Дело № 2-739/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 августа 2019 года г. Мирный РС (Я)
Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Петрова А.А., при секретаре Нарожной М.Ф., с участием представителя истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) к ФИО2 действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Л.Л. о взыскании суммы необоснованного обогащения,
у с т а н о в и л :
АМО «Мирнинский район» РС (Я) обратилась в суд с вышеназванным иском к ФИО2, действующей в интересах себя и своих несовершеннолетнего ребенка Л.Л. о взыскании необоснованного обогащения в виде денежных средств полученных в виде социальной выплаты в размере 472 046 рублей.
Истец свои требования мотивирует тем, что Л.Л. действуя в интересах себя и своего несовершеннолетнего ребенка Л.Л. являясь участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», получила социальную выплату в размере 472 046 рублей, за счет которой, улучшила жилищные условия, купив квартиру у своей матери Г.Ж.
Однако, в ходе проведенной Минфин РС (Я) проверки установлено нецелевое использование средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), выразившееся в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья Л.Л.., которая на момент предоставления социальной выплаты ухудшила свои жилищные условия и соответственно не могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Просит взыскать с ФИО2, действующей в интересах себя и своих несовершеннолетнего ребенка Л.Л.., необоснованное обогащение в виде денежной суммы в размере 472 046 рублей в бюджет муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия).
В судебном заседании, представитель истца указала, что ответчик не имела права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку на момент предоставления социальной выплаты ухудшила свои жилищные условия, в связи с чем, она не подлежала постановке на учет.
Представитель истца в судебном заседании поддержала заявленные требования по вышеуказанным основаниям.
Ответчик ФИО2 в суд не явилась, надлежащим образом извещена, просила о рассмотрении дела судом без её участия.
Суд приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте разрешения спора.
В отзыве ответчик просит в иске отказать, так как не имеет возможности оплатить заявленную к взысканию сумму. Также указала, что ею при подаче документов в администрацию ею были предоставлены все необходимые документы, она не скрывала свое намерение приобрести квартиру у отца своих детей.
Суд, выслушав доводы стороны истца, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы МО "Город Мирный" от 10.08.2009 молодая семья признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей»: У.У. ФИО3 (сын).
В соответствии со свидетельством о заключении брака серии № брак между У.У. и ФИО2 расторгнут <дата>.
Согласно свидетельству о праве на получение социальной выплаты в размере 840 546 рублей на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома серия № от 25.01.2017 состав молодой семьи-участника подпрограммы 2016 года - 2 человека: ФИО2 - <дата> г.р., Л.Л.. - <дата> г.р.
Между Министерством архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) (Минстрой РС (Я)) и муниципальным образованием «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) (Муниципальное образование) заключено Соглашение от 03.05.2017 № о реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем на 2012-2016 годы» за счет средств федерального и республиканского бюджетов, предусмотренных на эти цели в 2017 году.
Согласно пункту 1.1 Соглашения Минстрой РС (Я) обязуется предоставить в 2017 году бюджету Муниципального образования субсидии на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках Подпрограммы из средств федерального бюджета в размере 28 719 126 рублей, из средств республиканского бюджета в размере 19 878 828 рублей, а Муниципальное образование обязуется использовать субсидию по целевому назначению, обеспечить софинансирование Подпрограммы за счет средств бюджета муниципального образования в размере 20 186 800 рублей, а также обеспечить выполнение условий соглашения.
Согласно п. 3.2.13 Соглашения Муниципальное образование обязуется осуществлять контроль и обеспечить целевое и эффективное использование средств, выделяемых в рамках Соглашения.
На основании распоряжения Главы МО «Мирнинский район» РС (Я) от 22.06.2017 №0419 на счет молодой семьи в Мирнинском отделении Якутского отделения № 8603 ОАО «Сбербанк России» участнику подпрограммы ФИО2 на приобретение жилья перечислены средства субсидий в размере 472 046 рублей, в том числе из бюджета МО «Мирнинский район» в размере 279 880,84 рублей, а также из госбюджета Республики Саха (Якутия) в размере 192 165,16 рублей, что подтверждается платежным поручением № от 23.06.2017.
ФИО2 приобретена квартира, находящаяся по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м.
Приобретенное жилое помещение оформлено в общую собственность ФИО2 и несовершеннолетнего Л.Л. указанных в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты.
Постановлением Главы МО «Город Мирный» от 08.02.2006 № 6-9 учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 10 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от 05.12.2016 молодой семье в составе 2 человек принадлежала на праве общей совместной собственности квартира площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> дата государственной регистрации - 08.11.2006, дата государственной регистрации прекращения права: 11.03.2011.
20.04.2018 руководителем второго отдела бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля Минфина РС (Я) З.З. составлен протокол об административном правонарушении №, в котором указаны нарушения, установленные проверкой, - в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса РФ, п. 6 (б) и п. 7 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат и формирования списков молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы PC (Я) «Обеспечение качественным жильем на 2012 - 2019 годы», утвержденного постановлением Правительства PC (Я) от 09.04.2016 № 95 «О мерах по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы PC (Я) «Обеспечение качественным жильем на 2012-2019 годы», п. 1.1 и п. 3.2.13 Соглашения от 03.05.2017 № в 2017 году Администрацией допущено нецелевое использование средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на сумму 528 097, 18 рублей, выразившееся в предоставлении социальных выплат на приобретение жилья 3 молодым семьям, которые на момент предоставления социальной выплаты ухудшили свои жилищные условия и соответственно не могли быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ, тем самым Администрацией совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением № о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № от 20.04.2018, вынесенным 03.04.2017 зам. министра финансов Республики ФИО4. Администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 26 405 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Администрация муниципального образования «Мирнинский район» обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 6 августа 2018 года по делу № А58-4044/2018, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2018 года, в удовлетворении заявленных требований Администрации муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) отказано.
