ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-737/2014 от 17.11.2014 Тихвинского городского суда (Ленинградская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тихвин Ленинградской области ДД.ММ.ГГГГ

Тихвинский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Андреевой Г.В.,

при секретаре Кргулик Е.М.,

с участием:

представителя истца - ФИО1,

представителя ответчика-Правительства Ленинградской области-Кочоровой Е.В.,

представителя ответчика – администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район - ФИО2,

представителя третьего лица – Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области – ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

ФИО5, ФИО6, ФИО7 к

администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области,

Правительству Ленинградской области

о признании незаконным изменения даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, об обязании предоставить безвозмездную единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истцы ФИО5, ФИО6, действуя также в интересах несовершеннолетней дочери ФИО3, обратились в суд с иском к администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области, Правительству Ленинградской области о признании незаконным изменения даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГг. на дату включения в льготные списки ветеранов боевых действий ДД.ММ.ГГГГг., об обязании предоставить безвозмездную единовременную денежную выплату на приобретение жилья не позднее ДД.ММ.ГГГГг. (том 1: л.д.л.д. 7-12, 93-97).

В обоснование требований истцы указали, ДД.ММ.ГГГГг. были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, ФИО5 является ветераном боевых действий и имеет право на обеспечение жилой площадью в льготном порядке в соответствии Федеральным законом «О ветеранах», однако решением рабочей группы при Правительстве Ленинградской области для организации работы по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и обеспечению жилыми помещениями граждан, жилищное обеспечение которых осуществляется на основании федеральных законов от 12 января 1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Рабочая группа при Правительстве ЛО) от ДД.ММ.ГГГГг. ему отказано в выделении бюджетных средств для приобретения жилого помещения, а на основании решения Рабочей группы при Правительстве ЛО от ДД.ММ.ГГГГг. дата принятия его на учет незаконно изменена на дату включения в льготные списки ветеранов боевых действий - ДД.ММ.ГГГГг.

В судебное заседание истцы не явились, в письменных заявлениях просили рассматривать дело в их отсутствие, истец ФИО5 направил в суд представителя.

Представитель истца ФИО1, действующий на основании нотариальной доверенности от ДД.ММ.ГГГГг. сроком на один год (том 1: л.д. 92), иск поддержал, сославшись на приведенные в исковом заявлении доводы.

Представитель истца пояснил, что постановлением главы администрации муниципального образования «Тихвинский район Ленинградской области» от ДД.ММ.ГГГГг. жена ФИО5 - ФИО6 с членами ее семьи, в т.ч. с мужем и дочерью, принята на учет по улучшению жилищных условий на общих основаниях, а постановлением главы той же администрации от ДД.ММ.ГГГГг. ФИО5, состоящий на учете с ДД.ММ.ГГГГ., являющийся ветераном боевых действий, включен в льготную очередь на улучшение жилищных условий. В связи с тем, что истец выполнял специальные задачи в зоне военного конфликта в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., он имеет право на льготы, установленные ФЗ «О ветеранах», с ДД.ММ.ГГГГ., потому должен быть включен в списки граждан-получателей бюджетных средств на приобретение жилого помещения именно с ДД.ММ.ГГГГг. как принятый на учет по улучшению жилищных условий с данной даты.

Кроме того, представитель истца указывал на то, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от ДД.ММ.ГГГГг. ФИО8 восстановлен в сводном списке на получение субсидии для приобретения жилого помещения на ДД.ММ.ГГГГ., потому должен быть обеспечен субсидией в ДД.ММ.ГГГГ., однако, поскольку текущий год заканчивается, то субсидия ФИО8 должна быть предоставлена в ДД.ММ.ГГГГ., однако не позднее ДД.ММ.ГГГГг.

Представитель ответчика – администрации Тихвинского муниципального района – ФИО2 иск не признал, полагал, что администрация Тихвинского муниципального района является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку действий, нарушающих права истцов, не совершала, все обязанности, относящиеся к полномочиям администрации, в отношении истца исполнены.

Представитель данного ответчика указывал на то, что иск не подлежит удовлетворению, поскольку право на получение льгот в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», в том числе на обеспечение жилым помещением, возникло у ФИО5 не ранее получения им удостоверения о праве на льготы – ДД.ММ.ГГГГг., а на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий ветеран боевых действий, ФИО5 принят ДД.ММ.ГГГГг. Обеспечение граждан-претендентов на получение единовременной выплаты для приобретения жилого помещения осуществляется в хронологическом порядке и решение о предоставлении ФИО5 бюджетных средств в ДД.ММ.ГГГГ. повлечет нарушение прав иных граждан, принятых на учет ранее ФИО5

Представитель ответчика – Правительства Ленинградской области – ФИО9 иск не признала, указывала на то, что ФИО5 включен в областной сводный список граждан – претендентов на получение мер социальной поддержки ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов на ДД.ММ.ГГГГ., дата принятия ФИО5 на учет изменена не была, списки граждан-претендентов на получение мер социальной поддержки были актуализированы, дата принятия ФИО5 на учет приведена в соответствие с постановлением о принятии его на учет – ДД.ММ.ГГГГг., оснований для изменения даты на ДД.ММ.ГГГГг. не имеется, так как право на льготы, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах», возникло у истца ФИО5 после получения им удостоверения о праве на льготы в 2004г.

