ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-738/2018 от 16.05.2018 Боровичского районного суда (Новгородская область)

№ 2-738/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Боровичи Новгородской области 16 мая 2018 года

Боровичский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Степановой С.Н.,

при секретаре Петровой М.Е.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонного) ФИО3, действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонному) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости и федеральной социальной доплаты,

установил:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление ПФР в <адрес> с заявлением о назначении досрочной пенсии на основании п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и установлении федеральной социальной доплаты. Решением от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии и федеральной социальной доплаты ему отказано.

Основанием для отказа послужили сведения, изложенные в письме Министерства труда и социальных вопросов Республики Армения, о том, что при назначении частичной пенсии в соответствии с законодательством Республики Армения периоды работы в должности учителя физкультуры учитываются до ДД.ММ.ГГГГ.

Полагает решение ответчика незаконным.

В настоящее время он является гражданином России, пенсия по закону Республики Армения ему не назначалась.

Согласно письму Министерства труда и социальных вопросов Республики Армения по закону Республики Армения «О государственных пенсиях» частичная пенсия назначается определенным категориям работников образования, достигшим возраста 55 лет, имеющим не менее 25 календарных лет трудового стажа, не менее 12 календарных лет из которого являются профессиональным стажем, выработанным до ДД.ММ.ГГГГ. Данное положение распространяется на него, и он имел бы право на назначение такой пенсии по закону Армении по достижении им возраста 55 лет.

Однако данное положение закона Армении не может быть применимо ответчиком при решении вопроса о назначении пенсии ему по Федеральному закону № 400-ФЗ.

Полагает, что ответчик должен был руководствоваться п.19 ч.1 ст.30, п.2 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения».

Согласно ст.1 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно п.2 ст.6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств. То есть ответчик обязан был учесть его трудовой стаж учителя физкультуры не только до ДД.ММ.ГГГГ, но и после этой даты в полном объёме.

Его стаж работы учителем физкультуры в школе подтвержден трудовой книжкой, а так же сведениями из Министерства труда и социальных вопросов Республики Армения, сведениями из Какавадзорской средней школы им.Мхитаряна, в том числе и о том, что в период работы уплачивались социальные взносы.

На основании изложенного, просит признать решение УПФР в <адрес> (межрайонного) от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя физкультуры Какавадзорской средней школы им.М.Мхитаряна, назначить ему досрочную страховую пенсию по старости и федеральную социальную доплату.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонного) ФИО3, действующая по доверенности, иск не признала и просила в его удовлетворении отказать, поддержала письменные возражения, из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в УПФР в <адрес> (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При рассмотрении заявления о назначении пенсии и представленных документов УПФР в <адрес> было установлено, что ФИО1 осуществлял педагогическую деятельность в учреждениях и должностях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», 14 лет 09 месяцев 06 дней.

Решением УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии ФИО1 было отказано в связи с недостаточной продолжительностью стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение по п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В стаж ФИО1, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, не был включен период работы в должности учителя физкультуры на территории Республики Армения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по следующим основаниям.

Соглашением «О гарантиях прав граждан государств о участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», подписанным ДД.ММ.ГГГГ между государствами – участниками СНГ, в том числе республикой Арменией, разграничиваются разные виды пенсионного обеспечения и, соответственно, разные виды стажа - для пенсий по возрасту, пенсий на льготных основаниях, пенсий за выслугу лет.

В соответствии с Распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от ДД.ММ.ГГГГг. р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР» для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГг., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от ДД.ММ.ГГГГг., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 203-16).

Из вышесказанного следует, что если период работы на территории одного из государств-участников Соглашения подлежит включению в страховой стаж либо, в случае назначения досрочной пенсии, в стаж на соответствующих видах работ, то и на территории другого государства-участника Соглашения данный период работы подлежит включению в страховой стаж либо, в случае назначения досрочной пенсии, в стаж на соответствующих видах работ.

При назначении досрочных пенсий необходимо учитывать изменения, произошедшие в пенсионном законодательстве государств-участников соглашений, такие как повышение пенсионного возраста, отмена досрочных пенсий, а также изменения в российском законодательстве, из которых основным для назначения досрочной пенсии является введение обязательных условий:

- об уплате страховых взносов по дополнительному тарифу,

- о наличии вредного и (или) опасного класса условий труда на рабочем месте, установленного по результатам специальной оценки условий труда.

С учетом наличия или отмены досрочных пенсий в государствах- участниках международных соглашений, схожести, аналогичности или различия в условиях их назначения, при исчислении стажа, дающего право на досрочную пенсию, необходимо иметь в виду следующее:

1) гражданам, осуществлявшим работу в государствах-участниках соглашений, в которых институт досрочных пенсий, в том числе в связи с особыми условиями труда, был отменен, периоды работы по определенной специальности, в определенной профессии (должности) или в определенных условиях труда, аналогичных российским, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ до даты отмены досрочных пенсий в этих государствах;

2) гражданам, осуществлявшим работу в государствах-участниках соглашений, в которых продолжает действовать институт досрочных пенсий, периоды льготной работы на территории этих государств могут быть засчитаны в стаж, дающий право на досрочную пенсию в соответствии с российским законодательством, при наличии:

условий установления досрочных пенсий, схожих с российскими условиями;

при обязательном подтверждении компетентным органом этого государства, что соответствующие периоды учитываются (учитывались) при назначении досрочной пенсии в соответствии с законодательством этого государства;

3) если законодательством государства, на территорию которого переселился пенсионер, не предусмотрено установление пенсий по такому же основанию, выплата назначенной пенсии продолжается государством по прежнему месту жительства до возникновения права на пенсию по законодательству государства, куда переселился пенсионер.

