ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-739 от 31.12.9999 Шатковского районного суда (Нижегородская область)

                                                                                    Шатковский районный суд Нижегородская область                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Шатковский районный суд Нижегородская область — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

№2-739/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Шатки ДД.ММ.ГГГГ

Шатковский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Копнина С.Н.

адвоката Курицыной Е.А., представляющей интересы истца

при секретаре Ромадовой Н.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Варниной Т.В. к , ,  о признании бездействия органов власти незаконным и возложении обязанности по приобретению жилья,

УСТАНОВИЛ:

Варнина Т.В. обратилась в суд с иском к , ,  и просит:

- Признать незаконным бездействие  по отмене необоснованного постановления от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении за Варниной Т.В. жилого помещения по адресу: .

- Признать незаконным бездействие  по постановке Варниной Т.В. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, а также по включению Варниной Т.В. в список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета .

- Обязать  поставить Варнину Т.В. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, а также включить в список детей- сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за средств областного бюджета .

- Обязать ,  выделить денежные средства на приобретение для предоставления по договору социального найма Варниной Т.В. жилого помещения в черте границ  из расчета, чтобы площадь приобретаемого за счет средств областного бюджета жилого помещения была не менее нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, и не более чем на 50 процентов превышала норму предоставления площади жилого помещения, установленную для одиноко проживающих граждан статьей 12 3акона Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ N 123 -3 О жилищной политике в Нижегородской области и отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

- Обязать  включить Варнину Т.В. в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области на ДД.ММ.ГГГГ.

- Обязать  приобрести за счет выделенных средств из бюджета Нижегородской области и предоставить в ДД.ММ.ГГГГ по договору социального найма Варниной Т.В. жилое помещение в черте границ  из расчета чтобы площадь при обретаемого за счет областного бюджета жилого помещения была не менее нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области и не более чем на 50 процентов превышала норму предоставления площади жилого помещения, установленную для одиноко проживающих граждан статьей 12 3акона Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ N 123-3 О жилищной политике в Нижегородской области и отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

В обоснование иска она указывает, что решением  суда от ДД.ММ.ГГГГ ее  А... была лишена родительских прав в отношении нее Варниной Т.В.. Постановлением  от ДД.ММ.ГГГГ назначили над несовершеннолетней Варниной Т.В. опекуна ее  Б... с ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением  от ДД.ММ.ГГГГ за ней закрепили жилье по адресу .  № от ДД.ММ.ГГГГ постановление о закрепления жилья было отменено. Статьей 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимся в жилых помещениях, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства). Нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст.51 Жилищного кодекса РФ признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В соответствии с ч.3 ст.52 Жилищного кодекса РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Согласно ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении…, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В соответствии с п.2 ст.5 Закона Нижегородской области N 147-З «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения в момент постановки на учет в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, осуществляющих государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, ставятся на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления по месту их выявления и первичного устройства. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления, обеспечиваются органами местного самоуправления жилой площадью не ниже установленных действующим жилищным законодательством социальных норм однократно. Осуществление мер по реализации права ребенка на жилое помещение отнесено п.1 ст.5 Закона Нижегородской области N 147-З к обязанностям органов местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка. Возможность реализации права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лица из их числа, зависит от наличия либо отсутствия закрепленного жилого помещения, а также постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Жилое помещение которое было закреплено за ней, было закреплено не законно и было отменено по протесту прокурора. Однако в нарушении статьи 52 ЖК РФ; п.1,2 ст. 5 Закона Нижегородской области N 147-З О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области  было допущено бездействие по принятию мер к отмене решения о закрепления жилого помещения постановки ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Согласно части 1 статьи 13 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 года N 123-3 «О жилищной политике в Нижегородской области» жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области предоставляются по договорам социального найма проживающим на территории Нижегородской области и признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях. В соответствии с ч.2 статьи 13 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 года N 123-3 «О жилищной политике в Нижегородской области» предоставление жилых помещений жилищного фонда Нижегородской области по договору социального найма указанным категориям граждан осуществляется в соответствии со сводными списками граждан для предоставления жилых помещений в жилищном фонде Нижегородской области. Порядок составления и ведения сводного списка граждан определен Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.12.2008 года N 566, которым утверждено Положение о порядке формирования сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области». Пунктом 4 указанного Положения определено, что сводный список составляется министерством на основании списков детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета, формируемых соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов Нижегородской области. Согласно Постановлению Правительства Нижегородской области N 400 от 07.12.2007 года «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области» уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области является Министерство жилищной политики и жилищного фонда Нижегородской области. Мероприятия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей утверждены областной целевой межведомственной программой «Дети-сироты». Согласно Мероприятий указанной программы обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа находится в компетенции Министерства жилищной политики и жилищного фонда Нижегородской области. 09.04.2009 года на основании Указа Губернатора Нижегородской области от 30.12.2008 года N 62 «О реструктуризации органов исполнительной власти Нижегородской области» Министерство жилищной политики и жилищного фонда Нижегородской области реорганизовано в форме слияния с Департаментом социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области в Министерство социальной политики Нижегородской области. В соответствии с п.3 Методических рекомендаций по реализации 3акона Нижегородской области N 116-3 от 30.09.2008 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений» в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, за счет средств областного бюджета Нижегородской области на соответствующий финансовый год. В соответствии со статьей 12 3акона Нижегородской области от 07.09.2007 года N 123-3 «О жилищной политике в Нижегородской области» жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области предоставляются гражданам по договорам социального найма в виде отдельных квартир, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. В соответствии с Методическими рекомендациями по реализации 3акона Нижегородской области от 30.09.2008 года N 116-3, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 16.03.2009 года N 117, площадь приобретаемого за счет средств областного бюджета жилого помещения должна быть не менее нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, и не более чем на 50 процентов превышать норму предоставления площади жилого помещения, установленную для одиноко проживающих граждан статьей 12 3акона Нижегородской области от 07.09.2007 года N 123-3 «О жилищной политике в Нижегородской области». Общая площадь жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из числа заселяемых в него граждан и нормы предоставления площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта), иметь площадь не менее нормы предоставления и отвечать требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

