ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7389 от 04.10.2011 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

                                                                                    Сыктывкарский городской суд Республики Коми                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Сыктывкарский городской суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2- 7389/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской федерации

04 октября 2011 года

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Нагорновой О.Н.

при секретаре Трошеве Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о передаче в собственность земельного участка,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в Сыктывкарский суд с иском к АМО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным отказа в передаче ему в собственность земельного участка №... в СТ «...»  , передаче ему в собственность указанного участка.

В суде ФИО1 на удовлетворении своих требований настаивал, суду пояснил, что является землепользователем испрашиваемого участка с 1990 года, на участке не было и нет каких-либо строений, объект используется истцом исключительно по своему целевому назначению – для ведения садоводства и огородничества. Каких-либо обязательств, связанных с использованием участка, судебными либо иными актами на ФИО1 не возлагалось, равно как и не было установлено каких-либо ограничений в использовании земельного участка. В связи с изложенным ФИО1 полагал отказ ответчика неправомерным и необоснованным.

Представитель АМО ГО «Сыктывкар» иск ФИО1 А.В. не признала, суду пояснила, что оспариваемый отказ был связан с тем обстоятельством, что участок истца расположен в зоне минимальных расстояний от оси газопровода-отвода «Микунь-Сыктывкар».

Заслушав объяснения сторон, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

Установлено, что решением исполнительного комитета Сыктывкарского городского совета депутатов трудящихся   Микуньскому районному управлению строящихся северных газопроводов и газодобывающих предприятий «...» был предоставлен земельный участок площадью 49,7 га для строительства газопровода полосой шириной 20 м и полосой шириной 6 м в постоянное пользование по всей длине трассы. При этом до принятия указанного решения, а именно - в 1968 году, в связи с планированием строительства магистрального газопровода Микунь-Сыктывкар Предприятием Р-6347 были произведены изыскания к проектному заданию, и в соответствии с отчетом о которых было установлено, что на протяжении всей линии трассы планируемого магистрального газопровода Микунь-Сыктывкар длиной 108 км в охранной зоне газопровода строений подлежащих сносу не имелось.

** ** ** магистральный газопровод Микунь-Сыктывкар, давлением 530 мм, 1 класса опасности и 4 степени сложности был окочен строительством и введен в эксплуатацию без каких-либо отметок нарушения норм соблюдения расстояний охранных зон.

По введении газопровода в эксплуатацию и в течение времени его использования силами Микуньского линейного производственного управления магистральных газопроводов ООО «...» было произведено закрепление всей трассы опознавательными знаками на металлических столбиках высотой 2 м с указанием на них километража газопровода, фактической глубины заложения трубы, информацией об охранной зоне газопровода. Правильность нанесения трассы магистрального газопровода Микунь-Сыктывкар на карту землеустройства и землепользователей подтверждается актом комиссии специалистов Микуньского линейного производственного управления магистральных газопроводов ООО «...»  .

Газопровод-отвод «Микунь-Сыктывкар» принадлежит на праве собственности ОАО «...». ОАО «...» по договору аренды имущества   предоставило ООО «...» за плату во временное владение и пользование газопровод-отвод «Микунь-Сыктывкар» (инвентарный номер объекта: ...).

Обслуживание газопровода осуществляет Микуньское линейно-производственное управление магистральных газопроводов   ООО «...».

Протяженность газопровода-отвода «Микунь-Сыктывкар» составляет 94 км. Рабочее давление газопровода-отвода составляет 52 кгс/см2, диаметр трубы 530 мм. Газопровод-отвод зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов. Опасность газопровода определяется совокупностью опасных производственных факторов процесса перекачки и опасных свойств перекачиваемой среды. К опасным факторам относятся: разрушение газопровода и его элементов, сопровождающихся разлетом металла и грунта, возгорание продукта при разрушении трубопровода, открытый огонь и термическое воздействие пламени сгораемого газа, взрыв газовоздушной смеси, обрушение и повреждение зданий, сооружений, понижение концентрации кислорода.

В связи с высокой опасностью производственных факторов газопровода законодательством закреплены охранные зоны и зоны минимальных расстояний, где запрещена деятельность по строительству каких-либо строений и сооружений.

Установление указанных зон с особыми условиями использования соответствовало нормам ст.87, 83 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего в период до 2001 года. Земельные участки, на которых были установлены указанные зоны, у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымались, но в их пределах вводился особый режим использования земель, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые были несовместимы с целями установления зон ( в частности, строительство).

В соответствие с ныне действующей нормой ст. 90 Земельного кодекса РФ границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения.

Земельный участок из земель населенных пунктов, представляющий собой единое землепользование, состоящее из 9 обособленных и 18 условных участков, общей площадью 77696 кв.м по адресу: Республика Коми, ориентир: газопровод-отвод к ГРС-1 г.Сыктывкар по трассе газопровода Микунь-Сыктывкар 68,8-90,03 км находится в федеральной собственности и передан во владение и пользование ОАО «...» на основании договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности   для эксплуатации газопровода- отвода «Микунь-Сыктывкар».