Представитель Правительства Ленинградской области также указывала на то, что решение о предоставлении ФИО5 бюджетных средств в ДД.ММ.ГГГГ. повлечет нарушение прав иных граждан, принятых на учет ранее ФИО5, пояснила, что бюджетные средства предоставляются гражданам-претендентам на получение мер социальной поддержки, состоящим в областной очереди и включенным в список граждан-получателей средств федерального бюджета, утверждаемый ежегодно и формирующийся в хронологическом порядке.

Представитель третьего лица – Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области – ФИО4 сочла иск не подлежащим удовлетворению, поддержала доводы представителя Правительства Ленинградской области, пояснила, что право ветеранов боевых действий на получение мер социальной поддержки в соответствии с ФЗ «О ветеранах» возникло с 01 января 2004г. в связи в снесением в названный закон изменений Федеральным законом от 27 ноября 2002г. № 158-ФЗ.

Представитель третьего лица – Управления Федерального казначейства по Ленинградской области, являющегося представителем Министерства финансов Российской Федерации, выступающим от имени казны Российской Федерации, в судебное заседание не явился.

Ранее представителем данного третьего лица направлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления (том 2: л.д. 17).

Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению.

Судом на основании исследованных доказательств установлено следующее.

Постановлением главы администрации муниципального образования «Тихвинский район Ленинградской области» от ДД.ММ.ГГГГг. а ФИО6 с членами семьи принята на учет по предоставлению жилой площади с номером общей очереди , по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. – номер очереди (том 1: л.д.л.д. 41-44, 172).

ДД.ММ.ГГГГг. ФИО5, выполнявший специальные задачи в зоне чрезвычайного положения (военного конфликта) в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., получил удостоверение о праве на льготы, предусмотренные п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» (том 1: л.д. 159).

Постановлением главы администрации МО «Тихвинский район Ленинградской области» от ДД.ММ.ГГГГг. а ФИО5 включен в льготную очередь участников войны на улучшение жилищных условий (том 1: л.д. 158).

Решением Рабочей группы при Правительстве ЛО от ДД.ММ.ГГГГг. ФИО5 было отказано в предоставлении бюджетных средств на приобретение жилого помещения в связи принятием на учет с нарушением установленных Правил (том 1: л.д. 22-28).

Определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от ДД.ММ.ГГГГг. отменено в части решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГг., постановлено восстановить ФИО5 с членами семьи в сводном списке на получение субсидии для приобретения жилого помещения на 2013г. (том 1: л.д.л.д. 14-17, 18-23).

Решением Рабочей группы при Правительстве ЛО от ДД.ММ.ГГГГг. администрации Тихвинского района отказано в предоставлении бюджетных средств для приобретения жилого помещения ФИО5 со ссылкой на ранее принятое решение от ДД.ММ.ГГГГг. (том 1: л.д.л.д. 30-36).

ДД.ММ.ГГГГ<адрес> группой при Правительстве ЛО рекомендовано комитету по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области внести изменения в утвержденный сводный список ветеранов боевых действий, изъявивших желание улучшить жилищные условия в ДД.ММ.ГГГГ., а именно изменить дату постановки ФИО5 на учет с ДД.ММ.ГГГГг. на ДД.ММ.ГГГГг. (том 1: л.д.л.д. 178-180).

Постановлением администрации Тихвинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГг. -а утвержден список граждан-претендентов на получение мер социальной поддержки по жилищному обеспечению Тихвинского района в ДД.ММ.ГГГГ. В списке граждан-претендентов на получение мер социальной поддержки по жилищному обеспечению Тихвинского района из числа ветеранов боевых значится ФИО5 с датой принятия на учет ДД.ММ.ГГГГг.(том 1: л.д.л.д. 145-147).

ДД.ММ.ГГГГг. Решением рабочей группы при Правительстве ЛО утвержден сводный список граждан-претендентов на получение мер социальной поддержки ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов на ДД.ММ.ГГГГ. (том 1: л.д.л.д. 181-209).

В указанном списке в качестве претендента на получение мер социальной поддержки указана ФИО6 с датой принятия на учет ДД.ММ.ГГГГг.

