Дело № 2-735/2023
УИД 23RS0052-01-2023-000885-45
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Тихорецк 14 августа 2023 года
Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе
судьи Сухорутченко В.А.,
секретаря судебного заседания Брошко Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Требования истца мотивированы тем, что 17.01.2023 истец обратился в территориальный орган Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением деятельности на должностях Государственной противопожарной службы. Решением отдела установления пенсий №14 ОПФР по Краснодарскому краю №230000002364/34504/23 от 23.01.2023 истцу отказано в назначении с 20.01.2023 досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» в виду отсутствия специального стажа 25 лет. Истцу разъяснено, что ему необходимо доработать до специального стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» - 06л-06м-05дн, работа должна осуществляться в профессиях, указанных в Списке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года №437.
При оценке периодов трудовой деятельности истца не включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, предусмотренной пунктом 18 части 1 статьи 30 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» период его работы: с 29.08.1994 по 01.10.2002 (08л-01м-03дн) служба в отряде государственной противопожарной службы №4 по охране города Братска, поскольку правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, не предусмотрено включение в специальный стаж периодов прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы; с 31.12.2021 по 31.12.2022 (01г-00м-00дн) в должности начальника караула 51 пожарно–спасательной части по охране юго-западной части города Тихорецка в 14 пожарно-спасательном отряде федеральной противопожарной службы города Тихорецка Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю.
Истец считает решение пенсионного органа об отказе в назначении пенсии незаконным, поскольку в период с 29.08.1994 по 01.10.2002 он проходил службу в Государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел Российской Федерации. 03.09.1994 он принял присягу сотрудника ОВД и получил положительное заключение о назначении на должность старшего мастера ГДЗС учебного пункта. С 30.08.1994 по 17.10.1994 прошел обучение по месту службы и получил свидетельство о первоначальной подготовке на занимаемой должности. 18.10.1994 приказом начальника УП УГПС УВД города Братска допущен к занимаемой должности старшего мастера ГДЗС на компрессоре КД-10 в непригодной для дыхания среде. Считает, что отсутствие по вине работодателя документов, подтверждающих особые условия труда в спорный период работы, не является основанием для отказа во включении периода работы в специальный стаж.
Истец, указывая, что нарушено его право на получение досрочной страховой пенсии по старости, гарантированное законодательством РФ, просит признать незаконным решение отдела установления пенсий №14 ОПФР по Краснодарскому краю №230000002364/34504/23 от 23.01.2023 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости и обязать ответчика устранить в полном объёме допущенные нарушения прав путём включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, оспариваемых периодов работы, назначить пенсию с момента первоначального обращения.
Истец ФИО1 и его представитель – адвокат Рукинов И.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще уведомлены. В заявлении ФИО1 просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю - ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен. Представил отзыв на исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении требований ФИО1
В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда. На основании изложенного, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд принимает во внимание следующее.
Согласно части 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации граждане, реализовавшие конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, имеют право на социальное обеспечение, формы и виды которого зависят от особенностей их трудовой деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель определил как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Согласно пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичный порядок назначения пенсий был предусмотрен пунктом 18 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Пунктом 2 статьи 30 указанного Федерального закона предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условия признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013№400-ФЗ, согласно ч.3 ст.30 данного федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же федерального закона, как это предусмотрено в ч.4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений ст.30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «л» пункта 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется:
- Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. № 437 «Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г., в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 положения о Федеральной противопожарной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 г. № 385, федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ (статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента РФ от 11.07.2004 г. № 868 (пункт 8). и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.06.2005 г. № 385 (пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательных работ на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия населения народов РФ, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Учитывая вышеизложенное, в рамках пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, правом на досрочную страховую пенсию по старости обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы.
Как следует из приведенных норм права, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Таким образом, досрочная страховая пенсия по старости работникам Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации не может быть назначена в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию не обладают.
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В судебном заседании установлено, что 17.01.2023 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в территориальный орган Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением отдела установления пенсий №14 ОПФР по Краснодарскому краю №230000002364/34504/23 от 23.01.2023 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в виду отсутствия специального стажа 25 лет. ФИО1 разъяснено, что ему необходимо доработать до специального стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» - 06л-06м-05дн, работа должна осуществляться в профессиях, указанных в Списке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года №437. При продолжении осуществления работы с 01.01.2023 по профессии, предусмотренной Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года №437, (при условии не нахождения в отпусках без содержания) стаж 25 лет будет выработан на 06.07.2028, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости возникает с 07.07.2028, реализовать которое возможно путем подачи заявления о назначении пенсии.
Указанным решением отдела установления пенсий №14 ОПФР по Краснодарскому краю при оценке периодов трудовой деятельности в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение не рассматривался вопрос о включении в льготный стаж периода с 31.12.2021 по 31.12.2022 (01г.00м.00дн.) в должности начальника караула 51 пожарно-спасательной части по охране юго-западной части города Тихорецка в 14 пожарно-спасательном отряде федеральной противопожарной службы города Тихорецка Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю, в связи с чем указанные требования заявлены преждевременно.
