ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-736/21 от 15.02.2021 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2-736/21

УИД 76RS0014-01-2020-003876-55

Изготовлено 15.02.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 февраля 2021 года

г.Ярославль

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Нуваховой О.А.,

при секретаре Блохиной А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Центр занятости населения города Ярославля» о восстановлении на учете в качестве безработного,

установил:

ФИО1 обратился к Государственному казенному учреждению Ярославской области Центр занятости населения г.Ярославля (далее – ГКУ ЯО ЦЗН г.Ярославля), в котором просил обязать ответчика восстановить его на учете в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного) и произвести выплату пособия по безработице.

В обоснование исковых требований указал, что 10.06.2020 года через личный кабинет на портале Госуслуг предоставил в электронной форме заявление в ГКУ ЯО ЦЗН г.Ярославля о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, в заявлении указал приоритетный способ связи – электронная почта и номер телефона, на протяжении четырех месяцев получал пособие по безработице, последняя дата получения – 08.10.2020г., в связи с не получением пособия в ноябре, обратился в ГКУ ЯО ЦЗН г.Ярославля и узнал, что приказом от 10.11.2020 года был снят с регистрационного учета в связи с длительной (более месяца) неявкой в органы службы занятости без уважительных причин. С данным приказом истец не согласен, считает его незаконным, указывает, что никаких уведомлений о необходимости явиться в службу занятости он не получал, сотрудники центра занятости не уведомили его надлежащим образом о необходимости явиться в службу занятости. В связи с незаконными действиями ответчика истец лишился средств к существованию.

В судебном заседании истец ФИО1 искровые требования поддержал по доводам иска, дополнительно пояснил, что в июле 2020 года он приходил в центр занятости, однако в связи с ограничительными мерами прием граждан не велся, к нему вышла сотрудница и пояснила, что пособие по безработице назначено и в дальнейшем с ним свяжутся сами, однако никаких уведомлений о необходимости явиться в центр занятости для перерегистрации он так и не получил, в заявлении при постановке на учет в качестве безработного указывал свой номер телефона и адрес электронной почты, в личном кабинете никакой информации о приглашении его на прием в центр занятости нет.

Представитель ответчика ГКУ ЯО ЦЗН г.Ярославля по доверенности ФИО2 заявленные требования не признала, дала пояснения по доводам письменного отзыва, согласно которому в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы Правительством Российской Федерации утверждены «Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» (далее – Временные правила), согласно которым граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения в дистанционной форме. В соответствии с п.2 Временных правил регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты российской Федерации.

10.06.2020 года в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» истец заполнил и представил в электронной форме в ГКУ ЯО ЦЗН г.Ярославля заявление о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. Приказом №170ПП20/10159 от 18.06.2020 года ФИО1 признан безработным, ему назначено пособие по безработице, 29.10.2020г. и 31.01.2020 г. истец посредством размещения центром занятости в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» уведомлений приглашался на личный прием в центр занятости на 02.11.2020 года в кабинет №201, окно №16 и был предупрежден о последствиях неявки. В назначенное время 02.11.2020 года истец не явился, в связи с чем ему была приостановлена выплата пособия по безработице с 06.10.2020г. по 05.11.2020 года, приказом от 10.11.2020 года истец был снят с учета в качестве безработного и ему прекращена выплата пособия по безработице. Основания для восстановления на учете истца и выплаты пособия по безработице отсутствуют, истец был надлежащим образом уведомлен о необходимости явиться в центр занятости для перерегистрации, обязанности извещать его по телефону не имеется.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.1 ст.3 Закона РФ от 19.04.1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы Правительством Российской Федерации утверждены «Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными».

В соответствии с п.2 Временных правил регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).

Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Гражданин вправе также лично обратиться в центр занятости населения с заявлением о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.

Согласно п.3 Временных правил постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.

Судом установлено, что 10.06.2020 года в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» ФИО1 заполнил и представил в электронной форме в ГКУ ЯО ЦЗН г.Ярославля заявление о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.

Приказом № 170ПП20/10159 от 187.06.2020 года ФИО1 признан безработным, ему назначено пособие по безработице с 10.06.2020 г.

В силу пункта 6 статьи 31 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

Согласно абзацу 5 части 3 статьи 35 Закона "О занятости населения в Российской Федерации" выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случае нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию.

В соответствии с п.17 (1) Временных правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 N 460) пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения гражданами, признанными в установленном порядке безработными, перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки.

