ДЕЛО №(1)/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г.Вольск
ФИО1 районный суд Саратовской области, в составе:
председательствующего судьи Карпинской А.В.
с участием прокурора Ткаченко Н.В.
при секретаре Куляевой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске дело по иску Вольского межрайпрокурора в интересах к Открытому акционерному обществу энергетики и электрофикации «Саратовэнерго» о понуждении к заключению договора энергоснабжения
установил:
ФИО1 межрайпрокурор в интересах обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу энергетики и электрофикации «Саратовэнерго» (далее по тексту ОАО «Саратовэнерго»), Вольскому отделению ОАО «Саратовэнерго» о понуждении к заключению договора энергоснабжения, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ в Вольскую межрайпрокуратуру с заявлением о неправомерном отказе ОАО «Саратовэнерго» заключить с ним договор энергоснабжения обратился
Проверкой установлено, что совместно с супругой и детьми: и на основании договора найма от ДД.ММ.ГГГГ проживают и зарегистрированы по адресу: <адрес>. Сын - ФИО13, является <данные изъяты>.
ОАО энергетики и электрификации «Саратовэнерго» имеет статус гарантирующего поставщика на территории Саратовской области. В соответствии с пунктом 61 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года N 530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" (далее по тексту - Правила функционирования розничных рынков электрической энергии) гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки электрической энергии) с любым обратившимся к нему лицом (далее - заявитель) в отношении точек поставки лиц, чьи энергопринимающие устройства находятся в границах зоны его деятельности, а также принять на обслуживание граждан при отсутствии их обращения в случаях, установленных разделом VI настоящих Правил.
Гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) с заявителем в случае: отсутствия технологического присоединения в установленном порядке соответствующих энергопринимающих устройств к электрическим сетям; нахождения точек поставки на розничном рынке, в отношении которых заявитель намеревается заключить договор, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.
В случае отказа от заключения договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом, гарантирующий поставщик должен в 5-дневный срок со дня обращения заявителя в письменной форме уведомить его об отказе от заключения договора с указанием причин такого отказа.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказался заключить договор энергоснабжения с в связи с тем, что договор энергоснабжения на поставку электроэнергии в многоквартирные дома, управление которыми осуществляется управляющей организацией, должен быть заключен непосредственно между ОАО «Саратовэнерго» и управляющей организацией, с которой в настоящее время заключен договор управления общим имуществом многоквартирного дома по адресу: <адрес>.
Данный отказ в заключении договора энергоснабжения является незаконным.
В ходе проверки установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ управление общим имуществом многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, осуществляла управляющая компания - ООО «<данные изъяты>» (далее по тексту - ООО «<данные изъяты>»). В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовал договор энергоснабжения между ОАО «Саратовэнерго» и ООО «ЭРГ», согласно которому поставщик осуществлял поставку ООО «<данные изъяты>» коммунальных услуг в необходимых ему объемах и приобретенной в его интересах электрической энергии и мощности, урегулирует с привлечением третьих лиц (сетевых организаций) отношения по передаче электрической энергии до точек поставки, а ООО «<данные изъяты>» принимает и оплачивает приобретенное в его интересах количество электрической энергии и мощности, а также оказанные услуги. С ДД.ММ.ГГГГ договор энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ООО «<данные изъяты>» и ОАО «Саратовэнерго», расторгнут в связи с окончанием срока. действия договора управления многоквартирным домом, обслуживаемым ООО «<данные изъяты>».
В случае прекращения действия договора управления многоквартирным домом исходит прекращение действия договора энергоснабжения между энергоснабжающей организацией и юридическим лицом - управляющей компанией, поскольку управляющая компания ООО «<данные изъяты>» утрачивает правомочия приобретения электроэнергии в интересах потребителей-граждан.
В договоре управления многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, заключенным ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> и Закрытым акционерным обществом «Компания «Новые технологии» (далее по тексту - ЗАО «Компания «Новые технологии», управляющая компания - ЗАО «Компания Новые технологии» не наделена правом принимать и оплачивать приобретенное в интересах абонентов количество электрической энергии и мощности, а также указанные услуги.
