Дело №2-739/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 октября 2016г. г.Волгореченск
Нерехтский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Синицыной О.Р., при секретаре Поляковой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Волгореченска Костромской области к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Дом творчества «Истоки» городского округа город Волгореченск Костромской области о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Волгореченска Костромской области обратился с иском к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Дом творчества «Истоки» городского округа г.Волгореченск Костромской области (далее МБУДО «Истоки») о возложении обязанностей, в котором просил (с учетом уточнений, л.д.26) обязать ответчика оборудовать вход в здание организации по адресу: ул…., д…., г…. … области пандусом с поручнями в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Требования мотивированы тем, что прокуратурой г.Волгореченска проведена проверка исполнения законодательства об образовании, законодательства о социальной защите детей-инвалидов в деятельности МБУДО «Истоки», в ходе которой выявлены нарушения законодательства. МБУДО «Истоки» относится к объектам социальной инфраструктуры, является образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность по программам дополнительного образования детей. В нарушение требований ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 года, ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года вход в здание учреждения не оборудован соответствующими приспособлениями (пандусами, перилами, настилами, рельсами и т.д.) для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, в том числе детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Отсутствие условий для инвалидов, в том числе детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры приводит к неисполнению системы гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам, в том числе детям-инвалидам, условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, нарушает право детей-инвалидов на образование. 31 августа 2015 года прокурором города в адрес главы администрации городского округа г.Волгореченск было внесено представление об устранении нарушений законодательства. Однако до настоящего времени нарушения законодательства не устранены, условия беспрепятственного доступа в здание организации не созданы. В МБУДО «Истоки» обучается более 100 учеников. Количество граждан, права которых нарушены, не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи с чем конкретные лица не могут быть определены. Исковое заявление прокурора направлено не только на устранение уже допущенных нарушений закона, но также и на защиту интересов лиц, права которых могут быть нарушены в будущем, круг таких лиц точно определен быть не может. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просил иск удовлетворить.
В судебном заседании истец – помощник прокурора г.Волгореченска Костромской области Горченюк С.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика – и.о.директора МБУДО «Истоки» ФИО1, действующая на основании приказа №… от … года и Устава (л.д.30-33) исковые требования признала в полном объеме, последствия признания иска, предусмотренные ч.3 ст.173 ГПК РФ, ей разъяснены и понятны.
В суде представитель ответчика ФИО1 пояснила, что работа по установке пандуса проводится, имеется проект, составлена смета расходов, но не решен вопрос с финансированием.
Представитель третьего лица - администрации городского округа г.Волгореченск Костромской области по доверенности ФИО2 (л.д.16) исковые требования считала не обоснованными, пояснив, что проведение адаптационных мероприятий в МБУДО «Истоки» запланировано на 2019 год. Работа по установке пандуса в учреждение запланирована, составлена смета расходов, однако денежные средства на установку пандуса в 2016 году не заложены в бюджет городского округа г.Волгореченск. Бюджет на 2017 год находится в стадии согласования.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Суд принимает признание иска представителем ответчика, учитывая следующее.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
В силу ст. 9 указанного Федерального закона реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
В соответствии со ст. 15 названного Федерального закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
В силу п. «а» ст. 9 «Конвенции о правах инвалидов», чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
Технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, предусмотрены действующим с 01.01.2013 года Сводом правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП-59.13330.2012), утвержденным Приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 №605.
Согласно п. 4.1.14 СНиП 35-01-2001, лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20.
Пунктом 5.1.1 СНиП 35-01-2001, в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
Согласно п. 5.1.9 СНиП 35-01-2001 помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для инвалидов (далее - подъемные платформы) или лифты.
При этом наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни (п. 5.1.2 СНиП 35-01-2001).
В суде установлено, что в … года прокуратурой г.Волгореченска Костромской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере оказания государственной социальной помощи детям-инвалидам, а также соблюдения их прав на получение образования.
В ходе проведенной проверки установлено, что муниципальные объекты социальной инфраструктуры для детей (образовательные учреждения, учреждения культуры, учреждения физической культуры и спорта) на территории г.Волгореченска на 76% не оснащены приспособлениями для детей с ограниченными возможностями здоровья, что приводит к невозможности (ограничению) их доступа в указанные объекты, чем нарушаются права детей-инвалидов на получение гарантированной государством социальной поддержки.
… года прокурором г.Волгореченска в адрес главы администрации городского округа г.Волгореченск внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите детей-инвалидов (л.д.6-7).
Согласно письму главы городского округа г.Волгореченск от … года в целях повышения доступности для инвалидов объектов и услуг в городском округе г.Волгореченск разработана и утверждена постановлением администрации городского округа г.Волгореченск от 12 октября 2015 года №449 муниципальная программа «Доступная среда в городском округе г.Волгореченск Костромской области на 2016-2018 годы», в которую включены мероприятия по адаптации для инвалидов муниципальных учреждений. В образовательных организациях, которые не вошли в муниципальную программу «Доступная среда», также запланированы работы, необходимые для приведения объектов в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации по обеспечению доступности для инвалидов, а именно на 2017 год – МБУДО «ДТ «Истоки» (установка пандуса) (л.д.8-10).
МБУДО «Истоки» осуществляет образовательную деятельность по программам дополнительного образования детей.
В соответствии с ч.3 ст.28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В ходе рассмотрения дела установлено, что вход в здание МБУДО «Истоки» пандусом с поручнями не оборудован, чем нарушаются гарантированные ст.17 Конституции Российской Федерации права граждан.
Срок, в течение которого прокурор просит обязать ответчика устранить допущенные нарушения, является реальным.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом творчества «Истоки» городского округа город Волгореченск Костромской области оборудовать вход в здание организации по адресу: улица …, д. … г…. … области, пандусом с поручнями - в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Нерехтский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: О.Р. Синицына