ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-739/2014 от 14.05.2014 Темрюкского районного суда (Краснодарский край)

 Дело № 2-739/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

     г. Темрюк                                                                                      14 мая 2014 года

 Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:

 председательствующего судьи Назаренко С.А.,

 при секретаре Рубан В.В.,

 с участием заявителя Прусакова Ю.И. и его представителя – Чебак С.С. по ходатайству, представителя заинтересованного лица – администрации МО Темрюкский район – Рябовой Е.В. по доверенности,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прусакова Ю.И. о признании незаконными действий администрации МО <адрес> и понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка,

 УСТАНОВИЛ:

 Прусаков Ю.Н. обратился в суд с настоящим заявлением, в обоснование которого указал, что ДД.ММ.ГГГГ года, между заявителем и администрацией муниципального образования <адрес> заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, заключаемого по результатам торгов в форме открытого аукциона № № который зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (номер регистрации: №

 Согласно условиям договора аренды, администрация предоставила, а заявитель принял в аренду за плату земельный участок, общей площадью 2000 кв.м., расположенный на землях населенных пунктов по адресу: <адрес> А, предназначен для индивидуального жилищного строительства, кадастровый номер № Срок договора аренды составляет 5 лет - до 28.11.2017г.

 В последующем, в установленном законом порядке, на принадлежащем заявителю на праве аренды земельном участке, заявитель построил жилой дом, право собственности на который, за ним зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> 09.01.2014г.

 Руководствуясь ст. 36 Земельного кодекса РФ, заявитель обратился в администрацию муниципального образования <адрес> с заявлением о выкупе арендуемого земельного участка.

 12.03.2014г. начальником управления имущественных и земельных отношений администрации МО Темрюкский район Морозовой Ю.В. заявителю направлен письменный ответ, согласно которому, земельный участок не может быть предоставлен ему в собственность в силу того, что он ограничен в обороте.

 В своем ответе администрация МО <адрес> указала, что главой администрации (Губернатором) <адрес> 24.12.2012г. принято постановление № «Об утверждении границ и режима округа горно-санитарной охраны курортов местного значения <адрес> в <адрес>», на основании которого, арендуемый заявителем участок приобрел статус курорта местного значения, в связи с чем, он не может быть приватизирован.

 По мнению заявителя, действиями администрации муниципального образования <адрес> существенно нарушаются его права на выкуп земельного участка, данные действия незаконны по тем основаниям, что в рассматриваемом случае, испрашиваемый заявителем в собственность земельный участок, на котором расположено жилое здание, принадлежащее ему на праве собственности, относится к землям категории населенных пунктов и предназначен для индивидуального жилищного строительства, то есть к землям, используемым и предназначенным для застройки и развития населенных пунктов (статья 83 Земельного кодекса Российской Федерации).

 В отношении земельных участков земель населенных пунктов Земельным кодексом Российской Федерации, в том числе - его статьей 27, не предусмотрено положений о запрете предоставления их в частную собственность.

 При этом, какие-либо решения в отношении арендуемого заявителем участка компетентным государственным органом об изъятии его из хозяйственного использования и оборота либо ограничения в обороте в порядке пункта 1 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации не принимались.

 По мнению заявителя, ссылка администрации МО Темрюкский район на постановление главы администрации (Губернатора) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении границ и режима округа горно-санитарной охраны курортов местного значения <адрес> в <адрес>», несостоятельна ввиду того, что арендуемый заявителем земельный участок с кадастровым номером № не попал под юрисдикцию постановления от ДД.ММ.ГГГГ №1597, а следовательно, данный земельный участок не приобрел статуса охраняемой природной территории (курорта местного значения), а остался земельным участком из состава земель населенных пунктов. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ затронут лишь статус некоторых земельных участков, расположенных в границах МО <адрес>.

 Таким образом, по мнению заявителя, не вся территория <адрес> затронута постановлением от 24.12.2012г. № 1597, а лишь та её часть, которая прямо указана в данном постановлении. Заявитель полагает необходимым отметить и то, что администрацией МО <адрес> до настоящего времени не выполнен пункт 2 постановления от ДД.ММ.ГГГГ № 1597, согласно которому, администрация обязана: оОбеспечить вынесение на местность границ округа горно-санитарной охраны курортов местного значения <адрес> не позднее чем через шесть месяцев после утверждения округа путем установления соответствующих щитов, табличек, указателей, обозначающих определенные на местности границы и режим каждой из зон округа горно-санитарной охраны;    обеспечить в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» представление в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости документа, содержащего необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах округа горно-санитарной охраны курортов местного значения <адрес> в <адрес>.

