ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-739/10 от 20.09.2010 Зейского районного суда (Амурская область)

Дело Номер обезличен

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Зея 20 сентября 2010 года

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Колесовой О.В.,

при секретаре Карнауховой И.Е.,

с участием представителя ответчика Администрации <адрес> Колмыковой М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сидоренко Сергея Владимировича к Администрации <адрес>, Правительству <адрес>, Губернатору <адрес> о признании права на получение государственного жилищного сертификата,

УСТАНОВИЛ:

истец Сидоренко С.В. зарегистрирован с Дата обезличена по адресу: <адрес>. Согласно договору купли-продажи квартиры с земельным участком от Дата обезличена, заключенного между Сидоренко С.В. (продавец), действующего на основании доверенности, удостоверенной нотариусом Зейского нотариального округа в интересах ФИО5, и ФИО9, действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего ФИО4 и ФИО10 (покупатели), продавец продал <адрес>, находящуюся по адресу: <адрес>, пе<адрес>, а покупатели купили в долевую собственность вышеуказанную квартиру с пристройками и строениями: баней, гаражом, сараем, двумя теплицами.

Постановлением Губернатора <адрес>Номер обезличен от Дата обезличена утвержден реестр жилых домов, непригодных для проживания в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего на территории <адрес> в Дата обезличена года, в указанный реестр включен и <адрес>, расположенный по <адрес> в <адрес>.

Постановлением <адрес> от Дата обезличена N 557 "Об утверждении списка граждан <адрес> и села <адрес>, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации - наводнения, произошедшего на территории <адрес> в Дата обезличена года, и имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов" в указанный список по<адрес> включена семья ФИО12: ФИО10, ФИО9, ФИО4, как граждане, лишившиеся в результате наводнения жилья – <адрес>. Номер обезличен по <адрес> в <адрес>.

Истцом заявлен спор о признании права на получение государственного жилищного сертификата, как лица, лишившегося жилья в результате чрезвычайной ситуации - наводнения, произошедшего на территории <адрес> в июле 2007 года, – <адрес>. Номер обезличен по <адрес> в <адрес>.

В обоснование иска истец указал, что Дата обезличена ОАО «<данные изъяты>» начало сброс воды <данные изъяты> водохранилища, что привело к возникновению чрезвычайной ситуации в <адрес>, выразившееся в затоплении жилых домов в <адрес>. Актом от Дата обезличена по результатам обследования жилого дома частного сектора, поврежденного в результате затопления при сбросе воды через гидросооружение ОАО «<данные изъяты> ГЭС» <адрес> по пе<адрес> в <адрес>, признана поврежденной в результате затопления. Согласно заключению от Дата обезличена межведомственной комиссии жилое помещение <адрес>. Номер обезличен по пе<адрес> в <адрес> признана непригодной для проживания. Постановлением <адрес>Номер обезличен от Дата обезличена утвержден реестр жилых домов <адрес> и <адрес> непригодных для проживания в результате чрезвычайной ситуации, в который включен и <адрес> по пе<адрес> в <адрес>. В марте 2009 года истцу стало известно, что он имеет право на получение государственного жилищного сертификата, в связи с чем, им было написано на имя главы администрации <адрес> о выдаче сертификата. Из ответа главы администрации <адрес> от Дата обезличена следует, что список граждан <адрес> и <адрес>, в который ФИО1 не включен, утвержден постановлением Губернатора <адрес> от Дата обезличенаНомер обезличен, в связи с чем, он в праве обратиться в <адрес> Амурской области. Написав заявление в Министерство финансов, истец получил ответ, что в список граждан на получение жилищного сертификата он не включен, для решения вопроса о его включении в список он должен предоставить в <адрес> необходимые документы. Собрав все необходимые документы, Сидоренко С.В. обратился к Губернатору <адрес><адрес>. Дата обезличена из Министерства финансов <адрес> им был получен ответ, что в список граждан, имеющих право на получение жилищных сертификатов, он не включен, так как от главы <адрес> в адрес управления ГЗ и ПБ не была предоставлена информация о необходимости включения его в список. В связи с изложенным, истец обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит:

- признать незаконным не включение Сидоренко С.В. в список граждан на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации – наводнения произошедшего в <адрес> и <адрес> в иоле 2007 года;

- признать за Сидоренко С.В. право на получение государственного жилищного сертификата, как гражданина <адрес> и <адрес>, лишившегося жилья в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего на территории <адрес> в июле 2007 года, на приобретение жилья;

- обязать правительство <адрес> включить Сидоренко С.В. в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата в связи с наводнением, произошедшим на территории <адрес> в июле 2007 года, направить в Правительство РФ, выдать жилищный сертификат.

