Дело № ххх
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 августа 2020 года
Сафоновский районный суд Смоленской области
в составе
председательствующего: Асеева М.С.,
при секретаре : Халматовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафоновского межрайонного прокурора Смоленской области к Администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Сафоновский межрайонный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что Сафоновской межрайонной прокуратурой Смоленской области проведена проверка исполнения требований законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации, законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации на территории муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области. По результатам проверки установлено, что капитальное мостовое сооружение - мост через реку Величка, год строительства - 1968, протяженностью 37 м., расположенный по <адрес>, не паспортизирован. Указанное мостовое сооружение включено в реестр муниципальной собственности муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области. Неисполнение администрацией муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области требований законодательства Российской Федерации в части учета, паспортизации и контроля за состоянием искусственных сооружений может создать угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на безопасное дорожное движение. В связи с этим Сафоновский межрайонный прокурор просил суд обязать Администрацию муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области провести паспортизацию моста через реку Величка, год строительства - 1968, протяженностью 37 м., расположенного по адресу: ул. <адрес>, в соответствии с нормами ГОСТ 33161-2014 в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании ст. помощник Сафоновского межрайонного прокурора Никонова А.В. исковые требования уточнила, просит обязать ответчика провести паспортизацию моста через реку Величка, год строительства - 1968, протяженностью 37 м, расположенного по улице <адрес>, в соответствии с нормами ГОСТ 33161-2014 в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика - Администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области ФИО1 возражает против удовлетворения уточненных требований, указав, что мостовое сооружение находится в удовлетворительном состоянии. Орган местного самоуправления ведет учет всех мостов, осуществляет контроль за состоянием дорожного полотна, проводит текущий ремонт. После выделения денежных средств из регионального бюджета будет проведена паспортизация моста. Факт существования моста и отсутствия на него паспорта не оспаривает.
Выслушав стороны, изучив письменные документы дела, суд пришел к следующему:
В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" целями настоящего Федерального закона являются обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния.
В силу п. 1, п. 3, п. 6, п. 7 ст. 3 указанного Закона:
автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения);
дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;
владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания "Российские автомобильные дороги" в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление.
В судебном заседании установлено, что в реестр муниципальной собственности муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области включены мостовые сооружения, в том числе, мост через реку Величка, год ввода в эксплуатацию – 1968. В ходе проведенной Сафоновской межрайонной прокуратурой Смоленской области проверки исполнения требований законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации, законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации на территории муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области выявлено, что мероприятия по паспортизации указанного выше мостового сооружения не проводились, паспорт на мост отсутствует.
Установленные по делу обстоятельства подтверждаются: сообщением заместителя главы муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области; представлением заместителя межрайонного прокурора об устранении нарушений законодательства.
Согласно подп. 4 п. 9 раздела IV Классификации работ по содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог", в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Приказом Росстандарта от 20.11.2015 N 1933-ст введен в действие "ГОСТ 33161-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации искусственных сооружений на автомобильных дорогах".
Пунктами 1.1, 1.2, 3.16, 3.19, 4.6, 6.1 ГОСТ 33161-2014 закреплено, что настоящий стандарт устанавливает общие требования к проведению диагностики и паспортизации искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования.
Требования настоящего стандарта распространяются на искусственные сооружения, следующих типов: мостовое сооружение (мост, путепровод, эстакада, виадук, разводной мост, скотопрогон, зверопроход, биопереход мостового типа и т.п.).
Мостовое сооружение: искусственное сооружение, состоящее из пролетных строений, опор, и других конструкций, предназначенное для пропуска через препятствия транспортных средств, пешеходов, коммуникаций различного назначения.
Паспортизация искусственного сооружения: систематизация и представление информации о постоянных и переменных параметрах искусственного сооружения в виде отчетного документа установленной формы (технического паспорта).
Заказчиком на проведение работ по диагностике и паспортизации искусственного сооружения может выступать орган управления дорожным хозяйством, либо владелец (балансодержатель) автомобильных дорог, на которых расположены сооружения, либо уполномоченная организация, действующая от его имени и обладающая согласно национальному законодательству государства соответствующими правами.
Результаты диагностики технически сложных искусственных сооружений следует оформлять в виде технического паспорта искусственного сооружения утвержденной формы. Технический паспорт должен быть составлен на следующие виды искусственных сооружений: все виды мостовых сооружений по ГОСТ 33178 (мост, путепровод, эстакада, виадук, разводной мост, полумост, балкон, биопереход мостового типа).
В этой связи, по существу, технический паспорт является единственным документом технического учета искусственного сооружения на автомобильной дороге, определяющим его фактическое состояние на протяжении всего срока службы.
В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу подп. 5 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 7 Устава Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области, к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 9 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.
Постановлением администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области от 01.04.2019 N 504 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области".
Так, в данном Перечне отражено, что автомобильная дорога, находящаяся по улице <адрес>, относится к дорогам общего пользования местного значения.
Бремя содержания принадлежащего ему имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом и договором (ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, основываясь на положениях подп. 5 п. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 5 ч. 1 ст. 7 Устава Сафоновского городского поселения, следует, что содержание искусственного сооружения относится к компетенции Администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отсутствие технического паспорта влечет ненадлежащее выполнение ответчиком обязанностей по содержанию моста и находится в прямой причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения. Бездействие органов местного самоуправления нарушает права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, гарантированные государством и обеспечиваемые путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации, закрепленные ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
При таких установленных по делу обстоятельствах, суд считает, что уточненные исковые требования подлежат удовлетворению.
Учитывая необходимость установления реальных сроков для исполнения решения суда, суд предоставляет Администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу провести паспортизацию мостового сооружения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области провести паспортизацию моста через реку Величка, год строительства - 1968, протяженностью 37 м., расположенного по улице <адрес>, в соответствии с нормами ГОСТ 33161-2014 в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: ______________________ М.С. Асеев