Гражданин уведомляется центром занятости населения при личном посещении им центра занятости населения или с использованием личного кабинета информационно-аналитической системы или личного кабинета единого портала либо иным доступным способом о дате, времени и форме его перерегистрации. Дистанционная форма перерегистрации граждан, признанных в установленном порядке безработными, осуществляется на основании информации, указанной в пунктах 4(1) и 17 настоящих Временных правил, без личного посещения ими центров занятости населения.

Для целей настоящих Временных правил, в случае если гражданин не взаимодействует с центром занятости населения посредством видеосвязи либо в иной установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации форме в установленные дату и время, это приравнивается к нарушению безработным без уважительных причин сроков перерегистрации безработного. Безработные граждане могут предъявить центру занятости населения через личный кабинет информационно-аналитической системы или личный кабинет единого портала либо иным доступным способом документы, подтверждающие наличие уважительных причин отсутствия взаимодействия. В случае длительного (более одного месяца) отсутствия взаимодействия без уважительных причин гражданина, признанного в установленном порядке безработным, с центром занятости населения центр занятости населения принимает решение о прекращении выплаты ему пособия по безработице с одновременным снятием его с учета в качестве безработного.

Как следует из материалов дела, ФИО1 проходил перерегистрацию в Центре занятости населения 11.08.2020г., 08.09.2020г. и 05.10.2020 года в дистанционной форме, без личного посещения центра занятости населения.

Из представленной выписки личного кабинета истца видно, что на перерегистрацию ФИО1 извещался посредством размещения центром занятости уведомления в личном кабинете. На 05.10.2020 г. ФИО1 приглашался на перерегистрацию лично, однако 05.10.2020 года центр занятости провел его перерегистрацию дистанционно. Далее, ФИО1 был уведомлен о необходимости явиться в центр занятости для перерегистрации лично на 02.11.2020 года. В связи с неявкой истца на перерегистрацию в назначенное время, на основании абзаца 5 пункта 3 ст. 35 Закона "О занятости населения в Российской Федерации" приказом №308ПР20/131317 от 03.11.2020 года выплата пособия истцу была приостановлена с 06.10.2020 г. (то есть с даты последней явки 05.10.2020г. по 05.11.2020 г.)

В соответствии с п. 6 ст. 35 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", решение о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице или снижении его размера принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного.

В нарушение указанной нормы закона ФИО1 не был уведомлен в письменной форме о принятом органом службы занятости решении о приостановлении выплаты пособия по безработице. Уведомление о том, что ФИО1 приостановлена выплата пособия по безработице с 06.10.2020г. в личном кабинете не размещено. Кроме того, данное решение не доведено до сведения истца иными доступными способами – по номеру телефона, по адресу электронной почты.

В соответствии со статьей 3 Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 7 сентября 2012 года N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" (далее - Правил), которым утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правила регистрации безработных граждан, требования к подбору подходящей работы.

Пунктом 18 Правил безработные граждане письменно (под роспись) уведомляются о дате следующего посещения государственного учреждения службы занятости населения, для подбора подходящей работы.

В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 35 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин.

Приказом №315ПК20/131444 от 10.11.2020 года ФИО1 прекращена выплата пособия по безработице с 05 ноября 2020г. и приказом №315ДЯ20/131445 от 10.11.2020 г. ФИО1 снят с регистрационного учета с 05.11.2020 г. в связи с длительной (более месяца) неявкой безработного в органы службы занятости без уважительных причин.

Указанное основание также предусмотрено в качестве обстоятельства для снятия с регистрационного учета безработного и подпунктом "в" пункта 20 Правил регистрации безработных.

Вместе с тем, как видно из материалов личного дела, которое ведется ответчиком в отношении истца с момента признания его безработным, до издания оспариваемого приказа ФИО1 последний раз прошел регистрацию в качестве безработного 05.10.2020 года, и ему была назначена следующая явка для перерегистрации на 02.11.2020 года. То есть после 05.10.2020 года (последней регистрации) до снятия истца с учета в качестве безработного прошел ровно месяц, хотя основанием для прекращения выплаты пособия по безработице и снятия с регистрационного учета в качестве безработного является длительная (более месяца) неявка безработного в службу занятости.

При этом, следует отметить, что ФИО1 была приостановлена выплата пособия по безработице по 05.11.2020 года включительно, то есть на дату прекращения выплаты 05.11.2020 г. еще действовало приостановление пособия по безработице. ФИО1 был снят с регистрационного учета и ему прекращена выплата пособия по безработице в последний день, установленный для приостановления выплаты пособия по безработице.