Дата обезличена в предварительном судебном заседании истец Сидоренко С.В. уточнил ранее заявленные требования, в соответствии с которыми просит обязать <адрес> направить в МЧС России для подготовки проекта решения <адрес> о выдаче <адрес> бланка сертификата.

Дата обезличена истец Сидоренко С.В. вновь представил заявление об уточнении исковых требований, в соответствии с которыми наряду с ранее заявленными требованиями, просит обязать Администрацию <адрес> включить Сидоренко С.В. в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата в связи с наводнением, произошедшим на территории амурской области в июле 2007 года и направить сведения о включении Сидоренко С.В. в вышеуказанный список в <адрес>.

В судебное заседание истец не явился, уведомлен надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении дела в свое отсутствие, на удовлетворении заявленных исковых требований настаивает. В судебном заседании Дата обезличена истец в обоснование заявленного иска пояснил, что в <адрес> проживали ФИО5 и его отец Сидоренко В.Н.. В 2003 году после возвращения из армии он зарегистрировался и проживал по данному адресу. Квартира принадлежала ФИО5. В 2007 году в связи с отъездом ФИО5 и ФИО6 из <адрес>, квартира была продана ФИО12. По устной договоренности он остался проживать в данной квартире. Дата обезличена ОАО «<данные изъяты> ГЭС» начало сброс воды Зейского водохранилища, что привело к возникновению чрезвычайной ситуации в <адрес>, выразившееся в затоплении жилых домов в <адрес> в <адрес> также попал в зону затопления, что подтверждается справкой из администрации <адрес> и постановлением Губернатора Амурской от Дата обезличенаНомер обезличен (пункт 6 реестра жилых домов <адрес> и <адрес>, непригодных для проживания в результате чрезвычайной ситуации - наводнения). В <адрес>. 23 по <адрес> в <адрес> он прописан и проживал с Дата обезличена, собственником не являлся. О том, что он имеет право на получение государственного жилищного сертификата, он узнал в марте 2009 года, в связи с чем, написал заявление главе администрации <адрес> о его выдаче. Дата обезличена от главы города он получил ответ, что постановлением <адрес> от Дата обезличенаНомер обезличен года утвержден список граждан <адрес> и села <адрес>, в который он не включен и для решения вопроса о выделении сертификата, он вправе обратиться в <адрес>. Написав заявление в Министерство финансов, он получил ответ аналогичный ответу от главы <адрес>, что в список граждан на получение жилищного сертификата он не включен, а для решения вопроса о включении его в вышеуказанный список, он должен предоставить необходимые документы в <адрес>. Собрав необходимые документы, согласно указанного перечня министром финансов <адрес>, он обратился к <адрес>. Дата обезличена из Министерства финансов <адрес> он получил ответ, что в список граждан имеющих право на получение жилищных сертификатов он не включен, так как от главы <адрес>, в адрес управления ГЗ и ПБ не была предоставлена информация о необходимости включения его в список.

Представитель ответчика – Администрации <адрес> Колмыкова М.Г., исковые требования не признала, суду пояснила, что жилое помещение - <адрес>,2 по пе<адрес> в <адрес>, включено в реестр жилых домов <адрес> и <адрес>, непригодных для проживания в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего на территории <адрес> в июле 2007 года (утв. постановлением <адрес> от Дата обезличенаНомер обезличен). Данный реестр утвержден в соответствии с постановлением Правительства РФ от Дата обезличенаНомер обезличен «Об утверждении порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий». Согласно данному постановлению список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и стихийного бедствия, на получение государственного жилищного сертификата утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация или стихийное бедствие, и направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов. Ответственность за достоверность сведений, содержащихся в списке, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, утверждающие этот список. Постановлением Правительства РФ от Дата обезличенаНомер обезличен «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» установлено, что государственные жилищные сертификаты подлежат выпуску для граждан РФ, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (п. 1). В период подготовки в правительство <адрес> документов о пострадавших граждан лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации в городе <адрес>, истцом не были представлены сведения о фактическом проживании в <адрес>. <адрес> по ул<адрес>. Заявление в комиссию при администрации <адрес> по оценке ущерба, причиненного сбросом воды из Зейского водохранилища, от истца также не поступало. Законодательство Российской Федерации и <адрес> не предусматривает и не возлагает обязательства на органы местного самоуправления (в данном случае на местную администрацию) по включению в списки граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. Считает, что заявленные требования истца к администрации <адрес> не обоснованны, не подкреплены нормами законодательства и не подлежат удовлетворению.

