ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7388/12 от 09.01.2013 Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 2-802/2013

Р Е Ш Е Н И Е (заочное)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 января 2013 года г. Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Кратенко М.В.,

с участием прокурора Лукке Т.В.

при секретаре Хаменковой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Красноярска в интересах несовершеннолетнего Ж.Д.А. и его законного представителя – Жукова С.А. к УСЗН администрации Советского района г. Красноярска о взыскании компенсации за не предоставление места в дошкольном общеобразовательном учреждении и государственного пособия на ребенка

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Советского района г. Красноярска обратился в суд в интересах несовершеннолетнего Ж.Д.А. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) и его законного представителя (матери) – Жукова С.А. с иском к УСЗН администрации Советского района г. Красноярска о взыскании компенсации за не предоставление места в детском саду за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 20 994,90 руб. (3 499,15 руб. х 6), а также государственного пособия на ребенка за тот же период в сумме 2 341,26 руб. (390,21 руб. х 6), всего – 23 336,16 руб.

Исковые требования мотивировал тем, что Жукова С.А. воспитывает несовершеннолетнего сына – Ж.Д.А., до ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована на территории <адрес> и получала вышеуказанные суммы компенсации и государственного пособия на ребенка. В мае 2011г. в связи с продажей квартиры и вложением средств в долевое строительство вынуждена была сняться с регистрационного учета по месту жительства в <адрес>, фактически проживала в съемных квартирах в <адрес>. Выплата компенсации и пособия на ребенка были прекращены в связи с указанными обстоятельствами.

В декабре 2011г. после получения квартиры оформила регистрацию по месту жительства в <адрес> обратилась за выплатой компенсации и государственного пособия в УСЗН Советского района г. Красноярска, выплата указанных сумм назначена лишь с декабря 2011г. В назначении (выплате) компенсации за не предоставление места в детском саду и государственного пособия за период с мая по ноябрь 2011г. Жукова С.А. отказано по мотиву отсутствия в указанный период постоянной регистрации по месту жительства на территории г. Красноярска. Полагая, что наличие или отсутствие регистрации по месту жительства не могут служить основанием для ограничения прав Жукова С.А. на получение мер государственной социальной поддержки, прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском.

В судебном заседании прокурор Лукке Т.В., а также Жукова С.А. исковые требования поддержали в заявленном размере. Пояснили, что выплата компенсации за не предоставлении места в детском саду и государственного пособия на ребенка были приостановлены лишь по причине отсутствия регистрации по месту жительства, после постановки на регистрационный учет в декабре 2011г. выплаты были возобновлены, при этом в подтверждение среднедушевого дохода Жукова С.А. были представлены те же документы, что и в УСЗН администрации <адрес> (о получении материальной поддержки от родителей Жукова С.А. и отсутствии иных доходов).

Ответчик УСЗН администрации Советского района г. Красноярска, третье лицо по делу – Министерство социальной политики Красноярского края в судебное заседание не явились, представили письменные отзывы по иску.

УСЗН администрации Советского района г. Красноярска в своих возражениях указывает на необоснованность исковых требований, поскольку п. 2.3.1 Долгосрочной целевой программы «Дети» на 2010-2012гг. (утв. постановлением Правительства Красноярского края от 23.11.2009г. № 600-п) связывает выплату ежемесячной компенсации за не предоставление места в детском саду с обязательным наличием у гражданина постоянной регистрации по месту жительства в муниципальных образованиях Красноярского края. Кроме того, в возражении указывается на то, что Жукова С.А. обратилась за назначением вышеуказанной компенсации в декабре 2011г., поэтому за прошлый период компенсация может быть назначена лишь за последние 6 месяцев, то есть не более чем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (шесть месяцев). Относительно выплаты государственного пособия на ребенка одинокой матери в возражении указывается на то, что при проверке среднедушевого дохода семьи Жукова С.А. установлен факт заключения и исполнения в спорный период договора ипотечного кредитования, что подразумевает наличие у гражданина достаточного дохода для погашения кредита и содержания семьи. Поскольку Жукова С.А. при подаче заявления о выплате государственного пособия была представлена справка с места работы ООО «Поиск» о неполучении заработной платы в течение последних 3 месяцев, УСЗН администрации Советского района г. Красноярска поставило под сомнение достоверность представленных заявителем документов о среднедушевом доходе и отказало истице в назначении и выплате пособия за период с мая по ноябрь 2011г.

