ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-735/11 от 18.11.2011 Иволгинского районного суда (Республика Бурятия)

РЕШЕНИЕ Дело № 2-735/11

Именем Российской Федерации

18 ноября 2011 года с. Иволгинск

Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Фалилеевой М.Н.

с участием заявителя ФИО1, его представителя ФИО2, представителей заинтересованного лица Избирательной комиссии МО «Иволгинский район» ФИО3, ФИО4

- прокурора Скидан А.А.,

при секретаре Прокопенко М.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по заявлению ФИО1 об отмене постановления Избирательной комиссии муниципального образования «Иволгинский район» об отказе в регистрации его в качестве кандидата на должность главы муниципального образования «Иволгинский район»

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, обратился в суд с заявлением об отмене постановления Избирательной комиссии МО «Иволгинский район» (далее также - Избирательная комиссия) от 04.11.2011года № 14 об отказе в регистрации в кандидата на должность главы муниципального образования «Иволгинский район» ФИО1, мотивируя тем, что он был выдвинут кандидатом от Иволгинского местного отделения Бурятского регионального отделения Либерально-Демократической Партии России(далее БРО ЛДПР), в установленные сроки избирательная комиссия не уведомила о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, в связи с чем избирательная комиссия не вправе была отказать в регистрации кандидата.

В судебном заседании заявитель ФИО1, на требованиях настаивал, поддержал основания и доводы, изложенные в заявлении, просил постановление избирательной комиссии отменить, обязать избирательную комиссию зарегистрировать его в качестве кандидата. Кроме того пояснил, что предоставил все требуемые от него документы, при приеме которых 26.10.2011 года его заверили что они все в порядке. Извещение о выявленных недостатках получил только 03.11.2011 года. Получил разъяснение от избирательной комиссии, что решение о создании ИМО БРО ЛДПР и протокол об избрании уполномоченного представителя исправить нельзя.

Представитель заявителя ФИО1 по доверенности ФИО2 поддержал основания и доводы, изложенные в заявлении, дополнительно суду пояснил, что извещение Избирательной комиссией кандидата об отсутствии решения о создании ИМО БРО ЛДПР и протокола об избрании уполномоченного представителя было вручено кандидату с нарушением сроков, предусмотренных п.2 ст. 11.1 ФЗ «Основных гарантиях избирательных прав...» только 03.11.2011 года, хотя должно было быть направлено не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, что повлекло нарушение прав кандидата. Обязанность предоставлять такие сведения лежит на уполномоченном представителе, а не на самом кандидате, вина кандидата отсутствует, в протоколе им, как секретарем была допущена опечатка, фактически на собрании Ш.Н.А. была избрана уполномоченным представителем. Поскольку избирательной комиссией было разъяснено о невозможности исправить установленные недостатки, решение о создании ИМО БРО ЛДПР и протокол об избрании уполномоченного представителя не были представлены в избирательную комиссию. Просил постановление избирательной комиссии отменить, обязать Избирательную комиссию зарегистрировать ФИО1 в качестве кандидата на должность главы муниципального образования «Иволгинский район».

Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии МО «Иволгинский район» ФИО4, действующий по доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований, суду пояснил, что выявленные нарушения являются существенными, являются самостоятельным основанием для отказа в регистрации. Одновременно с решением о выдвижении кандидата избирательным объединением уполномоченный представитель избирательного объединения должен предоставить решение о создании регионального отделения, если избирательное объединение не является юридическим лицом, что должно было быть представлено до 28.10.2011 года. Существование ИМО БРО ЛДПР не оспаривает. Кандидат, избирательное объединение не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата. Пакет документов для регистрации иной, чем для выдвижения кандидата, однако предоставляются в избирательную комиссию одновременно. Поскольку 26.10.2011 г. решение о создании ИМО БРО ЛДПР не было предоставлено вместе с остальными поданными документами. Документ, свидетельствующий об избрании уполномоченного представителя - отсутствовал, кандидату было отказано в регистрации. Срок для предоставления документов – до 28.10.2011 г., но все документы должны были поступить одновременно, решение о создании местного избирательного объединения должно было быть предоставлено до 26.10.2011 г. Правом исправить недостатки протокола кандидат не воспользовался.

Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии МО «Иволгинский район» по доверенности ФИО3, просила в удовлетворении заявленных требований отказать, считает вынесенное Избирательной комиссией МО «Иволгинский район» решение законным, поддерживает доводы представителя ФИО4 Сообщение о выявленных недостатках действительно было вручено фактически 03.11.2011 года, однако до этого предпринимались меры по извещению кандидата и местного отделения партии о выявленных недостатках. 03.11.2011 года ФИО1 устранил недостатки в своем заявлении и в финансовом отчете.

Выслушав заявителя, его представителей, представителей заинтересованных лиц, заключение прокурора, полагавшего необходимым заявление ФИО1 оставить без удовлетворения, исследовав материалы дела; суд приходит к мнению о необходимости удовлетворения заявленных требований об отмене постановления избирательной комиссии и обязания данной комиссии зарегистрировать в качестве кандидата заявителя по следующим основаниям:

Согласно ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав...», Закона РБ «О выборах главы МО» основаниями для отказа в регистрации кандидата, в том числе являются:

- отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав...», иным закономдля уведомления о выдвижении и (или) длярегистрации кандидата (подпункт «в» п. 24 ст. 38 Закона РФ, п. «в» п. 20 ст. 26 Закона РБ);

Согласно п. 1.1 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", п.11 ст. 26 закона Республики Бурятия «О выборах главы МО…» при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 Федерального закона и пунктами 5,6,7 ст. 24 закона РБ, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.

Указанное положение закона должно применяться с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, содержащейся в п. 2.3. Определения от 1 июня 2010 года №784-О-О, согласно которой данные законоположения, как призванные гарантировать гражданам Российской Федерации реализацию конституционного права на участие в выборах, предполагают право кандидата восполнить недостающие сведения и обязанность избирательной комиссии уведомить его о неполноте представленных сведений, независимо от того, чем обусловлена эта неполнота - недостаточным отражением необходимых сведений в представленных документах или же непредставлением какого-либо документа или документов.

Согласно пунктов 5- 9 ст. 24 Закона РБ «О выборах главы МО» решение о выдвижении избирательным объединением кандидата принимается в т.ч. на общем собрании иного структурного подразделения политической партии, решение об этом оформляется выпиской из протокола, которое предоставляется в избирательную комиссию уполномоченными представителями избирательного объединения и заверяется подписью руководителя избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если оно обладает статусом юридического лица), в случае если структурное подразделение политической партии, не обладает статусом юридического лица, указанное решение заверяется печатью политической партии или их подразделения более высокого уровня, чем данное подразделение. Одновременно с данным решением: уполномоченный представитель избирательного объединения, не являющегося юридическим лицом, предоставляет решение о его создании.

Согласно п. 5 ст. 75 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав...» решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом. Аналогичные основания указаны в п. 1 ст. 66Закона РБ «О выборах главы МО».

В силу ч. 1 ст. 261 ГПК РФ суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, и обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.

Судом установлено, что Постановлением Избирательной комиссии МО «Иволгинский район» РБ № 1 от 05.10.2011 года назначены выборы главы МО «Иволгинский район» на 04 декабря 2011 года, этим же постановлением сроки избирательных действий сокращены на одну треть.

Постановлением избирательной комиссии МО «Иволгинский район» (далее - Избирательная комиссия) от 04.11.2011 года № 14 ФИО1 отказано в регистрации в качестве кандидата на должность главы муниципального образования «Иволгинский район», на основании подпунктов «б,в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона и подпунктам «б,в» пункта 20 статьи 26 Закона Республики Бурятия, в связи с отсутствием в документах, поданных 26.10.2011 года решения о создании местного отделения партии «ЛДПР», а также отсутствия документа, подтверждающего принятия решения о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения.

С данными выводами нельзя согласиться в полной мере.

Согласно п. 20 ст. 38 ФЗ «Основных гарантиях избирательных прав...», п. 18 ст. 16 Закона РБ «О выборах главы МО» при регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, в решении избирательной комиссии указывается, что кандидат выдвинут избирательным объединением, а также наименование этого избирательного объединения.

