Дело № 2-7378/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 ноября 2017 года г.Липецк
Советский районный суд г.Липецка в составе:
председательствующего судьи Гончаровой Л.А.,
при секретаре Крыловой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации г.Липецка о признании незаконным постановления, признании права на постановку на учет молодых семей, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение ( строительство) жилья, возложении обязанности поставить на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение ( строительство) жилья,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась с вышеуказанным иском, мотивируя его тем, что 27.04.2017 года они с супругом ФИО2 подали в администрацию г.Липецка заявление и все необходимые документы с целью постановки их на учет молодых семей, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение ( строительство) жилья по подпрограмме «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей» Государственной программы Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ». Однако пунктом 2 постановления администрации г.Липецка № 739 от 5.05.2015 года им было отказано в постановке на учет в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 54 Жилищного Кодекса Российской Федерации в связи с тем, что ранее ей и мужу принадлежали доли в праве общей долевой собственности в жилых домах. Полагает, что данный отказ не соответствует закону, поскольку отчуждение принадлежащих ей и супругу долей в праве долевой собственности на жилые помещения было вызвано переездом в г.Липецк на постоянное место работы, и не было связано с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Поэтому ФИО1 и просила суд признать незаконным пункт 2 постановления администрации г.Липецка № 739 от 3.02.2017 года в части отказа в постановке на учет молодых семей, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение ( строительство) жилья по подпрограмме «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей» Государственной программы Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ», признать за ней и супругом право состоять на таком учете, и возложить на администрацию г.Липецка обязанность поставить их на учет граждан имеющих право на получение социальных выплат на приобретение ( строительство) жилья по подпрограмме «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей» Государственной программы Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ».
В судебном заседании истец ФИО1 поддержала заявленные исковые требования, ссылаясь на те же доводы.
Третье лицо ФИО2 также поддержали исковые требования ФИО1.
Представитель ответчика администрации г.Липецка по доверенности ФИО3 иск не признала.
Представитель третьего лица Управления строительства и архитектуры Липецкой области по доверенности ФИО4 в судебное заседание не явилась, в письменном отзыве иск не признала. Просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО1 (ранее ФИО5), ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, состоят в браке с 21.09.2013 года, что подтверждается свидетельством о заключении брака.
В настоящее время они с 7.08.2015 года ( ФИО2) и с 7.04.2017 года ( ФИО1) зарегистрированы по месту жительства и проживают на основании договора найма в жилом помещении по адресу: <адрес> принадлежащем на праве собственности родителям истца ФИО6.
Указанное усматривается из выписок из домовой книги и лицевого счета на вышеназванное жилое помещение, договора найма, а также было подтверждено в судебном заседании ФИО9.
27 апреля 2017 года ФИО1 обратилась в администрацию г.Липецка с заявлением о принятии на учет молодых семей на условиях подпрограммы подпрограмме «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей» Государственной программы Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ» с составом семьи 2 человека, включая супруга ФИО2.
Совместно с иными необходимыми для рассмотрения данного вопроса документами ФИО1 были представлены и выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имеющиеся ( имевшиеся) у него объекты недвижимости от 25.04.2017 года в отношении ФИО1 и ФИО2, из которых следует, что
ФИО1 принадлежала 1/4 доля в праве общей долевой собственности на <адрес>, общей площадью 88,9 кв.м., в отношении которой право собственности было прекращено 3.02.2016 года;
ФИО2 принадлежала 1/4 доля в праве общей долевой собственности на <адрес> общей площадью 59,6 кв.м., в отношении которой право собственности было прекращено 16.03.2015 года.
Как усматривается из представленных суду договора дарения доли земельного участка с долей жилого дома от 11.03.2015 года, заключенного ФИО2 и ФИО7 в отношении 1/4 доли в праве общей долевой собственности на <адрес> и договора дарения от 30.01.2016 года, заключенного между ФИО8, ФИО1 и ФИО10 в отношении принадлежащих ФИО8 и ФИО1 долей в праве общей долевой собственности на <адрес>, принадлежавшие ФИО9 недвижимое имущество – доли в жилых помещениях, были ими отчуждены по безвозмездным сделкам – договорам дарения.
