ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-73/18 от 17.04.2018 Анадырского районного суда (Чукотский автономный округ)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 апреля 2018 года г.п.Угольные Копи

Анадырский районный суд Чукотского автономного округа в составе:

председательствующего судьи Евлановой А.В.,

при секретаре Курученко С.Н.,

с участием: заместителя Магаданского транспортного прокурора (с дислокацией в г.Анадырь) Васильевой Е.А.,

представителя ответчика ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» по доверенности Мостовщикова Р.Я.,

представителя третьего лица ФГУП «УВО Минтранса России» в лице Приморского филиала по доверенности Проняева М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-73/2018 по иску заместителя Магаданского транспортного прокурора (с дислокацией в г.Анадырь) в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» об обязании обеспечить постоянную охрану периметра аэропорта,

у с т а н о в и л:

заместитель Магаданского транспортного прокурора (с дислокацией в г.Анадырь) обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» об обязании обеспечить постоянную охрану периметра аэропорта, указав в обоснование заявленных требований, что по результатам проверки ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» установлено, что оно осуществляет аэропортовую деятельность, в том числе по обеспечению авиационной безопасности. Аэропортовая деятельность осуществляется предприятием в аэропорту Анадырь (Угольный), являющимся аэропортом международных воздушных авиалиний, зарегистрированном в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации РФ.

В соответствии со ст.83, ч.6 ст.84 Воздушного кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ от 01.02.2011 №42, которым утверждены Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, охрана аэропорта Анадырь (Угольный) и объектов его инфраструктуры должна осуществляться подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта РФ. Однако в нарушение указанных норм права охрана аэропорта осуществляется силами службы авиационной безопасности (далее – САБ) ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» и с помощью «тревожной кнопки».

Непринятие ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» мер к обеспечению охраны территории аэропорта Анадырь (Угольный) с привлечением подразделений ведомственной охраны Министерства транспорта РФ, создает предпосылки для актов незаконного вмешательства, террористических посягательств и как следствие - причинение вреда жизни, здоровью и законным интересам граждан, гибели людей и иным негативным последствиям.

Просит суд обязать ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» обеспечить постоянную охрану периметра аэропорта Анадырь (Угольный) подразделением ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании заместитель Магаданского транспортного прокурора Васильева Е.А. поддержала исковые требования и пояснила, что в настоящее время международным аэропортом Анадырь (Угольный) нарушаются все нормы закона по его охране, то есть объект находится без надлежащей охраны. САБ осуществляет охрану только в пределах своей компетенции, куда охрана периметра аэропорта не входит. В материалах дела имеется переписка, которая велась на протяжении двух лет, где ФГУП «УВО Минтранса России» в лице Приморского филиала пытается разъяснить руководству аэропорта Анадырь, что указанный объект подлежит охране силами ФГУП «УВО Минтранса России». В ответах международного аэропорта Анадырь (Угольный) на предложение ФГУП «УВО Минтранса России» о заключении договора на охрану указывается на отсутствие денежных средств и возможность скорого перехода ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» в ФКП «Аэропорты Чукотки». Из переписки следует, что ответчик стремится заключить договор на охрану с Росгвардией, игнорируя требования закона. В этом вопросе закон альтернативу не предусматривает. Есть четкое указание, что охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта РФ. И судебная практика, которая сложилась, и договоры, которые заключены другими международными аэропортами, свидетельствуют о том, что в настоящее время нет надлежащей охраны только у международного аэропорта Анадырь (Угольный). Просит суд удовлетворить исковые требования.

Представитель ответчика ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» по доверенности Мостовщиков Р.Я. исковые требования не признал и пояснил, что руководство ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» считает более целесообразным заключение договора на охрану аэропорта с Росгвардией, поскольку у Росгвардии в Анадырском районе существуют подразделения, которые вооружены, у которых есть техника, оружейные комнаты, а значит они могут осуществлять охрану аэропорта надлежащим образом. Охрана же аэропорта при заключении договора с ФГУП «УВО Минтранса России» будет осуществляться за счет ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)», то есть все, что необходимо для охраны, будет закупаться самим аэропортом. В данном случае необходимо учитывать отсутствие финансирования у аэропорта на указанные нужды. Просит суд отказать истцу в удовлетворении исковых требований.

Ранее в судебном заседании представитель ответчика ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» по доверенности Евсеева К.А. пояснила, что истец и ФГУП «УВО Минтранса России» в лице Приморского филиала ссылаются на п.4 Постановления Правительства РФ от 01.02.2011 №42 «Об утверждении Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры», говоря об отсутствии в Перечне объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии РФ, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2017 №928-р, аэропорта Анадырь (Угольный).

В п.1 Постановления Правительства РФ от 11.10.2001 №743 «Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации» определено, что ведомственная охрана создается Министерством транспорта для защиты охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения Министерства транспорта РФ. Перечень охраняемых объектов на основании договоров утверждается Министерством транспорта РФ по согласованию с Министерством внутренних дел РФ.

