ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-73/18 от 01.02.2018 Щучанского районного суда (Курганская область)

№ 2-73/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Щучанский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Симонова Ю.М.,

при секретаре Елисеевой Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Щучье 1 февраля 2018 года

гражданское дело по иску Департамента агропромышленного комплекса Курганской области к ФИО1 о взыскании денежных средств гранта,

УСТАНОВИЛ:

Представитель Департамента агропромышленного комплекса Курганской области по доверенности ФИО2 обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании денежных средств гранта в размере 1 229 400 руб., указывая, что 09.06.2015 года ИП ФИО3 КФХ ФИО1 (далее — ИП ФИО3 КФХ ФИО1, начинающий фермер) подана заявка на участие в конкурсном отборе начинающих фермеров. На основании протокола заседания Конкурсной комиссии от 30.06.2015 года № 3 ИП ФИО3 КФХ ФИО1 была включена в состав участников Программы. 10.07.2015 года между Департаментом и ИП ФИО3 КФХ ФИО1 было заключено Соглашение о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее — Соглашение), по условиям которого Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области (в настоящее время - Департамент агропромышленного комплекса Курганской области предоставил начинающему фермеру (ИП ФИО3 КФХ ФИО1) грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее — Грант) в размер 1 229 400 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета 1 140 920 руб. средств областного бюджета 88 480 руб. путем перечисления денежных средств на расчетный счет ИП ФИО3 КФХ ФИО1 Протоколом заседания Конкурсной комиссии от 07.07.2015 г. № 4 ИП ФИО3 КФ. ФИО1 был утвержден План расходов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - План расходов) предусматривающий приобретение: ярки эдильбаевской породы в количестве 100 голов общей стоимостью 780 000 руб.; баран эдильбаевской породы в количестве 2 голов общей стоимостью 20 000 руб.; пресс-подборщик рулонный ПР-150М стоимостью 415 000 руб.; грабли ГКП - 6,1М стоимостью 105 000 руб.; электроизгородь в комплекте ЭИ 07-2,3 стоимостью 23 350 руб.; электроизгородь в комплекте ЭИ 07-4,3 стоимостью 23 330 руб. Пунктом 2.4.9 Соглашения установлено, что начинающий фермер, обязан создать в крестьянском (фермерском) хозяйстве не менее 1 постоянного рабочего места на каждые 500 тыс. руб. Гранта, в том числе 1 постоянное рабочее место в течение первого года деятельности с момента получения Гранта. Согласно предоставленной ИП ФИО3 КФХ ФИО1 отчетности по состоянию на 01.01.2017 г. 2 рабочих места начинающим фермером не созданы, люди на работу не принимались, заработная плата не выплачивалась, отчислений соответствующие фонды не осуществлялось. Позднее ответчиком представлен трудовой договор от 26.05.2017 г. с ФИО8 о принятии его разнорабочим. Таким образом, со стороны ответчика допущено нарушение п. 2.4.9 Соглашения. В соответствии с п. 2.4.16 Соглашения начинающий фермер не позднее 10 июля, 10 января соответствующего финансового года, представляет в Департамент информацию в соответствии с приложением № 1 к Соглашению. В нарушение данного пункта Соглашения отчет по состоянию на 01.07.2017 г. ИП ФИО3 КФХ ФИО1 в Департамент не представлен. Кроме того, согласно п. 2.4.8 соглашения начинающий фермер обязан в течение 5 лет со дня поступления гранта на расчетный счет, не осуществлять продажу, дарение передачу в аренду, пользование другим лицам, обмен либо взнос в виде пая, вклада или отчуждения иным образом, в соответствии с действующим законодательством имущества, приобретаемого с использованием гранта. Доказательства фактического наличия приобретенного скота по состоянию на отчетную дату, а также на дату подачи искового заявления - отсутствуют. Таким образом, вышеизложенным подтверждается нарушение условий предоставления гранта, неисполнение и ненадлежащее исполнение начинающим фермером, взятых на себя обязательств. Согласно п. 40, 41 Порядка, п. 2.3 Соглашения в случае нарушений условий предоставления Гранта, бюджетные средства подлежат возврату в течение 30 дней с момента получения начинающим фермером письменного требования Департамента о возврате бюджетных средств для их зачисления в соответствующие бюджеты. 20.10.2017 г. письмом № 12/4784 в адрес ИП ФИО3 КФХ ФИО1 (получено 26.10.2017) Департаментом было направлено требование о возврате бюджетных средств. Денежные средства на расчетный счет Департамента не поступили. Таким образом, из вышеизложенного следует, что ФИО1 обязана вернуть средства гранта в полном объеме. Согласно п. 2.4.5 Соглашения, начинающий фермер обязан осуществлять предпринимательскую деятельность в течение не менее 5 лет со дня поступления Гранта на его расчетный счет. В нарушение данного пункта, крестьянское (фермерское) хозяйство под руководством ИП ФИО3 КФХ ФИО1 прекратило свою деятельность на основании решения членов крестьянского (фермерского) хозяйства, о чем 21.09.2017 года была сделана соответствующая запись в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. В соответствии с п. 2.5.3 Соглашения начинающий фермер имеет право расторгнуть Соглашение в одностороннем порядке, при условии возврата в полном объеме, полученного Гранта (на расчетные счета, указанные Департаментом), уведомив Департамент об этом за 10 дней до даты расторжения Соглашения (Соглашения). Департамент о прекращении деятельности ИП ФИО3 КФХ ФИО1 в установленный срок уведомлен не был, грант ФИО1 не возвращен. Таким образом, ФИО1 обязана вернуть средства гранта в полном объеме. Согласно данным Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей крестьянское (фермерское) хозяйство под руководством ИП ФИО3 КФХ ФИО1 прекратило свою деятельность на основании решения членов крестьянского (фермерского) хозяйства, о чем 21.09.2017 года была сделана соответствующая запись, т.е. ФИО1 утратила статус индивидуального предпринимателя.

