Дело № 2-7371/2012г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Свердловский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Толмачевой И.И.,
при секретаре Джирикове Р.А., с участием представителя заявителя ФИО1, представителя заинтересованного лица ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО3 о признании незаконным решения органа местного самоуправления,
у с т а н о в и л:
ФИО3 обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения органа местного самоуправления Департамента земельных отношений Администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче схемы расположения земельного участка.
В обоснование требований заявитель указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Департамент земельных отношений администрации г.Перми (далее – Департамент) с заявлением о приобретении в собственность земельного участка, в пределах которого расположен принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости – пожарный водоем (лит П), объемом -S-., расположенный по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ заявителем в Департамент направлено письмо с заявлением о выдаче схемы расположения земельного участка под вышеуказанный объект недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ-ДОЛЖНОСТЬ-ФИО заявителю было отказано в выдаче схемы расположения земельного участка и в предоставлении его в собственность.
Заявитель считает данный отказ незаконным, поскольку к заявлению им были приложены документы, предусмотренные приказом Министерства экономического развития РФ от 13.09.2011 № 475 «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок».
Согласно п.6 Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 13.09.2011 № 475, кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке подается только в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на земельный участок.
В данном случае предоставление кадастрового паспорта законодательством не предусмотрено.
Из приложенного к заявлению уведомления Управления Росреестра по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о земельном участке под пожарным водоемом, расположенного по адресу: <адрес>
В соответствии с ч.7 ст.36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, либо обращения предусмотренного ст.29 Земельного кодекса РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположение границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Предусмотренная ч.7 ст.36 Земельного кодекса РФ обязанность по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка Департаментом не исполнена, в связи, с чем нарушены права заявителя на получение в собственность земельного участка под пожарным водоемом.
Заявитель просит признать незаконным отказ Департамента земельных отношений Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче схемы расположения земельного участка, в пределах которого расположен принадлежащий ФИО3 на праве собственности объект недвижимости - пожарный водоем (лит П), объемом -S-., расположенный по адресу: <адрес>, а также просил обязать Департамент земельных отношений устранить допущенные нарушения.
Заявитель в судебное заседание не явился извещен.
Представитель заявителя требования, изложенные в заявлении, поддержал.
Представитель заинтересованного лица с требованиями заявителя не согласился, представил в суд отзыв, согласно которому: в соответствии с п.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п.5 ст.36 ЗК РФ Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В силу п.7 ст.36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с п.4 ст.1 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее – кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о недвижимом имуществе (далее – кадастровые работы).
Согласно п.п. 4 п.23 Приложения № 2 к Приказу Минэкономразвития России от 24.11.2008г. № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания и согласовании местоположения границ земельных участков» в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании. Указанным документом является схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории (далее-схема).
Таким образом, выполнение схемы относится к кадастровым работам, выполняющимся за счет заявителя.
Порядок разработки, согласования и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее-схема) установлен Правилами разработки схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее –Правила), утвержденными постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ и включает в себя следующие этапы:
1. разработка схемы гражданами и юридическими лицами, осуществляющими геодезические и картографические работы (п.1.3);
2. согласование схемы с собственниками объектов недвижимости в границах участка (ов), с правообладателями земельных участков, из которых образуется участок(ки) (п.3.3.1);
3. согласование схемы с функциональным органом администрации города Перми, уполномоченным в области градостроительной деятельности (п.3.3.2);
4. утверждение схемы функциональным органом администрации города Перми, уполномоченным в сфере земельных отношений (п.3.3.3).
Согласно п.1.3 Правил схемы разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, которые могут выполнять геодезические и картографические работы согласно действующему законодательству.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 26.12.1995 № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» геодезические и картографические работы - процесс создания геодезических и картографических продукции, материалов и данных.
П.1 ст.8 данного Федерального закона предусмотрено, что геодезическая и картографическая деятельность, осуществляемая для федеральных нужд, финансируется за счет средств федерального бюджета, п.2 – геодезическая и картографическая деятельность, осуществляемая для иных нужд, финансируется за счет средств граждан и юридических лиц, являющихся заказчиками геодезической, картографической и топографической продукции.
Ни положениями ЗК РФ, ни Правилами, ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по изготовлению схемы.
