ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-739/17 от 21.11.2017 Угличского районного суда (Ярославская область)

Дело № 2-739/17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Углич 21 ноября 2017 г.

Угличский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Александровой М.Д.,

при секретаре Роузовой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крыловой Н.В. к Кудряшову А.В., Территориальному Управлению Росимущества по Ярославской области, Верхне-Волжскому бассейновому управлению – Отделу водных ресурсов по Ярославской области, Администрации Угличского муниципального района Ярославской области о сохранении нежилого здания в существующем виде, признании права собственности на объект недвижимости,

у с т а н о в и л:

Крылова Н.В. обратилась в суд с иском к Кудряшову А.В., Территориальному Управлению Росимущества по Ярославской области, Верхне-Волжскому бассейновому управлению – Отделу водных ресурсов по Ярославской области, Администрации Угличского муниципального района Ярославской области о сохранении в существующем виде нежилого трехэтажного здания бункера для хранения рыбы, общей площадью 71,6 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером , находящемся в постоянном (бессрочном) пользовании ЧП «Нептун»; признании за Крыловой Н.В. право собственности на указанное нежилое здание в соответствии с техническим планом здания от 03.04.2017 г., подготовленным ООО «АН ГЕО-СЕРВИС»; прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ООО «Нептун Плюс» (ранее ЧП Нептун) на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> и возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области обязанности внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером в части изменения его площади с 16 кв.м на 61 кв.м и установлении местоположения границ в соответствии с межевым планом от 28.03.2017 г., подготовленным ООО «АН ГЕО-СЕРВИС».

Исковые требования обоснованы тем, что истец является собственником бункера для хранения рыбы на основании договора купли-продажи от 26.03.2012 г., заключенного с ООО «Нептун-Плюс». Переход права собственности не зарегистрирован в установленном порядке. Указанный бункер расположен на земельном участке с кадастровым номером , находящемся по адресу: <адрес>.

В апреле 2017 г. истцу стало известно, что ООО «Нептун Плюс» ликвидировано по решению его единственного участника – Кудряшова А.В. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в силу ст. 63 ГК РФ перешло к Кудряшову А.В. как единственному участнику ликвидированного общества, но не было зарегистрировано и не переоформлено на иной вид права.

Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером до настоящего времени значится в постоянном (бессрочном) пользовании ЧП «Нептун». Право собственности на здание бункера для хранения рыбы ООО «Нептун Плюс» также не зарегистрировано.

В ходе выполнения кадастровых работ в отношении земельного участка, проведенных ООО «АН ГЕО СЕРВИС» было установлено, что весь земельный участок находится в 20-метровой береговой полосе Рыбинского водохранилища и его фактическая площадь составляет 61 кв.м.

В настоящее время истец в связи с ликвидацией ООО «Нептун Плюс» не имеет иной возможности оформить свои права на нежилое здание бункера иначе, как по решению суда.

В ходе рассмотрения дела истец уточнила и дополнила исковые требования: просит сохранить в существующем виде нежилое трехэтажное здание бункера для хранения рыбы, общей площадью 71,6 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером находящемся в постоянном (бессрочном) пользовании ЧП «Нептун»; признать за Крыловой Н.В. право собственности на указанное нежилое здание в соответствии с техническим планом здания от 03.04.2017 г., подготовленным ООО «АН ГЕО-СЕРВИС»; выделить зону ограниченного хозяйственного использования в составе памятника природы «Урочище Алтыново» площадью 56,1 кв.м для открытия бункера для хранения рыбы, обозначенную в проекте границ от 26.10.2017 г., подготовленном ООО «АН ГЕО-СЕРВИС» точками н1, т30, т31, н4;обязать Администрацию Угличского муниципального района заключить с Крыловой Н.В. договор аренды земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: открытие бункера для хранения рыбы, адрес (местоположение) объекта: <адрес>. Сроком на 49 лет в уточненных границах и площадью 61 кв.м в соответствии с представленным проектом договора аренды земельного участка. В качестве соответчика по данным требованиям указан Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации Угличского муниципального района (далее УМИ и ЗО Администрации УМР) и Администрация Отрадновского сельского поселения Угличского района.

В судебном заседании истец Крылова Н.В. и ее представитель Озеров А.В. уточненные исковые требования поддержали по основаниям, указанным в иске.

Ответчик Кудряшов А.В. исковые требования признал и пояснил, что здание бункера никакого вреда окружающей природе не причиняет, напротив – препятствует размыванию берега во время паводков и оползням.