Приказ Министерства транспорта РФ от 03.08.2016 №222 «Об утверждении Перечня охраняемых объектов подразделениями ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» не содержит в перечне объект ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)».

На основании того, что у ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» отсутствует обязанность по заключению договора на охрану периметрового ограждения с ФГУП «УВО Минтранса России» в лице Приморского филиала, в целях соблюдения требований Воздушного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 01.02.2011 №42 и Приказа Минтранса от 18.04.2008г. №62 ответчик на основании ст.421 ГК РФ ведет переговоры с отделом Росгвардии по Чукотскому автономному округу по охране периметра аэропорта.

С учетом положений ст.421 ГК РФ ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» имеет право самостоятельно определять организацию, которая будет осуществлять охрану периметра аэропорта. Просила суд отказать заместителю Магаданского транспортного прокурора в удовлетворении исковых требований.

Представитель третьего лица ФГУП «УВО Минтранса России» в лице Приморского филиала по доверенности Проняев М.М. поддержал доводы заместителя Магаданского транспортного прокурора и пояснил, что согласно Федеральному закону от 14.04.1999 №77-ФЗ «О ведомственной охране» у Министерства транспорта России имеется возможность осуществлять охрану аэропорта. У Приморского филиала ФГУП «УВО Минтранса России» в Анадырском районе имеется команда «Чукотка», у которой имеются люди, силы и средства для того, чтобы взять объект под охрану. Заключение договора предусмотрено ст.445 ГК РФ, где указано, что заключение договора обязательно для той стороны, для которой гражданским кодексом или иными законами предусмотрена обязанность по его заключению.

ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь» в целях осуществления авиационной безопасности аэропорта Анадырь (Угольный) на основании ст.83 Воздушного кодекса РФ должно обеспечивать защищенность авиации от незаконного вмешательства посредствам сил служб авиационной безопасности, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел.

В соответствии со ст.84 Воздушного кодекса РФ и Постановлением Правительства РФ от 01.02.2011 №42, охрана международного аэропорта Анадырь (Угольный) должна осуществляться подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта РФ. Охрана периметра аэропорта осуществляется на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта.

Согласно п.17 Перечня объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2017 №928-р, к таким объектам отнесены международные аэропорты, расположенные в Северо-Кавказском ФО, международный аэропорт г.Симферополя. Однако аэропорт Анадырь (Угольный) в данный Перечень объектов не внесен. Соответственно, Росгвардия не имеет полномочий на заключение договора по охране международного аэропорта Анадырь (Угольный). Просит суд удовлетворить исковые требования заместителя Магаданского транспортного прокурора.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования заместителя Магаданского транспортного прокурора (с дислокацией в г.Анадырь) Васильевой Е.А. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» осуществляет аэропортовую деятельность, включающую в себя, в том числе, обеспечение авиационной безопасности (п.2.2.1 Устава) (л.д.45).

ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» зарегистрирован в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации РФ (Свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации № 37 от 19.12.2017). Информация является общедоступной, получена судом в сети Интернет на сайте Росавиации и не требует специального подтверждения.

В процессе рассмотрения дела судом установлено, что охрана аэропорта Анадырь (Угольный) осуществляется подразделением САБ и «тревожной кнопкой», что ответчик полагает достаточным для обеспечения авиационной безопасности аэропорта.

Согласно частям 1,2 ст.83 Воздушного кодекса РФ, авиационная безопасность - это состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.

Согласно пункту 6 Положения о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №897, авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.

Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами (п.4 ст.84 Воздушного кодекса РФ).

Федеральные авиационные правила являются частью воздушного законодательства Российской Федерации и обязательны для исполнения гражданами и юридическими лицами. Федеральные авиационные правила в области гражданской авиации утверждаются Министерством транспорта РФ (пункты 1 и 6 Положения о подготовке федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.03.1998 №360).

Приказом Министерства транспорта РФ от 28.11.2005 №142 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэропортам», устанавливающие требования авиационной безопасности к аэропортам, которые в соответствии с п.1 Правил, если не указано иное, обязательны для исполнения администрациями аэропортов, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта.

Пунктом 4 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» предусмотрено, что авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэропортов, подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

Частью 6 ст.84 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и подразделениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Такой порядок регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 №42, которым утверждены Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры.

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что организация охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры возлагается на лиц, осуществляющих эксплуатацию аэропортов и объектов их инфраструктуры.

Пунктом 4 Правил предусмотрено, что охрана границ территории (далее - периметр) аэропорта осуществляется:

в отношении международных аэропортов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, - подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации;

в отношении иных аэропортов - подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.

Охрана периметра аэропорта осуществляется на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта.

