Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
28 февраля 2018 г. г. Сочи
Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе председательствующего Курина Ю.В., при секретаре судебного заседания Симованян К.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 и ФИО2 о признании незаконным привлечение денежных средств граждан и признании размещенной в сети Интернет информации запрещенной к распространению в Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Центрального района г. Сочи обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с требованием к ФИО1 и ФИО2 о признании незаконным привлечение последними денежных средств граждан и признании размещенной на интернет сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации запрещенной к распространению в Российской Федерации.
В судебном заседании по данному делу помощник прокурора Центрального района г. Сочи Барахович С.В. исковые требования поддержала и мотивировала их тем, что прокуратурой Центрального района г. Сочи проведена проверка обращения ФИО3, ФИО4 и иных граждан о нарушении их прав при строительстве ЖК «СГУТИК». Проведенной проверкой установлено, что в администрацию г. Сочи обратилась ФИО5 по вопросу предоставления земельного участка № в аренду для индивидуального жилищного строительства по <адрес> Центрального района г. Сочи. На основании распоряжения главы г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№-р утвержден проект границ земельного участка № площадью 700 кв.м. для индивидуального жилищного строительства по <адрес> Центрального района г. Сочи. ФИО5 предоставлен указанный земельный участок, который был образован из земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. Данный земельный участок расположен в кадастровом квартале с кадастровым номером 23:49:0205009 по <адрес> Центрального района г. Сочи в территориальной зоне, предусматривающей индивидуальное жилищное строительство, в «экономическо-планировачной» зоне С-3. Решением Сочинского отдела ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ осуществлен кадастровый учет указанного земельного участка. Указала, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г. Сочи и ФИО5 заключен договор № о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды для строительства. На основании дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, в последующем данному договору присвоен №. Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ права и обязанности по договору аренды перешли к ФИО6, которая обратилась в администрацию Центрального района г. Сочи с заявлением о предоставлении ей земельного участка № в собственность за плату по <адрес> Центрального района г. Сочи. На указанном земельном участке расположен жилой дом ФИО6, что подтверждается выпиской из ЕГРП № от ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№-р указанный земельный участок предоставлен ФИО6 в собственность за плату. ДД.ММ.ГГГГ между администрации г. Сочи и ФИО6 заключено соглашение о расторжении договора о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды от ДД.ММ.ГГГГ и заключен договор купли-продажи данного земельного участка. В администрацию г. Сочи обратилась ФИО6 по вопросу предоставления земельного участка № по <адрес> Центрального района г. Сочи в аренду для индивидуального жилищного строительства. На основании распоряжения главы г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№-р утвержден проект границ земельного участка № площадью 700 кв.м. для индивидуального жилищного строительства по <адрес> Центрального района г. Сочи. ФИО6 предоставлен указанный земельный участок, образованный из земельного участка, государственная собственность на который не разграничена и расположенный в квартале с кадастровым номером 23:49:0205009, в аренду сроком на 10 лет для «ИЖС». Решением ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ осуществлен кадастровый учет указанного земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г. Сочи и ФИО6 заключен договор № (впоследствии присвоен №) о предоставлении данного земельного участка в пользование на условиях аренды для строительства. На указанном земельном участке по <адрес> Центрального района г. Сочи расположен жилой дом, принадлежащий ФИО6 на праве собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРП о ДД.ММ.ГГГГ№. Распоряжением администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№-р указанный земельный участок предоставлен ФИО6 в собственность за плату. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г. Сочи и ФИО6 заключены соглашение о расторжении договора о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды от ДД.ММ.ГГГГ и заключен договор купли-продажи земельного участка. Пояснила, что администрацией г. Сочи выданы разрешения на строительство индивидуальных жилых домов на указанных земельных участка ФИО6 и ФИО5 Последними заключен договор с ответчиками ФИО2 и ФИО1 на строительство индивидуальных жилых домов на указанных участках без права их отчуждения. Ответчики ФИО2 и ФИО1 незаконно реализовывались гражданам помещения, расположенные в указанном объекте строительства на данном земельном участке. В последствии указанные участки были объединены с иными земельными участками, в результате чего был образован единый земельный участок с кадастровым номером 23:49:0205009:1785 общей площадью 3 498 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ на указанном земельном участке ООО «СТК+» выдано разрешение на строительство одиннадцати этажного многоквартирного жилого дома. Опрошенный в здании прокуратуры района директор ООО «СТК+» ФИО7 пояснил, что его объект не имеет никакого отношения к ЖК «СГУТИК», помещения которого реализуются на его земельном участке. В ходе мониторинга сети интернет установлено, что на установленных прокуратурой интернет сайтах размещены сведения о реализации помещений ЖК «СГУТИК». Вход на интернет сайты, который содержат сведения о продаже помещений в ЖК «СГУТИК», свободный. Размещение указанной информации в сети Интернет способствует совершению преступлений, предусмотренных ст. 159 Уголовного кодекса РФ. Пояснила, что действующим законодательством запрещается распространение информации, за которую предусмотрена уголовная или административная ответственность. Указала, что в силу ч. 5 ст. 15 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Основанием для включения в единую авторизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" в соответствии с ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ является вступившее в законную силу решение суда. Полагала, что ответчиками привлекаются денежные средства граждан в нарушение требований ст.