Необходимо соблюдение схожих с пенсионным законодательством Российской Федерации условий досрочного пенсионного обеспечения с подтверждением компетентными органами государств-участников соглашений, что соответствующие периоды работы на территории иностранного государства, где она осуществлялась, давали право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством этих государств, и даты отмены института досрочных пенсий.

Учитывая изложенное, при новом установлении пенсий в рамках соглашений с бывшими республиками СССР территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации во всех случаях осуществляют подтверждение трудового (страхового) стажа и заработка, приобретенных на территории государств-участников соглашений, путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств. Решение об установлении пенсии выносится на основании документов о трудовом (страховом) стаже и заработке, поступивших от указанных органов, при их надлежащем подтверждении.

На запрос УПФР в <адрес> о подтверждении стажа ФИО1 поступил ответ Государственной службы социального обеспечения Министерства труда и социальных вопросов Республики Армения от 25.01.2018г., согласно которому в соответствии с п.1 ч.1 ст.14 закона «О государственных пенсиях» Республики Армения определенной категории работников образования, культуры по достижении ими 55 лет и наличии не менее 25 календарных лет трудового стажа, не менее 12 календарных лет из которого являются профессиональным стажем, назначается частичная пенсия. В профессиональный трудовой стаж, дающий право на частичную пенсию, засчитывается период работы до ДД.ММ.ГГГГ на должностях и по специальностям, которые указаны в перечне, установленном Правительством Республики Армения.

По записям трудовой книжки в средней школе им.Н.<адрес>ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ работал в качестве учителя физкультуры, ДД.ММ.ГГГГ переведен на работу в Какавадзорскую среднюю школу в качестве учителя физкультуры и освободился с работы ДД.ММ.ГГГГ (указанная должность предусмотрена перечнем профессий и должностей, утвержденным Решением Правительства Республики Армения от ДД.ММ.ГГГГ). По закону Республики Армения вышеуказанные периоды работы ФИО1 в качестве учителя засчитывается в профессиональный трудовой стаж (в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность) для назначения частичной пенсии.

Таким образом, по законодательству Республики Армения:

период работы ФИО1 в качестве учителя школы до ДД.ММ.ГГГГ в профессиональный трудовой стаж, дающий право на частичную пенсию, засчитывается,

период работы ФИО1 в качестве учителя школы после ДД.ММ.ГГГГ в профессиональный трудовой стаж, дающий право на частичную пенсию, не засчитывается.

Как указано выше, в соответствии с Распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от ДД.ММ.ГГГГг. р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР» трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от ДД.ММ.ГГГГг., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.

Таким образом, стаж ФИО1 на территории Республики Армения по законодательству Республики Армения приравнивается к стажу ФИО1 по законодательству Российской Федерации, а именно:

период работы ФИО1 в качестве учителя школы до ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, засчитывается,

период работы ФИО1 в качестве учителя школы после ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, не засчитывается.

Решение УПФР в <адрес> (межрайонного) от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным.

Истец просит суд обязать УПФР в <адрес> (межрайонное) назначить ему федеральную социальную доплату к пенсии, однако в доказательство обоснованности заявленного требования доказательства того, что истец не работал по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и его совокупный доход составлял менее прожиточного минимума по месту жительства в сумме 8 483 рублей, не представлено.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Судом установлено и следует из материалов дела, что с ДД.ММ.ГГГГФИО1, проживая в <адрес>, работал в качестве учителя физкультуры в средней школе им.Н.<адрес>, ДД.ММ.ГГГГ переведен на работу в Какавадзорскую среднюю школу в качестве учителя физкультуры и освободился с работы ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч.3 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

К числу международных договоров относится Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», подписанное ДД.ММ.ГГГГ между государствами - участниками СНГ, в том числе Республикой Арменией.

Статьей 1 Соглашения предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В соответствии со ст.5 Соглашения, данное Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.

Согласно ст.6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

В соответствии со ст.7 Соглашения при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Согласно п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, и Правила исчисления периодов работы и назначения пенсий утверждаются Правительством РФ (часть 2 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В соответствии со ст.11 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В соответствии с п.2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в УПФР в <адрес> (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением УПФР в <адрес> (межрайонного) от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии ФИО1 было отказано.

В стаж ФИО1, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, не был включен период работы в должности учителя физкультуры на территории Республики Армения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с Распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от ДД.ММ.ГГГГр «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР» для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГг. ).

Если период работы на территории одного из государств-участников Соглашения подлежит включению в страховой стаж либо, в случае назначения досрочной пенсии, в стаж на соответствующих видах работ, то и на территории другого государства-участника Соглашения данный период работы подлежит включению в страховой стаж либо, в случае назначения досрочной пенсии, в стаж на соответствующих видах работ.

Как следует из ответа Государственной службы социального обеспечения Министерства труда и социальных вопросов Республики Армения от ДД.ММ.ГГГГ, поступившего на запрос УПФР в <адрес> (межрайонного) о подтверждении стажа ФИО1, в соответствии с п.1 ч.1 ст.14 закона «О государственных пенсиях» Республики Армения определенной категории работников образования, культуры по достижении ими 55 лет и наличии не менее 25 календарных лет трудового стажа, не менее 12 календарных лет из которого являются профессиональным стажем, назначается частичная пенсия. В профессиональный трудовой стаж, дающий право на частичную пенсию, засчитывается период работы до ДД.ММ.ГГГГ на должностях и по специальностям, которые указаны в перечне, установленном Правительством Республики Армения.

С учетом изложенного, ГУ - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонным) обоснованно не засчитан в страховой стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию период работы ФИО1 в качестве учителя школы после ДД.ММ.ГГГГ.

При установленных обстоятельствах, исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонному) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости и федеральной социальной доплаты – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ.

Судья С.Н.Степанова