     В заявленных требованиях, Прусаков Ю.И. просит признать незаконными действия администрации МО <адрес>, выразившиеся в отказе предоставить ему в собственность за плату земельный участок площадью 2000 кв.м., расположенный на землях населённых пунктов по адресу: <адрес>А, для индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером № и обязать администрацию МО <адрес> в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда заключить с ним, как лицом, обладающим исключительным правом на приватизацию земельного участка, договор купли-продажи земельного участка площадью 2000 кв.м., расположенного на землях населённых пунктов по адресу: <адрес>А, для индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером №

 В судебном заседании, заявитель Пручаков Ю.И. и его представитель Чебак С.С. поддержали доводы изложенные в заявлении, просили заявление удовлетворить в полном объёме, сославшись на те же обстоятельства.

 Представитель заинтересованного лица – администрации МО Темрюкский район, Рябова Е.В., в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, полагает что действия администрации МО Темрюкский район, выразившиеся в отказе в предоставлении заявителю в собственность за плату спорного земельного участка, являются законными и обоснованными.

 Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, полагает, что заявление Прусакова Ю.И. о признании незаконными действий администрации МО Темрюкский район и понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка надлежит оставить без удовлетворения по следующим основаниям.

 В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, заявитель является арендатором спорного земельного участка на основании договора аренды земельного участка № (л.д. 7-13).

 Указанный договор зарегистрирован в установленном Законом порядке, что подтверждается соответствующей отметкой Управления Росреестра на договоре (л.д. 13 – оборотная сторона).

 Заявителем, на основании разрешения на строительство № № № от 12.02.2013г., на спорном земельном участке осуществлено строительство жилого дома, право собственности на который, в последующем, было зарегистрировано за заявителем в установленном Законом порядке, что подтверждается соответствующим свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 17).

 Далее, заявитель обратился в администрацию МО <адрес> с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату арендуемого земельного участка, однако, письмом администрации от 12.03.2014г., заявителю отказано в удовлетворении заявления по тем основаниям, что земельный участок не может быть предоставлен ему в собственность в силу того, что он ограничен в обороте.

 В своем ответе администрация МО <адрес> указала, что главой администрации (Губернатором) <адрес> 24.12.2012г. принято постановление № «Об утверждении границ и режима округа горно-санитарной охраны курортов местного значения <адрес> в <адрес>», на основании которого, арендуемый заявителем участок приобрел статус курорта местного значения, в связи с чем, он не может быть приватизирован (л.д. 18).

 Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об особо охраняемых природных территориях» определены категории особо охраняемых природных территорий. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения (ч. 3 ст. 2 ФЗ от 14.03.1995г.)

 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 656-КЗ «Об особо охраняемых природных территориях <адрес>», к особо охраняемым природным территориям местного значения отнесены лечебно-оздоровительные местности и курорты (ч.3 ст. 1).

 Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ             № «О признании отдельных территорий <адрес> курортами местного значения», признаны курортами местного значения, в пределах их административных границ, курорты местного значения <адрес> в границах утвержденного округа горно-санитарной охраны.

 Границы и режим округа горно-санитарной охраны курортов местного значения <адрес> в <адрес> (далее - курорты <адрес>) разработаны в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 41-K3 "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах <адрес>", <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ    N 656-КЗ "Об особо охраняемых природных территориях <адрес>" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и <адрес> на основании исследований, необходимых для обоснования границ зон горно-санитарной охраны и разработки устанавливаемых в них режимов и планов санитарно-оздоровительных мероприятий.

 Постановлением главы, администрации (губернатора) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении границ и режима округа горно-санитарной охраны курортов местного значения <адрес> в <адрес>» утверждены границы и режим округа горно-санитарной охраны курортов местного значения <адрес>.

 Как видно из представленного суду картографического материала, земельный участок с кадастровым номером № находится в третьей зоне горно-санитарной охраны курортов местного значения <адрес>.

 Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частой собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях (ч.3 ст.96 ЗК РФ).

 В соответствии с п. 2 ст. 27 ЗК РФ, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных законом.

 Таким образом, законодатель в п. 2 ст. 27 ЗК РФ и п. 3 ст. 96 ЗК РФ указал, что земли третьей санитарной зоны ограничиваются в обороте, что не допускает его приватизацию.

 При таких обстоятельствах, суд находит действия администрации МО Темрюкский район по отказу Прусакову Ю.И. в приватизации земельного участка законными и обоснованными.

 В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что заявителем не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов администрацией МО Темрюкский район.

 На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении требований Прусакова Ю.И. о признании незаконными действий администрации МО <адрес>, выразившихся в отказе предоставить ему в собственность за плату земельный участок площадью 2000 кв.м., расположенный на землях населённых пунктов по адресу: <адрес>А, для индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером № и обязании администрации МО <адрес> в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда заключить с ним, как лицом, обладающим исключительным правом на приватизацию земельного участка, договор купли-продажи земельного участка площадью 2000 кв.м., расположенного на землях населённых пунктов по адресу: <адрес>А, для индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером № – отказать.

 Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Мотивированное решение суда изготовлено 19.05.2014 года.

 Председательствующий:                                                                         С.А. Назаренко