Как следует из материалов, представленных в Избирательную комиссию ИМО БРО ЛДПР на регистрацию ФИО1 в качестве кандидата, действительно в нарушение требований п. 8 ст. 24 Закона РБ «О выборах главы МО» отсутствует решение о создании ИМО БРО ЛДПР на 26.10.2011года и в нарушении требований п.п. 4 п. 6 ст. 24 Закона РБ «О выборах главы МО» отсутствует документ, свидетельствующий об избрании уполномоченного представителя, так как в протоколе районного собрания Иволгинского местного отделения БРО ЛДПР было выбрано доверенное лицо, а не уполномоченный представитель.

Однако, не предоставление сведений о создании местного отделения партии «ЛДПР» при предоставлении сведений о кандидате, а также ошибочное указание в протоколе заседания Иволгинского местного отделения БРО ЛДПР от 21.10.2011 года избрания Ш.Н.А. доверенным лицом, а не уполномоченным представителем, является формальным нарушением, поскольку из представленной в Избирательную комиссию выписки из протокола заседания местного политсовета ИМО БРО ЛДПР от 21.10.2011г. о выдвижении кандидата ФИО1, свидетельства о регистрации в качестве юридического лица Бурятского регионального отделения Всероссийской политической партии «Либерально-Демократической Партии России» - вышестоящего по отношению к ИМО БРО ЛДПР подразделения партии, очевидно существование ИМО БРО ЛДПР как избирательного объединения, являющегося структурным подразделением партии «ЛДПР» согласно Раздела 6 Устава данной партии, находящегося в общедоступном пользовании на официальном сайте данной парии www.ldpr.ru, а также наличие местного отделения данной партии.

Действительность существования ИМО БРО ЛДПР участниками процесса не оспаривалось. Является общественным фактом, основания для сомнений в его достоверности отсутствуют.

Основания для избрания доверенного лица ФИО1 решением МО БРО ЛДПР отсутствуют, по пояснениям ФИО1, его представителя по доверенности ФИО2, данная формулировка указана ФИО2, как секретарем собрания, ошибочно, в действительности же решался вопрос о назначении уполномоченного представителя. Кроме того, согласно юридического, финансового словарей, энциклопедического словаря и Большого энциклопедического словаря Доверенное лицо трактуется как лицо, определенное кандидатом в депутаты для ознакомления избирателей с его биографией, программой, представления его в различных органах и т. п. Соответственно, оснований сомневаться о принятом решении избрать уполномоченного представителя не имеется.

Извещение избирательной комиссии о выявленных недостатках, в частности об отсутствии решения о создании местного отделения партии «ЛДПР», а также отсутствия документа, подтверждающего принятия решения о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения было вручено кандидату с нарушением сроков предусмотренных п.2 ст. 11.1 ФЗ «Основных гарантиях избирательных прав...», что повлекло существенное нарушение прав как самого кандидата, так и местного отделения партии «ЛДПР», что является основанием для отмены решения Избирательной комиссии МО «Иволгинский район».

Кроме того, данное нарушение допущено выдвинувшим кандидата избирательным объединением ИМО БРО ЛДПР, а не самим кандидатом, поскольку именно на уполномоченных представителей избирательного объединения возложена обязанность по предоставлению сведений предусмотренных ст. 24 Закона РБ «О выборах главы МО». На самого кандидата возложена лишь обязанность представить сведения, указанные в п.2, п.3 ст. 33 ФЗ «Основных гарантиях избирательных прав...» и п. 2,3 ст. 22 Закона РБ «О выборах главы муниципального образования в РБ».

В соответствии с частью 5 статьи 21 Закона РБ «О выборах главы муниципального образования в РБ» выдвижение кандидатов начинается со дня, следующего за днем официального опубликования (обнародования) решения о назначении выборов главы муниципального образования, и заканчивается не позднее чем через 30 дней после официального опубликования (обнародования) решения о назначении выборов в 18 часов по местному времени.

В соответствии с частью 2 статьи 25.2 Закона РБ «О выборах главы муниципального образования» кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения для регистрации кандидата представляет документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 25.2, в избирательную комиссию муниципального образования одновременно не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени.