Из объяснений представителей Правительства ЛО и Комитета по ЖКХ и транспорту ЛО, данных в предыдущих судебных заседаниях, следует, что при утверждении областного сводного списка ФИО6 в качестве лица, имеющего право на получение мер социальной поддержки указана вследствие технической ошибки.

Решением Рабочей группы при Правительстве ЛО от ДД.ММ.ГГГГг. установлено наличие технической ошибки в протоколе заседания от ДД.ММ.ГГГГг., Комитету по ЖКХ и транспорту ЛО предписано определить очередность ФИО5 в сводном областном списке граждан-претендентов по Ленобласти на ДД.ММ.ГГГГ. в срок до ДД.ММ.ГГГГг. в порядке актуализации сводного областного списка граждан-претендентов по Ленинградской области на ДД.ММ.ГГГГ. (том 2: л.д. 45).

Ранее, решением Рабочей группы при Правительстве ЛО от ДД.ММ.ГГГГг., администрациям муниципальных районов, в том числе, Тихвинского, предписано привести в соответствие с пунктами 3,7 Порядка предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма или единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГг. (с последующими изменениями) списки граждан-претендентов на получение мер социальной поддержки ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, Комитету по ЖКХ и транспорту Ленинградской <адрес> предписано на основании утвержденных администрациями списков произвести актуализацию сводного областного списка граждан-претендентов по Ленинградской <адрес> на 2015г. (том 2: л.д. 44).

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом «О ветеранах».

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 12 января 1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» данный закон распространяется на граждан Российской Федерации, а также на постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным в статьях 2 - 4 названного Федерального закона.

Статьей 16 ФЗ «О ветеранах» установлены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, к числу которых относится обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 названного Федерального закона

В силу ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 указанного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 названного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 статьи 23.2 мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Пунктом 11.1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» установлено, что определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения ветеранам боевых действии, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Порядок предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма или единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения (далее – Порядок) утвержден постановлением Правительства Ленинградской области от 07 апреля 2006г. № 108 «О мерах по реализации областного закона «Об обеспечении жильем некоторых категорий граждан, поставленных на учет до ДД.ММ.ГГГГг.» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГг., от ДД.ММ.ГГГГг.).

Пунктом 3 названного Порядка установлено, что предоставление мер социальной поддержки осуществляется по сводному областному списку граждан-претендентов на получение мер социальной поддержки на планируемый год, сформированному Комитетом по ЖКХ и транспорту Ленинградской <адрес> в хронологической последовательности по дате включения граждан в списки на первоочередное обеспечение жилыми помещениями.

Пункт 7 Порядка предусматривает, что администрация муниципального образования формирует список граждан-претендентов в хронологической последовательности по дате включения в списки граждан на первоочередное обеспечение жилыми помещениями.

Как выше указано, постановлением администрации МО «Тихвинский район» от ДД.ММ.ГГГГг. была принята ФИО6 как нуждающаяся в улучшении жилищных условий составом семьи пять человек, как проживающая в жилом помещении менее <данные изъяты> кв.м на человека в соответствии с решение Ленинградского областного Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профессиональных союзов от 23 ноября 1987г. № 481/10 «Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинградской области».

Таким образом, ФИО5 в составе семьи ФИО6 был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях на общих основаниях, предусмотренных действовавшим на дату принятия решения законодательством.

Пунктом 32 названных Правил от 23 ноября 1987г. установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете для улучшения жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.

ФИО5 как ветеран боевых действий включен в льготную очередь на получение жилого помещения постановлением администрации МО «Тихвинский район ЛО» от ДД.ММ.ГГГГг.

В силу ст. 28 Федерального закона «О ветеранах» реализация мер социальной поддержки ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца.

Инструкция об удостоверении ветерана боевых действий утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003г.

Согласно названной Инструкции удостоверение ветерана боевых действий является документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки.

Удостоверение ветерана боевых действий выдано ФИО5 ДД.ММ.ГГГГг., следовательно, право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах», возникло у ФИО5 с момента выдачи ему удостоверения и предъявления его в администрацию Тихвинского района.

Представитель истца в ходе судебного разбирательства ссылался на то, что ФИО5 не мог ранее ДД.ММ.ГГГГ. получить удостоверение ветерана боевых действий, так как выдача таких удостоверений не была предусмотрена действовавшим законодательством, однако это обстоятельство не влияет на момент возникновения права на получение льгот, установленных ФЗ «О ветеранах», поскольку такое право возникло у него в ДД.ММ.ГГГГ. по окончании периода его участия в боевых действиях и подтверждается записью в военном билете и справкой об участии в боевых действиях в зоне военного конфликта, выданной ДД.ММ.ГГГГг. военным комиссаром г.<данные изъяты> (том 2: л.д. 43).