В связи с этим, у каждого абонента возникает необходимость заключения договора энергоснабжения с энергоснабжающей организацией. Вместе с тем, в соответствии с абзацем 1 пункта 64 Правил функционирования розничных рынков действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной норме. Наличие заключенного с гражданином-потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя. Договор с гарантирующим поставщиком считается заключенным с даты, соответствующей началу периода, за который гражданином-потребителем произведена первая оплата электрической энергии данному гарантирующему поставщику.
Таким образом, при смене собственниками многоквартирного дома управляющей компании происходит расторжение договора энергоснабжения и каждого собственника жилого помещения в многоквартирном доме возникает необходимость заключения договора энергоснабжения с энергоснабжаюшей организацией.
В связи с указанными выше обстоятельствами прокурор просит обязать ответчика заключить договор энергоснабжения с
В ходе рассмотрения дела по ходатайству истца от участия в деле в качестве ответчика было освобождено Вольское отделение ОАО «Саратовэнерго», в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельные требования были привлечены ЗАО «Компания «Новые технологии», администрация муниципального образования город Вольск, Федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение «ФИО1 квартирно-эксплуатационная часть района (далее по тексту - ФГКЭУ «ФИО1 КЭЧ района»).
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, дал объяснения, аналогичные объяснениям, имеющимся в заявлении.
Представители ОАО «Саратовэнерго» - , , действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали, суду пояснили, что в Вольское отделение ОАО «Саратовэнерго» ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление от , зарегистрированное под входящим номером №. В своем заявлении обращается к начальнику Вольского отделения ОАО «Саратовэнерго» с просьбой заключить договор энергоснабжения как с собственником жилого помещения, принадлежащего ему на основании договора найма №/ж от ДД.ММ.ГГГГ. Начальником Вольского отделения ОАО «Саратовэнерго» также ДД.ММ.ГГГГ был направлен ответ на заявление , зарегистрированный за исходящим номером №, в письменной форме о невозможности заключить такой договор с изложением правовой позиции компании.
В соответствии с пунктом 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила параграфа 6 «Энергоснабжения» Гражданского кодекса Российской Федерации применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное. В настоящий момент принят целый ряд законов и подзаконных нормативных актов, содержащих нормы, которые регулируют отношения субъектов энергоснабжения.
Согласно пункту 88 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» (далее - основные положения) собственники жилых помещений в многоквартирном доме потребляют услугу электроснабжения на основании договоров, заключенных в соответствии с жилищным законодательством РФ. Собственники жилых помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление многоквартирным домом, а также собственники жилых домов вправе приобретать электрическую энергию непосредственно у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) в соответствии с настоящим документом и жилищным законодательством РФ.
В соответствии с действующими Основными положениями в вышеуказанном ответе на заявление Вольское отделение ОАО «Саратовэнерго» сообщает, что готово заключить договор энергоснабжения на поставку электрической энергии с ним, как с собственником жилого помещения в многоквартирном доме, в том случае, если собственниками многоквартирного дома по адресу: <адрес> выбрана непосредственная форма управления многоквартирным домом.
Ранее многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> являлся точкой поставки по договору энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ОАО «Саратовэнерго» - поставщиком, и ООО «<данные изъяты>» -исполнителем коммунальных услуг. Согласно пункту 1.1 вышеуказанного договора предметом является поставка исполнителю коммунальных услуг в необходимых ему объемах и приобретенной в его интересах электрической энергии до точек поставки исполнителя коммунальных услуг. От ООО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ в Вольское отделение ОАО «Саратовэнерго» поступило заявление о расторжении с ДД.ММ.ГГГГ договора энергоснабжения №, в связи с тем, что жители многоквартирных домов выбрали новую управляющую компанию ЗАО «Компания «Новые технологии». Был сделан запрос в Администрацию г. Вольска. Исходя из содержания письма Администрации муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ №, управляющей компанией для домов, которые ранее обслуживала управляющая компания ООО «<данные изъяты>», является управляющая компания ЗАО «Компания «Новые технологии», в связи с чем договор энергоснабжения № был расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, Вольскому отделению ОАО «Саратовэнерго» стало известно, что собственниками многоквартирного дома по адресу: <адрес> для управления домом выбрана управляющая компания ЗАО «Компания «Новые технологии».