В отзыве представителя Министерства социальной политики Красноярского края - Ковалевой Г.М. также указывается на необоснованность исковых требований прокурора, поскольку компенсация за не предоставление места в детском саду является мерой социальной поддержки, установленной законодательством Красноярского края. При этом в качестве обязательного условия предоставления данных мер краевой законодатель определил наличие факта постоянной регистрации по месту жительства в муниципальных образованиях Красноярского края. В соответствии с Долгосрочной целевой программой «Дети» на 2010-2012гг. вместе с заявлением о выплате компенсации за не предоставление места в детском саду гражданин обязан представить выписку из финансово-лицевого счета по месту жительства родителя и ребенка. Поскольку указанный документ, подтверждающий проживание на территории г. Красноярска в период с мая по ноябрь 2011г., Жукова С.А. не был представлен, в выплате компенсации было отказано правомерно. В отзыве также указывается на то, что Жукова С.А. имела возможность зарегистрироваться по месту жительства в любом жилом помещении, собственник которого дал на это согласие, однако данной возможностью Жукова С.А. не воспользовалась, в нарушение ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993г. № 5242-1 «О праве граждан на свободу передвижения и выбор места жительства» в течение длительного времени не имела регистрации по месту жительства.

С согласия истца, прокурора, дело рассмотрено в отсутствие ответчика, в порядке заочного производства.

Изучив материалы дела, представленные истцом в обоснование требований документы, а также письменные возражения ответчика и третьего лица, заслушав Жукова С.А. и заключение прокурора в судебном заседании, суд приходит к выводу о том, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.

В силу ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование, государством гарантированы общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Согласно п.п. «е», «ж» п. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: общие вопросы воспитания, образования; координация по вопросам защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение граждан РФ.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Правовая позиция, согласно которой отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства не может служить основанием для ограничения его прав, подтверждена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 02.02.1988 № 4-П.

Согласно п. 2.3.1 Долгосрочной целевой программы «Дети» на 2010-2012 гг. (утв. постановлением Правительства Красноярского края от 23.11.2009 № 600-п), принятой в соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса РФ, ст. 103 Устава Красноярского края, ежемесячная компенсационная выплата назначается и выплачивается родителю, совместно проживающему с ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет, которому: временно не предоставлено место в дошкольном образовательном учреждении (при условии постановки ребенка на учет в муниципальном органе управления образованием для определения в дошкольное образовательное учреждение); либо предоставлено место в группе кратковременного пребывания дошкольного образовательного учреждения. Ежемесячная компенсация назначается и выплачивается гражданам Российской Федерации, постоянно зарегистрированным по месту жительства в муниципальных образованиях Красноярского края. Размер ежемесячной компенсации составляет: 3499,15 рубля - родителям, детям которых временно не предоставлено место в дошкольном образовательном учреждении.

Ежемесячная компенсация назначается и выплачивается уполномоченным органом местного самоуправления по месту жительства родителя и ребенка. Ежемесячная компенсация назначается с первого числа месяца подачи заявления и прилагаемых к нему документов. При обращении за ежемесячной компенсацией позже месяца, в котором возникло право на получение ежемесячной компенсации, ежемесячная компенсация назначается и выплачивается за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев до месяца, в котором подано заявление и прилагаемые к нему документы.

Выплата ежемесячной компенсации прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем наступления следующих обстоятельств: снятие родителя с регистрационного учета по месту жительства и другие причины.

В соответствии со ст. 3 Закона Красноярского края от 10.12.2004г. № 12-2709 «О ежемесячном пособии на ребенка» право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей на каждого совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленного в Красноярском крае в расчете на душу населения по группам территорий края. Выплата указанного пособия является расходным обязательством Красноярского края. В силу ст. 1 действие указанного Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства на территории Красноярского края.

Судом установлено, что Жукова С.А. является матерью несовершеннолетнего Ж.Д.А.ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о рождении , л.д. 21). В период с декабря 2002г. по ДД.ММ.ГГГГ проживала и была зарегистрировано по месту жительства в <адрес>, а именно по <адрес> (л.д. 99).

