Дело № 2-737/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Курганинск 09 декабря 2020 г.
Курганинский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Распопова К.Г.,
при секретаре Суторминой А.В.,
с участием:
истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
заинтересованных лиц:
представителя Курганинского
городского поселения ФИО3,
представителя муниципального
образования Курганинский район ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ФИО1 к ООО "Экоцентр" о защите прав потребителей,
установил:
ФИО1 обратился в Курганинский районный суд с исковым заявлением к ООО "Экоцентр" о защите прав потребителей, обосновав тем, что в январе 2020 года в Курганинском районе Краснодарского края начал деятельность региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Экоцентр» (далее - Ответчик). С начала деятельности, вывоз региональным оператором твердых коммунальных отходов (далее-ТКО) собранных «бесконтейнерным» способом от населения, проживающего в зане индивидуальной застройки в Курганинском районе, осуществляется с периодичностью один раз в неделю.Такая же периодичность установлена для вывоза ТКО в течение всего календарного года. ФИО1 считает действия ответчика в части периодичности вывоза ТКО (один раз в неделю) противоречащими закону. Осуществляя вывоз ТКО один раз в неделю, ответчик существенно нарушает санитарно-эпидемиологическое законодательство, а также права жителей населенных пунктов Курганинского района, в том числе и лично его права. Личные интересы и права потребителя нарушены: несвоевременным вывозом твердых коммунальных отходов на территории Курганинского городского поселения, противоречащим санитарным требованиям и правилам и причиняющий вред здоровью истца; нарушено право на благоприятную окружающую среду, в том числе антропогенную, гарантированную ст. 42 Конституции РФ и Федеральным законом от 10.01.2002 г. N° 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; невыполнением перерасчета со снижением платы за услугу по вывозу ТКО ненадлежащего качества, установленного пунктом 17 приложения №1 (Требования к качеству коммунальных услуг) раздела VII «Обращение с ТКО» Постановления Правительства РФ № 354. Также нарушено право ФИО1 на заключение договора на сбор и вывоз ТКО, установленное п. 8.4. Постановления Правительства РФ N2 1156 и п. 6 Постановления Правительства РФ № 354. Указанные противоречащие действия законодательству действия ответчика, вынужденная необходимость дышать испарениями несвоевременно вывозимых отходов и нарушение моих прав причиняют мне существенный моральный вред, справедливой компенсацией за который истец считает денежную выплату ему ответчиком в сумме 200 000 (двести тысяч) рублей. Просил признать незаконным вывоз ответчиком твердых коммунальных отходов бесконтейнерным способом с периодичностью один раз в неделю, на территории индивидуальной застройки Курганинского городского поселения; признать незаконным невыполнение ответчиком перерасчета со снижением цены услуги, за несвоевременный вывоз твердых коммунальных отходов; обязать ответчика выполнить перерасчет со снижением цены услуги, за несвоевременный вывоз твердых коммунальных отходов; взыскать с ответчика в своюю пользу компенсацию за причинение морального вреда в сумме 200 000 (двести тысяч) рублей.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика ООО "Экоцентр" - ФИО2, действующий на основании доверенности просил суд в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
Представители заинтересованных лиц - Курганинского городского поселения ФИО3, действующая на основании доверенности, муниципального образования Курганинский район - ФИО4, действующий на основании доверенности в судебном заседании пояснили, что считают исковые требования не подлежащими удовлетворению
Выслушав лиц, участвующих в судебном разбирательстве, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению, в связи со следующим.
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Региональным оператором обеспечивается сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории зоны деятельности Регионального оператора в пределах субъекта РФ в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами по Новокубанской зоне деятельности от 14.06.2018, дополнительное соглашение № 1 от 28.12.2018г., общество с ограниченной ответственностью «ЭкоЦентр» (далее - ООО «ЭкоЦентр») выполняет функции Регионального оператора.
Региональный оператор в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) приступил к работе 01.01.2020 г.
В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ (последняя редакция) (Далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ).
В силу ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям, установленным СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (далее - СанПиН 42-128-4690-88) (пункт 1.1).