 предоставила отзыв на исковое заявление и просит отказать Варниной Т.В. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В обоснование отзыва указывает, что Варниной Т.В. подано исковое заявление о признании бездействия органов власти незаконными и возложении обязанности по приобретению жилья.  считает данные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

1. В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решения, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратится непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному и муниципальному служащему. При этом ст. 255 ГПК РФ установлено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 4 п. 1 Постановления Пленума Верховного су да Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностным лицом, государственным и муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц. Одновременно с тем, по смыслу ч.4 ст.258 ГПК РФ с учетом разъяснений, данных в п.25 указанного постановления Пленума Верховного суда РФ, основанием для удовлетворения заявления о признании незаконным бездействия является наличие нарушений прав и свобод гражданина в совокупности с одним из следующих обстоятельств: наличие у заинтересованного лица, чье бездействие оспаривается, соответствующих полномочий на совершение определенных действий; несоблюдение порядка совершения данного действия, выразившееся в оспариваемом бездействии; несоответствие оспариваемого бездействия требованиям закона или иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Согласно пункта 1 ст.48 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный правовой акт может быть отменен или его действия может быть приостановлено органами местного самоуправления или должными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. Как следует из материалов дела, оспариваемое постановление от 01.03.1999 года N 1 о закреплении жилого помещения по адресу:  за Варниной Т.В., было вынесено главой . Исходя из изложенного,  считает, что требование Варниной Т.В. о признании незаконным бездействия  по отмене постановления  от ДД.ММ.ГГГГ № является безосновательным и не подлежащим удовлетворению.

2. Также истцом заявлено требование о признании незаконным бездействия  по постановке Варниной Т.В. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения и включению её в список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета . По мнению ответчика - , указанное требование не может быть удовлетворенно по следующим основаниям. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без обеспечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года N 159-Ф3 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья) (ч.2 ст.8 3акона). При этом, в соответствии с ч.2 ст. 5 закона Нижегородской области от 10.12.2004 года N 147-3, органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют государственные полномочия по реализации права на жилое помещение в отношении несовершеннолетних граждан. Между тем непосредственным условием реализации жилищных прав детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа является отсутствие закрепленного права проживания в жилом помещении. Согласно имеющимся в материалах дела документов видно, что до ДД.ММ.ГГГГ за Варниной ТВ было закреплено жилое помещение. Как следует из преамбулы Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года N 159-Ф3, а также из статьи 1 указанного закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими  возраста. Истец - Варнина Т.В. до достижения ею возраста ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в  не обращалась. Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статья 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь. Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания. Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, не вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, является основанием для отказа в удовлетворении требования о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. Таким образом, доводы Варниной Т.В. о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, а так же включении её в список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма за счет средств областного бюджета , не состоятельны.

