ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-737/16 от 17.02.2017 Чугуевского районного суда (Приморский край)

дело № 2-89/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Чугуевка 17 февраля 2017 года

Чугуевский районный суд Приморского края

в составе: председательствующего судьи Бурцевой И.М.,

с участием старшего помощника прокурора Чугуевского района Афанасьевой Е.П.,

при секретаре судебного заседания Довженко Г.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Комовой А.М., Комова Н.В., Комова Т.В. к администрации <адрес> муниципального района о возложении обязанности,

установил:

Прокурор <адрес>, выступая в защиту прав и законных интересов Комовой А.М., Комова Н.В., Комова Т.В., обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ о признании права на получение материальной помощи и возложении обязанности ее выплаты.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проведения проверки по обращению Комовой А.М. о несогласии с решением органов местного самоуправления по вопросу возмещения ущерба, установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Комова А.М. с детьми Комовым Н.В. и Комовым Т.В. проживает по адресу: <адрес>. Администрацией <адрес> муниципального района отказано истцам во включении их в списки граждан на оказание финансовой помощи, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории <адрес>, поскольку они не зарегистрированы по месту жительства (пребывания) в пострадавшем от паводка районе. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местом постоянного жительства Комовой А.М., Комова Н.В., Комова Т.В. является дом, расположенный по адресу: <адрес>. Собственником указанного дома является отец истицы – ФИО5 За время проживания истца по данному адресу необходимость регистрации по месту жительства отсутствовала. Согласно актам обследования заявитель Комова А.М. с детьми признаны пострадавшими, т.к. в результате паводков полностью утрачен урожай, пострадал жилой дом, утрачено имущество первой необходимости. Однако, Комова А.М. и дети не включены в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера. Таким образом, Администрацией <адрес> муниципального района отказано во включении в списки на оказание финансовой помощи пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, поскольку заявителем не представлены документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства в пострадавшем жилом доме, что является незаконным. Просит признать Комову А.М., Комова Н.В., Комова Т.В. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной продолжительными ливневыми дождями на территории <адрес>, вызванными тайфуном <данные изъяты> Установить факт проживания Комовой А.М., Комова Н.В., Комова Т.В. по адресу: <адрес> в период чрезвычайной ситуации, вызванной продолжительными ливневыми дождями на территории <адрес>, вызванными тайфуном <данные изъяты> Признать за Комовой А.М., право на получение выплат за счет средств резервного фонда администрации <адрес> в целях частичного покрытия расходов в размере 25 000 рублей – на восстановление части поврежденного жилого дома по адресу: <адрес>; в размере 10 000 рублей – в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке. Признать за Комовой А.М., Комовым Н.В., Комовым Т.В. право на получение выплат за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций в размере 10000 рублей на человека – в качестве единовременной материальной помощи; в размере 50 000 рублей – финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости. Возложить обязанность на администрацию <адрес> муниципального района <адрес> включить Комову А.М., в списки на получение разовой материальной помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда администрации <адрес>, в целях частичного покрытия расходов в размере 25 000 рублей – на восстановление части поврежденного жилого дома по адресу: <адрес>; в размере 10 000 рублей – в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке. Возложить на администрацию <адрес> муниципального района <адрес> включить Комову А.М., Комова Н.В., Комова Т.В. в список на получение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций в размере 10000 рублей на человека – в качестве единовременной материальной помощи; в размере 50 000 рублей – финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости. Обратить решение суда к немедленному исполнению.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора <адрес>ФИО6 настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в иске.

Истец Комова А.М. в судебном заседании поддержала заявленные требования, утверждала, что фактически проживает по <адрес>, зарегистрирована по <адрес> в <адрес>, где она проживает с детьми принадлежит родителям, на момент наводнения она не успела оформить наследство, в связи с чем не прописалась в данном доме. В данном доме она проживает с ДД.ММ.ГГГГ года после смерти матери. В момент наводнения дом сильно не пострадал, был затоплен погреб полностью, погорела техника: холодильник, телевизор, чайники, в результате перепада электроэнергии. Огород сильно не пострадал, урожай утрачен, который был в воде. Квартира по <адрес>, где она зарегистрирована вместе с детьми, является муниципальной, оформлен договор социального найма на нее и детей. По месту прописки не обращалась за выплатой компенсации в связи с наводнением, т.к. ей никто не сказал, что необходимо оформлять заявление на выплаты по месту регистрации.

