Бежицкий районный суд г. Брянска Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Бежицкий районный суд г. Брянска — Судебные акты
Дело № 2-738/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июня 2011 года Бежицкий районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи Ведерникова Н.Д.
при секретаре Голодухиной А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянской областной общественной организации «Защита прав потребителей» к ООО «Русские окна – Брянск» в защиту прав и законных интересов неограниченного круга потребителей,
У С Т А Н О В И Л :
Брянская областная общественная организация «Защита прав потребителей» (далее по тексту - БООО «ЗПП») обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что БООО «ЗПП» на основании ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения прав потребителей ООО «Русские окна – Брянск», расположенного по адресу: <адрес>. Факт проведения проверки подтверждается актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, подписанный сотрудником организации – ответчика. В ходе проверки в деятельности ответчика был выявлен ряд нарушений действующего законодательства РФ:
1. На вывеске отсутствуют сведения о месте нахождения организации.
Согласно ч. 1 ст. 9 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец размещает указанную информацию на вывеске.
2. ответчиком предоставлены недостоверные сведения в рекламе.
На основании ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе получить необходимую и достоверную информацию об изготовителе (исполнителе, продавце), и ч. 1 ст. 3 Закона РФ «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке. Реклама должна быть добросовестной и достоверной.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 этого же Закона недобросовестная и недостоверная реклама не допускается. На основании ч. 3 ст. 5 Закона РФ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или продавце рекламируемого товара.
Так, опубликованная в газетах «Экспресс реклама» от ДД.ММ.ГГГГ № (№) и «Экспресс реклама» от ДД.ММ.ГГГГ № (№) информация о том, что предприятие ООО «Русские окна – Брянск» осуществляет деятельность на протяжении 14 лет, а кроме того, заявляет себя как «Русские окна», что является недостоверным, в соответствии с сайтом Федеральной налоговой службы, данное предприятие зарегистрировано как ООО «Русские окна – Брянск» ДД.ММ.ГГГГ ИНН <данные изъяты>.
Ответчик также указывает, что «в производстве окон мы используем…», т.е. на этом основании покупатель делает вывод, что продавец – есть производитель (изготовитель), но, исходя из договора, который ООО «Русские окна – Брянск» заключает с покупателем, следует, что ООО «Русские окна – Брянск» оконные изделия не производят. Предметом типового договора, заключаемого между ответчиком и потребителем, является то, что ООО «Русские окна – Брянск» осуществляет продажу оконных изделий и (либо) монтаж изделий. Согласно ч. 1 ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе получить необходимую и достоверную информацию об изготовителе (исполнителе, продавце). Тем самым, ответчик нарушает права потребителя, предусмотренные действующим законодательством.
3. Отдельные условия договора, заключаемого с потребителем, противоречат действующему законодательству о защите прав потребителей.
Так, в п. 2 ст. 5 типового договора установлен гарантийный срок службы оконных и дверных блоков не менее 10 лет со дня отгрузки изделий изготовителем, что противоречит ч. 2 ст. 471 ГК РФ, в соответствии с которой, если покупатель лишен возможности использовать товар, в отношении которого договором установлен гарантийный срок, по обстоятельствам, зависящим от продавца, гарантийный срок не течет до устранения соответствующих обстоятельств продавцом, а также нарушает права потребителей в отношении гарантийного срока.
Согласно типовому договору, точно установить с какого момента исчисляется гарантийный срок и срок службы не представляется возможным. В соответствии с п. 1 ст. 471 ГК РФ и п. 2 ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей», срок должен быть установлен в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю.
В соответствии с п. 8 ст. 6 типового договора ООО «Русские окна – Брянск» не несут ответственности в случаях: поломки изделий, возникшей в результате их неправильной эксплуатации заказчиком; самостоятельной установки изделий заказчиком с нарушением технологии монтажа.
В ст. 12 ч. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» говориться о том, что необходимо исходить из предложения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара. В соответствии с п. 2 ст. 14 этого же Закона – право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара, признается за любым потерпевшим, независимо от того, состоит ли он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет. Такое условие договора ущемляет права потребителей и является недействительным в соответствии со ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Ответчик в ст. 9 типового договора представляет информацию заказчику по уже недействующим стандартам: СНиП 11-3-79 не действует и заменен, СНиП 2.01.07 – 85 изменен в 2003 году.
Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.
Ответчик с иском не согласен, представил суду письменное возражение по иску, в котором указывает, что действительно, согласно ч. 1 ст. 9 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя место ее нахождения (адрес). Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Однако данная информация не была указана на вывеске ООО «Русские окна – Брянск» по нескольким причинам.
Первая связана с тем, что рядом с вывеской на здании, где расположен офис компании, размещена вывеска <адрес>, указывающая на адрес нахождения офиса. В результате, указание одного и того же адреса и на здании и на вывеске станет простым дублированием информации.
Вторая причина связана именно с тем, чтобы не вводить потребителей в заблуждение: место нахождения юридического лица имеет значение для определения правоспособности его, места исполнения обязательств, места заключения договора, права, подлежащего применению к внешнеэкономическим сделкам, подсудности споров, по которым оно выступает в качестве ответчика, для решения вопросов, связанных с уплатой налогов и сборов.
В соответствии с п. 2 ст. 48 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное.
Так, в п. 2 ст. 4 Федерального закона от 08.02.1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» отражено: место нахождения общества с ограниченной ответственностью определяется местом его государственной регистрации.
Место государственной регистрации ОО «Русские окна – Брянск» - <адрес>. Однако офисы компании расположены не только по указанному адресу, но и в <адрес>.
Следовательно, если в буквальном смысле следовать норме закона, то на вывеске офиса, расположенного по <адрес>, необходимо написать: «ООО «Русские окна – Брянск», адрес: <адрес>». В итоге, такие действия приведут к введению в заблуждение потребителей, поскольку последний, подходя к офису компании, расположенного по <адрес>, будут видеть адрес компании <адрес> Куда идти покупателю и где действительно находятся офисы компании, не понятно.
По поводу предоставления ответчиком недостоверных сведений в рекламе. Указание на то, что компания осуществляет свою деятельность на протяжении 14 лет является достоверной. ООО «Русские окна – Брянск» на рынке оконных блоков является дилером. В этой сфере осуществляет деятельность по поставке оконных блоков и их установке, сотрудничая с заводом – изготовителем оконных блоков.
Причем, в рекламных макетах непосредственно используют следующую информацию: «Заводу «Русские окна» 14 лет» А также в макетах указывают на свою деятельность – «Установка и монтаж изделий».
Поскольку в своей деятельности ООО «Русские окна – Брянск» сотрудничает с заводом – изготовителем оконных блоков, отсюда производство оконных блоков и их продажа осуществляется также совместно. Поэтому, в своей рекламе ООО «Русские окна – Брянск» указывает: «в производстве мы используем…». В связи с этим, их компания не нарушает прав потребителей в части непредставления достоверной и необходимой информации.
По поводу того, что отдельные условия типового договора, заключаемого с потребителем, противоречат действующему законодательству о защите прав потребителе, ответчик пояснил следующее. Срок службы товара (работы) определяется как период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по целевому назначению и нести ответственность за существенные недостатки в соответствии с действующим законодательством. Срок службы устанавливается на товары (работы) длительного пользования, в том числе на комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде.
Пунктом 2 ст. 5 типового договора установлен гарантийный срок службы оконных и дверных блоков не менее 10 лет со дня отгрузки изделий изготовителем.
В указанном пункте договора допущена опечатка, а именно: «гарантийный». Срок службы оконных и дверных блоков, установленный заводом – изготовителем не менее 10 лет со дня отгрузки изделий изготовителем.
Гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара покупателю (ст. 457 ГК РФ), если иное не предусмотрено договором купли – продажи. Договорами купли – продажи, которые их компания заключает с потребителями, предусмотрен гарантийный срок обслуживания изделий – 3 года.
Отсюда, противоречий нет. Норма закона является диспозитивной, а именно: предоставляет возможность договором урегулировать отношения иначе, чем предусмотрено в Законе.
Что касается невозможности использования товара покупателем по вине продавца, то такое положение касается только возможности использования товара по вине продавца, связанной с обнаружением в товаре недостатков.
Поэтому нарушений прав потребителей в части установления гарантийного срока с момента изготовления товара в действиях ООО «Русские окна – Брянск» не наблюдается.
Статья 476 ГК РФ предусматривает, что в отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.
Также после установки изделий, инженеры их компании знакомят потребителя с правилами использования оконных блоков, показывая, как правильно это делать. Заключаемые договоры имеют в качестве приложений такого рода правила, что исключает невозможность пользования оконными блоками в отсутствие специальных знаний.
Умение открывать оконные блоки, закрывать и ухаживать за ними не являются специальными познаниями.
ООО «Русские окна – Брянск» не будет нести ответственность за поломку изделий в результате их неправильного монтажа, если Договором с потребителем предусмотрена только их поставка. А монтаж потребитель осуществил самостоятельно или же с привлечением третьих лиц.
В таком случае, их компания будет нести ответственность только за качество поставленного товара и сроки поставки. И никак за нарушение правил их монтажа и использования.
Отсюда, предусмотренным п. 8 ст. 6 типового договора, ответчик не нарушает ни права потребителя, ни норму Закона.
Что касается СНиПа 11-3-79, положения договоров, заключаемых с потребителями, приведены в соответствие с Законом.
В иске БООО «ЗПП» просит отказать.
В судебном заседании представитель истца неоднократно уточняла исковые требования, сформулировав их в суде в окончательном виде, как требование о признании недостаточной информации на вывеске ООО «Русские окна – Брянск», помещенной на здании по адресу: <адрес>, обязав ответчика дополнить данную вывеску информацией, содержащей сведения о месте нахождения и режиме работы данной организации, а также признать недостоверной рекламную информацию, размещенную ООО «Русские окна – Брянск» в газете «Экспресс реклама» г. Брянска № за ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, содержащую слова «нам 14 лет», «в производстве окон мы используем…», а также признать недействительными, нарушающими права потребителей п. 2 ст. 5, п. 8 ст. 6 и ст. 9 типового договора ООО «Русские окна - Брянск» по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика с уточненными исковыми требованиями истца не согласен по основаниям, изложенным в отзыве, ссылаясь одновременно, что по ст. 9 типового договора ответчиком внесены исправления.
С учетом представленных ответчиком доказательств по ст. 9 типового договора представитель истца исключила из исковых требований ст. 9 типового договора, пояснив суду, что по данной статье у истца нет претензий к ответчику.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, находит в силу ст.ст. 8,9,12,16,45,46 Закона «О защите прав потребителей», ст.ст. 3, 5 Закона РФ «О рекламе», ст.ст. 457,471,476 ГК РФ иск подлежащим удовлетворению частично.
При этом суд исходит из требований ст. 56 ГПК РФ о том, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований или возражений.
Требования истца об отсутствии сведений на вывеске о местонахождении организации и режима ее работы, а также недостоверных сведениях в рекламе объективно подтверждаются материалами дела, актом проверки, фотографией вывески, номерами газет «Экспресс реклама», выпиской из ЕГРЮЛ на ответчика, и в силу ст. ст. 3 и 5 Закона РФ «О рекламе», ст.ст. 8,9 Закона РФ «О защите прав потребителя» подлежит удовлетворению.
Требование о признании недействительными п. 2 ст. 5 и п. 8 ст. 6 типового договора суд находит необоснованным и не подлежащим удовлетворению, поскольку, по мнению суда, не ущемляет прав потребителей.
Анализируя вышеизложенное в совокупности с другими материалами дела, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск БООО «Защита прав потребителей» удовлетворить частично.
Признать недостоверной рекламную информацию, размещенную ООО «Русские окна – Брянск» в газете «Экспресс реклама» г. Брянска № за ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, содержащую слова «нам 14 лет» и «в производстве окон мы используем…».
Признать недостаточной информацию на вывеске ООО «Русские окна – Брянск» г. Брянска, помещенной на здании по адресу: <адрес>, обязав ООО «Русские окна – Брянск» дополнить данную вывеску информацией, содержащей сведения о месте нахождения и режиме работы данной организации, одновременно отказав БООО «Защита прав потребителей» в остальной части иска.
Взыскать с ООО «Русские окна – Брянск» расходы по госпошлине по настоящему делу в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> рублей.
Решение в 10 – дневный срок может быть обжаловано в Брянский облсуд через Бежицкий районный суд г. Брянска.
Судья Н.Д. Ведерников