Несмотря на отсутствие заявки на заключение соответствующего договора, Вольским отделением ОАО «Саратовэнерго» была направлена оферта договора энергоснабжение в управляющую компанию ЗАО «Компания «Новые технологии» на заключения договора по всем точкам поставки, ранее входящих в договор энергоснабжения № и был получен отказ от заключения договора энергоснабжения от управляющей компании.
Согласно пункту 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязуется, в том числе, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме. Согласно пункту 49 в) «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307) исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям. Пунктом 89 Основных положений предусмотрено, что исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги «электроснабжения».
Следовательно, управляющая организация обязана заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями на предоставление коммунальных услуг. Однако, прежняя управляющая организация ООО «ЭРГ» договор энергоснабжения до точек поставки исполнителя коммунальных услуг, в который в точки поставки входил многоквартирный дом по адресу: <адрес>, расторгла, а новая управляющая компания ЗАО «Компания «Новые технологии» новый договор энергоснабжения до точек поставки исполнителя коммунальных услуг заключить отказалась, тем самым не исполнила свои обязательства, возложенные на нее законом.
ОАО «Саратовэнерго» считает невозможным заключить договор энергоснабжения с , так как собственниками многоквартирного дома по адресу: <адрес>, для управления домом выбрана управляющая компания ЗАО «Компания «Новые технологии» и договор энергоснабжения должен быть заключен непосредственно между ОАО «Саратовэнерго» и управляющей организацией.
Таким образом, ОАО «Саратовэнерго» действует строго в соответствии с действующим законодательством и требованиями нормативно-правовых актов, в его действиях по отказу в заключении договора энергоснабжения непосредственно с собственником жилого помещения в многоквартирном доме при наличии управляющей компании не содержится элементов противоправности.
Представитель третьего лица - ЗАО «Компания «Новые технологии» - , действующая на основании доверенности, требования прокурора поддержала и суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО "Компания " Новые технологии" и Министерством <данные изъяты>, в лице начальника ФГКЭУ «ФИО1 КЭЧ района», был заключен договор на обслуживание общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. В соответствии с указанным договором собственник поручил управляющей организации осуществлять комплекс мероприятий по содержанию общего имущества многоквартирного дома, за исключением предоставления коммунальных услуг (водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение).
В соответствии с Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии гарантирующий поставщик осуществляет поставку электрической энергии покупателям электрической энергии на территории своей деятельности по публичным договорам энергоснабжения.
Обязанной стороной в заключении договора энергоснабжения является ОАО Саратовэнерго».
Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» содержит понятие о том, кто может быть исполнителем коммунальных услуг и потребителем, а именно: исполнитель - юридическое лицо, независимо от организационно - правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживаниевнутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем также могут быть, но не обязаны, управляющая организации, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Потребитель - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, ЗАО «Компания «Новые технологии» не может являться потребителем коммунальной услуги в силу указанного постановления Правительства Российской Федерации, при этом Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит ограничений по заключению договоров энергоснабжения с физическими лицами. Тем более, что это отрицательно сказалось бы на правах потребителей.
Действующее гражданское законодательство не содержит запретов на наличие между ресурсоснабжающими организациями и гражданами прямых отношений по купле-продаже электрической энергии.
В соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация осуществляет деятельность по управлению общим имуществом собственников, то есть заключает соответствующие договоры либо выполняет работы самостоятельно по ремонту и обслуживанию общего имущества собственников. Статья 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в договоре управления общим имуществом должны быть предусмотрены: «перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация». Собственником данногомногоквартирного дома было принято решении о выборе способа управления имуществом многоквартирного жилого дома управляющей компанией, заключен договор управления, в соответствии с условиями которого ЗАО «Компания «Новые технологии» не обязано населению многоквартирного дома предоставлять услуги по начислению и сбору денежных средств за внутридомовое энергоснабжение.