Кроме того, истец ссылался на уважительные причины неявки в службу занятости. Как следует из его объяснений, при заполнении заявления о постановке на учет в качестве безработного истец указал приоритетный способ связи с ним – номер телефона и адрес электронной почты. Однако, представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что истца уведомляли об обязательной явке в центр занятости для перерегистрации только через личный кабинет единого портала, по телефону с истцом сотрудники не связывались.

Временные правила регламентируют порядок взаимодействия органов государственной власти и учреждений с гражданами, обратившимися за содействием в поиске подходящей работы в дистанционной форме в период действия режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

Согласно п. 17 Временных правил (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений) центры занятости населения ежемесячно с использованием информационно-аналитической системы направляют запрос в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях выявления факта осуществления гражданином трудовой деятельности. На основе указанной информации осуществляется перерегистрация граждан, признанных в установленном порядке безработными, без личного посещения ими центров занятости населения.

Таким образом, в период действия на территории субъектов РФ режима повышенной готовности граждане должны были обращаться в центры занятости населения в дистанционной форме.

При этом Временными правилами предусмотрено, что гражданин уведомляется центром занятости населения о дате, времени и форме его перерегистрации с использованием личного кабинета информационно-аналитической системы или личного кабинета единого портала либо иным доступным способом.

Из пункта 18 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правила регистрации безработных граждан, требования к подбору подходящей работы, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 г. №891 следует, что о дате следующего посещения государственного учреждения службы занятости населения безработные граждане уведомляются письменно (под роспись).

Таким образом, по смыслу положений специального законодательства, служба занятости населения должна уведомлять безработных граждан о дате и времени перерегистрации таким способом, который позволит достоверно подтвердить получение такого уведомления гражданином.

В заявлении истца на регистрацию в качестве безработного содержалась информация о номере телефона истца, адресе электронной почты. Однако центр занятости уведомлял истца о необходимости явиться на перерегистрацию 02.11.2020 года только через личный кабинет информационно-аналитической системы, путем размещения информации в комментариях к заявлению ФИО1 Достоверно не убедившись в получении ФИО1 уведомления о необходимости лично явиться в центр занятости на перерегистрацию, ответчик 03.11.2020 года издает приказ о приостановлении выплаты пособия по безработице в связи с неявкой в назначенное время. При этом никаким способом не доводит до сведения истца информацию о том, что выплата пособия ему приостановлена в связи с неявкой, чем лишает истца возможности в период приостановления выплаты явиться в центр занятости и пройти регистрацию очно, на личном приеме.

Необходимо учитывать, что в период действия режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, доступ граждан в службу занятости был ограничен.

Как следует из пояснений истца, в июле 2020 года он приходил в службу занятости населения, однако на прием попасть не удалось, дежурный сотрудник сообщил ему о том, что ему назначено пособие до декабря 2020 года и с ним свяжутся сами. О том, что необходимо смотреть информацию на сайте, он не знал, полагал, что ему будут звонить по телефону, поскольку при заполнении заявления он указал именно на приоритетный способ связи – по номеру телефона или адресу электронной почты. Однако о всех действиях службы занятости истец уведомлялся только через личный кабинет, несмотря на то, что Временными правилами предусмотрено несколько способов уведомления безработного гражданина в условиях режима повышенной готовности. Таким образом, доказательств, достоверно подтверждающих, что ФИО1 был уведомлен о дате и времени посещения службы занятости для перерегистрации на 02.11.2020 года, не представлено.

При данных обстоятельствах, суд считает, что действия ответчика по снятию ФИО1 с учета в качестве безработного с прекращением выплаты ему пособия, являются незаконными, нарушающими права, гарантированные законом безработным гражданам в целях оказания помощи в трудоустройстве и социальной поддержки в период безработицы, в том числе посредством предоставления временного источника средств к существованию в виде пособия по безработице.

В связи с чем, заявленные исковые требования о возложении обязанности восстановить на учете в качестве безработного и возобновить выплату пособия являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Обязать Государственное казенное учреждение Ярославской области «Центр занятости населения города Ярославля» восстановить ФИО1 на регистрационном учете в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного) с 05.11.2020 года, обязать произвести выплату пособия по безработице.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.

Судья

О.А.Нувахова

.