Аэропорт Анадырь (Угольный) не включен в перечень объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации (п.17 Перечня объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 15.05.2017 № 928 - р).

Аналогичные положения закреплены в разделе V Программы авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.04.2008 №62.

В пункте 53 указанной Программы указано, что охрана аэропортов, аэродромов (вертодромов), объектов их инфраструктуры и объектов Единой системы организации воздушного движения, а также объектов радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи, не относящихся к объектам Единой системы организации воздушного движения, расположенных за пределами периметров аэропортов, осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации и вневедомственной охраны при органах внутренних дел в соответствии и порядке, определенном законодательством Российской Федерации. При этом охрана международных аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел, а охрана иных аэропортов, аэродромов (вертодромов) и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта РФ.

Таким образом, исходя из анализа приведенных норм права, суд полагает установленным, что аэропорт Анадырь (Угольный) подлежит охране подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта РФ. Обеспечение охраны аэропорта САБ и с помощью «тревожной кнопки» не является достаточным для обеспечения авиационной безопасности данного объекта охраны.

Довод представителя ответчика ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)», что с учетом положений ст.421 ГК РФ ответчик имеет право самостоятельно определить организацию, которая будет осуществлять охрану периметра аэропорта, суд полагает несостоятельной по следующим основаниям.

По общему правилу, закрепленному в п.1 ст.421 ГК РФ, граждане и организации свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора допускается в случае, когда обязанность заключить договор установлена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Однако в постановлениях от 01.04.2003 №4-П, от 18.07.2003 №14-П Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что право владения, пользования и распоряжения имуществом, а также свобода предпринимательской деятельности и свобода договоров, не являясь абсолютными, могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).

В целях устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства Федеральный закон от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» предусматривает, что объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, определяются федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (часть 1 статьи 2 и часть 5 статьи 4).

В данном случае п.6 ст.84 Воздушного кодекса РФ и принятые в соответствии с ним Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры устанавливают, что охрана границ территории аэропорта, не являющегося международным, осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта РФ.

Приведенное выше правовое регулирование направлено на надлежащее обеспечение безопасности аэропортов ввиду их особого режима и не может рассматриваться как нарушающее право ответчика на свободу договора.

Приобщенная заместителем Магаданского транспортного прокурора переписка, свидетельствующая о попытке урегулировать ответчиком вопрос об охране периметра аэропорта подразделениями войск национальной гвардии РФ, подтверждает неисполнение ответчиком требований закона по заключению договора на охрану периметра аэропорта подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта РФ.

Довод представителя ответчика об отсутствии финансирования на охрану аэропорта не может служить основанием для отказа в иске, поскольку ответчик является коммерческой организацией, обеспечивает деятельность аэропорта, соответственно, обязан обеспечивать и авиационную безопасность.

Довод представителя ответчика, что ФГКП «УВО Минтранса России» создан для охраны государственного имущества, в перечень которого аэропорт Анадырь (Угольный) не входит, суд полагает также несостоятельным, поскольку в данном случае имеет место неверное толкование норм права. Пунктом 2.3.1 Устава ФГКП «УВО Минтранса России» предусмотрено, что предприятие осуществляет обеспечение общественного порядка и безопасности на договорной основе в том числе в части защиты охраняемых объектов государственной и иных форм собственности, находящихся в сфере ведения Министерства транспорта РФ, от противоправных посягательств, оказание услуг юридическим и физическим лицам по охране объектов. Таким образом, аэропорт Анадырь (Угольный) относится к иным формам собственности и подлежит охране ФГКП «УВО Минтранса России».

Учитывая изложенное, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования заместителя Магаданского транспортного прокурора (с дислокацией в г.Анадырь) и обязать ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» обеспечить постоянную охрану периметра аэропорта Анадырь (Угольный) подразделением ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Срок три месяца для обеспечения ответчиком охраны периметра аэропорта суд полагает обоснованным и достаточным для проведения предусмотренных для этого процедур.

Согласно ст.88 ГПК РФ, к судебным расходам, связанным с рассмотрением гражданского дела, относится государственная пошлина.

В силу ч.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ (часть вторая), при подаче искового заявления неимущественного характера государственная пошлина для физических лиц составляет 300 рублей.

Поскольку истцом заявлено одно требование неимущественного характера, а истец от уплаты государственной пошлины освобожден, соответственно, с ответчика ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)», не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию в доход бюджета Анадырского муниципального района государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования заместителя Магаданского транспортного прокурора (с дислокацией в г.Анадырь) в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» об обязании обеспечить постоянную охрану периметра аэропорта, удовлетворить.

Обязать ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» обеспечить постоянную охрану периметра аэропорта Анадырь (Угольный) подразделением ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» государственную пошлину в бюджет Анадырского муниципального района в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Чукотского автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Анадырский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 20 апреля 2018 года.

Председательствующий А.В. Евланова