Представитель истца Департамента агропромышленного комплекса Курганской области по доверенности ФИО2 в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть без ее участия.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании по существу заявленную истцом к возмещению сумму в размере 1 229 400 руб. признала полностью, указывала, что на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства Департаментом агропромышленного комплекса Курганской области ей были предоставлены денежные средства в размере 1 229 000 руб., которые были использованы по целевому назначению на приобретение скота и сельхозтехники. В 2016 году у нее умер муж, с которым они вместе работали в хозяйстве. Без него она самостоятельно не смогла справиться с хозяйством, возникли финансовые трудности, нужно было платить за работу, связанную с заготовкой сена для скота. Поскольку свободных денег у нее не была, то она стала занимать деньги под проценты у родственников, которые в свою очередь брали в банке кредиты. А когда наступили обязательства по их возврату, то она была вынуждена забить скот на мясо для того, чтобы рассчитаться с долгами. Таким образом, КФК прекратило свою деятельность.

Суд, выслушав доводы ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в совокупности, приходит к следующему.

В силу статей 4 и 6 Федерального закона РФ от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», крестьянские фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели относятся к субъектам малого предпринимательства, в отношении которых осуществляется государственная политика, направленная на обеспечение благоприятных условий для их развития, оказание им содействия, обеспечение самозанятости. Эти цели и принципы государственной политики достигаются, в том числе, путем оказания им финансовой поддержки за счет средств бюджета, выделяемых в форме субсидий и грантов (статьи 16, 17 и 25 указанного Закона).

Статьей 23 ГК РФ предусмотрено, что граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица путем создания крестьянского (фермерского) хозяйства в порядке, предусмотренном законом. При этом главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть только гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Статьей 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. При этом нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.

В соответствии со ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п. 1). Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (п. 3).

Судом установлено и из материалов дела следует, что 09.06.2015 года ИП ФИО3 КФХ ФИО1 подана заявка на участие в конкурсном отборе начинающих фермеров. На основании протокола заседания Конкурсной комиссии от 30.06.2015 года № 3 ИП ФИО3 КФХ ФИО1 была включена в состав участников Программы.

Согласно Соглашению о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства от 10.07.2015 года, заключенному между Департаментом и ИП ФИО3 КФХ ФИО1, Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области (в настоящее время - Департамент агропромышленного комплекса Курганской области предоставил начинающему фермеру - ИП ФИО3 КФХ ФИО1 грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размер 1 229 400 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета 1 140 920 руб. и средств областного бюджета 88 480 руб. путем перечисления денежных средств на расчетный счет ИП ФИО3 КФХ ФИО1

Протоколом заседания Конкурсной комиссии от 07.07.2015 г. № 4 ИП ФИО3 КФХ ФИО1 был утвержден План расходов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства предусматривающий приобретение: ярки эдильбаевской породы в количестве 100 голов общей стоимостью 780 000 руб.; баран эдильбаевской породы в количестве 2 голов общей стоимостью 20 000 руб.; пресс-подборщик рулонный ПР-150М стоимостью 415 000 руб.; грабли ГКП - 6,1М стоимостью 105 000 руб.; электроизгородь в комплекте ЭИ 07-2,3 стоимостью 23 350 руб.; электроизгородь в комплекте ЭИ 07-4,3 стоимостью 23 330 руб.