На основании приказа Минфина РС (Я) от 07.06.2018 № 01-04/0849 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия)», произведено взыскание с муниципального образования «Мирнинский район» в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) средства субсидии на предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение или строительство жилья в размере 720 262,34 рублей, в том числе средства субсидии, перечисленные ФИО2 на приобретение жилья в размере 192 165,16 рублей.
В соответствии с пунктами 6(б), 7, 16, 20, 21 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат и формирования списков молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РС (Я) «Обеспечение качественным жильем на 2012 - 2019 годы», утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 09.04.2016 № 95 «О мерах по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы PC (Я) «Обеспечение качественным жильем на 2012-2019 годы» (действовавшего на момент спорных правоотношений) участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином РФ, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином РФ, и одного и более детей, проживающая в РС(Я) и соответствующая следующему условию: молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 Порядка; под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; формирование списка молодых семей, ведение очереди, прием документов, их проверку в соответствии с имеющимися полномочиями осуществляет орган местного самоуправления; формирование списка молодых семей, ведение очереди, прием документов, их проверку в соответствии с имеющимися полномочиями осуществляет орган местного самоуправления; для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящего Порядка молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы: а) заявление по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов); б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи; в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется); г) копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение (жилой дом), приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), либо договор строительного подряда или иные документы, подтверждающие расходы по строительству жилого дома (далее - документы на строительство), - при незавершенном строительстве жилого дома; д) копия кредитного договора (договора займа); е) документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "д" настоящего пункта; ж) справка кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом); з) согласие совершеннолетних членов молодой семьи на обработку персональных данных органами местного самоуправления по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку; от имени молодой семьи документы, предусмотренные в пунктах 20, 21, 40 и 41 настоящего Порядка, могут быть поданы одним из ее совершеннолетних членов либо иным уполномоченным лицом при наличии надлежащим образом оформленных полномочий; орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных в пунктах 20, 21 настоящего Порядка, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок.
В судебном заседании установлено, что молодая семья в составе 3-х человек на момент признания нуждающейся в жилом помещении (2009г.), имела в собственности жилое помещение в виде квартиры, находящейся по адресу: <адрес>, при этом площадь данного жилого помещения составляла 47,2 кв. м. Таким образом, уровень обеспеченности на каждого члена семьи составлял <данные изъяты> кв. м, что превышает норму предоставления, установленную жилищным законодательством. Ответчик, имея намерение стать участником мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей, в рамках реализации вышеуказанной целевой программы путем приобретения жилого помещения, заведомо зная о том, что на момент постановки на учет, она и члены её семьи фактически не являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий, в связи с обеспеченностью учетной нормой. И зная о том, что имея в собственности квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, есть вероятность, того что ей откажут в получение социальной выплаты, она совершила отчуждение данного жилого помещения, тем самым, намеренно ухудшила свои жилищные условия. Данный факт подтверждается материалами дела и подтверждается представителем истца.
Согласно статье 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу статьи 53 ЖК РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Согласно статье 54 ЖК РФ (в редакции действовавшей на момент постановки ФИО2 и членов её семьи на учет) отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Суд считает, что действия администрации по постановке ФИО2 и членов её семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, были преждевременными и необоснованными, так как ФИО2 и члены её семьи не являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий, в связи с обеспеченностью учетной нормой, что повлекло за собой неправомерное выделение средств бюджета МО «Мирнинский район» и госбюджета Республики Саха (Якутия) и неосновательное получение социальной выплаты ответчиком.
На основании исследованных доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что для признания ФИО2 и члена её семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий и включения в списки целевой программы отсутствовали законные основания.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания ФИО2 и членов её семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Необходимым условием возникновения обязательства из неосновательного обогащения является приобретение и сбережение имущества в отсутствие правовых оснований, т.е. приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого, не основанное на законе, иных правовых актах, сделке.
Поскольку, ответчиком на основании поданного заявления о включении в состав участников вышеназванной программы была неправомерно получена субсидия на приобретение жилья в сумме 472 046 рублей, в том числе из бюджета МО «Мирнинский район» в размере 279 880,84 рублей, а также из госбюджета Республики Саха (Якутия) в размере 192 165,16 рублей, в последствии взысканных с бюджета МО «Мирнинский район», суд в соответствии со ст. 1102 ГК РФ приходит к выводу о неосновательности получения ответчиком социальной выплаты на улучшение жилищных условий.
Учитывая, что правовых оснований для выплаты ответчику указанных денежных средств не имелось, суд полагает, что требование Администрации бюджета МО «Мирнинский район» к ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Л.Л. о взыскании денежной суммы в размере 472 046 рублей в бюджет муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В силу ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Государственная пошлина составит 7 920 руб. 46 коп., которая подлежит взысканию с ответчика в пользу муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия).
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Л.Л. в пользу бюджета муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) денежные средства в размере 472 046 рублей.
Взыскать с ФИО2 в пользу муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) государственную пошлину в размере 7 920 руб. 46 коп.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца через Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме вынесено 19.08.2019.
Председательствующий: А.А. Петров