РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Махачкала 29 декабря 2018г.
Судья Советского районного суда г.Махачкалы Адзиев М.М., при секретаре судебного заседания ФИО8, с участием прокуроров ФИО3 и ФИО4-Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Министерству по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан о восстановлении на работе и взыскании заработка за время вынужденного прогула,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с указанными выше требованиями, ссылаясь в заявлении на то, что приказом временно исполняющей обязанности министра по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ за № л/с «О расторжении служебного контракта с ФИО1» она с ДД.ММ.ГГГГ уволена с должности исполняющей обязанности начальника Управления реализации государственных программ, правового обеспечения и кадровой службы на основании п.1 ст.33 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ№ «О государственной гражданской службе Республики Дагестан» в связи с истечением срока служебного контракта, заключенного на срок до проведения конкурсных процедур.
В заявлении истица свое увольнение считала незаконным. В обосновании этого сослалась на то, что она состояла на государственной гражданской службе в упомянутом министерстве на должности начальника Управления реализации государственных программ, правового обеспечения и кадровой службы, а не в качестве исполняющего обязанности начальника этого Управления. С ней трудовой контракт был заключен на неопределенный срок. В 2018 году она уходила в отпуск как начальник Управления реализации государственных программ, правового обеспечения и кадровой службы.
Истица ФИО1 также сослалась на то, что она в июле 2018 года прошла конкурс на включение в кадровый резерв для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы Республики Дагестан в данном министерстве и она была включена в кадровый резерв министерства по главной группе должностей.
Истица ФИО1 считала, что при указанных выше обстоятельствах ответчик не имел право объявлять конкурс на занимаемую ею должность, поскольку эта должность не была вакантной. Ответчик, по мнению истицы, не учел, что конкурс не проводится при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв.
В судебному заседании истица ФИО1 и ее представитель по доверенности доводы искового заявления поддержали и просили заявленные требования удовлетворить.
Представители ответчика по доверенности ФИО6 и ФИО7 иск не признали и считали, что имелись указанные в оспоренном приказе основания для расторжения с ФИО1 служебного контракта.
Выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим оставлению без удовлетворения, исследовав и оценив по правилам ч.1 ст.67 ГПК РФ доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует и установлено судом, что приказом министра по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1 с ее согласия предоставлена должность государственной гражданской службы исполняющего обязанности начальника Управления реализации государственных программ, правового обеспечения и кадровой службы, освободив от должности и.о. начальника Управления координации, маркетинга и продвижения туристского продукта Комитета по туризму РД.
В личном деле ФИО1 имеется заключенный между министерством по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан и ФИО1 служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого ФИО1 обязалась исполнять должностные обязанности по должности начальника Управления реализации государственных программ, правового обеспечения и кадровой службы на срок до проведения конкурсных процедур
Истица ФИО1 представила в материалы дела заключенный с ней ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт (этот контракт отсутствует в личном деле ФИО1), согласно которому она на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГг. № обязалась исполнять должностные обязанности по должности и.о. начальника Управления реализации государственных программ, правового обеспечения и кадровой службы до проведения конкурса (п.2). В п.12 данного контракта указано, что служебный контракт заключен на неопределенный срок.
Приказом по Министерству по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан №/лс от ДД.ММ.ГГГГ «О включении в кадровый резерв для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы Республики Дагестан в Министерстве по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан» ФИО1 на основании протокола (решения) конкурсной комиссии Министерства по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ включена в кадровый резерв Министерства по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан по главной группе должностей.
Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусматривает в части 1 статьи 22, что поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется, если иное не установлено данной статьей, по результатам конкурса.
Таким образом, указанный Федеральный закон устанавливает единый для федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации порядок замещения должностей - по результатам конкурса, а также предусматривает исключения из этого общего правила.
Согласно части 2 статьи 22 указанного Федерального закона конкурс не проводится, в том числе: при заключении срочного служебного контракта; при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 31 и частью 9 статьи 60.1 настоящего Федерального закона; при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.
Кроме того, конкурс может не проводиться по решению представителя нанимателя при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы (часть 4 статьи 22).
Аналогичные правовые нормы содержатся и Законе РД от ДД.ММ.ГГГГ. № «О государственной гражданской службе Республики Дагестан»
В соответствии с частью 1 статьи 35 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" срочный служебный контракт расторгается по истечении срока его действия, о чем гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, если иное не установлено данным федеральным законом.
Такая же норма предусмотрена в п.1 ст.33 Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ. № «О государственной гражданской службе Республики Дагестан».
Как указано выше, приказом министра по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ№ истица ФИО1 назначена с ее согласия на должность государственной гражданской службы исполняющего обязанности начальника Управления реализации государственных программ, правового обеспечения и кадровой службы до проведения конкурса.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы (часть 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Согласно ч. 1 ст. 23 Закона служебный контракт - соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.