Постановлением администрации г.Липецка № 739 от 5.05.2015 года ФИО1 было отказано в постановке на учет молодых семей на условиях подпрограммы подпрограмме «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей» Государственной программы Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ» в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 54 Жилищного Кодекса Российской Федерации в связи с тем, что ранее ей и мужу принадлежали доли в праве общей долевой собственности в жилых домах, прекращение права зарегистрировано у ФИО1 3.02.2016 года, у ФИО2 16.03.2015 года.
Решая вопрос о соответствии данного постановления администрации г.Липецка, суд принимает во внимание следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050 была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 1015 – 2020 годы и входящие в её состав подпрограммы, в том числе и подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».
Постановлением Администрации Липецкой области от 13 декабря 2013 г. N 588 была утверждена государственная программа Липецкой области "Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ", частью которой является подпрограмма "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей".
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона Липецкой области от 27 декабря 2007 г. N 120-ОЗ "О социальных выплатах жителям Липецкой области на приобретение или строительство жилья" участники подпрограммы "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей" государственной программы Липецкой области "Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ" (далее - участники подпрограммы "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей") - молодые семьи, в том числе молодые семьи, имеющие одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполные молодые семьи, состоящие из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие в совокупности следующим требованиям:
возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти области в сфере строительства и архитектуры решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей" в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050;
наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с пунктом 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования ( Приложение N 4 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей"
федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы) под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
В силу положений статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Соответственно, для определения уровня обеспеченности жилым помещением должны приниматься во внимание все жилые помещения, в том числе которые были отчуждены лицом, претендующим на признание его нуждающимся в предоставлении жилого помещения, в течение пяти лет, предшествующих обращению с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении.
В соответствии с действующим жилищным законодательством ухудшением жилищных условий являются действия граждан, которые направлены на уменьшение общей площади жилого помещения.
В силу пункта 4 статьи 2 Положения «О порядке использования муниципального жилищного фонда на территории г. Липецка», утвержденного решением Липецкого городского Совета депутатов от 29 марта 2005 г. N 27, учётная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях города Липецка -13,5 кв. м общей площади на человека.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что ФИО9 произвели безвозмездное отчуждение принадлежащих им на праве собственности долей жилых помещений, при наличии которых в их собственности, исходя из размера этих долей и общей площади жилых помещений, они не были нуждающимися в жилых помещениях ( на долю ФИО1 приходилось 22,23 кв.м. общей площади, а на долю ФИО2 приходилось 14,9 кв.м. общей площади).
И именно указанные действия истца ФИО1 и третьего лица ФИО2 явились причиной появления у молодой семьи нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Доводы истца о том, что жилые помещения отчуждались ими с целью переезда в г.Липецк на постоянное место работы, не влияют на выводы суда, поскольку как истец, так и её супруг ( третье лицо по делу), не были лишены возможности иным образом разрешить свой жилищный вопрос, нежели безвозмездное отчуждение принадлежащих им жилых помещений, находящихся за пределами города Липецка.
Ссылки истца на то, что право долевой собственности на отчужденные жилые помещения было приобретено ею и ФИО2 по безвозмездным сделкам ( в порядке приватизации и в порядке наследования), не имеют юридического значения для настоящего спора.
С момента отчуждения ФИО9 принадлежащих им долей в праве общей долевой собственности на жилые помещения, после чего у них появилась нуждаемость в улучшении жилищных условий, до даты обращения с заявлением в администрацию г.Липецка о постановке на учет молодых семей, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение ( строительство) жилья по подпрограмме «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей» Государственной программы Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ» прошло менее 5 лет.
Следовательно, у администрации г.Липецка имелись законные основания для отказа в принятии семьи ФИО1 на соответствующий учет.
Таким образом, исковые требования ФИО1 суд находит необоснованными, в их удовлетворении надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
ФИО1 в удовлетворении исковых требований к администрации г.Липецка о признании незаконным постановления, признании права на постановку на учет молодых семей, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение ( строительство) жилья, возложении обязанности поставить на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение ( строительство) жилья отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г.Липецка в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: Л.А.Гончарова