Представитель ответчика – <адрес> Амурской области, <адрес> Амурской области в судебное заседание не явился, представил в суд отзыв на иск от Дата обезличена, из которого следует, что требования Сидоренко С.В. подлежат отказу в удовлетворении, по следующим основаниям. Постановлением <адрес> от Дата обезличенаНомер обезличенО внесении изменений в постановление губернатора области от Дата обезличенаНомер обезличенНомер обезличен" утвержден список граждан <адрес> и села <адрес>, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации - наводнения, произошедшего на территории <адрес> в июле 2007 года, и имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов. В утвержденный сводный список ФИО1 включен не был, так как сводный список сформирован, исходя из списков, представленных органами местного самоуправления и утвержденных постановлением губернатора области от Дата обезличенаНомер обезличен. В данном списке Сидоренко С.В. отсутствует. В списке жителей <адрес>, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов (приложение Номер обезличен к постановлению губернатора области Номер обезличен) под Номер обезличен числится семья ФИО10 в составе трех человек, проживавшая на момент чрезвычайной ситуации по адресу: <адрес>, пе<адрес> получившая сертификат в 2007 году. Таким образом, требование о признании незаконным не включение Сидоренко СВ. в список граждан, имеющих право на сертификат, утвержденный постановлением губернатора области от Дата обезличенаНомер обезличена, не подлежит удовлетворению как не основанное на законе. Данные о количестве семей, лишившихся жилья, и их численном составе были представлены органами местного самоуправления в <адрес> по согласованию с органами МЧС России, ФМС России. Требования о признании права и включении в список следует рассматривать с учетом положений Постановления Правительства РФ от Дата обезличена N Номер обезличен (ред. от Дата обезличена) "Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" и данных о наличии у истца иного жилья, принадлежащего ему на праве собственности или отсутствия такого.

Представители Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в судебное заседание не явились, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом, возражений на иск не представили, а потому, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных ответчиков по имеющимся в нем доказательствам. В соответствии с ч.4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещённого о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах своей неявки и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Третьи лица ФИО9, ФИО10 в судебное заседание не явились, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.

Заслушав стороны, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему:

Постановлением <адрес> от Дата обезличенаНомер обезличен «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории области» с 10.00 Дата обезличена в связи с обильными осадками, прошедшими в северных районах области, что привело к увеличению уровня воды в Зейском водохранилище до критической отметки, в результате чего было принято решение об увеличении сброса воды, был введен режим чрезвычайной ситуации на территории <адрес>, <адрес><адрес> районов. Постановлением <адрес> от Дата обезличенаНомер обезличен «О снятии режима чрезвычайной ситуации» с 8.00 Дата обезличена отменен режим чрезвычайной ситуации на территории <адрес> и <адрес> в связи с ликвидацией угрозы затопления населенных пунктов <адрес>, расположенных ниже по течению реки Зея, а также подверженной затоплению части территории <адрес>.

В результате увеличения сброса воды из Зейского водохранилища был затоплен дом, находящийся по адресу: <адрес>, принадлежащий семье ФИО12 на праве общей долевой собственности. Согласно заключению «О признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания» от Дата обезличена межведомственной комиссии, назначенной Постановлением главы <адрес> от Дата обезличенаНомер обезличен, жилое помещение по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением <адрес>Номер обезличен от Дата обезличена утвержден реестр жилых домов, непригодных для проживания в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего на территории <адрес> в июле 2007 года, в указанный реестр включен и <адрес>, расположенный по <адрес> в <адрес>.

Постановлением <адрес> от Дата обезличенаНомер обезличенНомер обезличен"О внесении изменений в постановление губернатора области от Дата обезличенаНомер обезличенНомер обезличен" утвержден список граждан <адрес> и села <адрес>, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации - наводнения, произошедшего на территории <адрес> в июле 2007 года, и имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов, в указанный список в том числе включена семья ФИО12, состоящая из трех человек.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от Дата обезличена N Номер обезличен-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право:

на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Вопросы предоставления жилых помещений взамен утраченного урегулированы действующим законодательством следующим образом: гражданам, у которых жилое помещение стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, предоставление жилья осуществляется путем предоставления субсидии на приобретение жилья, а также путем предоставления жилищного сертификата.

В соответствии с п. 6 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (утв. постановлением Правительства РФ от Дата обезличенаНомер обезличенНомер обезличен), выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и стихийного бедствия, на получение государственного жилищного сертификата (далее - список).

Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация или стихийное бедствие, и направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов.

Согласно постановлению Правительства РФ от Дата обезличенаНомер обезличен «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Названным постановлением установлено, что государственные жилищные сертификаты выпускаются на основании решения Правительства Российской Федерации и выдаются из расчета предоставления гражданам жилой площади по социальной норме, определяемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту предоставления жилья, но не менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи из двух и более человек и 29-33 квадратных метра общей площади на одинокого гражданина.