С учетом сокращения всех избирательных сроков на одну треть (часть 7 статьи 10 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»; п.2 Постановления Избирательной комиссии МО «Иволгинский район») и времени официальной публикации решения о назначении выборов выдвижение кандидатов на должность главы МО «Иволгинский район» РБ 04 декабря 2011 года, сроки предоставления сведений для выдвижение кандидатов заканчиваются 28 октября 2011 г., а срок для предоставления сведений для регистрации кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения не позднее, чем за 27 дней, т.е., принимая во внимание положения части 2 статьи 11.1 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», не позднее 7 ноября 2011 года. Решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата состоялось 04 ноября 2011 года.

Сроки совершения избирательных действий и способы их исчисления в данном случае, а также наличия разных сроков по возможности предоставления сведений, а также несвоевременное извещение о выявленных недостатках и разъяснение избирательной комиссии о невозможности внести изменения, повлияли на возможность кандидата на реализацию этих прав, а точнее на невозможность их реализации.

Согласно разъяснений ЦИК, утвержденных Постановлением Центризбиркома РФ от 23.03.2007 N 203/1272-4, если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата,

Допущенные со стороны Избирательной комиссии, ИМО ВПП «ЛДПР», а также непосредственно уполномоченного представителя избирательного объединения нарушения, по мнению суда, является основанием для отмены постановления Избирательной комиссии и регистрации в качестве кандидата ФИО1, поскольку отказ в регистрации в качестве кандидата является необоснованно суровой мерой за нарушение, допущенное не по вине кандидата и противоречит целям достижения внутренних национальных интересов жителей Иволгинского района Республики Бурятия, самого кандидата и избирательного объединение на право участия в выборах и права быть избранным,

Данный вывод суда подтверждается позицией Европейского Суда по правам человека, выраженной им в своем постановлении от 11.01.2007 г. по делу "Российская консервативная партия предпринимателей и другие против России" (жалоба N 55066/00), где им указано, что отстранение кандидата и избирательного объединения от участия в выборах или лишение права быть избранными не было обусловлено их собственными действиями, они были подвергнуты санкции по причине, не имевшей отношения к их действиям и находившейся вне их контроля, лишение права быть избранными по данному основанию несоразмерно преследуемым законным целям, тем самым допущено нарушение статьи 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьей 1 и 3 Протокола N 1 к Конвенции (пункты 65, 67), Вывод суда также подтверждается позицией Европейского Суда по правам человека, выраженной им в своем постановлении от 19.07.2007 г. по делу «К. и С. против Российской Федерации» (Жалобы N 17864/04 и 21396/04), согласно которой при ненадлежащем оформлении кандидатом представленных в избирательную комиссию документов задачей властей Российской Федерации было разъяснить применимые правовые требования и, таким образом, четко дать понять заявителю (кандидату С. .), как готовить документы, Европейский суд по правам человека пришел к выводу, что решение властей Российской Федерации о лишении второго заявителя (С. .) возможности участвовать в выборах в связи с предположительным непредставлением заявителем точной информации о своей занятости и принадлежности к политической партии не имело соответствующих достаточных оснований и не согласовывалось с не оспоренными фактами, поэтому оно было непропорционально поставленной законной цели, следовательно, имело место нарушение статьи 3 Протокола N 1 к Конвенции в отношении С. (пункты 61, 66, 67),

Часть 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации гласит: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".

Как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) Российская Федерация признает юрисдикцию Европейского суда обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов.

Правоприменительные органы государств, подписавших Конвенцию, при рассмотрении дел обязаны руководствоваться ее положениями, о чем четко и однозначно указано в ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации.

С учетом изложенного заявленное ФИО1 требование об отмене постановления избирательной комиссии и обязании избирательной комиссии зарегистрировать его в качестве кандидата на должность главы МО «Иволгинский район» РБ подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать постановление Избирательной комиссии муниципального образования «Иволгинский район» № 14 от 04.11.2011 года об отказе в регистрации ФИО1 в качестве кандидата на должность главы муниципального образования «Иволгинский район» незаконным.

Обязать Избирательную комиссию муниципального образования «Иволгинский район» зарегистрировать ФИО1 в качестве кандидата на должность главы муниципального образования «Иволгинский район».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия через Иволгинский районный суд в течении 5 дней со дня принятия в окончательной мотивированной формы.

Судья Фалилеева М.Н.