Поскольку ФИО1 упомянутым выше приказом была назначена на должность исполняющего обязанности начальника Управления реализации государственных программ, правового обеспечения и кадровой службы на срок до проведения конкурса, заключенный с нею служебный контракт не может противоречить данному приказу. Поэтому следует считать, что с ней был заключен служебный контракт, согласно которому она обязалась исполнять обязанности начальника этого Управления на срок до проведения конкурса.
В связи с этим должность начальника Управления реализации государственных программ, правового обеспечения и кадровой службы, вопреки мнению истицы, являлась вакантной до проведения конкурса и назначения на эту должность победителя конкурса.
Однако до октября 2018 года в Министерстве по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан конкурс на замещение вакантной должности начальника Управления реализации государственных программ, правового обеспечения и кадровой службы не проводился.
В июле 2018 года в министерстве проведен конкурс на включение в кадровый резерв для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы Республики Дагестан, по результатам которого ФИО1 в числе других лиц (8 чел.) была включена в кадровый резерв министерства по главной группе должностей (приказ от ДД.ММ.ГГГГ№/лс.)
Однако само по себе включение ФИО1 в кадровый резерв по главной группе должностей не давало ей право на замещение конкретной должности государственного гражданского служащего по данной группе должностей.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 5-КГ17-244 на основании пункта 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1416-О сформулировала правовую позицию, согласно которой нахождение лица в кадровом резерве федерального государственного органа не означает возникновение права на замещение конкретной вакантной должности у включенного в кадровый резерв федерального государственного органа лица, поскольку такие правовые последствия включения в кадровый резерв Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не предусмотрены.
А в пункте 2 упомянутого выше определения Конституционного Суда Российской Федерации указано следующее.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (пункт 1 статьи 11 и статья 17) и Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (пункт 14 части 1 статьи 44 и часть 1 статьи 60) основной целью создания кадровых резервов в системе государственной службы, в том числе кадрового резерва федерального государственного органа, является поиск и подбор наиболее достойных и квалифицированных специалистов для замещения должностей государственной гражданской службы.
По смыслу указанных законоположений, формирование кадровых резервов направлено на обеспечение реализации конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе и повышение эффективности функционирования государственного аппарата.
Кадровый резерв федерального государственного органа формируется как из граждан, изъявивших желание поступить на государственную гражданскую службу, по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа либо конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, так и из государственных гражданских служащих (часть 6 статьи 64 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). При этом, как это следует из указанной нормы, государственные гражданские служащие могут быть включены в кадровый резерв федерального государственного органа в порядке должностного роста по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа, по результатам конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы с их согласия либо по результатам аттестации с их согласия.
Таким образом, включению в кадровый резерв федерального государственного органа предшествует проверка профессиональной подготовки и деловых качеств государственных гражданских служащих на соответствие квалификационным требованиям, необходимым для исполнения должностных обязанностей по соответствующей должности (к уровню профессионального образования, стажу государственной гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам). Соответственно, назначение на вакантную должность государственного гражданского служащего, состоящего в кадровом резерве федерального государственного органа, осуществляется представителем нанимателя без прохождения конкурса на замещение соответствующей должности государственной гражданской службы.
Данное правовое регулирование, предусматривая в исключение из общего правила о замещении должности государственной гражданской службы по результатам конкурса особый порядок назначения на должность государственной гражданской службы лиц, состоящих в кадровом резерве, не означает возникновение права на замещение конкретной вакантной должности у включенного в кадровый резерв федерального государственного органа лица, поскольку такие правовые последствия включения в кадровый резерв Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не предусмотрены, что не выходит за пределы дискреционных полномочий федерального законодателя.
Гарантированные Конституцией Российской Федерации право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1) и право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе (статья 32, часть 4), как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, не предполагают обязанность государства обеспечить занятие гражданином конкретной должности.
При этом часть 10 статьи 64 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", закрепляя правило о назначении государственного гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, на вакантную должность государственной гражданской службы по решению представителя нанимателя с согласия назначаемого на должность лица, порядок действий представителя нанимателя, предшествующих принятию решения о назначении на должность конкретного лица, не регулирует, а потому сама по себе не может рассматриваться как нарушающая права заявительницы в оспариваемом в жалобе аспекте.
Таким образом, назначение государственного гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, на вакантную должность государственной гражданской службы является правом представителя нанимателя, а не обязанностью.
При таком положении суд отклоняет довод истицы ФИО1 о том, что поскольку состояла в кадровом резерве по главной группе должностей, к которой относится должность начальника Управления реализации государственных программ, правового обеспечения и кадровой службы, она без проведения конкурса должна была быть назначена на эту должность.
Кроме этого суд отклоняет довод истицы о том, что ответчиком после включения ее в кадровый резерв издавался приказ о назначении ее на должность начальника Управления реализации государственных программ, правового обеспечения и кадровой службы и этот приказ в последующем был уничтожен.
В личном деле ФИО1 отсутствует приказ о назначении ее после включения в кадровый резерв на упомянутую выше должность начальника Управления.
Кроме этого суд обозрел книгу приказов Министерства по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан за 2018 год и установил, что приказ о назначении ФИО1 в порядке, предусмотренном подпунктом 5 пункта 2 статьи 22 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", на должность начальника Управления реализации государственных программ, правового обеспечения и кадровой службы, не издавался.