Суд данный довод представителя истца отвергает, поскольку ветераны боевых действий включены в перечень лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, на основании Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах» от 27 ноября 2002г. № 158-ФЗ, вступившего в действие с 01 января 2004г.

Кроме того, внесены изменения в Раздел III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, являющегося приложением к Федеральному закону «О ветеранах», согласно которым названный Перечень дополнен территорией Российской Федерации и периодом ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, на которых распространяется действие статей 3,4 Федерального закона «О ветеранах».

Северо-Кавказский регион, на территории которого с августа 1999г. выполнялись контртеррористические операции, включен в Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, являющийся приложением к Федеральному закону «О ветеранах», Федеральным законом от 27 ноября 2002г. № 158-ФЗ.

Таким образом, исходя из приведенных нормативных актов, лица, участвовавшие в контртеррористических операциях на территории <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ., до ДД.ММ.ГГГГг. статуса ветерана боевых действий не имели.

Как видно из копии военного билета ФИО5 в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. он проходил военную службу на территории <данные изъяты>, следовательно, исходя из приведенных положений закона, статуса ветерана боевых действий по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг. (на момент принятия на учет ФИО6) не имел и, следовательно, и права на получение мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом «О ветеранах», не имел.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что включение ФИО5 в сводный областной список граждан-претендентов на получение мер социальной поддержки с датой принятия на учет ДД.ММ.ГГГГг. соответствует требованиям федерального законодательства и не усматривает оснований к изменению указанной даты на ДД.ММ.ГГГГг., когда на учет была принята ФИО6 на общих основаниях.

Поскольку предоставление мер социальной поддержки осуществляется в хронологической последовательности по дате включения граждан в списки на первоочередное обеспечение жилым помещением на основании списков граждан- получателей средств федерального бюджета, а в списках граждан-претендентов на получение мер социальной поддержки из числа ветеранов боевых действий состоят граждане, поставленные на учет ранее ФИО5, постольку суд не усматривает оснований для обязания Правительства ЛО предоставить ФИО5 единовременную денежную выплату на приобретение жилья в течение 2015г.

Как пояснили представитель Правительства ЛО и Комитета по ЖКХ и транспорту ЛО, денежные выплаты предоставляются исходя из размера денежной суммы, предоставленной из федерального бюджета, и, поскольку ФИО5 состоит на учете как претендент на получение мер социальной поддержки, такие средства будут ему выделены в порядке очереди без судебного решения.

Ссылку представителя истца на то, что определением <данные изъяты> городского суда ФИО5 восстановлен в списках на получение бюджетных средств в ДД.ММ.ГГГГ., а потому должен был получить выплату в ДД.ММ.ГГГГ., суд отвергает.

Как видно из решения <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГг. и определения <данные изъяты> городского суда от ДД.ММ.ГГГГг. (том 1: л.д.л.д. 14-17, 18-23), предметом судебного разбирательства являлся отказ ФИО5 в предоставлении бюджетных средств в связи с принятием Рабочей группой при Правительстве ЛО решения о том, что он принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с нарушением установленного порядка.

Именно данное решение было признано незаконным, при этом указано, что требование ФИО5 о предоставлении бюджетных средств является преждевременным, а ФИО5 с членами семьи восстановлен в списке на получении субсидии для приобретения жилого помещения на ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, как действовавшим на момент рассмотрения дела законодательством, так и в настоящее время, не предусматривалось утверждение списков на получение субсидии для приобретения жилья, а списки граждан-претендентов на получение мер социальной поддержки утверждаются ежегодно и данное обстоятельство не указывает на безусловную обязанность предоставления таких мер именно в том году, на который списки утверждены, поскольку, как указано выше, предоставление мер социальной поддержки осуществляется в хронологической последовательности по дате включения граждан в списки на первоочередное обеспечение жилым помещением.

Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда исполнено, ФИО5 внесен в список граждан-претендентов на получение мер социальной поддержки, включен в текущий список граждан- претендентов на получение мер социальной поддержки в ДД.ММ.ГГГГ., утвержденный с учетом данных о таких гражданах и по состоянию на 2013г., предоставление таких мер обусловлено датой принятия на учет – ДД.ММ.ГГГГг., оснований к изменению которой на ДД.ММ.ГГГГг. суд не усмотрел.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 320-321 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

ФИО5, ФИО6, ФИО3 в иске к Правительству Ленинградской области, администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области о признании незаконным изменения даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГг. на ДД.ММ.ГГГГг., об обязании предоставить безвозмездную единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в срок до ДД.ММ.ГГГГг. отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в канцелярию Тихвинского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья ___________________ Андреева Г.В.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГг.

Судья __________________ Андреева Г.В.