Дело № 2-737/2019 31 июля 2019 года УИД 29RS0016-01-2019-000942-16 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Новодвинский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Поршнева А.Н., при секретаре Коноваловой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новодвинске Архангельской области гражданское дело по иску Холопова А.Н. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании недоначисленной заработной платы, денежной компенсации (процентов) за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, УСТАНОВИЛ: Холопов А.Н. обратился с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) о взыскании недоначисленной заработной платы, денежной компенсации (процентов) за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда. В обоснование требований указал на то, что работает в жилищно-эксплуатационном отделе № 2 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по 12 ГУ МО) в должности машиниста экскаватора. Рабочее место находится в рп. Белушья Губа (о. Новая Земля) – районе Крайнего Севера. Ежемесячно ему начисляется дополнительная стимулирующая выплата, к которой работодатель не применяет районный коэффициент и процентную надбавку за стаж работы в районах Крайнего Севера, в связи с чем образовалась задолженность за период с апреля 2017 года по декабрь 2018 года в размере <данные изъяты> Просит суд взыскать с ответчика задолженность по заработной плате в размере <данные изъяты> компенсацию за задержку выплаты указанной задолженности в размере 1/150 действующей в настоящее время ключевой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки, компенсацию морального вреда в размере 3000 руб. Ответчик ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в письменном отзыве иск не признает. Согласно приложению № 3 к Порядку формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № 255, и пункту 12.3 приказа начальника Учреждения от 11.05.2017 № 49 фонд оплаты труда определяется суммированием фонда должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок) с учетом повышения должностных окладов, связанных с тяжелыми работами, во вредных и (или) опасных условиях труда с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации в размерах, установленных приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № 255 и штатным расписанием Филиала и фондов выплат компенсационного характера (в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), установленные работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации) и стимулирующего характера (надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы, надбавка за выслугу лет - в размере 4 должностных окладов (тарифных ставок), премия по результатам работы в размере 3 должностных окладов (тарифных ставок) и единовременного денежного вознаграждения за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года - в размере двух должностных окладов (тарифных ставок), на которые начисляются районный коэффициент и северная надбавка. Для поощрения работников Филиала за добросовестный эффективный труд, за счет экономии фонда оплаты труда выплачивается ежемесячное дополнительное материальное стимулирование, предусмотренное Положением о дополнительном материальном стимулировании, установленном приказом начальника Учреждения от 11.05.2017 № 50, и не имеющее постоянный размер, поскольку начисляется за счет экономии фонда оплаты труда. В соответствии с пунктом 2.1 Положения о дополнительном материальном стимулировании установлено, что выплата дополнительного материального стимулирования осуществляется за счет экономии фонда оплаты труда при наличии средств на эти цели по итогам работы за месяц доводимых до Филиала планом распределения денежных средств бюджетного штатного расписания. В случае достижения работником высоких производственных показателей при одновременном безупречном выполнении обязанностей, возложенных трудовым договором и должностной инструкцией, по ходатайствам должностных лиц на начальника Филиала осуществляется распределение экономии фонда оплаты труда с изданием соответствующего локального нормативного акта. При 100% укомплектованности штатным персоналом Филиала дополнительное материальное стимулирование сведено к нулю. Для создания экономии ФОТ начальник Филиала вынужден в 2017-2018 году при штатном расписании 4786 ед., фактически исполнять обязанности по содержанию и эксплуатации объектов обороны Российской Федерации штатным персоналом в количестве 3209 ед., т.е. укомплектованность персонала 67,05% (данная укомплектованность является справочной на 14.05.2017 и в период работы истца не превышала 70%). Та часть фонда оплаты труда, на которую были начислены районный коэффициент и северная надбавка, которая составила экономию фонда оплаты труда, в дальнейшем в соответствии с приказами распределена между работниками с учетом выполнения показателей и критериев оценки эффективности деятельности гражданского персонала. При этом дополнительное начисление коэффициентов на дополнительное материальное стимулирование не требуется. Поэтому абзацем 8 пункта 2.1 приказа от 11.05.2017 № 50 предусмотрено, что максимальный размер выплат премий и стимулирующих выплат (с учетом районного регулирования), устанавливаемых за счет экономии фонда оплаты труда заместителям начальника Филиала, начальникам структурных подразделений и их заместителям, другим категориям работников не может превышать в среднем в месяц суммы, указанной в приложении № 3 к Положению. Кроме того, Федеральным законом от 03.07.2016 № 272-ФЗ с 03.10.2016 введена часть вторая статьи 392 ТК РФ, в соответствии с которой, за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. Учитывая, что о предполагаемом нарушении своих прав истец должен был узнавать каждый месяц при получении заработной платы в соответствии со статьей 136 ТК РФ, то истец пропустил установленный статьей 392 ТК РФ срок на обращение в суд за защитой нарушенных трудовых прав, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении искового заявления. Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного разбирательства (статья 113 ГПК РФ), не явились, что не стало препятствием для рассмотрения дела (статья 167 ГПК РФ). Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему. Как установлено по материалам дела, истец с 22.04.2017 работал в жилищно-эксплуатационном (коммунальном) отделе № 2 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по 12 ГУ МО) в должности машиниста экскаватора (вахтовым методом), с 01.02.2019 переведен на должность машиниста экскаватора жилищно-коммунальной службы № 3. Рабочее место находится в рп. Белушья Губа (о. Новая Земля) – районе Крайнего Севера. Заключенным между сторонами трудовым договором от 21.04.2017 № Холопову А.Н. установлен должностной оклад <данные изъяты>., районный коэффициент 2,0 и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера в размере 100%, а также предусмотрено предоставление льгот и выплата компенсаций на условиях, в порядке и размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами работодателя и трудовым договором. В период работы с апреля 2017 года по декабрь 2018 года истцу работодателем ежемесячно выплачивалась дополнительная стимулирующая выплата, предусмотренная приказом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 11.05.2017 №, относительно начисления на которую районного коэффициента и процентной надбавки между сторонами возник настоящий спор. В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) заработная плата работника устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № утвержден Порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, который регулирует, в том числе, выплаты компенсационного и стимулирующего характера (за исключением выплачиваемых за счет экономии фонда оплаты труда). Как следует из материалов дела, приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 11.05.2017 № предусмотрено осуществление работникам ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России дополнительных выплат материального стимулирования за счет экономии фонда оплаты труда в 2017 году в соответствии с Положением о выплате дополнительного материального стимулирования работникам филиалов (жилищно-коммунальных отделов, жилищно-коммунальных служб) ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (приложение № 1 к приказу от 11.05.2017 №) (далее - Положение). Пунктом 1.3 Положения устанавливается порядок и условия выплаты материального стимулирования работникам филиалов (жилищно-коммунальных отделов, жилищно-коммунальных служб) ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России за счет экономии фонда оплаты труда и средств от приносящей доход деятельности. Пунктом 2.1 Положения прямо предусмотрено, что выплата дополнительного материального стимулирования может осуществляться ежемесячно за счет экономии фонда оплаты труда при наличии средств на эти цели и устанавливается в пределах, утвержденных начальником Учреждения контрольных сумм по фонду оплаты труда филиалам (начальником филиала для ЖКО). Таким образом, несмотря на то обстоятельство, что спорное материальное стимулирование выплачивалось истцу ежемесячно на протяжении длительного периода и учитывалось работодателем при расчете отпускных и иных выплат, правовое значение для решения вопроса о необходимости начисления районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера имеет источник формирования выплаты, а именно: денежные средства, имеющиеся за счет экономии фонда оплаты труда, который сформирован уже с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера. Дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 11.05.2017 №, не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществляется только за счет экономии бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации. При таких обстоятельствах, в силу правовой природы дополнительного материального стимулирования, установленного приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 11.05.2017 №, оснований для применения к спорной выплате районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера не имеется. Требования истца о взыскании недоначисленной заработной платы, и производные от основного требования о компенсации за нарушение срока ее выплаты (статья 236 ТК РФ), компенсации морального вреда (статья 237 ТК РФ) удовлетворению не подлежат. Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: исковые требования Холопова А.Н. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании недоначисленной заработной платы, денежной компенсации (процентов) за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Новодвинский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме. Судья А.Н. Поршнев Мотивированное решение изготовлено 05.08.2019 |