То обстоятельство, что в приказе о предоставлении отпуска за 2018 год ФИО1 указана в качестве начальника Управления, а не исполняющего обязанности этого Управления, при отсутствии самого приказа о назначении на должность не является достаточным обстоятельством для бесспорного вывода о том, что ФИО1 назначалась в порядке, предусмотренном подпунктом 5 пункта 2 статьи 22 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", на должность начальника Управления реализации государственных программ, правового обеспечения и кадровой службы.
В материалы дела доказательства, на основании которых суд мог бы прийти к выводу о том, что имело место издание приказа о назначении истицы на эту должность в порядке, предусмотренном подпунктом 5 пункта 2 статьи 22 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", не представлены.
Довод истицы о том, что кроме нее все остальные лица, включенные на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ№/лс. в кадровый резерв по главной группе должностей, были назначены на должности без проведения конкурса, не является обстоятельством свидетельствующем об обязанности представителя нанимателя назначить и ее таким же образом на должность начальника Управления реализации государственных программ, правового обеспечения и кадровой службы без проведения конкурса, которую она временно занимала.
Поскольку представитель нанимателя (и.о.министра) не нашел необходимым воспользоваться своим правом и назначить ФИО1, которая состояла в кадровом резерве на замещение вакантной должности по главной группе должностей, на должность начальника Управления реализации государственных программ, правового обеспечения и кадровой службы без проведения конкурса на эту должность (подпункт 5 пункта 2 статьи 22 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"), то последняя могла занять эту должность только по результатам конкурса, объявленного на замещение этой конкретной должности государственного гражданского служащего.
По результатам конкурса на замещение вакантной должности начальника Управления реализации государственных программ, правового обеспечения и кадровой службы решением конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. победителем конкурса признано другое лицо, в связи с чем письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1 уведомлена о том, что служебный контракт, заключенный с ней на срок до проведения конкурсных процедур, будет расторгнут по истечении 7 дней со дня получения данного уведомления.
Уведомление вручено ФИО1 под расписку ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 не отрицала проведение упомянутого выше конкурса, но считала, что конкурс не мог быть проведён, поскольку должность не являлась вакантной, с чем по приведенным выше основаниям суд не может согласиться.
Приказом Врио министра от ДД.ММ.ГГГГ№/лс на основании п.1 ст.33 Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ. № «О государственной гражданской службе Республики Дагестан» расторгнут служебный контракт, заключенный с ФИО1 Она освобождена от должности государственной гражданской службы исполняющего обязанности начальника Управления реализации государственных программ, правового обеспечения и кадровой службы Министра по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан и с ДД.ММ.ГГГГ уволена с государственной гражданской службы в связи с истечением срока служебного контракта, заключенного на срок до проведения конкурсных процедур.
Ни ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ни Закон РД от ДД.ММ.ГГГГ. № «О государственной гражданской службе Республики Дагестан» не содержит такое основание принятия на государственную гражданскую службу и заключения служебного контракта как «до проведения конкурсных процедур».
Вопреки этому в Министерстве по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан практиковалось принятие без проведения конкурса на государственную гражданскую службу в качестве исполняющих обязанностей по должности государственного гражданского служащего и заключались служебные контракты с формулировкой «на срок до проведения конкурсных процедур». После этого в длительное время не проводился конкурс, что имело место и в рассматриваемом случае.
Однако это обстоятельство не должно быть истолковано в том плане, что истица ФИО1 принята на государственную гражданскую службе на постоянной основе, что с ней служебный контракт заключен на неопределенный срок и должность начальника Управления реализации государственных программ, правового обеспечения и кадровой службы Министра по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан не являлась вакантной.
Данная должность государственной гражданской службы, которая относится к главной группе должностей, могла быть предоставлена исключительно посредством проведения конкурса. Поскольку ФИО1 изначально была назначена на эту должность вне проведения конкурса, они никак не могла считаться состоящей на государственной гражданской службе по этой должности на неопределенный срок.
Суд приходит к выводу, что ответчик имел право на основании п.1 ст.33 Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ. № «О государственной гражданской службе Республики Дагестан» расторгнуть с истицей служебный контракт и уволить ее с государственной гражданской службы исполняющей обязанности начальника Управления реализации государственных программ, правового обеспечения и кадровой службы Министра по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан в связи с истечением срока служебного контракта, заключенного на срок до проведения конкурсных процедур, поскольку в октябре 2018 года конкурсные процедуры были проведены и победителем конкурса на эту должность было признано другое лицо.
Процедура расторжения служебного контракта и увольнения с государственной гражданской службы соблюдена.
При изложенных обстоятельствах правовых оснований для вывода о незаконности увольнения истицы с государственной гражданской службы, а, следовательно, для удовлетворения ее требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1 к Министерству по туризму и народным художественными промыслам Республики Дагестан о восстановлении на работе и взыскании заработка за время вынужденного прогула оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления его в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГг.
Судья Адзиев М.М.