Представитель ответчика - администрации <адрес> муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, возражал против удовлетворения заявленных требований. Указал, что в ДД.ММ.ГГГГ года поступило заявление от Комовой А.П., проживающей по <адрес>, на оказание единовременной материальной (финансовой) помощи в связи с наводнением, вызванным тайфуном <данные изъяты> на территории <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, в котором она включила в члены своей семьи Комова Н.В., Комова Т.В. В связи с тем, что Комова А.М., Комов Н.В., Комов Т.В. не зарегистрированы по адресу: <адрес>, администрацией <адрес> муниципального района был дан отказ о включении их в списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи. Истец в обоснование заявленных исковых требований указывает, что у них отсутствовала необходимость регистрации по месту жительства, согласно актам обследования домовладение по <адрес> пострадало, имущество первой необходимости утрачено, но в списки пострадавших граждан в результате чрезвычайной ситуации природного характера их не внесли. Таким образом, законных оснований для включения в список и выплаты денежной помощи Комовой А.М., Комову Н.В., Комову Т.В. нет.

Представитель Департамента труда и социального развития <адрес> - ФИО8, действующий по доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Утверждал, что согласно п.п. 1.1, п. 1 постановления -па «О мерах по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного характера в результате продолжительных ливневых дождей на территории <адрес> в августе - сентябре 2016 года за счет средств, выделяемых из федерального и краевого бюджетов» (далее – Постановление -па) на выплаты имеют право граждане Российской Федерации, местом жительства которых в августе - сентябре 2016 года являлись жилые дома, квартиры, находящиеся на первых этажах многоквартирных домов, расположенные на территориях <адрес> муниципальных районов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории <адрес>, вызванными тайфуном <данные изъяты> на территории <адрес>). Выплаты производятся департаментом труда и социального развития <адрес> в соответствии со списками пострадавших граждан, представленными соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, и на основании решения Администрации <адрес> (п.п. 1.2 п.1 постановления -па). В соответствии с п.п. 2.2. пункта 2 постановления -па формирование списков пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи и единовременной материальной помощи, осуществляются на основании заявлений пострадавших граждан, документов, подтверждающих регистрацию пострадавших граждан по месту жительства, актов обследования утраченного урожая, актов обследования жилых домов, квартир, находящихся на первых этажах многоквартирных домов и поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, составленных комиссией, создаваемой органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>. Наличие регистрации пострадавшего гражданина по месту жительства в жилых домах, квартирах, имеющих придомовые земельные участки, является необходимым условием для получения выплат. Поскольку Комова А.М., Комов Н.В., Комов Т.В. не имеют регистрации по месту жительства, оснований для оказания им разовой материальной помощи, выплачиваемой их резервного фонда Администрации <адрес>, а также единовременной материальной и финансовой помощи, выплачиваемой за счет резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, не имеется. Согласно п. 1.3 постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-па выплата единовременной и финансовой помощи производится департаментом в соответствии со списками пострадавших граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи, представленными соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и на основании решений администрации <адрес>. В настоящее время в списках, представленных органом местного самоуправления в департамент, Комова А.М., Комов Н.В., Комов Т.В. отсутствуют, в связи с этим администрацией <адрес> не принято соответствующее решение.

Выслушав участников судебного заседания, допросив свидетеля, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан РФ на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. В соответствии с ФИО11 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины, определения, основные понятия», введенным в действие Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ, пострадавшими от чрезвычайной ситуации являются граждане, получившие поражение, либо понесшие убытки в результате чрезвычайной ситуации.

При этом порядок и условия, виды и размеры компенсации и социальных гарантий, предоставляемых пострадавшим гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-па «О мерах по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного характера в результате продолжительных ливневых дождей на территории <адрес> в августе - сентябре 2016 года за счет средств, выделяемых из федерального и краевого бюджетов», предусмотрено, что граждане Российской Федерации, местом жительства которых в августе - сентябре 2016 года являлись жилые дома, квартиры, находящиеся на первых этажах многоквартирных домов, расположенные на территориях <адрес> муниципальных районов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории <адрес>, вызванными тайфуном <данные изъяты> на территории <адрес>, имеют право на выплаты:

разовой материальной помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Администрации <адрес>, в целях частичного покрытия расходов:

в размере 25,0 тыс. рублей - на восстановление поврежденного жилого дома, квартиры, находящейся на первом этаже многоквартирного дома (сумма выплачивается на один поврежденный жилой дом или квартиру);

в размере 10,0 тыс. рублей - в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке;

единовременную материальную и финансовую помощь, выплачиваемую за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в размерах и в случаях, установленных подпунктами «г», «д» пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».