Представитель ответчика  Елисеева С.Ю. предоставила в суд дополнение к отзыву на исковое заявление и просит отказать Варниной Т.В. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В обоснование дополнения к отзыву она указывает, что Постановление о закреплении жилого помещения за Варниной ТВ. было отменено ДД.ММ.ГГГГ  постановлением за № Как следует из норм федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года и определено ст.47 данного закона муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования. Согласно статьи 41 устава  муниципальные право вые акты вступают в силу с момента их подписания, если иное не оговорено в самих актах. Кроме того, признание нормативного правового акта недействующим полностью или в части с момента его принятия, определяется главой 24 Гражданского процессуального кодекса, и возможно лишь на основании решения суда. По смыслу указанных норм, можно сделать вывод, о том что за истцом Варниной Т.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было закреплено жилое помещение, что опровергает доводы заявительницы об отнесении её к лицам из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в обеспечении жилой площадью.

Представитель ответчика  В... предоставила в суд возражения относительно исковых требований Варниной Т.В. в котором указывает, что , привлеченное в качестве ответчика, по существу исковых требований сообщает следующее. Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях на основании решений органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 13 закона Нижегородской области от 07.09.07 N 123­-3 «О жилищной политике в Нижегородской области» проживающим на территории Нижегородской области и признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях предоставляются жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области по договорам социального найма (до наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан). В соответствии с Постановлением Правительства Нижегородской области от 7 декабря 2007 года N 460 «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области» уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области является министерство социальной политики Нижегородской области. Постановлением Правительства Нижегородской области от 16.09.2010 N 614 утверждена областная целевая программа «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных законодательством Нижегородской области» на период 2011 ­2013 годов, исполнителем по которой является Министерство социальной политики Нижегородской области. Бюджетные ассигнования на исполнение данной Программы предусмотрены в законе Нижегородской области от21.12.2010 N 209-3 «Об областном бюджете на 2011 год». Порядок обеспечения жильем указанной категории граждан определен постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 N 315 «Об утверждении положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета и субсидий, поступающих на указанные цели из федерального бюджета», согласно п. 1.4. которого предоставление детям-сиротам жилых помещений осуществляется . На основании изложенного считает  ненадлежащим ответчиком по данному делу.

В судебном заседании истец Варнина Т.В. исковые требования поддержала и подтвердила обстоятельства изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика  Елисеева С.Ю. исковые требования Варниной Т.В. не признала и подтвердила доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.

Представитель ответчика  в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, суд полагает рассмотреть данное дело в его отсутствие.

Представитель ответчика  В... в судебное заседание не явился и в своем ходатайстве просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица  Цаплина В.В. полагает, что исковые требования Варниной Т.В. подлежат удовлетворению, поскольку на момент признания ее оставшейся без попечения родительй жилым помещением она обеспечена не была и за ней незаконно закрепили жилое помещение находящееся в собственности ее опекуна. После достижения совершеннолетия и окончания учебного заведения она так же не была обеспечена жилым помещением.

Свидетель Г... показал, что работал . Несовершеннолетняя Варнина Т.В. всегда проживала со своей  Б... в ее доме. Когда  Варниной Т.В. пропала и она осталась без попечения родителей, ее  Ванину Т.В. назначили ее опекуном и закрепили за ней жилое помещение принадлежащее на праве собственности опекуну, ее  Б... согласно записи в похозяйственной книге. У Варниной Т.В. и ее пропавшей  своего жилья, находящегося в собственности или в пользовании, на территории  никогда не было.

Свидетель Д... показал, что работает . В ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетней Варниной Т.В. было закреплено жилье, принадлежавшее ее  Б.... ДД.ММ.ГГГГ по протесту прокурора Постановление о закреплении за Варниной Т.В. этого жилья было отменено. В настоящее время Б... уже умерла, а ее дом сгорел в результате пожара.

