ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-736/2014 от 15.09.2014 Печенгского районного суда (Мурманская область)

     Дело № 2-736/2014 Решение в окончательной                      форме принято 15.09.2014

РЕШЕНИЕ    Именем Российской Федерации

 08 сентября 2014 года                              п. Никель

 Печенгский районный суд Мурманской области

 в составе председательствующего судьи Сытенко А.А.

 при секретаре Тигинян Е.В.,

 с участием:

 - представителя истца Романова Е.Д., действующего на основании доверенности № от *.*.*,

 - представителя ответчика Саитбаева А.М., действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности серии № от *.*.*,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманской таможни к Щокинсу Юрийсу о взыскании таможенных платежей и пени,

 установил:

 Мурманская таможня обратилась в суд с иском к Щокинсу Ю. о взыскании таможенных платежей и пени.

 В обоснование иска указано, что *.*.* гражданин <адрес> Щокинс Ю. ввез на таможенную территорию таможенного союза автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, <данные изъяты> года выпуска, задекларировал его на таможенном посту МАПП <данные изъяты>. Должностным лицом таможенного органа был установлен срок временного ввоза указанного автомобиля до *.*.*, который впоследствии был продлен до *.*.*.

 По факту не вывоза транспортного средства в установленный таможенным органом срок, по постановлению от *.*.* Щокинс Ю. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением ему наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты>, который был им уплачен *.*.*.

 При проведении таможенным органом документальной проверки после выпуска транспортного средства установлен, а *.*.* зафиксирован факт неуплаты Щокинсом Ю. таможенных платежей, связанных с перемещением через таможенную границу вышеприведенного транспортного средства, с составлением соответствующих актов.

 *.*.* таможенным органом в оба адреса Щокинса Ю. направлялось требование № от *.*.* об уплате таможенных платежей, однако оно не исполнено и задолженность не погашена.

 В соответствии с Приложением № 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операции, связанных с их выпуском» величина единой ставки таможенной пошлины для <данные изъяты>, <данные изъяты> года выпуска, с рабочим объемом двигателя 2799 см. куб., составляет <данные изъяты>. Курс евро по состоянию на дату вывоза указанного транспортного средства, т.е. на *.*.*, составлял 39,366 руб.

 В связи с неуплатой таможенных платежей Щокинсу Ю. за каждый календарный день просрочки, начиная с *.*.*, исчислена пеня, равная одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, что по состоянию на *.*.* составило <данные изъяты>.

 Ссылаясь на положения статьи 358 Таможенного кодекса таможенного союза, статей 12, 14 приведенного Соглашения, статей 150, 151 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», просит взыскать со Щокинса Ю. неуплаченную таможенную пошлину в сумме <данные изъяты>. и пени в размере <данные изъяты>.

 Представитель истца, Мурманской таможни, Романов Д.Е. в судебном заседании исковые требования полностью поддержал. Дополнил, что личность ответчика была установлена по представленному им паспорту. Данные о своей личности он также отразил в декларации, в протоколе опроса при составлении в отношении него протокола об административном правонарушении, поэтому его личность была установлена. Полагает, что срок подачи иска в суд не нарушен, поскольку факт неуплаты ответчиком таможенных платежей был зафиксирован актом от *.*.* и в течение шестимесячного срока иск был направлен в суд.

 Ответчик Щокинс Ю. в суд не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, просил о рассмотрении дела без его участия (л.д. 60), в связи с чем суд рассмотрел дело в его отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 Представитель ответчика Саитбаев А.М. в судебном заседании с иском не согласился и показал, что ответчик просрочил срок вывоза транспортного средства незначительно - на <данные изъяты> дней и это было вызвано нахождением его на ремонте. Требование о взыскании с ответчика таможенных платежей заявлено за пределами срока давности и в то время, как он уже вывез транспортное средство за территорию Российской Федерации. Полагает, что таможенный орган знал о нарушении ответчиком срока вывоза транспортного средства *.*.*, поэтому обязан был направить требование о взыскании таможенных платежей и обратиться в суд в течение шести месяцев с указанной даты. Считает также, что не была должным образом установлена личность лица, привлеченного к таможенной ответственности.

 Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

 В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное регулирование в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества - правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

 Таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

 Согласно пунктам 1, 2 статьи 2 названного Кодекса, единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

 Пределы таможенной территории таможенного союза являются таможенной границей таможенного союза.

 В силу частей 1, 2 пункта 4 статьи 354 Таможенного кодекса Таможенного союза, товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию в соответствии со статьей 355 настоящего Кодекса и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные настоящим Кодексом. Порядок совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров для личного пользования, определяется таможенным законодательством таможенного союза.

 По желанию лица, перемещающего товары для личного пользования, в отношении таких товаров могут быть совершены таможенные операции, связанные с их размещением на временное хранение, помещением под таможенные процедуры в соответствии с настоящим Кодексом, а также вывозом с таможенной территории таможенного союза, если они не покидали место прибытия.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 355 того же Кодекса таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу.

