Дело № 2-736/2020 копия.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 августа 2020 года г. Оренбург
Оренбургский районный суд Оренбургской области, в составе:
председательствующего судьи Юнусова Д.И.,
при секретаре Алатарцевой А.С.,
с участием истца ФИО1,
представителя истца ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области о признании частично недействительным распоряжения, исключении из приложения к распоряжению сведений, прекращении права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что на основании решения администрации МО Оренбургский район Оренбургской области от 18.11.1992 года № 1055-р был оформлен садовый участок, в результате чего выписано свидетельство о праве собственности на землю на имя ФИО4 Однако в орган местного самоуправления по вопросу выделения земельного участка истец не обращалась и не писала заявления о признании за ней права собственности на земельный участок. В результате издания вышеуказанного решения в настоящее время к истцу предъявлен иск со стороны СНТ СН «Каскад» о взыскании задолженности по членским и целевым взносам за 2015, 2016, 2017 года. Участок истцом не используется. О решение истец не знала, свидетельство о праве собственности на земельный участок ей не выдавалось, копия свидетельства получена ей только в ходе рассмотрения дела по иску СНТ СН «Каскад». В ОПАТП-5 истец не работала в 1991-1992 годах и заявление на выделение земельного участка не подавала, в приватизации земельного участка не участвовала. Не участвовала также в строительстве сооружений общего пользования. Границы предоставляемого земельного участка в натуре (на местности) собственнику земли, землевладельцу, землепользователю указываются одновременно с выдачей свидетельства (границ данного участка истец не знает, так как не была на территории СНТ «Каскад», ограждения не устанавливала, никакого дачного строительства не вела). В период с 1992 года и по настоящее время СНТ «Каскад» не уведомляло истца о собрании садоводов, не требовало уплаты целевых и членских взносов, садоводческая книжка и свидетельство о праве собственности на участок в установленном законом порядке не выдавались. Земельный налог не уплачивался. Просила суд признать решение администрации Оренбургского района Оренбургской области от 18.11.1992 года № 1055-р в отношении ФИО4 с момента его принятия и свидетельства о праве собственности на землю выписанное 12.12.1992, наделяющими истца правами на данный земельный участок недействительным.
В дальнейшем истец неоднократно уточняла исковые требования, окончательно просила суд признать распоряжение администрации Оренбургского района № 1055-р от 18.11.1992 года, в части выдачи свидетельства о праве собственности на земельный участок в СТ «Каскад» на имя ФИО4, недействительным. Исключить из Приложения № 2 к распоряжению № 1055-р от 18.11.1992 «О выдаче свидетельств на право собственности на землю» из списка членов садового товарищества «Каскад» при ОПАТП-5 ФИО4 за порядковым номером 165. Прекратить право собственности на земельный участок с кадастровым номером 56:21:1305003:423.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация МО Ленинский сельсовет Оренбургского района, ФИО5.
Истец ФИО1 и ее представитель ФИО3, допущенный к участию в деле на основании п. 6 ст. 53 ГПК РФ, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали.
Представитель ответчика администрации МО Оренбургский район Оренбургской области, представитель третьего лица СНТ СН «Каскад» в судебное заседание не явились, извещены о дате и месте судебного заседания надлежащим образом.
Судом дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПКРФ в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте слушания по делу.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств, приходит к следующему.
Лицо может обратиться в суд только за защитой нарушенного права, в силу положений ст. 11 ГК РФ.
Статья 12 ГК РФ указывает, что защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
В силу положений ст. 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании указанного ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Обращаясь в суд с указанным иском, истец указывает, что в результате издания решения администрации Оренбургского района от 18.11.1992 года № 1055-р, был оформлен в собственность садовый участок, и выдано свидетельство о праве собственности на земельный участок на имя ФИО4 Вместе с тем, истец в органы местного самоуправления по вопросу выделения земельного участка не обращалась, и не писала заявления о признании за ней права собственности на данный участок. В результате издания вышеуказанного решения, в настоящее время к истцу предъявлен иск о взыскании в пользу СНТ СН «Каскад» задолженности по членским взносам за 2015-2017 годы. Кроме того, 30.10.1992 года истец изменила фамилию «Диденко» на «Рычагову», следовательно свидетельство могло быть выдано только на данную фамилию. О издании вышеуказанного решения истцу известно не было, свидетельство о праве собственности ей не выдавалось.
Роскомземом РСФСР была разработана и утверждена 09.03.1992 года "Инструкция о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей".
Положениями данной инструкции было установлено, что в соответствии с Земельным кодексом РСФСР (статья 31) право собственности на землю, пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование земельными участками удостоверяется государственным актом.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей" были установлены единые для РСФСР две формы (N 1 и N 2) государственного акта.
Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей <*> выдавался: по форме N 1 - гражданам, которым предоставляются земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, строительства гаражей, для иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства, а также предпринимательской деятельности.
Государственные акты по утвержденным формам выдавались органами местной администрации всем гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям при предоставлении им в установленном порядке земель в собственность, владение, пользование, а также при перерегистрации прав на предоставленный ранее земельный участок.
К государственному акту в качестве приложения выдаются: список сособственников при передаче земельных участков в коллективно-долевую собственность граждан земель колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в т.ч. созданных на базе государственных предприятий (при выдаче государственного акта по форме N 2).
После установления и закрепления границ земельного участка на местности или когда границы и размеры землевладения (землепользования) установлены ранее и не являются спорными, комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам вносятся в местную администрацию предложения для принятия решения о выдаче на эти участки государственных актов соответствующей формы.
В решении о выдаче государственного акта указывается: наименование или фамилия, имя, отчество собственника, владельца, пользователя земли и его местонахождение или адрес; основание для выдачи государственного акта (номер и дата решения Совета народных депутатов или местной администрации о предоставлении земельного участка); общая площадь предоставленных земель, в том числе по угодьям; цель предоставления земель; правовое положение земельного участка (собственность, владение, пользование).
Государственные акты на право собственности на землю, владения, пользования землей выдаются руководителям предприятий, организаций, учреждений, гражданам, уполномоченным представителям коллективов граждан председателем районного (городского) комитета по земельной реформе и земельным ресурсам или его заместителем, а в населенных пунктах - главой или его заместителем сельской, поселковой, городской администрации.
Лицо, которому выдается государственный акт, расписывается в его получении в Книге записей государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования <*> и на третьей странице второго экземпляра государственного акта, который остается в районном (городском) комитете по земельной реформе и земельным ресурсам или сельской, поселковой, городской администрации.
Согласно положениям Закона РСФСР от 23.11.1990 N 374-1 (ред. от 27.12.1990) "О земельной реформе", устанавливалось, что земельная реформа имеет целью перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель на территории РСФСР. В ходе реформы осуществляется наделение землей граждан, предприятий, организаций, учреждений, объединений и товариществ с закреплением их прав на землю в порядке, установленном законодательством РСФСР.
Проведение земельной реформы возлагается на местные Советы народных депутатов, Государственный комитет РСФСР по земельной реформе совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия РСФСР, Министерством лесного хозяйства РСФСР с участием других заинтересованных министерств и ведомств.
На Государственный комитет РСФСР по земельной реформе возлагаются землеустроительная, организационная, контрольная и консультативная функции по проведению земельной реформы.
Согласно ст. 2 Закона, в соответствии с Конституцией РСФСР земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием народов, проживающих на соответствующей территории. Владение, пользование и распоряжение указанными природными богатствами регулируются законами РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР, актами местных Советов народных депутатов, изданными в пределах их полномочий.
Земельные участки для производства сельскохозяйственной продукции предоставляются государством в пользование, владение или собственность. Изъятие земельных участков, за исключением случаев, установленных законодательством РСФСР, не допускается.
Государство содействует развитию всех форм сельскохозяйственного производства: колхозов, совхозов, крестьянских хозяйств, их кооперативов и ассоциаций, подтверждает многообразие и равенство государственной, колхозно-кооперативной, частной, коллективно-долевой форм собственности. Монополия государства на землю на территории РСФСР отменяется.
В собственность граждан, в силу положений ст. 4 Закона, могут передаваться земельные участки для ведения личного подсобного и крестьянского хозяйства, садоводства, животноводства, а также иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства. На этих земельных участках собственник вправе возвести жилой дом и хозяйственные постройки.
Граждане РСФСР в соответствии со ст. 7 Земельного Кодекса РСФСР, имеют право по своему выбору на получение в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду земельных участков, в том числе садоводства.
Гражданам РСФСР и других союзных республик земельные участки в пожизненное наследуемое владение или в аренду предоставляются для: индивидуального или коллективного дачного строительства.
Передача земельных участков в собственность граждан производится местными Советами народных депутатов за плату и бесплатно.
Бесплатно земельные участки передаются в собственность граждан: для садоводства и животноводства – все ранее предоставленные земельные участки, а также вновь предоставляемые для этих целей малопродуктивные сельскохозяйственные угодья и нарушенные земли.
Земельные участки для коллективного садоводства, огородничества и животноводства в силу положений ст. 66 Кодекса, предоставляются местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции и состоят из земель общего пользования, находящихся в пользовании садоводческих и животноводческих товариществ, и из земель, находящихся в собственности или в пожизненном наследуемом владении членов указанных товариществ. На участки, переданные в собственность или пожизненное наследуемое владение каждому члену садоводческих и животноводческих товариществ, местными Советами народных депутатов по представлению соответствующих товариществ выдается документ, удостоверяющий его право на землю.