Согласно решения  суда  от ДД.ММ.ГГГГ, А... лишена родительских прав в отношении дочери Варниной Т.В. ДД.ММ.ГГГГ рождения.

Согласно Постановления  № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении опекунства над несовершеннолетней Варниной Т.В.»,  Б... назначена опекуном несовершеннолетней Варниной Т.В., поскольку ее  А... находится в розыске, а  Е... в актовой записи о рождении указан со слов матери.

Согласно Постановления  № от ДД.ММ.ГГГГ, о закреплении жилья за несовершеннолетней Варниной Т.А., за ней закреплено жилье по адресу: .

Согласно протеста заместителя прокурора   на Постановление  № от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении жилья за несовершеннолетней Варниной Т.В.» от ДД.ММ.ГГГГ, он требует принять меры к отмене постановления  № от ДД.ММ.ГГГГ ввиду его незаконности.

В обоснование протеста он указывает, что прокуратурой  в порядке ст. 21, 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» осуществляется контроль за законностью принимаемых решений . Постановлением  от ДД.ММ.ГГГГ № за несовершеннолетней Варниной Т.В., ДД.ММ.ГГГГ закреплена жилая площадь по адресу  Основанием для закрепления послужил тот факт, что Варнина Т.В. осталась без попечения родителей. В соответствии со ст. 148 Семейного кодекса РФ (от ДД.ММ.ГГГГ N2223­ФЗ), дети, находящиеся под опекой и попечительством имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой и (попечительством), сохраняют право на жилое помещение. В соответствии со ст. 60 Жилищного кодекса РСФСР (утвержден ВС РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ в редакции в Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 45­ФЗ), которым, как следует из постановления, руководствовался глава администрации при принятии решения, жилое помещение сохраняется за гражданами в случае выезда из жилых помещений в домах государственного или муниципального жилищного фонда детей в связи с утратой попечения родителей - в течение всего времени пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо в течение всего времени пребывания у родственников или опекунов (попечителей), если в жилых помещениях, из которых выбыли дети, остались проживать другие члены семьи. В соответствии с ч.ч.1, 2 статьи 209, ч.2 ст.1 Гражданского кодекса РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц... При этом, в соответствии с ч.2 ст.1 Кодекса гражданские права могут, быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии со ст. 121 Семейного кодекса РФ (от 29.12.1995г. N223-ФЗ), защита прав и интересов детей в случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. Частью 2 указанной статьи (в редакции Закона действовавшей на момент принятия рассматриваемого постановления) определено, что органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Изложенные требования законодательства указывают на обязанность Староиванцевской сельской администрации обеспечить защиту жилищных прав детей, оставшихся без попечения родителей, однако не предусматривают полномочий местной администрации по закреплению права собственности и проживания в жилом помещении, которых до оставления без попечения родителей ребенок не имел, в том числе и права проживания в жилом помещении, находящемся в чужой собственности. Таким образом, Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № о сохранении жилого помещения было принято главой Староиванцевской сельской администрации в нарушение указанных положений федерального законодательства (ст.148 Семейного кодекса РФ, ч.ч.1, 2 статьи 209, ч.2 ст.1 Гражданского кодекса РФ, ст.60 Жилищного кодекса РСФСР) и превышением предоставленных полномочий. Изложенное свидетельствует о том, что Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ ввиду его незаконности подлежит отмене.

Согласно Постановления  № от ДД.ММ.ГГГГ «О протесте прокурора, Об отмене постановления», протест удовлетворить, постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении жилья за несовершеннолетней Варниной Т.В.» - отменить.

Согласно уведомления  № от ДД.ММ.ГГГГ, решением жилищной комиссии (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №) Варниной Т.В. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, так как ей уже исполнилось 26 лет и статус гражданина относящегося к числу детей, оставшихся без попечения родителей не подтверждается.

Согласно справки о заключении брака №, Ж... и А... заключили брак ДД.ММ.ГГГГ и жене присвоена фамилия Ж....

Согласно свидетельства о рождении, Варнина Т.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ в  и ее родителями являются Е... и А....