Оспариваемым решением не включен в специальный стаж ФИО1 период работы с 29.08.1994 по 01.10.2002 (08л01м03дн) службы в отряде государственной противопожарной службы №4 по охране г. Братска, поскольку в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 №437 «Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком. Включение периодов прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы в специальных стаж для досрочного назначения пенсии данным Постановлением не предусмотрено. Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, не предусмотрено включение в специальных стаж периодов прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы.
Учтенный пенсионным органом страховой стаж работы ФИО1 составил 29 лет 02 месяца 27 дней, общий трудовой стаж – 33 года 06 месяцев 01 день, специальный стаж в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» - 18 лет 05 месяцев 25 дней.
Из трудовой книжки ФИО1 <данные изъяты>) следует, что 29.08.1994 ФИО1 принят на должность старшего мастера ГДЗС Учебного пункта отряда ПО-4 УГПС по охране города Братска (приказ №65 от 29.08.1994); 01.10.2002 уволен по собственному желанию (приказ №51 от 27.09.2002).
Исследовав трудовую книжку истца, суд принимает во внимание, что в спорные периоды трудовая книжка заполнена в соответствии с действующим законодательством, изменений либо исправлений записей в трудовой книжке не имеется, записи заверены печатью и подписью работодателя.
Из личного дела №328 ФИО1 следует, что 29.08.1994 ФИО1 принят на службу в МВД: на должность старшего мастера ГДЗС Учебного пункта отряда ПО-4 УГПС по охране города Братска; с 04.02.1999 назначен командиром отделения Учебного пункта отряда ПО-4 УГПС по охране города Братска; с 01.11.2000 назначен на должность старшего мастера ГДЗС Учебного пункта отряда ПО-4 УГПС по охране города Братска; с 01.06.2002 назначен командиром отделения Учебного пункта отряда ПО-4 УГПС МЧС России. В соответствии с Положением о службе в ОВД, уволен по пункту «а» статьи 58 (по собственному желанию) с 01 октября 2002 года (Приказ ОГПС-4 №51 от 27.09.2002).
Также в личном деле содержаться сведения, что в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР №725 служба в органах внутренних дел города Братска Иркутской области засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию по линии МВД один месяц за полтора с 01 января 1988 года.
Определением Тихорецкого городского суда от 18 мая 2023 года по делу назначена государственная экспертиза условий труда.
Из информации, представленной заместителем министра Министерства труда и социального развития Краснодарского края от 04.07.2023 следует, что на основании представленных в гражданском деле документов (трудовая книжка, личное дело) ФИО1 с 29.08.1994 по 01.10.2002 проходил службу в органах внутренних дел города Братска в званиях «старшина внутренней службы» и «прапорщик внутренней службы» выполняя обязанности должностей «мастер ГДЗС», «командир отделения», «старший мастер ГДЗС». Подпунктом 1 пункта 1 статьи 12 от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», засчитывается в страховой стаж. Статьей 30 главы 6 «Сохранение права на досрочное пенсионное обеспечение по старости и переходные положения» Федерального закона №400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: 18) мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии не засчитывается.
Суд принимает во внимание, что в соответствии с пунктом 1 части 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются следующие периоды, указанные в статье 11 Федерального закона № 173-ФЗ: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Согласно части 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», право на досрочное назначение пенсии по старости возникает у работников Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 №437 был утвержден Список должностей работников государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Из пункта 2 указанного постановления Правительства следует, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
При этом указанным Списком не предусмотрены должности, занимаемые истцом (старший мастер ГДЗС Учебного пункта; командир отделения Учебного пункта).
До вступления в силу вышеуказанного постановления, применялся Перечень оперативных должностей работников Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно - спасательных служб Министерства внутренних дел), утвержденный приказом МВД РФ от 27.07.2001 № 696.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 09.11.2001 №1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности», с 01 января 2002 года государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Федеральный закон «О пожарной безопасности» были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 года, в соответствии с которыми государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 05 февраля 2009 года №552-0-0, досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Таким образом, на основании пункта 18 части 1 статьи 30 Закона №400-ФЗ, правом на досрочную страховую пенсию по старости обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы.
Действующим законодательством определен порядок сохранения пенсионных прав лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет, при этом установлено правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы только в страховой стаж, при этом правовых норм относительно зачета периодов службы в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, действующее законодательство не содержит.
Поскольку период с 29.08.1994 по 01.10.2002 является периодом службы истца в отряде государственной противопожарной службы №4 по охране г. Братска, а не в подразделениях федеральной противопожарной службы, данный период не подлежит включению в стаж, дающий истцу право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Проверив обоснованность решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 23.01.2023 об отказе в назначении истцу с 20.01.2023 досрочной страховой пенсии по старости, суд приходит к выводу о правомерном отказе отдела установления пенсий №14 ОПФР по Краснодарскому краю в досрочном назначении пенсии.
При установленных в судебном заседании обстоятельствах исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Тихорецкого
городского суда В.А. Сухорутченко
Мотивированное решение суда изготовлено 18 августа 2023 года.
Судья Тихорецкого
городского суда В.А. Сухорутченко