По достижении возраста 1,5 лет место в дошкольном общеобразовательном учреждении Ж.Д.А. предоставлено не было, в связи с чем в период до ДД.ММ.ГГГГ УСЗН администрации <адрес> выплачивало Жукова С.А. ежемесячную компенсацию за не предоставление места в детском саду в размере 3 499,15 руб. и государственное пособие на ребенка в размере 390,21 руб. (л.д. 26-27).

ДД.ММ.ГГГГ между Жукова С.А. (участник) и ОАО «ДСК» (застройщик) был заключен договор участия в долевом строительстве квартиры в <адрес> Квартира передана Жукова С.А. по акту от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20).

В связи с заключением указанного выше договора и необходимостью оплаты стоимости строящейся квартиры, Жукова С.А. и ее родителями была продана квартира по <адрес>. Вследствие продажи данной квартиры, Жукова С.А. и её родители были снята с регистрационного учета по адресу <адрес>, фактически проживали там до ДД.ММ.ГГГГ на основании договора найма с новым собственником – К.М.С. (л.д. 15). В последующем до июля 2012г. Жукова С.А. проживала в дачном доме в СНТ «Роев ручей» по договору найма с Ш.А.С., уплатив за проживание 6000 руб. В подтверждение указанных обстоятельств Ш.А.С. выдана собственноручная расписка (л.д. 18). В период с июля по сентябрь 2011г. Жукова С.А. вместе с сыном проживали в квартире по адресу <адрес> на основании договора с М.Ю.С., оплатив 7 000 руб., в подтверждение чего М.Ю.С. также выдана расписка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19).

После получения квартиры от ОАО «ДСК» и регистрации права собственности на квартиру ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11) Жукова С.А. с сыном зарегистрировались по месту жительства по адресу <адрес> (л.д. 22, 25). Сведения о том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГЖукова С.А. проживала в каком-либо ином муниципальном образовании, в паспортных данных истицы и других материалах по данному делу отсутствуют.

ДД.ММ.ГГГГЖукова С.А. обратилась в УСЗН администрации Советского района г. Красноярска с заявлениями о выплате ежемесячной компенсации за не предоставление места в дошкольном общеобразовательном учреждении, а также ежемесячного пособия на ребенка. К заявлению приложены: выписка из домовой книги по адресу <адрес>, согласно которой на регистрационном учета по данному адресу состоят – Жукова С.А., Ж.Д.А. (сын), Ж.А.М. (отец) и Ж.Г.Г. (мать); сведения о доходе семьи за последние 3 месяца в размере 13 500 руб. (материальная помощь родителей); справка с места работы Жукова С.А. - ООО «Аудиторская компания Поиск» о том, что её доход за период с сентября по ноябрь 2011г. составил 0 руб. (л.д. 58-63). На основании указанных документов истице назначена выплата компенсации в размере 3 499,15 руб. и ежемесячного пособия в размере 390,21 руб. (л.д. 57, 61).

В назначении и выплате компенсации и государственного пособия за период с мая по ноябрь 2011г. Жукова С.А. отказано по причине отсутствия регистрации по месту жительства на территории г. Красноярска в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (письмо УСЗН Советского района г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, л.д. 12).

Считая прекращение выплаты ежемесячной компенсации за не предоставление места в детском саду и пособия на ребенка неправомерным, связанным исключительно с формальным признаком наличия (отсутствия) регистрации по месту жительства на территории муниципального образования Красноярского края, Жукова С.А. обратилась с жалобой в органы прокуратуры, а затем в суд с вышеуказанным иском.

Поддерживая исковые требования Жукова С.А., прокурор указал на то, что п. 2.3.1 Долгосрочной целевой программы «Дети» на 2010-2012 гг. необоснованно связывает выплату ежемесячной компенсации (назначение указанной выплаты, а также прекращение выплаты) с обязательным наличием регистрации родителя по месту жительства, не соответствует требованиям Конституции РФ и Закона 25.06.1993 № 5242-1, поскольку отсутствие соответствующей регистрации становится препятствием для получения гражданами мер социальной поддержки.