ст. 1 и 3 Федерального закона №, поскольку привлечение указанных денежных средств для участия в долевом строительстве допускается лишь на основании договора участия в долевом строительстве. Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства, согласно ст. 28 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ должна содержать сведения о месте и способах получения проектной документации, однако указанные сведения на выявленных интернет сайтах отсутствует. Ответчиками возводиться строение с нарушением градостроительных правил и имеет все признаки самовольной постройки. Полагала, что действия ответчиков направлены на введение граждан в заблуждения для привлечения денежных средств добросовестных приобретателей на строительство самовольной постройки. По изложенным основаниям просит суд признать незаконными действия ФИО2 и ФИО1 по привлечению денежных средств граждан для возникновения у граждан права собственности на жилые помещения в ЖК «СГУТИК», а также действия по размещению в общедоступных для граждан источниках, в том числе, средствах массовой информации сведений о продаже в указанном жилом комплексе помещений. Также просит, признать интернет-сайты: http://www.vesmm.rxi/building/sgutik: http://www.elitesocM.com/catalog/novostroyki/object/jk-sgutik/6024; https://www.vincent-realty.ru/offers/buildings/business/zhk-sgutik/; https://жк-coчи-квapтиpы.pф/listing/zhk-sgutik/:https://base-sochi.ru/building/zhk-sgutik/; http.//neddom.ru/index.php/kvartiri/71-zhk-sgutikd-v-sochi;http://real-crown.ru/building/zhk-sgutik-/;http://www.nofollow.ru/video.php?c=FxI7vF5JogM; http://www.doverie-sochi.ru/catalog/complex/info/1372;http://aspekt-realty.ru/objects/novostrovki/01501_jk-sgutik.html информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и включить их в реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО2 по доверенности ФИО8 исковые требования прокурора Центрального района г. Сочи признал в полном объеме.
В судебное заседание по данному делу ответчик ФИО1, которому в рамках возбужденного уголовного дела избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, извещенный надлежащим образом о времени и месте настоящего судебного заседания, своего представителя не направил, письменный отзыв на иск прокурора не представил, ходатайств об отложении судебного заседания суду не заявил.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по ЮФО не явился, о времени и месте рассмотрения данного дела извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки суд не уведомил и не заявил ходатайств об отложении судебного разбирательства по данному делу.
При данных обстоятельствах в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившегося ответчика ФИО1 и представителя заинтересованного лица, надлежаще извещенных о времени и месте проведения судебного разбирательства по настоящему делу.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 45 ГПК РФ прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации полномочен обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Центрального района г. Сочи проведена проверка обращения ФИО3, ФИО4 и иных граждан о нарушении их прав при строительстве ЖК «СГУТИК».
Проведенной проверкой установлено, в администрацию г. Сочи обратилась ФИО5 по вопросу предоставления земельного участка № в аренду для индивидуального жилищного строительства по <адрес> Центрального района г. Сочи. На основании распоряжения главы г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№-р утвержден проект границ земельного участка № площадью 700 кв.м. для индивидуального жилищного строительства по <адрес> Центрального района г. Сочи. ФИО5 предоставлен указанный земельный участок, который был образован из земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. Данный земельный участок расположен в кадастровом квартале с кадастровым номером 23:49:0205009 по <адрес> Центрального района г. Сочи в территориальной зоне, предусматривающей индивидуальное жилищное строительство, в «экономическо-планировочной» зоне С-3. Решением Сочинского отдела ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ осуществлен кадастровый учет указанного земельного участка. Указала, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г. Сочи и ФИО5 заключен договор № о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды для строительства. На основании дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, в последующем данному договору присвоен №. Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ права и обязанности по договору аренды перешли к ФИО6, которая обратилась в администрацию Центрального района г. Сочи с заявлением о предоставлении ей земельного участка № в собственность за плату по <адрес> Центрального района г. Сочи. На указанном земельном участке расположен жилой дом ФИО6, что подтверждается выпиской из ЕГРП № от ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№-р указанный земельный участок предоставлен ФИО6 в собственность за плату. ДД.ММ.ГГГГ между администрации г. Сочи и ФИО6 заключено соглашение о расторжении договора о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды от ДД.ММ.ГГГГ и заключен договор купли-продажи данного земельного участка.