Пунктом 2.4.9 Соглашения установлено, что начинающий фермер, обязан создать в крестьянском (фермерском) хозяйстве не менее 1 постоянного рабочего места на каждые 500 тыс. руб. Гранта, в том числе 1 постоянное рабочее место в течение первого года деятельности с момента получения Гранта.

В нарушение п. 2.4.9 Соглашения, согласно предоставленной ИП ФИО3 КФХ ФИО1 отчетности по состоянию на 01.01.2017 г. 2 рабочих места начинающим фермером не созданы, люди на работу не принимались, заработная плата не выплачивалась, отчислений в соответствующие фонды не осуществлялось. Позднее ответчиком представлен трудовой договор от 26.05.2017 г. с ФИО7 о принятии его разнорабочим.

В соответствии с п. 2.4.16 Соглашения начинающий фермер не позднее 10 июля, 10 января соответствующего финансового года, представляет в Департамент информацию в соответствии с приложением № 1 к Соглашению, как установлено судом в нарушение данного пункта отчет по состоянию на 01.07.2017 г. ИП ФИО3 КФХ ФИО1 в Департамент не представлялся.

Согласно п. 2.4.8 соглашения начинающий фермер обязан в течение 5 лет со дня поступления гранта на расчетный счет, не осуществлять продажу, дарение передачу в аренду, пользование другим лицам, обмен либо взнос в виде пая, вклада или отчуждения иным образом, в соответствии с действующим законодательством имущества, приобретаемого с использованием гранта. Доказательства фактического наличия приобретенного скота по состоянию на отчетную дату и по настоящее время - отсутствуют.

Вышеизложенным подтверждается нарушение условий предоставления гранта, неисполнение и ненадлежащее исполнение начинающим фермером, взятых на себя обязательств.

Согласно п. 40, 41 Порядка, п. 2.3 Соглашения в случае нарушений условий предоставления Гранта, бюджетные средства подлежат возврату в течение 30 дней с момента получения начинающим фермером письменного требования Департамента о возврате бюджетных средств для их зачисления в соответствующие бюджеты.

Согласно п. 2.4.5 Соглашения, начинающий фермер обязан осуществлять предпринимательскую деятельность в течение не менее 5 лет со дня поступления Гранта на его расчетный счет.

В соответствии с п. 2.5.3 Соглашения начинающий фермер имеет право расторгнуть Соглашение в одностороннем порядке, при условии возврата в полном объеме, полученного Гранта (на расчетные счета, указанные Департаментом), уведомив Департамент об этом за 10 дней до даты расторжения Соглашения (Соглашения).

Департамент о прекращении деятельности ИП ФИО3 КФХ ФИО1 в установленный срок уведомлен не был, грант ФИО1 не возвращен.

Согласно данным Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей крестьянское (фермерское) хозяйство под руководством ИП ФИО3 КФХ ФИО1 прекратило свою деятельность на основании решения членов крестьянского (фермерского) хозяйства, о чем 21.09.2017 года была сделана соответствующая запись, т.е. ФИО1 утратила статус индивидуального предпринимателя.

В пунктах 8 и 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» разъяснено, что в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.

Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.

Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.

Наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали.

Вместе с тем, доводы, на которые истец ссылается в связи с невыполнением условий Соглашения о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства от 10.07.2015 года, нельзя признать обстоятельствами непреодолимой силы.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований Департамента агропромышленного комплекса Курганской области о взыскании с ФИО1 денежных средств гранта в размере 1 229 400 руб.

В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Суд считает необходимым взыскать с ФИО1 в бюджет муниципального образования Щучанского района Курганской области государственную пошлину в размере 14 347 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

иск Департамента агропромышленного комплекса Курганской области удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Департамента агропромышленного комплекса Курганской области денежные средства гранта в размере 1 229 400 (Один миллион двести двадцать девять тысяч четыреста) руб.

Взыскать с ФИО1 в бюджет муниципального образования Щучанского района Курганской области государственную пошлину в размере 14 347 (Четырнадцать тысяч триста сорок семь) руб.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Курганский областной суд в течение месяца, с подачей жалобы через Щучанский районный суд.

Судья: подпись

Копия верна Судья: Ю.М. Симонов