Представитель ответчика Администрации Угличского муниципального района и третьих лиц – УМИ и ЗО Администрации УМР и Отрадновского сельского поселения Устимов В.Е. исковые требования не признал по тем основаниям, что отвод земельного участка под бункер для хранения рыбы произведен с нарушением природоохранного законодательства и с нарушением правил пользования для данной территории; спорный объект недвижимости имеет признаки самовольной постройки и расположен в границах памятника природы, где запрещена хозяйственная деятельность, а также в границах водоохраной зоны Рыбинского водохранилища.

Представитель ответчика Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя департамента.

Ранее в судебном заседании представитель Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области Козлов М.Е. исковые требования не признал по тем основаниям, что документы о предоставлении земельного участка не содержат указания на его использование для строительства капитального объекта; в связи с ликвидацией владельца земельного участка право пользования данным земельным участком прекращено; договор купли-продажи бункера не отвечает требованиям закона, так как право собственности продавца не было зарегистрировано в установленном порядке; в 2012 г. установлены границы памятника природы «Урочище Алтыново», спорный объект находится на особо охраняемой природной территории (ООПТ); без выделения специальной зоны строительство на ООПТ запрещено, также необходимо заключение государственной экспертизы.

Представитель ответчика Верхневолжского бассейнового водного управления – Отдела водных ресурсов по Ярославской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление и ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя Отдела. В отзыве указал, что в связи с тем, что спорные объекты находятся в береговой полосе Рыбинского водохранилища, в соответствии со ст. 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, предусмотренных частью 1 указанной статьи, относятся полномочия по обеспечению свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

Представитель третьего лица Угличского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.

Выслушав стороны, представителя третьих лиц УМИ и ЗО Администрации УМР и Отрадновского сельского поселения, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что постановлением Главы администрации города Углич от 23.03.94 г. № 245 «Об изъятии и отводе участка под хранение рыбы частному предприятию «Нептун» изъят из земель водного фонда земельный участок на берегу реки Волга площадью 16 кв.м и передан частному предприятию «Нептун» в бессрочное постоянное пользование, на частное предприятие «Нептун» возложена обязанность использовать отведенные земли по целевому назначению, соблюдать земельное и природоохранное законодательство. Местоположение земельного участка было указано на выкопировке из плана землепользования товарищества ПЭС Алтыново, без установления границ на местности.

Директору частного предприятия «Нептун» ФИО1 было выдано свидетельство № 244 о предоставлении на праве бессрочного (постоянного) пользования земельного участка площадью 0,0016 га под водой на основании постановления Главы администрации г. Углича от 23.03.1994 года № 245 для открытия бункера для хранения рыбы.

Бункер для хранения рыбы был построен и введен в эксплуатацию в 1994 году, что подтверждается техническим планом здания (л.д. 30) и актом приема-передачи (л.д. 107).

В 1999 г. индивидуальное частное предприятие «Нептун», зарегистрированное КУМИ 25.03.92 года, было исключено из реестра предприятий на основании решения Участника о приведении организационно-правовой формы (ОПФ) в соответствие с ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», что подтверждается заключением КУМИ Администрации г. Углича (л.д. 104). 13.07.99 г. было зарегистрировано общество с ограниченной ответственностью «Нептун» (л.д. 103). На основании решения Учредителя общества ООО «Нептун» № 2 от 13.09.1999 г. внесено изменение в наименование общества, присвоено наименование «Нептун Плюс» (л.д. 110). 22.09.99 г. КУМИ Администрации г. Углича зарегистрировано общество с ограниченной ответственностью «Нептун-Плюс» (л.д. 102). Единственным участником ИЧП «Нептун», ООО «Нептун» (ООО «Нептун-Плюс») являлся ФИО1

В ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 умер. После его смерти свидетельство о праве на наследство по закону № 2954 на 100% доли в уставном капитале ООО «Нептун-Плюс» было выдано 22 июля 2010 г. нотариусом Угличского нотариального округа ФИО2 наследнику ФИО3

23.08.2010 г. ФИО3 продала 100% долю в уставном капитале ООО «Нептун-Плюс» Кудряшову А.В. (л.д. 16).

Согласно акту о приеме-передаче от 23.08.2010 г. ООО «Нептун-Плюс» в лице директора Кудряшова А.В. на основании договора купли-продажи доли в уставном капитале ООО «Нептун-Плюс» принял от учредителя ФИО3 трехэтажное здание бункера для хранения рыбы общей площадью 71.6 кв.м (л.д. 106-107).

30.08.2010 г. в сведения ЕГРЮЛ были внесены изменения об учредителях (участниках) юридического лица, в качестве учредителя указан Кудряшов А.В. (л.д. 18).