В администрацию г. Сочи обратилась ФИО6 по вопросу предоставления земельного участка № по <адрес> Центрального района г. Сочи в аренду для индивидуального жилищного строительства. На основании распоряжения главы г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№-р утвержден проект границ земельного участка № площадью 700 кв.м. для индивидуального жилищного строительства по <адрес> Центрального района г. Сочи. ФИО6 предоставлен указанный земельный участок, образованный из земельного участка, государственная собственность на который не разграничена и расположенный в квартале с кадастровым номером 23:49:0205009, в аренду сроком на 10 лет для «ИЖС».
Решением ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ осуществлен кадастровый учет указанного земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г. Сочи и ФИО6 заключен договор № (впоследствии присвоен №) о предоставлении данного земельного участка в пользование на условиях аренды для строительства.
На указанном земельном участке по <адрес> Центрального района г. Сочи расположен жилой дом, принадлежащий ФИО6 на праве собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРП о ДД.ММ.ГГГГ№. Распоряжением администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№-р указанный земельный участок предоставлен ФИО6 в собственность за плату. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г. Сочи и ФИО6 заключены соглашение о расторжении договора о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды от ДД.ММ.ГГГГ и заключен договор купли-продажи земельного участка.
Администрацией г. Сочи выданы разрешения на строительство индивидуальных жилых домов на указанных земельных участка ФИО6 и ФИО5 Последними заключен договор с ответчиками ФИО2 и ФИО1 на строительство индивидуальных жилых домов на указанных участках без права их отчуждения.
Ответчики ФИО2 и ФИО1 незаконно реализовывались гражданам помещения, расположенные в указанном объекте строительства на данном земельном участке.
Из пояснений в судебном заседании помощника прокурора Центрального района г. Сочи следует, указанные участки были объединены с остальными выше указанными земельными участками, в результате чего образовался единый земельный участок с кадастровым номером 23:49:0205009:1785 общей площадью 3 498 кв.м.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «СТК+» выдано разрешение на строительство на указанном земельном участке одиннадцатиэтажного многоквартирного жилого дома. Опрошенный сотрудниками прокуратуры Центрального района г. Сочи директор ООО «СТК+» ФИО7 пояснил, что возводимый его организацией объект капитального строительства не имеет никакого отношения к ЖК «СГУТИК», помещения которого реализуются на его земельном участке.
Из материалов настоящего гражданского дела видно, что на выявленных прокуратурой Центрального района г. Сочи интернет-сайтах размещены сведения о реализации помещений в ЖК «СГУТИК». Вход на интернет сайты, содержащие сведения о продаже помещений в ЖК «СГУТИК», свободный.
Согласно п. 1 ст. 5 Градостроительного кодекса РФ субъектами градостроительных отношений являются Р. Ф., субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.
В соответствии с п. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:
1) обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования;
2) обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;
3) обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения;
4) осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории;
5) участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия;
6) ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
7) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов;
8) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам;
9) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности;
10) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий;
10.1) единство требований к порядку осуществления взаимодействия субъектов градостроительных отношений, указанных в статье 5 настоящего Кодекса;
11) ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности;
12) возмещение вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме.
Согласно ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
В силу п. 9 статьи 1, п. 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Следовательно, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения в том числе и требований градостроительного регламента.
По смыслу п. 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки призваны обеспечивать согласование прав и законных интересов собственников и обладателей иных прав на земельные участки, с одной стороны, и защищаемых законом прав и интересов иных физических и юридических лиц, а также публичных интересов, с другой стороны, установление между ними разумного и справедливого баланса.