Истец, третьи лица в судебное заседание не явились, были надлежаще извещены о времени и месте слушания дела, от истца, третьего лица , представителя Открытого акционерного общества «Коммунальные электрические сети Саратовской области «Облкоммунэнерго» - , действующей на основании доверенности, имеются заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения прокурора, представителей ответчика, третьего лица, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что до ДД.ММ.ГГГГ управляющей компанией, обслуживающей многоквартирный <адрес>, где проживает со своей семьей, являлось ООО «<данные изъяты>». До ДД.ММ.ГГГГ поставка электрической энергии собственникам и нанимателям квартир в данном жилом доме осуществлялась на основании договора, заключенного ООО «<данные изъяты>» с ресурсоснабжающей организацией. В связи с прекращением ООО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ своей деятельности, действие указанного договора также прекратилось. Новый договор на поставку электрической энергии новой управляющей компанией - ЗАО «Компания «Новые технологии» с ресурсоснабжающей организацией заключен не был. В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ энергоснабжение этого дома было прекращено, о чем был составлен соответствующий акт-заявка (л.д.25).
ДД.ММ.ГГГГ обратился в ОАО «Саратовэнерго» с заявлением о заключении с ним договор энергоснабжения занимаемого им жилого помещения, так как согласно уведомлению, размещенному на подъездах дома, отсутствие договора энергоснабжения является основанием для отключения электроэнергии в доме (л.д.27).
ДД.ММ.ГГГГ на данное заявление был дан ответ за №, в котором указано, что у Вольского отделения ОАО «Саратовэнерго» нет никаких законных оснований в отказе от заключения с ним договора энергоснабжения на поставку электрической энергии, но только в том случае, если собственниками многоквартирного дома, где он проживает, выбрана непосредственная форма управления многоквартирным домом. В случае предоставления документов, подтверждающих, что собственниками многоквартирного дома избрана непосредственная форма управления, Вольское отделение ОАО «Саратовэнерго» готово заключить с ним договор энергоснабжения (л.д.28).
Таким образом, ответчик фактически отказал в заключении с ним договора энергоснабжения в связи с тем, что управление его домом осуществляется посредством управляющей компании, а не непосредственно собственниками жилых помещений дома.
Представители ответчиков утверждают, что заключать договоры с самими потребителями-гражданами (в том числе и с ) ресурсоснабжающие организации могут только в том случае, если собственниками квартир избрана непосредственная форма управления многоквартирным домом. В данном случае управляющая компания ЗАО «Компания «Новые технологии» отказываетсязаключать с ними такой договор.
Действительно, в соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Обязанность по предоставлению коммунальных услуг была возложена на управляющую организацию и в соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в апреле 2011 года.
Об этом также указано в пунктах 88, 89 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года N 530 (далее по тексту возможно - Основные положения), пункте 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307.
В частности, пунктами 88, 89 Основных положений предусмотрено, что собственники жилых помещений в многоквартирном доме, собственники жилых домов, а также наниматели жилых помещений по договорам социального или коммерческого найма жилых помещений потребляют услугу электроснабжения на основании договоров, заключенных в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Собственники жилых помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление многоквартирным домом, а также собственники жилых домов вправе приобретать электрическую энергию непосредственно у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) в соответствии с настоящим документом и жилищным законодательством Российской Федерации.
Исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящим документом приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
В пункте 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам указано, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, действительно, в указанных нормах говорится о том, что договор о приобретении электрической энергии с гарантирующим поставщиком (ресурсоснабжающей организацией) заключается собственниками и нанимателями квартир в многоквартирном доме, если избрана непосредственная форма управления многоквартирным домом. Также говорится о том, что исполнители коммунальных услуг (в данном случае - управляющая компания) заключают такой договор с ресурсоснабжающей организацией в целях предоставления коммунальных услуг гражданам - потребителям.
Однако, ни в приведенных нормах, ни в других нормативных актах не содержится запрета на заключение таких договоров непосредственно с гражданами - потребителями, проживающими в многоквартирных домах, если выбран способ управления управляющей организацией.
В силу статьи 3 Федерального закона "Об электроэнергетике" гарантирующий поставщик электрической энергии - коммерческая организация, обязанная в соответствии с Законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
Положения о публичности заключаемых гарантирующим поставщиком договоров содержатся также в пункте 5 статьи 38 указанного Закона, пунктах 5 и 61 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии.