Согласно полномочиям муниципальных образований (органов местного самоуправления) определяемых Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления (ст. ст. 14 - 16 131-ФЗ) участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортирован твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения.
В соответствие с полномочиями муниципальных образований в области обращения с твердыми коммунальными отходами, определяемых статьей 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ:
- создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
На территории муниципальных образований индивидуальной жилой застройки (частный сектор), где накопление отходов и их удаление с территории населенных пунктов осуществляется бестарным способом - способ очистки территорий мест индивидуальной жилой застройки при отсутствии на данной территории места (площадки) накопления, при котором отходы собираются потребителем в мешки (пакеты) непосредственно путем передачи накопленных потребителем таким образом отходов Региональному
оператору, осуществляющему погрузку в специализированный транспорт в
ручном режиме.
СанПин 42-128-4690-88 и СанПиН 2.1.7.3550-19 предписывают необходимость удаления отходов от мест (площадок) накопленияк местам осуществления деятельности по обращению с отходами.
Бестарный способ накопления и сбора отходов - это способ накопления потребителями отходов без применения дворовых сборников,контейнеров и другой тары, удаление накопленных отходов (сбор) осуществляется без их предварительного хранения в контейнерах на контейнерных площадках и осуществляется в момент фактического сбора (непосредственную погрузку мешков с отходами без их предварительного опорожнения в мусоровоз в момент вывоза отходов).
В связи с чем истцом ошибочно применены положения о периодичности удаления отходов из ДВОРОВЫХ СБОРНИКОВ, указанные в СанПин 42-128-4690-88 и СанПиН 2.1.7.3550-19.
Кроме того, согласно абзацу второму постановления Госкомсанэпиднадзора РСФСР от 6 февраля 1992 г. № 1 "О порядке действия на территории Российской Федерации нормативных актов бывшего Союза ССР в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения" на территории России действуют санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, утвержденные бывшим Министерством здравоохранения СССР, в части, не противоречащей санитарному законодательству Российской Федерации.
В соответствие с условиями пункта 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
В соответствие с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
На территории Курганинского района Краснодарского края в условиях индивидуальной жилой застройки (частный сектор) и в отсутствие места (площадки) накопления ТКО, конклюдентными действиями сторон согласована еженедельная периодичность и бестарный сбор отходов от каждого домовладения.
По смыслу п.8(10) Правил № 1156 условия договора на оказание услуг по обращению с ТКО могут быть дополнены положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что в связи с тем, что санитарными нормами и правилами не определен порядок удаления отходов при применении БЕСТАРНОГО способа - (без дворовых сборников) накопления отходов, то удаление отходов, накопленных бестарным способом осуществляется в соответствие с п. 3 Постановления правительства РФ № 1156 безопасным для населения и окружающей среды способом - путем непосредственной погрузки мешков потребителей в мусоровоз, осуществляющий вывоз отходов еженедельно.
В связи с чем, суд приходит к выводу что Общество осуществляя деятельность по сбору ТКО бестарным способом в Курганинском районе, где расположены застройки домов, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, требования санитарных правил о периодичности вывоза ТКО Обществом не нарушены, поскольку согласно пункта 2.2.9 СанПин 42-128-4690-88 удаление негабаритных отходов из домовладений следует производить по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю, а в районах застройки домов, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, предприятиям по уборке следует осуществлять планово-регулярную систему очистки от твердых отходов не реже двух раз в неделю (абзац 6 пункта 6.4 СанПин 42-128-4690-88).
Истец не принял во внимание сложившуюся застройку жилого сектора в Курганинском районе - в муниципальном районе преобладает индивидуальная жилая застройка и отсутствуют места (площадки) накопления (дворовые сборники) ТКО, соответственно хранение (накопление) отходов потребителями не осуществляется, загнивания не происходит, температурный режим не оказывает влияния на безопасность выполняемого бестарного сбора отходов.
Соответственно истцом не представлено доказательств наличия нарушения ответчиком санитарных норм и правил при обращении с ТКО на территории Курганинского района, в связи с чем, исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО «Экоцентр» о защите прав потребителя, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Курганинский районный суд в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме, а именно с 14 декабря 2020 года.
Судья К.Г. Распопов