Согласно ст. 56 ГПК Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Ответчиками ФИО2 и ФИО1 не представлено суду доказательств, отвечающих требованиям допустимости и относимости, свидетельствующих о наличии у них разрешения органа местного самоуправления на строительство многоквартирного жилого дома по <адрес> в Центральном районе г. Сочи.
Таким образом, размещение на Интернет - сайтах сведений о продаже помещений в объекте капитального строительства ЖК «СГУТИК», расположенном на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0205009:1785 по <адрес> в Центральном районе г. Сочи, возводимом с нарушением требований градостроительного законодательства, свидетельствует о неправомерной деятельности застройщика, направленной на привлечение денежных средств граждан для продолжения незаконного строительства объекта капитального строительства.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 214-ФЗ) привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности (далее - привлечение денежных средств граждан для строительства), допускается только на основании договора участия в долевом строительстве; путем выпуска облигаций особого вида; жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами.
По смыслу пунктов 1-3 статьи 1 Федерального закона № 214-ФЗ запрещается привлечение денежных средств граждан для строительства в нарушение требований, установленных частью 2 настоящей статьи.
На основании п. 1 ст. 2, частей 1, 2 ст. 3 Федерального закона № 214-ФЗ правом на привлечение денежных средств граждан для строительства (создания) многоквартирного дома с принятием на себя обязательств, после исполнения которых у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, обладают только юридические лица, имеющее в собственности или на праве аренды (субаренды) земельный участок, после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации.
Таким образом, ответчики в соответствии с требованиями Федерального закона № 214-ФЗ не имели законного права привлекать денежные средства граждан для строительства ЖК «СГУТИК» на земельных участках в квартале с кадастровым номером 23:49:0205009 по <адрес> в Центральном районе г. Сочи.
Размещенная ответчиками ФИО2 и ФИО1 в сети Интернет информация подразумевает именно вовлечение инвестиций граждан в строительство жилого комплекса «СГУТИК» на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0205009:1785 по <адрес> в Центральном районе г. Сочи, а действия ответчиков вводят в заблуждение добросовестных граждан о законности деятельности ответчиков по строительству указанного жилого комплекса.
При установленных обстоятельствах суд признает обоснованным довод прокурора Центрального района г.Сочи, о том что в результате противоправной деятельности застройщиков ФИО2 и ФИО1 создаётся реальная угроза причинения значительного ущерба лицам, передавшим недобросовестному застройщику денежные средства в целях дальнейшего приобретения жилых помещений в жилом комплексе «СГУТИК», расположенном на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0205009:1785 по <адрес> в Центральном районе г. Сочи.
Заявленное прокурором требование о признании информации о привлечении денежных средств граждан для строительства ЖК «СГУТИК», расположенного на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0205009:1785 по <адрес> в Центральном районе г. Сочи, размещенной на интернет-сайтах, информацией, распространение которой запрещено в Российской Федерации и включении её в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, также подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ).
Положениями п.6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигания национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ - ФЗ передача информации посредством использования информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача объектов может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ - ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ - ФЗ предусмотрено освобождение от гражданско-правовой ответственности за распространение ограниченной или запрещенной федеральными законами информации лиц, оказывающих услуги либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений, либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.
Одним из наказуемых деяний, предусмотренных ст. 8.1 «Закона Краснодарского края об административных правонарушениях» является невыполнение утвержденных органами местного самоуправления требований, установленных правилами землепользования и застройки, в том числе к проектированию и строительству объектов, а также к озеленению территорий, размещению архитектурных объектов малых форм, которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тысячи до пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Кроме того, наказуемым деянием также является правонарушения, предусмотренные ст. 14.28 КоАП РФ, а именно привлечение денежных средств гражданина, связанное с возникающим у гражданина правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент привлечения таких денежных средств гражданина не введен в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, лицом, не имеющим в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на это права и (или) привлекающим денежные средства граждан в нарушение требований, установленных указанным законодательством, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Пункт 2 данной статьи гласит, что опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Согласно ч. 7 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ФЗ "О рекламе" реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте размещения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом, фирменное наименование (наименование) застройщика либо указанное в проектной декларации индивидуализирующее застройщика коммерческое обозначение.
Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, может содержать коммерческое обозначение, индивидуализирующее объект (группу объектов) капитального строительства (в случае строительства многоквартирных домов - наименование жилого комплекса), если такое коммерческое обозначение (наименование жилого комплекса) указано в проектной декларации.