При этом, исходя из пункта 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
В соответствии с пунктом 61 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) с любым обратившимся к нему лицом (далее - заявитель) в отношении точек поставки лиц, чьи энергопринимающие устройства находятся в границах зоны его деятельности, а также принять на обслуживание граждан при отсутствии их обращения в случаях, установленных разделом VI настоящего документа.
Гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) с заявителем в случае: отсутствия технологического присоединения в установленном порядке соответствующих энергопринимающих устройств к электрическим сетям; нахождения точек поставки на розничном рынке, в отношении которых заявитель намеревается заключить договор, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.
Данный перечень оснований к отказу в заключении договора является исчерпывающим и расширительно толковаться не может. Такого основания, как невозможность заключить договор с отдельным гражданином при наличии управляющей компании пункт 61 Основных положений не содержит. Нет прямого запрета и в других нормативных актах. Таким образом, отказ ответчика в заключении договоров энергоснабжения с гражданами - потребителями (в данном случае с ) в случае, когда ими выбран способ управления многоквартирным домом управляющей компанией при отсутствии заключенного договора с такой управляющей компанией является неправомерным. В противном случае граждане, проживающие в таких домах, при отсутствии с их стороны вины, были бы поставлены в неравное положение (имея при этом абсолютно одинаковые права) с иными гражданами, выбравшими непосредственную форму управления и поэтому получающими электрическую энергию. В любом случае, спор с управляющей компанией, не пожелавшей заключать договор на поставку электрической энергии, не должен нарушать права граждан, тем более, готовых самостоятельно заключить такой договор и нести по нему обязательства (хотя бы до заключения такого договора управляющей компанией). Иначе граждане- потребители до разрешения такого спора между гарантирующим поставщиком и управляющей компанией будут лишены не по своей вине коммунальной услуги в виде электрической энергии, которой ранее всегда пользовались, и пользоваться которой в дальнейшем они имеют право.
При этом суд не принимает во внимание доводы представителей ответчиков, что у отсутствует технологическое присоединение в установленном порядке соответствующих энергопринимающих устройств к электрическим сетям.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Это же правило указано и в статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, собственнику квартиры (нанимателем которой он является) - Российской Федерации принадлежит на праве собственности не только электрическое оборудование внутри квартиры , но и все электрические сети с устройствами, расположенные вне квартир и ведущие к вводу в дом (на праве общей долевой собственности). Более того, ранее между ответчиком и управляющей компанией ООО «ЭРГ» был заключен договор на поставку электрической энергии для оказания коммунальных услуг потребителям (собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме). При этом управляющая компания собственником электрического оборудования в доме не являлась, а только осуществляла управление домом, поэтому технологическое присоединение к электрическим сетям и на тот момент имелось именно у потребителей (собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме), а не у управляющей компании, действовавшей в их интересах.
Кроме того, представители ответчика утверждают, что при непосредственной форме управления ОАО «Саратовэнерго» заключило бы договор энергоснабжения с , то есть при таком положении дела наличие технологического присоединения энергопринимающих устройств у к электрическим сетям у ответчиков сомнений не вызывало бы. Однако данная позиция представляется неправильной, поскольку непосредственное управление или управление посредством управляющей компании - это формы управления, и они никак не связаны с наличием или отсутствием технологических присоединений, при смене форм управления ничего не изменится в технической оснащенности дома и квартиры Невозможно говорить, что при одних и тех же обстоятельствах, но при наличии непосредственной формы управления, технологическое присоединение есть, а при управлении управляющей компанией его нет.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что данные требования прокурора в интересах законны и подлежат удовлетворению.
Согласно статье 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Так как прокурор была освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, то с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в федеральный бюджет в размере 200 рублей (столько, сколько заплатил бы истец, если бы не имел льгот).
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
Исковые требования Вольского межрайпрокурора в интересах к Открытому акционерному обществу энергетики и электрофикации «Саратовэнерго» о понуждении к заключению договора энергоснабжения удовлетворить.
Обязать Открытое акционерное общество энергетики и электрофикации «Саратовэнерго» заключить с договор энергоснабжения.
Взыскать с Открытое акционерное общество энергетики и электрофикации «Саратовэнерго» государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней через ФИО1 районный суд со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Карпинская А.В.