Пунктом 2.1 указанного Постановления -па предусмотрено, что выплата материальной помощи проводится на основании списков пострадавших граждан, которые формируются органом местного самоуправления, при этом, в соответствии с п. 2.2 Постановления включение в список пострадавших граждан производится на основании: - заявлений пострадавших граждан; - документов, подтверждающих регистрацию пострадавших граждан в жилых домах, квартирах, указанных в п. 1.1 Постановления; - правоустанавливающих документов на земельные участки, предоставленные и (или) приобретенные для ведения личного подсобного хозяйства, правоустанавливающие документы на садовые, огородные земельные участки, а также на дачные земельные участки, предоставленные без права возведения жилого дома с правом регистрации, проживания в нем, расположенные на территории муниципальных образований <адрес>, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления; - актов обследования утраченного урожая в результате чрезвычайной ситуации, составленных комиссией, создаваемой органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления; - актов обследования жилых домов, квартир, находящихся при первых этажах многоквартирных домов и поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, составленных комиссией, создаваемой органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, указанных в подпункте 1.1. пункт 1 настоящего постановления.

Таким образом, право на компенсационные выплаты пострадавшим, оказавшимся в зоне чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории <адрес> признается за гражданами, которые на момент возникновения чрезвычайной ситуации были зарегистрированы в жилых домах, имеющих придомовые земельные участки, в квартирах, находящихся на первых этажах многоквартирных домов и поврежденных в результате чрезвычайной ситуации.

Судом установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> находилось в зоне затопления в результате чрезвычайной ситуации, вызванной продолжительными ливневыми дождями на территории <адрес>, вызванными тайфуном <данные изъяты> на территории <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании свидетель ФИО9 подтвердила факт проживания Комовой А.М., Комова Н.В., Комова Т.В. по адресу: <адрес>.

Согласно штампа в паспорте Комова А.М. зарегистрирована по адресу: <адрес> края.

Из сообщения администрации <адрес> муниципального района следует, что Комова А.М., Комов Н.В., Комов Т.В. не включены в списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании материальной (финансовой) помощи, поскольку не имеют регистрации по месту жительства.

Доводы Комовой А.М. о том, что фактическим местом ее и детей жительства является дом по адресу: <адрес>, и она с детьми имеет право на получение компенсационных выплат, не могут быть приняты судом, поскольку постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-па предусмотрено право на компенсационные выплаты пострадавшим, оказавшимся в зоне чрезвычайной ситуации за гражданами, которые на момент возникновения чрезвычайной ситуации были зарегистрированы по месту жительства в жилых домах, имеющих придомовые земельные участки, и поврежденных в результате чрезвычайной ситуации.

Согласно информации Департамента труда и социального развития <адрес>, в лице отдела по <адрес> муниципальному району, Комова А.М., Комов Н.В., Комов Т.В. постоянно зарегистрированы по адресу: <адрес>. Кроме того, в судебном заседании Комова А.М. утверждала, что она и дети пользуются жилым помещением квартирой в <адрес> в <адрес> на основании договора социального найма.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь 194-198 ГПК РФ, -

решил:

В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в интересах Комовой А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Комова Н.В., ДД.ММ.ГГГГ рождении, Комова Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной продолжительными ливневыми дождями на территории <адрес>, установлении факта проживания Комовой А.М., Комова Н.В., Комова Т.В. по адресу: <адрес>, признании за Комовой А.М., права на получение выплат за счет средств резервного фонда администрации <адрес> в целях частичного покрытия расходов в размере 25 000 рублей – на восстановление части поврежденного жилого дома по адресу: <адрес>; в размере 10 000 рублей – в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке, признании за Комовой А.М., Комовым Н.В., Комовым Т.В. права на получение выплат за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации в размере 10000 рублей на человека – в качестве единовременной материальной помощи; в размере 50 000 рублей – финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости, возложении обязанности на администрацию Чугуевского муниципального района <адрес> включить Комову А.М., Комова Н.В., Комова Т.В. в соответствующие списки пострадавших – отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес> краевой суд через Чугуевский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Судья И.М. Бурцева