 В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 355 Кодекса таможенному декларированию в письменной форме подлежат, в числе прочего, транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств - членов таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории таможенного союза и обратно ввозимых на такую территорию.

 Как установлено пунктом 2 статьи 358 Кодекса, иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.

 По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.

 Согласно пункту 5 этой же правовой нормы, в случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.

 Пунктами 1, 3, 4 статьи 13 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операции, связанных с их выпуском» установлено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленных в соответствии с настоящим Соглашением в отношении товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию в письменной форме, перемещаемых через таможенную границу в сопровождаемом и несопровождаемом багаже, а также в качестве товаров, доставляемых перевозчиком, возникает у декларанта при регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации.

 Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования исчисляются по ставкам, установленным разделами I - III приложения 5 к настоящему Соглашению.

 Как установлено судом и следует из материалов дела, *.*.* Щокинс Ю. на основании пассажирской декларации от *.*.* временно ввез на территорию таможенного союза через таможенный пост МАПП <данные изъяты> (на территорию Российской Федерации) принадлежащий ему автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, <данные изъяты> года выпуска, VIN: №. Срок его временного ввоза установлен таможенным органом до *.*.*, в дальнейшем он продлен до *.*.* (л.д. 12).

 Поскольку по истечении установленного таможенным органом срока временного ввоза приведенного транспортного средства, т.е. *.*.*, Щокинс Ю. не произвел обратный вывоз указанного транспортного средства, в отношении него Мурманской таможней *.*.* было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и по постановлению от *.*.* № № он был привлечен к административной ответственности за совершение указанного правонарушения с назначением ему наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> (л.д. 13-14, 17-19). Штраф, как указано в акте проверки от *.*.* (л.д. 20-21), уплачен им *.*.*.

 Таким образом, приведенным постановлением был установлен факт невывоза в установленные сроки временного ввоза Щокинсом Ю. автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, <данные изъяты> года выпуска, VIN: №, с таможенной территории Таможенного союза. Автомобиль вывезен Щокинсом Ю. через таможенный пост МАПП <данные изъяты> *.*.*. Эти факты стороной ответчика не оспариваются.

 Вопреки доводам представителя ответчика, у суда отсутствуют основания ставить под сомнение личность лица, привлеченного к административной ответственности, т.е. Щокинса Ю., поскольку его личность была установлена таможенным органом по представленному им паспорту (л.д. 15), документам на автомобиль (л.д. 16), декларации (л.д. 12). Его же данные приведены в протоколе его опроса в качестве лица, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении (л.д. 13-14).

 В соответствии с частью 4 статьи 14 ранее приведенного Соглашения установлено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного использования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения.

 Прекращается эта обязанность у декларанта, в силу пункта 1 части 5 статьи, с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, за исключением случаев, когда до завершения сроков временного ввоза наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов.

 Сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств при невывозе транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию таможенного союза, до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза считается день истечения срока их временного ввоза (пункт 3 части 6 статьи 14 Соглашения).

 Поскольку ответчик Щокинс Ю. *.*.* не вывез автомобиль с территории таможенного союза, для него наступила обязанность оплаты таможенной пошлины.

 Представитель ответчика указывает, что Щокинс Ю. по уважительной причине не вывез транспортное средство за пределы Российской Федерации, т.к. его автомобиль находился в ремонте.

 Данным обстоятельствам в судебном заседании представлен договор на выполнение ремонтных работ и приобретение запчастей, из которого следует, что в период с *.*.* по *.*.* автомобиль ответчика находился в ремонте у ИП А.А.

 Между тем, эти обстоятельства не свидетельствуют о наличии оснований для освобождения Щокинса Ю. от обязанности уплаты таможенной пошлины, поскольку он был уведомлен о своей обязанности произвести вывоз транспортного средства до *.*.* и при проявлении той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях надлежащего соблюдения таможенного законодательства, имел реальную возможность выполнить данную обязанность в установленный ему срок.

 В соответствии со статьей 150Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.

 В пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица может быть подано в соответствующий суд налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

 В силу части 2 статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации, к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не определено названным Кодексом.

 В статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что таможенные органы вправе реализовать свое право на обращение в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Следовательно, на них распространяется шестимесячный срок для подачи в суд искового заявления о взыскании с гражданина таможенных платежей и пени.

 Необходимость уплаты таможенных платежей и обнаружение факта неуплаты таковых в связи с ввозом на таможенную территорию таможенного союза приведенного транспортного средства и невывозом его в установленные таможенным органом сроки установлены актами Мурманской таможни Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы № от *.*.* и № от *.*.* (л.д. 20-21, 22 соответственно).

 В связи с обнаружением факта неуплаты в установленные сроки таможенных платежей Щокинсу Ю. по адресу проживания и адресу регистрации в <адрес> *.*.* направлялось требование № об уплате таковых и пени в сумме <данные изъяты>., из которых <данные изъяты>. - таможенная пошлина, <данные изъяты>. - пени за период с *.*.* по *.*.* (л.д. 24-25). Срок уплаты установлен Щокинсу Ю. не позднее 20 дней со дня вручения данного требования.

