ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7372/2013 от 06.11.2013 Промышленного районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по делу №

06 ноября 2013 года г. Самара

Промышленный районный суд города Самары в составе:

председательствующего судьи Ланских С.Н.

при секретаре Харисовой Р.Р.

с участием представителя истца Чичановского А.А. (по нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ)

представителя ответчика Клевцур С.Н. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Загаринской Татьяны Петровны к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

установил :

Истица обратилась в суд иском о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование иска ссылается на то, что она с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, комн.<адрес> На ее имя открыт лицевой счет на оплату жилищно-коммунальных услуг, что фактически свидетельствует о заключении договора социального найма. На жилое помещение имеется технический и кадастровый паспорта. Право собственности на спорное жилое помещение зарегистрировано за муниципальным образованием г.о.Самара. Она обратилась к ответчику с заявлением об исключении занимаемого жилого помещения из состава муниципального специализированного жилищного фонда и заключения договора приватизации. В июне 2013г. получен ответ, что передача общежития в муниципальную собственность осуществлялась ОАО, а негосударственным или муниципальным предприятием, жилое помещение в общежитии было предоставлено ОАО. Полагает, что ее право на приватизацию нарушено.

Просила признать за ней право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, площадью 13,3 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, комн<адрес>.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных исковых требований привлечены МП ЭСО г.о.Самары, Управление Росреестра по Самарской области, Самарский филиал «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ».

В судебное заседание истица не явилась, о дате и времени слушания дела извещалась надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в судебном заседании представитель истицы Чичановский А.А., действующий на основании доверенности, исковые требования и доводы искового заявления поддержал полностью.

Представитель ответчика Департамента управления имуществом городского округа Самара Клевцур С.Н., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала по тем основаниям, что спорное жилое помещение имеет статус общежития, которое не подлежит приватизации.

Представители третьих лиц без самостоятельных исковых требований МП ЭСО г.о.Самары, Управления Росреестра по Самарской области, Самарского филиала «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены, о чем имеются расписки о получении судебных повесток, о причинах своей неявки суд не известили, возражений на иск не представили. Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст.167 ГПК РФ.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Закрепленное на основе международно-правовых актов конституционное право каждого на жилище (ст.40 Конституции РФ) заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением, занимаемым лицом на законных основаниях, содействии в самостоятельном улучшении гражданами своих жилищных условий.

В соответствии со ст.213 ГК РФ в собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №П и определением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О государство, закрепляя в Законе «О приватизации жилищного фонда в РФ» право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией РФ. При этом ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность.

Законодательный запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях связан с их специальным целевым назначением как жилья для временного проживания и особым правовым режимом, что не нарушает конституционных прав граждан, закрепленных в статьях 40 и 35 Конституции РФ, положения которых не препятствуют

отнесению жилых помещений, расположенных в общежитиях, к неподлежащим приватизации.

Вместе с тем, суды, разрешая вопрос о правомерности распространения на то или иное жилое помещение особого правового режима, не должны ограничиваться лишь формальным подтверждением целевого назначения данного помещения и обязаны проверять факты, обосновывающие в каждом конкретном случае такое распространение.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» указано, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в собственность проживающих в нем лиц подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как этим правом граждан наделила статья 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Согласно п. 2 Положения о государственном учёте жилищного фонда в Российской Федерации (утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №), государственному учёту подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные жилые дома (общежития, гостиницы-приюты, дома и маневренного фонда, специализированные дома для одиноких, престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что истица был вселена в спорное помещение на основании ордера на право занятия жилой площади в общежитии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ОАО «Самарский подшипниковый завод» (л.д.71).

Истица является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>63, на ее имя открыт лицевой счет №. Загаринская Т.П. зарегистрирована по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ, данные обстоятельства подтверждаются лицевым счетом, заверенным МП «ЕИРЦ» г.о.Самара, справкой с места жительства № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной службой по учету потребителей ЖКУ № МП «ЕИРЦ» г.о.Самара, копией карточек регистрации, заверенных УФМС России по <адрес> в Промышленном районе г.Самары ( л.д. 51-53, 62, 67).