Кроме того, выдаче схемы предшествует ее утверждение. Схема может быть утверждена только после соблюдения вышеуказанных процедур согласования, предусмотренных Правилами.
В случае несоответствия схемы требованиям Правил, функциональный орган администрации г.Перми, уполномоченный в области градостроительной деятельности, в силу с.3.3.3 Правил вправе отказать в согласовании схемы; функциональный орган администрации г.Перми, уполномоченный в сфере земельных отношений, согласно п.3.4.1. Правил, вправе отказать в утверждении схемы.
Поскольку в настоящее время схема в отношении земельного участка не разработана, невозможно оценить ее на предмет возможности утверждения.
Предоставление земельного участка невозможно в связи с тем, что участок не сформирован и не состоит на кадастровом учете. В соответствии с п.1 ст.6 ЗК РФ объектами земельных отношений являются:
1. земля как природный объект и природный ресурс;
2. земельные участки;
3. части земельных участков.
Согласно ст.11.1 ЗК РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с п.3 ст.1 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее – кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее – уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Уникальными характеристиками объекта недвижимости согласно ст.7 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» являются: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Таким образом, несформированный и не состоящий на кадастровом учете земельный участок в принципе не соответствует понятию земельного участка и объекта недвижимого имущества, следовательно, не может быть предоставлен на каком либо праве.
Представитель заинтересованного лица просил в удовлетворении требований отказать.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО3 обращался в Департамент земельным отношений администрации <адрес> с заявлением о выдаче схемы расположения земельного участка, приобретаемого в собственность, предоставлении документов (л.д.12-13, 32-33).
Данное обращение заявителя было рассмотрено и ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ об отказе (л.д.10-11).
В суд заявителем представлено свидетельство о государственной регистрации за ним права собственности на пожарный водоем (лит.П), объемом -S- на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно выписке из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ на данное сооружение наложено ограничение (обременение) права в виде запрещения сделок с имуществом, запрете ФИО3 на распоряжение, запрет УФРС по <адрес> проводить регистрационные действия по отчуждению (снятию с учета). (л.д.23, 35, 36).
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ№ представитель заявителя ФИО1 был поставлен в известность об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества: земельный участок под пожарный водоем, адрес: <адрес> площадь -S- (л.д.37).
Согласно п. 1 ст. 11.1 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
На основании положений ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Из исследованных материалов судом установлено, что земельный участок под пожарный водоем по ул.<адрес>, не поставлен государственный кадастровый учет, таким образом, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В силу п.7 ст.36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории <адрес>.
Постановлением Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила разработки схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее – Правила).
Согласно п.1.3. Правил схемы разрабатываются гражданами и юридическими лицами, осуществляющими геодезические и картографические работы для целей, предусмотренных действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 1.4. Правил разработка и оформление схем должны производиться в соответствии с требованиями, установленными настоящими Правилами и действующим законодательством. Органы, участвующие в процессе согласования и утверждения Схем, осуществляют проверку представленных Схем на соответствие требованиям Правил и действующего законодательства, в случае необходимости устранения допущенных нарушений отказывают в согласовании, утверждении и возвращают Схемы на доработку. Нарушения требований к разработке и оформлению Схем являются также основанием для отмены их утверждения.
Таким образом, выполнение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории относится к кадастровым работам, которые выполняются за счет заявителя гражданами и юридическими лицами, осуществляющими геодезические и картографические работы для соответствующих целей.
Из буквального толкования п.7 ст.36 Земельного кодекса РФ следует, что орган местного самоуправления утверждает и выдает заявителю представленную им схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, то есть на заинтересованное лицо – орган местного самоуправления - возложена обязанность по утверждению уже составленной схемы и ее выдаче.
На основании изложенного, суд считает, что в удовлетворении требований заявителя необходимо отказать, поскольку законных оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь ст.36 Земельного кодекса РФ. ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
1. В удовлетворении требований ФИО3 о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений Администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче схемы расположения земельного участка, в пределах которого расположен принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости – пожарный водоем (лит П), объемом -S- по адресу: <адрес>, возложении на Департамент земельных отношений Администрации г.Перми обязанности устранить нарушения закона отказать.
2. Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Свердловский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: И.И.Толмачева