Таким образом, информация, размещенная застройщиками ФИО2 и ФИО1 на интернет-сайтах и содержащая сведения о продаже помещений в объекте капитального строительства - ЖК «СГУТИК», расположенном на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0205009:1785 по <адрес> в Центральном районе г. Сочи, возводимом с нарушением требований градостроительного законодательства, свидетельствует о неправомерной деятельности застройщиков, направленной на привлечение денежных средств граждан в целях продолжения незаконного строительства жилого комплекса, безусловно является незаконным и противоречит действующему законодательству.
Статьей 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Из системного толкования указанных законоположений следует, что решение суда о признании информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "«Интернет»", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, влечет правовые последствия, и установление данного факта в судебном порядке не исключено.
В целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу ч. 4 статьи 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр.
Пунктом 2 части 5 статьи 15.1 этого же Федерального закона предусмотрено, что основаниями для включения в соответствующий реестр сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Статья 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ предусматривает, что в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр), создание, формирование и ведение которого осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Часть 2 статьи 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ предусматривает, что в реестр включаются:
1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу требований части 5 статьи 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет»:
а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;
б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
в) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
2) вступившее в законную силу решение суда.
Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1101.
Пунктом 9 указанных Правил предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) решения уполномоченного органа о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую:
а) доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию;
б) описание выявленной запрещенной информации, позволяющее ее идентифицировать, включая (если имеется) ее название, с приложением заверенной должностным лицом уполномоченного органа (в том числе квалифицированной электронной подписью) копии страницы (страниц) сайта в сети «Интернет»;
в) решение уполномоченного органа о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети «Интернет» в единый реестр или вступившее в законную силу решение суда о признании информации, размещенной на сайте в сети «Интернет», запрещенной информацией, представленное в форме электронного документа, заверенного квалифицированной электронной подписью;
г) дата и время получения решения уполномоченного органа или решения суда о признании информации, размещенной на сайте в сети «Интернет», запрещенной информацией.
По изложенным основаниям, в целях предупреждения нарушения прав граждан, добросовестных приобретателей жилых помещений, и требований градостроительного законодательства необходимо запретить ответчикам и иным физическим и юридическим лицам привлекать для строительства ЖК «СГУТИК» денежные средства граждан, вне зависимости от вида совершаемой сделки, и запретить ответчикам и иным физическим и юридическим лицам размещать в общедоступных для граждан источниках рекламу о продаже помещений в указанном жилом комплексе.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Центрального района г. Сочи в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФИО1 и ФИО2 о признании незаконным привлечение денежных средств граждан и признании размещенной в сети Интернет информации запрещенной к распространению в Российской Федерации удовлетворить.
Признать незаконными действия ФИО1 и ФИО2 по привлечению денежных средств в целях возникновения у граждан права собственности на жилые помещения в ЖК «СГУТИК» и по размещению в общедоступных для граждан источниках, в том числе средствах массовой информации, сведений о продаже в указанном жилом комплексе помещений.
Запретить ФИО1 и ФИО2, а также любым иным физическим и юридическим лицам независимо от формы собственности, индивидуальным предпринимателям привлекать денежные средства для возникновения у граждан права собственности на жилые помещения в ЖК «СГУТИК», расположенном на земельном участке по <адрес> в Центральном районе города Сочи, а также размещать в общедоступных для граждан источниках, в том числе средствах массовой информации, сведения о продаже в данном жилом комплексе помещений.
Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по Южному федеральному округу включить интернет-сайты с адресами:
http://www.vestum.ru/building/sgutik; http://www.elitesochi.com/catalog/novostroyki/object/jk-sgutik/6024; https://www.vincent-realty.ru/offers/buildings/business/zhk-sgutik/;
https://жк-coчи-квapтиpы.pф/listing/zhk-sgutik/;
https://base-sochi.ru/building/zhk-sgutik/;
http.//neddom.ru/index.php/kvartiri/71-zhk-sgutikd-v-sochi;
http://real-crown.ru/building/zhk-sgutik-/;
http://www.nofollow.ru/video.php?c=FxI7vF5JogM;
http://www.doverie-sochi.ru/catalog/complex/info/1372;
http://aspekt-realty.ru/objects/novostrovki/01501_jk-sgutik.html;
в Единый реестр доменных имен и указателей страниц сайтов в сети «Интернет», позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Апелляционная жалоба на решение может быть подана в Центральный районный суд г. Сочи в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено судом ДД.ММ.ГГГГ.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: