ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7351/16 от 04.10.2016 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2-7351/16

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 октября 2016 года г. Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Кучкиной С.В.,

при секретаре Мельниковой В.А.,

с участием представителя ответчика УМВД РФ по Сахалинской области – Л.А, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Р.В к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области о признании незаконным расчет льготного стажа выслуги лет, возложении обязанности включить в льготный стаж выслуги лет период участия в боевых действиях на территории <данные изъяты> по ликвидации незаконных вооруженных формирований и произвести перерасчет пенсии,

у с т а н о в и л:

Р.В обратился в суд с данным иском к УМВД РФ по Сахалинской области, в котором поставил требования: признать незаконным расчет льготного стажа выслуги лет, произведенный ответчиком без учета периода участия в боевых действиях на территории <данные изъяты> по ликвидации незаконных вооруженных формирований с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, возложить обязанность на ответчика включить данный период службы в льготный стаж выслуги лет из расчета один месяц службы за три месяца и произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с учетом данного периода службы.

В обоснование иска указал, что он являлся военнослужащим Вооруженных сил Российской Федерации и в период с 01.12.1995 г. по 21.03.1996 года принимал участие в боевых действиях на территории <данные изъяты> по ликвидации незаконных вооруженных формирований. При назначении пенсии за выслугу лет ответчиком был рассчитан льготный период военной службы, в том числе данный период засчитан в льготном исчислении – один день службы за три дня. Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик уведомил его о произведенном перерасчете выслуги лет, указывая на то, что данный период службы был неправомерно рассчитан в льготном исчислении, в связи с чем он пересчитан и включен в стаж службы в календарном исчислении. Полагает данные действия ответчика незаконными, так как действующим законодательством, в частности Законом РФ от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", предусмотрено исчислении указанного периода службы в льготном исчислении – 1 день за 3 дня службы, при том, что все остальные периоды службы по призыву подлежат исчислению в календарном порядке.

Истец и его представитель Н.С, действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явились, истец извещения суда не получает, его представитель Н.С просил дело рассматривать в их отсутствие, указывая на невозможность прибытия в судебное заседание по погодным условиям и отсутствие истца в виду нахождения его в рейсе в море.

Представитель ответчика Л.А, действующий на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, пояснил, что действующим законодательством предусмотрено исчисление выслуги лет сотрудника с включением периодов службы по призыву в календарном исчислении, в том числе и периодов участия в боевых действия на территории <данные изъяты>, в связи с чем стаж службы истца и был пересчитан. О таком применении законодательства имеются разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, в том числе в определении от 18.01.2016 г. № 1-КГ15-12.

На основании статьей 167 ГПК РФ и 165.1 ГК РФ, признавая извещение истца надлежащим образом, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие стороны истца.

Выслушав доводы ответчика, исследовав материалы гражданского дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГР.В был призван на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в выполнении задания по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории <данные изъяты>, является ветераном боевых действий.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся стажером по должности милиционер, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах внутренних дел, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. проходил службу в органах ФСКН России. ДД.ММ.ГГГГ уволен из УФСКН России по Сахалинской области по п.п.3 п.142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).

На момент увольнения ему определена выслуга лет, которая составила в календарном исчислении ДД.ММ.ГГГГ, в льготном исчислении – ДД.ММ.ГГГГ

При этом период участия в боевых действиях на территории <данные изъяты> во время прохождения военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ засчитан был ему в выслугу лет в льготном исчислении – 1 день за 3 дня службы.

В дальнейшем, в связи с упразднением Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, материалы пенсионного дела истца были переданы правопреемнику УФСКН РФ по Сахалинской области – УМВД РФ по Сахалинской области, являющимся пенсионным органом для сотрудников органов внутренних дел, которыми ДД.ММ.ГГГГ был произведен расчет выслуги лет истца и период участия истца в боевых действиях на территории <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исчислен в календарном исчислении, в связи с чем выслуга лет истца (с учетом периодов службы, исчисленных в льготном исчислении) составила 22 года 04 месяца 23 дня.

Проверяя обоснованность произведенного ответчиком расчета выслуги лет истца, суд приходит к следующему.

Действительно, частями 1 и 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" (далее - Закон Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1), на который ссылается сторона истца в обоснование своих требований, предусмотрено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца. Военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.

Между тем названный закон не регламентирует вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты, которые конкретизированы в иных нормативных правовых актах.

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).

В частности, Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 и Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") установлен дифференцированный порядок льготного исчисления выслуги лет и трудового стажа военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

В статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.

В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в пункте "а" статьи 1 данного Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Согласно части 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Абзацем первым пункта 5 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941), изданного во исполнение требований Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периоды военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", включаются в общий трудовой стаж в тройном размере.

Пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5481/1-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" указано, что при применении части 2 статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" в целях исчисления трудового стажа для назначения пенсий в соответствии со статьей 94 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" военнослужащие, выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, считаются проходящими военную службу в действующей армии.

Из содержания приведенных нормативных положений в их системном толковании следует, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву и выполняющим аналогичные задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в льготном (в тройном размере) исчислении в трудовой стаж в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Поскольку истец в период с 01.12.1995 года по 21.03.1996 года проходил военную службу в зоне вооруженного конфликта по призыву и пенсия ему назначена не в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а на основании статей 1, 2, части 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 и с учетом положений постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, то в силу абзаца первого пункта 5 названного постановления данный период военной службы подлежит зачету в выслугу лет для назначения ему пенсии в календарном исчислении.

Принимая во внимание изложенное, суд не усматривает нарушений прав истца произведенным ответчиком расчетом выслуги лет, поскольку данный расчет произведен с соблюдением требований законодательства, в связи с чем в удовлетворении исковых требований отказывает в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Р.В в удовлетворении исковых требований к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано сторонами в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня вынесения.

Председательствующий судья С.В.Кучкина