия по осуществлению земельного контроля за использованием земель находятся в ведении администрации г.Сочи.

Решением Городского Собрания Сочи от 10.02.2011 г. №15 "Об утверждении структуры администрации города Сочи" в структуре администрации г.Сочи создано управление, осуществляющее функции муниципального земельного контроля.

Решением Городского Собрания Сочи от 29.09.2009г. №130 утверждено "Положение о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории г.Сочи".

Согласно п.3.1 Положения муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченным органом за: соблюдением требований по использованию земель; использованием земельных участков, предоставленных гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в соответствии с условиями, установленными правовыми актами о предоставлении земельных участков, а также договорами аренды безвозмездного срочного пользования; соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов.

Согласно Раздела 4 данного Положения определены права, обязанности и ответственность должностных лиц, осуществляющих муниципальный земельный контроль.

Должностные лица, осуществляющие муниципальный земельный контроль, имеют право: осуществлять муниципальный земельный контроль за использованием земель в соответствии с законодательством и в порядке, установленном настоящим Положением; составлять по результатам обследования акты обследования земельных участков с обязательным ознакомлением с ними собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земельных участков; направлять в адрес должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, сведения о выявленных нарушениях земельного законодательства; выносить предписания по устранению нарушений требований по использованию земель, установленных законодательством РФ, Краснодарского края и муниципальными правовыми актами; посещать и обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании или аренде граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в соответствии с законодательством РФ; запрашивать у собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков документы, устанавливающие и удостоверяющие право на земельные участки и расположенные в их пределах объекты недвижимости, и иные документы, необходимые для осуществления муниципального земельного контроля; направлять в соответствующие государственные органы материалы по выявленным нарушениям земельного законодательства для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Согласно раздела 5 Положения граждане имеют право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также физических лиц при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с п.5.1 собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны: по требованию должностных лиц, осуществляющих муниципальный земельный контроль, предъявлять правоустанавливающие документы на землю и объекты недвижимости, расположенные на обследуемых земельных участках, необходимые для осуществления муниципального земельного контроля; не препятствовать должностным лицам, осуществляющим муниципальный земельный контроль, при проведении проверок; выполнять предписания должностных лиц, осуществляющих муниципальный земельный контроль, по вопросам соблюдения требований по использованию земель и об устранении земельных правонарушений.

Разделом 6 Положений определен порядок осуществления муниципального земельного контроля в отношении лиц, не являющихся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, - в случае обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие земельных правонарушений, или получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений земельного законодательства; в иных случаях, установленных законодательством РФ.

п.7.1 Раздела 6 Положения определено, что в случае если в процессе осуществления муниципального земельного контроля на проверяемом земельном участке будет обнаружен объект капитального строительства, обладающий признаками самовольной постройки, находящийся в стадии строительства или строительство которого окончено, должностное лицо, осуществляющее муниципальный земельный контроль, в акте обследования земельного участка дополнительно указывает площадь застройки, общую площадь объекта капитального строительства, этажность и иные характеристики объекта. К акту в обязательном порядке приобщается фототаблица.

Акт является основанием для выдачи застройщику уведомления о прекращении самовольного строительства и (или) сносе самовольной постройки в месячный срок.

Уведомление о прекращении самовольного строительства и (или) сносе самовольной постройки выдается должностным лицом, осуществляющим муниципальный земельный контроль, по правилам п.6.8 настоящего Положения.

После выявления объекта капитального строительства, обладающего признаками самовольной постройки, руководитель органа муниципального земельного контроля направляет сведения о самовольной постройке с копиями материалов проверки в городскую межведомственную комиссию по пресечению самовольного строительства на территории города Сочи для принятия решения в рамках ее компетенции об обращении в суд с требованием о сносе самовольной постройки либо о возможности сохранения самовольной постройки и разъяснении порядка ее оформления.

Согласно должностной инструкции задачей ведущего специалиста является осуществление муниципального земельного контроля на территории г.Сочи

Порядок подготовки и согласования документации по предоставлению земельного участка, на котором расположены здания, строения, сооружения, утв. Распоряжением Главы г.Сочи от 04.06.2009 г. №562-р, п.4.2 которого предусматривает, что при соответствии представленных документов действующему законодательству департамент имущественных отношений администрации г.Сочи (лицо, уполномоченное главой администрации внутригородского района г.Сочи) поручает муниципальному учреждению "Муниципальная земельная инспекция г.Сочи" в течение 2 дней провести обследование земельного участка, предназначенного для строительства, на предмет соответствия его фактического использования целевому назначению (виду разрешенного использования) земельного участка, о чем составляется соответствующий акт.

Таким образом, доводы Саакяна К.Х. не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Суд считает, что должностным лицом - ведущим специалистом отдела земельного контроля управления муниципального земельного контроля администрации г.Сочи - не совершено каких-либо действий, повлекших нарушение прав заявителя, поскольку его действия не выходили за рамки Распоряжения Главы г.Сочи от 04.06.2009 г. №562-р и должностной инструкции.

На основании ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Представленные доказательства по делу объективно свидетельствуют о том, что заявителем в соответствии со ст.56, ст.60 ГПК РФ не представлены в совокупности доказательства, подтверждающие состоятельность заявленных требований, заявленные требования представителем администрации г.Сочи, должностным лицом и материалами дела опровергнуты.

Согласно ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

отказать в удовлетворении заявления Саакяна К.Х. об оспаривании действий должностного лица МКУ "Земельная инспекция г.Сочи".

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 24.02.2012 г.

Председательствующий