 Как следует из копии уведомления Почты России (л.д. 28), *.*.* приведенное требование получено Щокинсом Ю. по адресу в Латвийской Республике. Следовательно, оно подлежало исполнению им не позднее *.*.*.

 До настоящего времени требование таможенного органа ответчиком не исполнено.

 В силу установленных обстоятельств Мурманская таможня *.*.*, т.е. в установленный законом шестимесячный срок со дня неисполнения требования таможенного органа, направила в суд рассматриваемое исковое заявление о принудительным взыскании неуплаченной ответчиком суммы таможенной пошлины и пени. Исковое заявление поступило в суд *.*.* (л.д. 4-10).

 Таким образом, срок для обращения в суд за разрешением спора, установленный статьей 150Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, вопреки доводам представителя ответчика, истцом не нарушен.

 В силу пунктов 1-3 статьи 360 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенные пошлины, налоги уплачиваются физическими лицами при таможенном декларировании товаров для личного пользования в письменной форме на основании таможенного приходного ордера, форма и порядок заполнения которого определяются решением Комиссии таможенного союза.

 Один экземпляр таможенного приходного ордера вручается лицу, уплатившему таможенные пошлины, налоги.

 Заполнение таможенного приходного ордера и начисление таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, производит должностное лицо таможенного органа.

 Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, уплачиваются физическими лицами по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа, равного сумме таможенных пошлин, налогов, исчисленной по ставкам таможенных пошлин, налогов, применяемым в соответствии со статьей 77 настоящего Кодекса.

 Единые ставки таможенных пошлин, налогов устанавливаются международным договором государств - членов таможенного союза.

 Согласно пункту 1 статьи 77 приведенного Кодекса, для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.

 Пунктом 11 Приложения № 5 к Соглашению между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операции, связанных с их выпуском» установлено, что в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранных государств, и временно ввезенных иностранными физическими лицами, срок нахождения которых на территории таможенного союза превысил один год со дня их ввоза, применяется ставка таможенных пошлин, установленная пунктами 10 и 12 раздела IV настоящего приложения.

 Пунктом 12 раздела IV приведенного приложения предусмотрено, что в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 5 лет, рабочий объем двигателя которых составляет более 2300 куб. см., но не превышает 3000 куб. см., применяется ставка таможенных пошлин, равная 5 евро за 1 куб. см. рабочего объема двигателя.

 Центральным Банком Российской Федерации с *.*.* курс евро к рублю Российской Федерации установлен в размере <данные изъяты> (Справочная информация курсов иностранных валют, установленная Центральным Банком Российской Федерации).

 Следовательно, с учетом года выпуска транспортного средства и рабочего объема его двигателя <данные изъяты>., таможенная пошлина за указанный автомобиль составит <данные изъяты>

 Каких-либо оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 13 приведенного выше Соглашения от *.*.*, для прекращения обязанности Щокинса Ю. по уплате таможенных платежей не имелось.

 Начисление ответчику пени за неуплату или неполную уплату таможенных платежей предусмотрено положениями Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

 Так, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 151 названного Закона пенями признаются установленные настоящей статьей денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

 Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.

 Указанием Банка России № 2873-У от 13.09.2012 с 14.00.2012 процентная ставка рефинансирования (учетная ставка) установлена в размере 8,25% годовых.

 В связи с неуплатой Щокинсом Ю. задолженности по таможенным платежам, таможенным органом начислена ответчику пеня за период с *.*.* по *.*.*, что составило <данные изъяты> день.

 Следовательно, размер пени составил <данные изъяты>., исходя из расчета: <данные изъяты> х <данные изъяты> день.

 Расчет таможенного органа (л.д. 11) соответствует расчету, приведенному судом.

 Ввиду невыполнения ответчиком требования Мурманской таможни об уплате таможенной пошлины, в силу приведенных норм закона, суд находит иск законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

 Оснований для уменьшения размера начисленных пеней в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, как об этом просил представитель ответчика, не имеется, поскольку эти доводы не основаны на нормах закона.

 В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

 В силу части 4 статьи 151 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», являющегося специальной нормой, регулирующей спорные правоотношения, уменьшение размера начисленных пеней, а также предоставление отсрочки или рассрочки уплаты пеней не допускаются.

 Кроме того, в порядке части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме <данные изъяты>. в доход местного бюджета, от уплаты которой Мурманская таможня при подаче иска освобождена.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 решил:

 Исковые требования Мурманской таможни удовлетворить.

 Взыскать со Щокинса Юрийса неуплаченную таможенную пошлину в сумме <данные изъяты>, пени в размере <данные изъяты>, всего <данные изъяты>.

 Взыскать со Щокинса Юрийса в доход бюджета муниципального образования Печенгский район Мурманской области государственную пошлину в сумме <данные изъяты>.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Печенгский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 Председательствующий судья                   А.А. Сытенко