В силу положений Указа Президента РФ от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", земельные участки, выделенные для личного подсобного хозяйства, садоводства, жилищного строительства в сельской местности, передаются в собственность граждан бесплатно. Органам Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Министерства сельского хозяйства РСФСР необходимо было обеспечить в 1992 году выдачу документов на право собственности на указанные земельные участки.
Вышеуказанными положениями норм законодательства резюмировалось, что выделение земельных участков для садоводства граждан производилось в заявительном порядке, на основании личного обращения граждан. Данные факты подтверждаются сведениями указанными в свидетельстве о праве собственности и списке членов СТ «Каскад» при ОПАТП -5, к распоряжению № 1055-р.
Согласно данным сведениям, земельный участок № 165 на территории колхоза им. Ленина, выделен ФИО4, проживающей по адресу: <адрес>. Истец не оспаривала факт того, что была зарегистрирована и проживала по данному адресу в спорный период.
Из архивной справки МБУ «Архив города Оренбург» от 16.06.2020 года, следует, что ФИО2 (отец истца) работал в организации ОПАТП № 5, с 1981 года по 1993 год.
Из представленных в материалы дела копий журнала оплаты членских взносов СТ «Каскад», в графе плательщик указана фамилия «Диденко» (ФИО6) Е.А., адрес истца: <адрес> сведения о внесении денежных средств в кассу товарищества в 1992 году – 10 000 рублей, в 1993 году – 6 000 рублей, в 1994 году – 30 000 рублей, в 1995 году – 120 000 рублей.
Сведениями СНТ СН «Каскад», подтверждается, что ФИО7 является членом СНТ СН «Каскад» при ОПАТП -5 с 1992 года, заявления о выходе из членов товарищества не поступало, решение об исключении из числа членов товарищества не принималось.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме, поскольку распоряжение администрации № 1055-р от 18.11.1992 года было принято в установленном законом порядке, уполномоченным на то органом в пределах возложенных на него полномочий, при этом права и охраняемые законом интересы истца нарушены не были. Доказательств в подтверждение доводов о несоблюдении процедуры при принятии данного распоряжения, истцом суду не представлено. Не имеется и оснований для удовлетворения заявленных требований об исключении из приложения № 2 сведений ФИО4, поскольку данные требования не основаны на нормах закона, истцом избран ненадлежащий способ защиты своих прав, а заявленный способ не будет способствовать восстановлению прав истца. Поскольку само по себе признание распоряжения недействительным и исключение истца из списка к распоряжению не освободит ее от обязанности оплаты членских взносов, поскольку истец в установленном законом порядке не исключен из числа членов СНТ СН, решения суда о признании процедуры принятии ее в члены СТ незаконной, не имеется. До исключения истца из членов СНТ СН, обязанность по внесению членских взносов и иных предусмотренных законом платежей лежит на истце.
Требования о прекращении права собственности истца на спорный участок, суд также находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку истец в установленном законом порядке не обращался в уполномоченный орган с заявлением об отказе от спорного участка, а суд, в силу возложенных на него обязанностей, не может подменять иные государственные, муниципальные органы власти. Кроме того, данные требования являются производными от первоначальных, в удовлетворении которых судом было оказано.
Не подлежат удовлетворению и требования истца о признании утратившим юридическую силу свидетельства о праве собственности на спорный участок и признании его недействительным, поскольку данные требования не основаны на нормах закона, истцом избран ненадлежащий способ защиты своих прав.
Не имеется оснований и для удовлетворения требований истца о признании сделки по передачи ей в собственность земельного участка и признании частично утратившими юридическую силу распоряжения №-р в части выдачи свидетельства на право собственности на землю. При этом суд исходит из того, что оснований для признания оспариваемого распоряжения недействительным не имеется, как не имеется и оснований для признания утратившим силу данного распоряжения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, суд исходи из того, что оспариваемое распоряжение было издано уполномоченным органом в пределах возложенных на него полномочий, свидетельство о праве собственности выдано на основании заявления истца, при этом оспариваемым распоряжением права и охраняемые законом интересы истца не нарушены. Кроме того, суд считает необходимым указать, что истец пропустила срок на обращение в суд, о применении которого было заявлено в суде, а оснований для его восстановления суд не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области о признании частично недействительным распоряжения, исключении из приложения к распоряжению сведений, прекращении права собственности, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 02.09.2020 г.
Судья подпись Д.И.Юнусов
Копия «Верно»
Судья
Секретарь
Подлинник хранится в материалах дела № 2-736/2020 в Оренбургском районном суде Оренбургской области
УИД 56RS0027-01-2020-000443-77