С указанными доводами следует согласиться, поскольку законодательство по вопросам защиты семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальной защиты и социального обеспечения населения находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Следовательно, законы и иные нормативные акты субъекта РФ не могут ухудшать положения граждан в сравнении с федеральным законодательством, а также отступать от федеральных стандартов защиты и обеспечения прав граждан.

Решением Красноярского краевого суда от 19.07.2012г. положения п. 2.3.1 Долгосрочной целевой программы «Дети» на 2010-2012 гг. признаны незаконными и недействующими в той части, в которой предоставление ежемесячной компенсации за отсутствие места в дошкольном общеобразовательном учреждении связано с наличием у гражданина постоянной регистрации в муниципальных образованиях Красноярского края. Определением Верховного Суда РФ от 17.10.2012г. № 53-АПГ12-13 указанное решение оставлено без изменения, вступило в законную силу (л.д. 92-94).

Принимая во внимание данные обстоятельства, представленные Жуковой С.А. доказательства фактического проживания в период с мая по ноябрь 2011г. на территории г. Красноярска (в квартирах и дачном доме, на основании договора найма), отсутствие сведений о регистрации Жуковой С.А. в данный период по месту жительства за пределами г. Красноярска, суд приходит к выводу о наличии у Жуковой С.А. права на получение ежемесячной компенсации за не предоставление места в дошкольном общеобразовательном учреждении в данный период. Факт проживания в спорный период на территории г. Красноярска Жуковой С.А. подтвержден соответствующими документами, ответчиком не опровергнут. Поскольку заявление о выплате компенсации, вместе со всеми необходимыми документами, было подано Жуковой С.А. в декабре 2011г., суд полагает возможным удовлетворить требования Жуковой С.А. в пределах 6 месяцев, предшествующих подаче заявления, то есть за период с июня по ноября 2011г., в размере 20 994,90 руб. (из расчета 3 499,15 х 6 мес.).

Суд также находит обоснованным и подлежащим удовлетворению требование о взыскании в пользу Жуковой С.А. ежемесячного пособия на ребенка за период с июня по ноябрь 2011г. в сумме 2 341,26 руб. (из расчета 390,21 руб. х 6 мес.). Выплата указанного пособия предусмотрена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ст. 16) и Законом Красноярского края от 10.12.2004г. № 12-2709 «О ежемесячном пособии на ребенка». При этом получателями пособия являются граждане РФ, имеющие место жительства на территории соответствующего субъекта (Красноярского края). Поскольку Жукова С.А. с ребенком в спорный период за пределы г. Красноярска с целью смены места жительства не выезжали, после получения объекта долевого строительства в собственность возобновили регистрацию по месту жительства в г. Красноярске, суд приходит к выводу, что истица вправе требовать выплаты государственного пособия за указанный выше период.

Доводы ответчика о наличии у семьи Жуковой С.А. среднедушевого дохода выше прожиточного минимума, связанные с тем, что последняя приобрела квартиру в кредит и вносит ежемесячные платежи, также не могут служить основанием к отказу в удовлетворении иска, поскольку данные доводы основаны на предположении, опровергаются представленной истицей справкой с места работы о не начислении заработной платы в связи с нахождением в отпуске по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет, а также ответом Управления ПФ в Советском районе и выпиской из лицевого счета застрахованного лица – Жуковой С.А. об отсутствии отчислений из заработной платы. Кроме того, выплата пособия истице возобновлена с декабря 2011г. без какой-либо проверки среднедушевого дохода её семьи.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Советского района г. Красноярска, действующего в интересах несовершеннолетнего Ж.Д.А. и его законного представителя – Жукова С.А. (мать), удовлетворить.

Обязать УСЗН Советского района г. Красноярска выплатить Жукова С.А. за счет средств бюджета Красноярского края компенсацию за не предоставление места в дошкольном общеобразовательном учреждении за период с июня по ноябрь 2011г. в сумме 20 994,90 руб., ежемесячное пособие на ребенка за период с июня по ноябрь 2011г. в сумме 2 341,26 руб., всего – 23 336,16 руб.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии мотивированного заочного решения суда.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г.Красноярска в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий М.В.Кратенко

Мотивированное решение изготовлено 17 января 2013г.