ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-737 от 08.06.2011 Норильского городского суда (Красноярский край)

                                                                                    Норильский городской суд Красноярского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Норильский городской суд Красноярского края — Судебные акты

                        Дело № 2-737/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

район Талнах, г.Норильск 08 июня 2011 года

Норильский городской суд (в районе Талнах) Красноярского края в составе председательствующего судьи Созиновой Г.Г., с участием пом. прокурора г.Норильска Лариной О.В., при секретаре судебного заседания Шаклеиной Е.Я. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крючковой А.А. к Таймырскому таможенному посту Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы о восстановлении на работе, и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Крючкова А.А. обратилась в суд с иском, в котором просит восстановить ее на работе в должности  взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере , в связи с незаконным увольнением.

В исковом заявлении и судебном заседании истец Крючкова А.А.   на своих требованиях настаивала, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ она была принята на государственную гражданскую службу Российской Федерации на должность  на основании приказа за № от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ответчик уволил ее со службы на основании п. 6 ч. 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» - в связи с отказом государственного служащего от предложенной для замещения должности  С данным увольнением она не согласна, так как оно проведено с нарушением требований закона.

Нарушение заключалось в том, что за два месяца до возможного увольнения, ДД.ММ.ГГГГ она была уведомлена ответчиком о возможном увольнении в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями в Таймырском таможенном посту, в частности в связи с изменением штатного расписания.

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ответчик ознакомил ее со списками вакантных должностей, которые предлагал занять в случае увольнения ее с должности  среди которых имелась вакантная должность

О точной дате увольнения до истечения срока предупреждения она не уведомлена.

ДД.ММ.ГГГГ она подала письменное заявление о согласии с одной из предложенных должностей, а именно: назначении ее на имеющуюся вакантную должность  Таймырского таможенного поста согласно спискам вакансий должностей. Данное заявление ответчик оставил без удовлетворения, причину отказа не мотивировал и ДД.ММ.ГГГГ уведомил о дате увольнения с ДД.ММ.ГГГГ.

Полагает, что ответчик необоснованно отказал ей в назначении на вакантную должность, свой отказ ничем не мотивировал, внеочередной аттестации, по вопросам деловых качеств и соответствия вакантной должности не провел, Считает, что она соответствовала всем требованиям должностного регламента должности на замещение которой написала заявление, поскольку временно по этой должности исполнял обязанности сотрудник, который имел экономическое  образование.

, Необоснованно уволив ее, ответчик нарушил требования статей 31, 33 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», предусматривающих порядок замещения должностей в случае увольнения по сокращению, а так же положения ст. 180 ТК РФ.

Незаконными действиями ответчика ей причинен моральный вред, вызванный нравственными страданиями по поводу полученного стресса в связи с незаконным увольнением, который она оценивает в

Представитель ответчика Батырева Е.Л.,   действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что увольнение истицы произведено обоснованно и законно в соответствии с требованиями ФЗ РФ от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации, поскольку Приказом Таймырского таможенного поста от 28.08.2007 № 100, были проведены организационно-штатные мероприятия, в связи с которыми с ДД.ММ.ГГГГ в водились 2 должности:  и должность  №.

На ДД.ММ.ГГГГ две должности:  и должность  № являлись вакантными.

О предстоящем увольнении Крючкова была уведомлена ДД.ММ.ГГГГ, при этом ее ознакомили со всеми вакантными должностями. Но поскольку на момент организационных мероприятий она занимала должность , которая реорганизовывалась с ДД.ММ.ГГГГ в  указанная должность ей была трижды предложена. Однако, вплоть до ДД.ММ.ГГГГ истица никаких намерений о занятии конкретной предложенной ей должности не высказала и лишь ДД.ММ.ГГГГ написала заявление о принятии на должность  в которой ей было отказано.

Основанием отказа явился тот фат, что она по своим деловым качествам, опыту работы не соответствовала должности , на которую претендовала.

Таким образом, истица согласия на предложенную ей вакантную должность  с ДД.ММ.ГГГГ не дала, в связи с чем была уволена в связи с отказом гражданского служащего от предложенной для замещения должности гражданской службы.

Представитель ответчика полагает, что нарушений при увольнении ответчиком не допущено, в связи с чем в иске просит отказать.

Допрошенный в суде начальник Таймырского таможенного поста Сибирского таможенного управления Д.   показал, что являясь руководителем организации и разрешая кадровый вопрос в ходе проведения организационно штатных мероприятий, отказывая истице в назначении на должность  счел, что истица по своим деловым качествам, опыту работы, низкой исполнительской дисциплины и наличия дисциплинарного взыскания на данную должность не подходит.

Как руководитель он счел, что наиболее целесообразным и эффективным использовать истицу, которая занимала должность  на должности  так как данное направление работы ей было знакомо, она имела опыт работы в данной области, получила образование и специализацию в данной области. Именно эта должность трижды:ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,- предлагалась ей на собеседовании, однако, истица фактически от нее отказалась, не писала она заявления и на занятие иных вакантны должностей, кроме . Полагает что в иске должно быть отказано.