В целях реализации права на приватизацию комнаты истица обращалась в Департамент управления имуществом г.о. Самара, своим ответом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент сообщил, что спорное жилое помещение было предоставлено АО, передача общежития в муниципальную собственность осуществлялась АО, а не государственным или муниципальным предприятием, положении ст.7 ФЗ № 189-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГна возникшие отношения по пользованию занимаемым жилым помещением не распространяются ( л.д.72).

На основании ст. 18 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ" при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" (признан утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 370) установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Названными нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации",не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

Согласно статье 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации.

Исходя из ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий, применимы нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма (и соответственно в части права на приватизацию) при условии, что данные жилые дома переданы в ведение органов местного самоуправления.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а

также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов. (Определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что граждане, занимающие такие жилые помещения, с момента вступления в силу приобретают в отношении данных жилых помещений все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"

Решением Арбитражного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № № по заявлению заместителя прокурора Самарской области, г.Самара к Министерству имущественных отношений Самарской области, г.Самара, Фонду имущества Самарской области, г.Самара ОАО «Самарский подшипниковый завод» г.Самара Территориальному управлению имущественных отношений Самарской области, г.Самара, требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки по передаче в муниципальную собственность г.Самары г.Самары общежитий, расположенных по адресам: <адрес>А <адрес> удовлетворено, ОАО «Самарский подшипниковый завод» обязано передать в муниципальную собственность <адрес> указанные общежития ( л.д.77-80). Данным решением установлено, что преобразование Самарского подшипникового завода в акционерное общество осуществлялось в соответствии Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества». Решением Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Устав АО «Самарский подшипниковый завод», план приватизации арендного предприятия Самарского подшипникового завода.

Согласно выписке из реестра Департамента управления имуществом г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ, объект недвижимости-комната, расположенный по адресу: <адрес>, комн. 63 является муниципальной собственностью г.о. Самара, включен в реестр муниципального имущества ДД.ММ.ГГГГ за № на основании решения Арбитражного суда Самарской области за № № от ДД.ММ.ГГГГ

На основании ст. ст. 92 и 100 ЖК РФ Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовые договора найма специализированных жилых помещений.

В силу ст. ст. 12 и 15 указанных Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.

Доказательства того, что спорное жилое помещение после его передачи в муниципальную собственность, отнесено к специализированному жилищному фонду-общежитию, ответчиком не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что спорное жилое помещение с момента передачи жилого дома в муниципальную собственность, не относится к специализированному жилищному фонду, в связи с чем следует признать, что истица занимает жилое помещение на условиях договора социального найма, поэтому спорное жилое помещение подлежит передаче в порядке приватизации.

Согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной службой по учету потребителей ЖКУ № МП «ЕИРЦ» г.о.Самара, истица с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по адресу: <адрес> общ. ( л.д.61).

В соответствии с уведомлением Управления Росреестра Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ сведения о правах Загаринской Т.П. на объекты недвижимого имущества, расположенные на территории Самарской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют ( л.д.38).

Согласно сведениям Самарского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ истица право на приватизацию на территории г.Самары и Волжского района, не использовала, строений и жилья на территории г.Самары и Волжского района Самарской области не имеет (л.д.46, 69)

В соответствии с уведомлением Управления Росреестра по Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества по адресу: <адрес>63 ( л.д.39).

В соответствии с ответом Самарского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ правовая регистрация комнаты № по адресу: <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ не проводилась.

Согласно техническому паспорту, составленному Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация»-Федеральное БТИ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, площадь жилого помещения с учетом прочей (с коэффициентом) составляет 13.30 кв.м., общая площадь 13.30 кв.м., жилая площадь 13.30 кв.м. (л.д. 94-97). Спорное жилое помещение поставлено на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом (л.д.88-93).

По вышеизложенным обстоятельствам суд приходит к выводу, что исковые требования истицы обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования Загаринской ФИО7 удовлетворить.

Признать за Загаринской ФИО8 право собственности на жилое помещение-комнату номер №), площадью с учетом прочей (с коэффициентом) № кв.м., общей площадью № кв.м., жилой площадью № кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, дом номер №) в порядке приватизации.

Копию решения по вступлении решения в законную силу направить в Управление Росреестра по Самарской области, Самарский филиал «ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня составления судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Промышленный районный суд г. Самары.

Решение в окончательной форме составлено 11 ноября 2013 года.

Председательствующий подпись С.Н. Ланских

Копия верна. <данные изъяты>

***