Согласно справки о рождении, Варнина Т.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ. № А..., сведения об отце ребенка записаны по указанию матери.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Варниной Т.В. к ,  о признании бездействия органов власти незаконным и возложении обязанности по приобретению жилья, подлежат удовлетворению частично.

Согласно части 2 статьи 37 ЖК РСФСР, действовавшего до 2005 года, вне очереди жилое помещение предоставлялось детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

При этом в силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.

В соответствии с ч.3 ст.52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

Согласно статьи 60 ЖК РСФСР (в ред. Федерального закона от 28.03.1998 N 45-ФЗ), действовавшего до 2005 года, при временном отсутствии нанимателя или членов его семьи за ними сохраняется жилое помещение в течение шести месяцев. Жилое помещение сохраняется за временно отсутствующими гражданами на более длительный срок в случаях: 3) выезда из жилых помещений в домах государственного или муниципального жилищного фонда детей в связи с утратой попечения родителей - в течение всего времени пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо в течение всего времени пребывания у родственников или опекунов (попечителей), если в жилых помещениях, из которых выбыли дети, остались проживать другие члены семьи. Если в жилых помещениях, из которых выбыли дети, не остались проживать другие члены семьи, данные помещения передаются указанным детям в собственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Варнина Т.В. была передана под опеку № Б... поскольку ее № находится в розыске, а № в актовой записи о рождении указан со слов матери. ДД.ММ.ГГГГ мать Варниной Т.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения была лишена родительских прав. ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетней Варниной Т.А. было закреплено жилье по адресу:  находившееся в собственности ее № Б.... ДД.ММ.ГГГГ по протесту прокурора постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении жилья за несовершеннолетней Варниной Т.В.» отменено по протесту прокурора.

Таким образом, за Варниной Т.В., относящаяся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, незаконно было закреплено жилое помещение находящееся в собственности ее  Б..., что действовавшим в тот период законодательством не предусматривалось.

Статья 60 ЖК РСФСР предусматривала возможность сохранения за детьми оставшимися без попечения родителей права пользования жилыми помещениями лишь в домах государственного или муниципального жилищного фонда, однако такого жилья у Варниной Т.В. не было.

Исходя из требований закона Варнина Т.В., как не имеющая закрепленного жилого помещения, должна была быть обеспечена жилым помещением по окончании ее пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Однако, в результате незаконных действий по закреплению за ней чужого жилья, данное требование закона выполнено не было.

В силу части 2 статьи 37 ЖК РСФСР, действовавшего до 2005 года, у Варниной Т.В. возникло право на обеспечение жилой площадью вне очереди после окончания образовательного учреждения и она должна была быть поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилой площади.

Исходя из требований с ч.3 ст.52 ЖК РФ, ч. 3 ст. 57 ЖК РФ и абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в настоящее время обязанность по обеспечению указанной категории граждан вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм и постановка их на учет возложена на органы исполнительной власти по месту жительства, в данном случае на .

Суд критически относится к доводам ответчиков изложенных в отзывах и возражении на исковое заявление, поскольку они основаны на том, что за Варниной Т.В. до ДД.ММ.ГГГГ было закреплено жилье, а после указанной даты право на получения жилья как ребенок-сирота она утратила.

С учетом изложенного суд считает, что требования Варниной Т.В. к  следует удовлетворить частично:

1. Признать незаконным бездействие  по постановке Варниной Т.В. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, а также по включению Варниной Т.В. в список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета  с ДД.ММ.ГГГГ.

2. Обязать  поставить Варнину Т.В. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, а также включить в список детей- сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за средств областного бюджета  с ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части иска Варниной Т.В. к  следует отказать, поскольку полномочий по отмене Постановления  у  не имелось и обязанность по восстановлению нарушенных прав Варниной Т.В. на обеспечение жильем возникла у  после отмены незаконного постановления ДД.ММ.ГГГГ.

В исковых требованиях Варниной Т.В. к ,  следует отказать за необоснованностью.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Варниной Т.В. к , ,  о признании бездействия органов власти незаконным и возложении обязанности по приобретению жилья, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие  по постановке Варниной Т.В. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, а также по включению Варниной Т.В. в список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета  с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать  поставить Варнину Т.В. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, а также включить в список детей- сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за средств областного бюджета  с ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Нижегородский областной суд.

Судья:С.Н. Копнин