Выслушав стороны, заслушав свидетелей, исследовав в полном объеме материалы дела, приняв во мнение прокурора, полагавшего что требования истицы Крючковой А.А. подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.

Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определяет государственную гражданскую службу РФ как вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, лиц, замещающих государственные должности РФ (ст. 3).

Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией Российской Федерации; Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации"; другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами государственных органов (ч.1 ст. 5)

В силу ч. 8 ст.11 ТК РФ, трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на те категории лиц, для которых это установлено федеральным законом.

Согласно ст. 73 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", служебные отношения должностных лиц таможенных органов регламентируются нормативными правовыми актами, носящими специальный характер. Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Отношения, связанные с гражданской службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы, урегулированы ст. 31,33 и 38 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Данное положение так же закреплено в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 (ред. от 28.09.2010) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", согласно которого «при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В соответствии ст.33 ФЗ РФ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" общими основаниями прекращения служебного контакта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются : в том числе - отказ гражданского служащего от предложено для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а так же при не предоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы ( п.6 ст. 33)

По смыслу части 2 статьи 31 во взаимосвязи со статьями 33 и 38 Федерального закона прекращение государственно-служебных отношений, вследствие освобождения гражданского служащего от замещаемой должности и увольнения его с гражданской службы в случае сокращения должностей в государственном органе при изменении его структуры будет являться правомерным при наличии следующих условий: если сокращение должностей гражданской службы в государственном органе действительно (реально) имело место; если гражданский служащий не имел преимущественного права на замещение должности гражданской службы в соответствии с частью 7 статьи 31;если гражданский служащий заранее, за два месяца до сокращения должностей в государственном органе, в соответствии с частью 5 статьи 31 был предупрежден о предстоящем сокращении его должности в письменном виде, если отсутствовала возможность предоставления гражданскому служащему иной должности гражданской службы в том же либо в другом государственном органе,   если гражданский служащий изъявил желание пройти профессиональную переподготовку (повышение квалификации), но у представителя нанимателя такая возможность отсутствовала; если гражданский служащий отказался от профессиональной переподготовки (повышения квалификации) либо от предложенной должности, в том числе после прохождения профессиональной переподготовки (повышения квалификации)

Судом установлено, что в соответствии с приказом Таймырского таможенного поста от ДД.ММ.ГГГГ №К, на основании ст. 22 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ДД.ММ.ГГГГ Крючкова была принята на государственную гражданскую службу Российской Федерации в Таймырский таможенный пост и работала в должность  относящейся к старшей группе должностей, категории «специалисты». С ней заключен служебный контракт № на неопределенный срок. (

Приказом Таймырского таможенного поста от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в штатное расписание Таймырского таможенного поста» должность  изменена на должность , а должность  № изменена на должность  №, с ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ Крючковой в письменной форме была предупреждена о сокращении замещаемой ею должности с ДД.ММ.ГГГГ и о возможном увольнении, в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями в Таймырском таможенном посту в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ №. (

В этот же день -ДД.ММ.ГГГГ с Крючковой было проведено собеседование, в ходе которого был разъяснен порядок проведения мероприятий в связи с отнесением должностей государственной гражданской службы в категории «специалисты», порядок увольнения, в случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы по п.6 ч.1 ст. 33 ФЗ от 27.07.2004г. №79-ФЗ, права и льготы федерального государственного служащего, увольняемого со службы в таможенных органах. Данные обстоятельства подтверждаются листом собеседования (

При этом она была ознакомлена со всем списком вакантных должностей ) среди которых вакантными с ДД.ММ.ГГГГ являлись должности:  и  №. Должности  № и  были свободны.

ДД.ММ.ГГГГ истица вторично была ознакомлена со списком вакантных должностей на ДД.ММ.ГГГГ, среди которых указание на образование вакансии с ДД.ММ.ГГГГ должности  отсутствовала, однако, работодатель при собеседовании указанную должность предложил истице для занятия как вакантную, что отражено в листе собеседования (

Так же судом установлено и не отрицается сторонам, что ДД.ММ.ГГГГ истица написала заявление о согласии и назначении на одну из предложенных ей ДД.ММ.ГГГГ вакантных должностей- должность )которая была вакантна. Однако, резолюцией работодателя- начальника Таймырского таможенного поста Сибирского таможенного управления в назначении на указанную должностей ей было отказано.

Вместе с тем в этот же день истица вновь была ознакомлена со Списком вакантных должностей, среди которых должность

Вместе с тем в ходе собеседования ДД.ММ.ГГГГ ей предложена для замещения одна должность-  что отражено в листе собеседования ( ) от подписи в котором истица отказалась.

Как следует из содержания листа собеседования предложение ей одной должности- , обосновано наличием соответствующего высшего образования, опыта работы наличием дисциплинарных взысканий, достижением стажа работы по которому ей назначена пенсия за работу в таможенных органах, равнозначность занимаемой должности и предлагаемой должности, когда должность на которую она претендует относиться к «ведущей» группе и предусматривает исполнение обязанностей начальника ОК,( которая относиться к категории « руководителя»).