26.03.2012 г. ООО «Нептун-Плюс» продало бункер для хранения рыбы Крыловой Н.В. (л.д. 25-26).

17.10.2013 г. в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении юридического лица ООО «Нептун-Плюс» в связи с его ликвидацией (л.д. 17 оборот).

В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В силу п. 2 ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

Согласно положениям ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Их исследованных судом документов следует, что ЧП «Нептун» был предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью 16 кв.м на берегу реки Волги, расположенный по адресу: <адрес>, для открытия бункера для хранения рыбы. Указанный бункер должен находиться под водой и занимать площадь земли 16 кв.м (л.д. 7).

Их технического плана здания бункера для хранения рыбы от 03.04.2017 г., подготовленного ООО «АН ГЕО-СЕРВИС», следует, что бункер был построен и введен в эксплуатацию в 1994 г., представляет собой трехэтажное кирпичное здание площадью 71,6 кв.м, расположенное на берегу реки Волги (л.д. 30, фотография л.д. 74).

Данный объект недвижимости был выстроен без проектной документации хозспособом, разрешение на его строительство и ввод в эксплуатацию отсутствуют, что следует из пояснений ответчика ФИО2, представителя ответчика Администрации УМР ФИО5 и ответа Отдела по управлению архивным делом Администрации УМР от ДД.ММ.ГГГГ № Т-102 (л.д. 59).

Согласно решению Исполнительного комитета Ярославского областного Совета депутатов трудящихся от 25.07.1966 г. № 582 «Об охране природных ландшафтов, памятников садово-паркового искусства, имеющих оздоровительную, культурно-эстетическую, научно-познавательную и историко-мемориальную ценность» на территории Ярославской области созданы памятники природы областного значения, в том числе памятник природы «Урочище Алтыново» Ниноровского с/с в 5 км от г. Углича. 05.09.1996 г. составлен паспорт на памятник природы «Урочище Алтыново», в котором указана площадь памятника 3 га – лес, площадь охранной зоны 0,75 га, охранная зона – 50 м и схема территории государственного памятника природы «Урочище Алтыново» – охранная зона.

Позднее памятник природы «Урочище Алтыново» с описанием границ был включен в перечень особо охраняемых природных территорий Ярославской области, утвержденный постановлением Правительства Ярославской области от 01.07.2010 г. № 460-п.

Границы памятника природы были уточнены в 2012 г. на основании заключения государственной экологической экспертизы, утвержденного приказом Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 13.01.2012 г. № 5Э.

Постановлением Правительства Ярославской области от 09.08.2012 г. № 733-п определена площадь памятника природы «Урочище Алтыново» - 153933 кв.м.

Сведения о границах внесены филиалом кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области в государственный кадастр недвижимости от 15.11.2012 г.

Согласно межевому плану земельного участка, на котором расположен бункер, подготовленному 28.03.2017 г. ООО «АН «ГЕО-СЕРВИС», площадь занятого земельного участка составляет 61 кв.м (л.д. 40). Указанный бункер частично находится в зоне ООПТ Ярославской области – памятника природы «Урочище Алтыново» (Обзорный план от 27.03.2017 г. л.д. 75).

В ходе экспертизы границ здания бункера для хранения рыбы, расположенного в п. Алтыново Угличского МР в водоохраной зоне р. Волги в границах памятника природы «Урочище Алтыново», выполненной ООО «Геотоп» по заказу Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, при нанесении сведений ЕГРН о границах памятника и предоставленных сведений о границах контура здания (бункера для хранения рыбы) было выявлено наложение здания на границы памятника природы в размере 34,54 кв.м, что отражено в схеме размещения здания относительно границ памятника природы «Урочище Алтыново» (приложение № 1 к заключению) (л.д. 92-95).

Вопросы отнесения земель к особо охраняемым природным территориям, принятия решений о создании особо охраняемых природных территорий, создания охранных зон и установления их границ, режима особой охраны территорий памятников природы регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно преамбуле Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен особый режим охраны.

Особо охраняемые территории относятся к объектам общенационального достояния.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Территории, занятые региональными памятниками природы, отнесены названным Федеральным законом к особо охраняемым природным территориям.

Пунктом 1 статьи 56 Земельного кодекса определено, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным этим Кодексом или федеральными законами.

Статьей 26 Федерального закона ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» органы государственной власти субъекта Российской Федерации наделены полномочиями по объявлению природных объектов и комплексов памятниками природы регионального значения, утверждению границ и определению режима особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.