Для обеспечения нормальных условий эксплуатации «Правилами охраны магистральных трубопроводов», утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992г. №9 установлена охранная зона вдоль трассы газопровода равная 25 м от оси газопровода с каждой стороны. Ранее действовавшими правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 12.04.1979г. №341 охранная зона вдоль трассы газопровода составляла 50 м от оси газопровода с каждой стороны.

Нормами СНиП 2.05.06-85* (п. 3.16 таблица 4) действующими в настоящее время, установлены зоны минимальных расстояний от оси трубопровода до ближайшего строения. Зона минимального расстояния для трубопровода диаметром 530 мм составляет 150 м. Предыдущими нормами СНиП 11-45-75 (пункт 3.12 таблица 4), СНиП П-Д.10-62 (пункт 3.9 и таблица 3) были установлены аналогичные минимальные расстояния.

Из материалов дела следует, что после строительства газопровода-отвода «Микунь-Сыктывкар» и его семилетней эксплуатации ** ** ** при совхозе «...» было образовано Садоводческое товарищество «...».

Решениями Администрации г.Сыктывкара   совхозу «...» были предоставлены земельные участки площадью 15 га в м.... (участки 2,11) для создания садоводческих товариществ рабочих и служащих. Часть предоставленных в 1978 году СТ «...» земель находилась в 150-метровой зоне минимально допустимых расстояний, в пределах которой расположение садоводческих и дачных поселков было запрещено ( на 1978 год действовали СНиП 11-45-75, утвержденные Постановлением Госкомитета Совмина СССР по делам строительства от 29 августа 1975 года, № 142).

В последствии постановлением Главы Администрации г.Сыктывкара   был произведен дополнительный отвод 5,17 ГА.

Установлено, что ФИО1 является владельцем земельного участка №... по адресу: г.Сыктывкар,   Садоводческое некоммерческое товарищество «...», начиная с 1990 года, что следует из представленной им книжки садовода. Право собственности на земельный участок в органах БТИ и Росреестра не регистрировалось. Согласно схемы организации СТ «...» земельный участок ФИО1 частично расположен в 150-метровой зоне минимальных расстояний от оси газопровода-отвода «Микунь-Сыктывкар». Какие-либо строения на участке отсутствуют.

** ** ** ФИО1 обратился в Администрацию МО ГО «Сыктывкар» на предмет предоставления земельного участка в собственность.

** ** ** АМО ГО «Сыктывкар» отказала в удовлетворении заявления ФИО1, указав на то, что испрашиваемый участок расположен в санитарно-защитной зоне магистрального газопровода «Микунь-Сыктывкар».

Рассмотрев требования ФИО1 к АМО ГО «Сыктывкар» о предоставлении ему в собственность земельного участка, суд находит их подлежащими удовлетворению, учитывая следующее.

Согласно статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящиеся в муниципальной собственности предоставляются гражданам в собственность за плату за исключением случаев предоставления земельных участков бесплатно, предусмотренных законом. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Ограничения в обороте земель предусмотрены ст.27 Земельного кодекса РФ.

Как следует из обстоятельств дела, зона объекта инженерной инфраструктуры газопровода – Т1 нанесена органом местного самоуправления на электронную карту г.Сыктывкара, однако ограничений в ее обороте в государственном кадастре недвижимости не регистрировалось.

Санитарно-защитная зона газопровода-отвода «Микунь-Сыктывкар» не установлена.

ФИО1 является членом СТ «...» и пользуется земельным участком № ... без каких бы то ни было ограничений ( за исключением запрета на возведение построек). Отсутствие правоустанавливающих документов на используемый земельный участок при таких обстоятельствах на умаляет его прав землепользователя. Земельный участок у ФИО1 не изымался, соответствующих требований по делу не заявлено.

Согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Нормы земельного законодательства (ст. 27 Земельного кодекса РФ) не предусматривают ограничений в обороте земель, входящих в зону минимального расстояния от оси газопровода. В связи с чем только факт нахождения части земельного участка ФИО1 в зоне минимального расстояния от оси газопровода не является основанием для отказа в передаче этого участка ему в собственность. Сама по себе передача ФИО1 в собственность используемого им 20 лет земельного участка в Садоводческом товариществе «...»   для использования по целевому назначению – ведение садоводства и огородничества никоим образом не нарушает закон и права третьих лиц, не влечет за собой угрозу чьей-либо безопасности.

Согласно ст.29 Земельного Кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

В соответствии со ст.34 ЗК РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления или обращения о передаче в собственность земельного участка утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Поскольку правовых оснований для отказа в предоставлении в собственность ФИО1 испрашиваемого земельного участка ... в СТ «...» в порядке ст.34 ЗК РФ не имеется, исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.194 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать отказ АМО ГО «Сыктывкар» в передаче ФИО1 в собственность земельного участка ... Садоводческого товарищества «...»   незаконным.

Обязать Администрацию МО ГО «Сыктывкар» передать ФИО1 в собственность земельный участок ... Садоводческого товарищества «...»   для использования по целевому назначению – ведение садоводства и огородничества.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления его мотивированной части.

Судья - О.Н.Нагорнова

 а