ДД.ММ.ГГГГ истица была уволена на основании приказа №К от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 6 ч. 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» - отказ гражданского служащего от предложенной для замещения должности  с выплатой компенсации за  календарных дня неиспользованного ежегодного основного и дополнительных оплачиваемых отпусков за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГю, а также денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания (

Оценивая обстоятельства прекращения служебного контракта и освобождения от занимаемой должности суд находит, что права работника- государственного гражданского служащего были нарушены.

Так, в соответствии с ч.1 п. 1 ст. 31 ФЗ РФ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей в государственном органе представитель нанимателя до освобождения гражданского служащего от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы по п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ РФ от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» должен предоставить гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы ( службы) по специальности возможность замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе, путем предложения из числа имеющихся на данный момент, вакантных должностей при соблюдении обязательного условия соответствия предусмотренных по ним квалификационных требований.

Таким образом, истице должна быть предложена должность из всех категорий и групп, более высокого или меньшего статуса чем она занимала на момент объявления о сокращении.

Увольнение считается законным, если у нанимателя отсутствовала возможность предоставления гражданскому служащему иной должности гражданской службы в том же либо в другом государственном органе

Как следует из исследованных в суде Списков вакантных должностей (  ). имелось две вакантных должности и две должности, вакантность которых предполагалась с ДД.ММ.ГГГГ, которые и были предложены истице ДД.ММ.ГГГГ в момент объявления о сокращении.

ДД.ММ.ГГГГ истица дала согласие на замещение одной из предложенных ей вакантных должностей-  Таймырского таможенного поста, в назначении на которою ей было необоснованно отказано.

Судом установлено, что истица имеет высшее образование по специальности юриспруденция, что подтверждено дипломом (  стаж работы истицы в таможенных органах оставляет более 14 лет, в связи с чем увольнялась со службы по выслуге лет, о чем свидетельствует запись в трудовой книжке (

Согласно Должностному Регламенту  утвержденному начальником таймырского таможенного поста ДД.ММ.ГГГГ данная должность относиться к категории « специалисты» 

На должность  назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование, а так же стаж государственной гражданкой службы ( государственной службы иных видов) не менее 2-х лет или стаж по специальности не менее 14 лет.

К уровню и характеру знаний относиться знание Конституции РФ, нормативных документов в области Таможенного права, иные нормативные документы и правовые акты, касающиеся трудового пенсионного законодательства, кадровой политики, правила делового этикета, техники безопасности порядок работы со служебной информации и др.

К уровню и характеру навыков относиться умение работать с людьми, анализировать правовые нормы, касающиеся трудового пенсионного законодательства, уметь разрабатывать документы и др.

Выводы нанимателя о невозможности истицы занимать вакантную должность не могут быть расценены судом как обоснованные, их, суд находит не состоятельным, поскольку в соответствии с п. 6 ст. 31 ФЗ РФ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в течении срока указанного в части 5 ( 2 месяца) вышеназванного закона в государственном органе может приводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии ст. 48, поскольку Аттестация граждански служащих проводиться в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы

Оценивая в совокупности вышеизложенное и представленные доказательства, суд приходит к выводу, что при проведении процедуры увольнения при сокращения должности нанимателем допущены нарушения ст. 31, 33 ФЗ РФ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», поскольку в Таймырском таможенном посту имелась возможность предоставления гражданскому служащему иной должности гражданской службы в том же государственном органе  , в виде 4-х вакантных должностей квалификационные требования которых соответствовали квалификации истицы.

Согласно ст. 394 ч. 1 ТК РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

В соответствии с п.60 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 года № «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации» работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней работе.

На основании выше изложенного, суд считает, что требование истца о восстановлении на работе подлежит удовлетворению.

В соответствии ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В связи с тем, что действия нанимателя при увольнении гражданского служащего признаны судом незаконными суд, считает, что незаконными действиями ответчика истице причине моральный вред, который выразился в переживаниях истицей стрессовой ситуацией в связи с незаконным увольнением, который подлежит компенсации.

Однако, размер компенсации заявленный истцом суд находит завышенным, поскольку истица получает пенсию в связи с выслугой лет в Таможенных органах, работа в должности , которую она утратила в связи с незаконным увольнением не являлась ее единственным источником дохода, не привела тяжелым последствия, суд считает необходимым взыскать с ответчика , которую расценивает как разумную и справедливую.

Взыскать с Таймырского таможенного поста Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы госпошлину в сумме  за т требования не материального характера о восстановлении на работе и  за требования нематериального характера о компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 190-194 ГПК Ф суд.

РЕШИЛ:

Иск Крючковой А.А. удовлетворить частично.

Восстановить Крючкову А.А, в должности  Таймырского таможенного поста Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать в Таймырского таможенного поста Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы в пользу Крючковой А.А.  в счет компенсации морального вреда.

Взыскать с Таймырского таможенного поста Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы госпошлину в сумме  доход государства.

Решение о восстановлении Крючковой А.А. на работе подлежит исполнению немедленно.

Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам красноярского краевого суда в течении 10 дней с момента изготовления мотивированного судебного решения.

Председательствующий Г.Г.Созинова