В силу положений статьи 27 Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

В соответствии с ч. 1 ст. 95 Земельного кодекса РФ к землям охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

Согласно ч. 2 ст. 95 Земельного кодекса РФ земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

Частью 10 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлено, что в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94-100 настоящего Кодекса.

Постановлением Правительства Ярославской области от 27.09.2012 г. № 981-п утвержден Порядок создания особо охраняемых природных территорий регионального значения в Ярославской области. Согласно пунктам 1.7 и 1.8 указанного Порядка на землях природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, охраняемых природных комплексов, туристско-рекреационных местностей, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавались ООПТ, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и не предусмотренная федеральными законами и законами Ярославской области

На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель ООПТ допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона Ярославской области от 28.12.2015 г. № 112-з «Об особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения Ярославской области» строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства в граница ООПТ регионального значения запрещаются, за исключением специально выделенных зон ограниченного хозяйственного использования.

Зоны ограниченного хозяйственного использования в составе ООПТ регионального значения выделяются постановлением Правительства Ярославской области на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы. Порядок выделения зон ограниченного хозяйственного использования в ООПТ регионального значения определен постановлением Правительства Ярославской области от 27.09.2012 г. № 981-п.

Частью 3 статьи 4 Градостроительного кодекса РФ установлено, что к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

Пунктами 3, 4 части 3 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ установлено обязательное требование о том, что проектная документация объектов строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, подлежит государственной экспертизе.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза представляет собой установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническим регламентам и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

В соответствии с п. 1 ст. 12 вышеуказанного Федерального закона государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются, в том числе нормативно-технические и инструктивно-методические документы в области охраны окружающей среды, утверждаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 4.1 статьи 12 Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» предусмотрено, что проектная документация объектов строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, относится к объектам государственной экологической экспертизы.

Согласно п. 6.1 ч. 6 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ для проведения государственной экспертизы, государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, проектная документация в установленном Правительством Российской Федерации порядке передается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на проведение государственной экспертизы проектной документации в отношении объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществить на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

В Ярославской области полномочия по проведению государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня осуществляет Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (пункт 2.8 Положения о департаменте, утвержденного постановлением Администрации области от 20.03.2007 г. № 95 «О реорганизации департамента агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области».

Как установлено судом, спорный объект – бункер для хранения рыбы построен без проектной документации и оформления акта о вводе объекта в эксплуатацию. Трехэтажное капитальное здание объекта не соответствует определению бункера, подразумевающего подземное строение. Указанный объект и земельный участок, на котором он расположен, использовались/используются, в том числе не по целевому назначению - для разведения мальков и вяления рыбы, под лодочный причал и для зимнего хранения лодок (акт планового (рейдового осмотра земельного участка Департамента охраны окружающей среды и природопользования ЯО от 12.09.2017 г. № 11-139-29; фото (л.д. 74).

Основная часть здания находится в границах особо охраняемой природной территории «Урочище Алтыново». Положительное заключение государственной экологической экспертизы в отношении спорного объекта отсутствует. Зона ограниченного хозяйственного использования в составе памятника природы для ведения деятельности с использованием указанного строения не выделялась.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что спорное строение является самовольной постройкой как созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, без получения на это необходимых разрешений.

Основания для признания права собственности истца на указанную самовольную постройку и сохранения ее в существующем виде, возложения на Администрацию УМР обязанности предоставить истцу в аренду сроком на 49 лет земельный участок для открытия бункера для хранения рыбы с кадастровым номером <данные изъяты> в уточненных границах и с уточненной площадью отсутствуют, так как земельный участок, на котором возведена самовольная постройка, в собственности Крыловой Н.В. не находится.

Самовольная постройка расположена на особо охраняемой природной территории памятника природы «Урочище Алтыново», являющегося национальным достоянием. В отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы и выделенной зоны ограниченного хозяйственного использования в составе памятника природы для ведения деятельности с использованием самовольной постройки ее сохранение и предоставление земельного участка в аренду нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, так как может повлечь нарушение сохранности уникального природного комплекса.

Увеличение площади предоставленного земельного участка осуществлено с нарушением земельного и природоохранного законодательства. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты> ООО «Нептун Плюс» прекращено в связи с ликвидацией юридического лица.

Выделение зоны ограниченного хозяйственного использования памятника природы относится к компетенции Правительства Ярославской области. Обязательным требованием для такого выделения является наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы.

При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

В удовлетворении иска Крыловой Н.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Угличский районный суд в речение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья М.Д. Александрова