Согласно «Порядку и условиям выдачи государственных жилищных сертификатов (во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от Дата обезличенаНомер обезличен), утвержденному МЧС РФ, Минстроем РФ и Минфином РФ, государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации указанные граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы:

- заявление о выдаче государственного жилищного сертификата;

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу;

- справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Из представленных материалов дела следует, что истец зарегистрирован по адресу: <адрес>Дата обезличена.

Согласно договору купли-продажи квартиры с земельным участком от Дата обезличена заключенного между Сидоренко С.В. (продавец), действующего на основании доверенности, удостоверенной нотариусом Зейского нотариального округа в интересах ФИО5 и ФИО9, действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего ФИО4 и ФИО10 (покупатели), следует, что продавец продал <адрес>, находящуюся в двухквартирном, одноэтажном, брусчатом, жилом доме по адресу: <адрес>, пе<адрес>, а покупатели купили в долевую собственность вышеуказанную квартиру с пристройками и строениями: баней, гаражом, сараем, двумя теплицами.

В соответствии п.8 вышеназванного договора следует, что на момент подписания договора квартира не обременена правами третьих лиц.

Согласно ч.1 ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

При принятии решения суд учитывает, что сам факт регистрации либо прописки лица на жилую площадь, с согласия проживающих на ней, является административным актом и не означает наличия права на жилую площадь, а является одним из доказательств, которое должно оцениваться судом.

Суд не принимает во внимание доводы истца о том, что на момент чрезвычайной ситуации <адрес>, являлась жильем истца. Данный факт истцом не подтвержден соответствующими доказательствами, хотя в силу статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований. При решении вопроса о том, лишился ли истец жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, суд исходит из фактических обстоятельств дела, и от наличия достаточных продолжающихся связей с конкретным местом проживания. Данные обстоятельства судом не установлены. Более того, истцом не представлено доказательств, и не оспаривается истцом, что членом семьи ФИО12 он не являлся.

Показания свидетеля ФИО8 не являются достаточными и суд не может принять их как основание для признания за Сидоренко С.В. права на получение жилищного сертификата.

Из свидетельств о государственной регистрации права Номер обезличен от Дата обезличена, следует, что ФИО9, ФИО4 и ФИО10 на праве общей долевой собственности принадлежит четырехкомнатная квартира по адресу: <адрес>, пе<адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним Дата обезличена сделана запись регистрации Номер обезличен.

Согласно сведений Министерства финансов <адрес> в связи с признанием спорной квартиры непригодной для проживания в результате чрезвычайной ситуации государственный жилищный сертификат Номер обезличен выдан ФИО10, ФИО9, ФИО4

Сведения о получении Дата обезличена материальной помощи в размере 5 164 рубля также не могут являться доказательством права на получение истцом государственного жилищного сертификата.

Так, распоряжением <адрес> от Дата обезличенаНомер обезличенНомер обезличен "О выделении финансовых средств на оказание единовременной материальной помощи жителям <адрес> и <адрес>" жителям, эвакуированным из мест затопления, в оказана единовременная материальная помощь. Как следует из пояснений представителя Администрации <адрес>, данную помощь получали граждане, имевшие регистрацию на момент рассматриваемых событий, что и подтверждается списком лиц, утвержденных указанным распоряжением. Согласно распоряжения под Номер обезличенНомер обезличен значатся ФИО6, Сидоренко С.В., ФИО9, ФИО4 Тогда как из пояснений истца следует, что квартира была продана в связи с отъездом ФИО5 и его отца ФИО6 из <адрес>. Кроме того, пояснения представителя ответчика Колмыковой М.Г. подтверждаются и справкой отделения УФМС в <адрес>, из которой следует, что ФИО9 и ФИО4 были зарегистрированы в <адрес> в <адрес>, с Дата обезличена. При этом ФИО10 не вошел в указанный список, так как по указанному адресу был зарегистрирован позднее произошедших событий, а именно – Дата обезличена.

Согласно сведений <адрес> отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на имя Сидоренко С.В. сведения о наличии регистрации права собственности на жилые помещения отсутствуют. Однако доводы истца об отсутствии жилья на территории <адрес> при отсутствии иных указанных выше обстоятельств не может являться основанием для признания за истцом права на государственный жилищный сертификат.

На основании изложенного суд находит, что требования истца о признании права на получение государственного жилищного сертификата удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Сидоренко Сергея Владимировича к Администрации города Зеи, <адрес> Амурской области, <адрес> Амурской области о признании права на получение государственного жилищного сертификата, отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в течение десяти дней со дня его провозглашения.

Председательствующий