ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-73/2018 от 13.03.2018 Нанайского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2-73/2018 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«13» марта 2018 года с. Троицкое

Нанайский районный суд Хабаровского края

в составе председательствующего судьи Фроленковой Е.Е.,

при секретаре судебного заседания Коробенко М.Н,

с участием представителя истца - помощника прокурора Нанайского района Хабаровского края Иванова П.А.,

представителя ответчика - Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края ФИО1, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нанайского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц - жителей сельского поселения «<адрес>» к Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности по обращению в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - воздушных линий 10кВ и комплексной трансформаторной подстанции наружной установки - 630кВА; линий электропередач 0,4 кВ и наружного освещения для электроснабжения группы жилых домов в <адрес> муниципального района Хабаровского края для граждан, пострадавших от наводнения в августе-сентябре 2013 года,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нанайского района Хабаровского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц - жителей сельского поселения «<адрес>» Нанайского муниципального района Хабаровского края, обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями к Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края, указав в обоснование исковых требований, что прокуратурой Нанайского района проведена проверка исполнения законодательства о тарифном регулировании органами местного самоуправления, а также по иным вопросам в сфере жилищно-коммунального комплекса на территории Нанайского района Хабаровского края. В ходе проведения проверки прокуратурой Нанайского района Хабаровского края было установлено, что в соответствии с муниципальным контрактом, заключенным ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Нанайского муниципального района Хабаровского края, выступающей по контракту заказчиком, и подрядчиком - ООО «Даймонд Энерго», было выполнено строительство воздушных линий электропередач 10кв (далее - ВЛ 10кВ) и комплектной трансформаторной подстанции наружной установки - 630 кВА (далее -КТПН-630 кВА); линий электропередач 0,4 кв и наружного освещения для электроснабжения группы жилых домов в <адрес> муниципального района Хабаровского края для граждан, пострадавших от наводнения в августе-сентябре 2013 года.

Согласно актам о приёмке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Даймонд Энерго» сдал Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края работы по строительству линий электропередач 0,4 кв и наружного освещения для электроснабжения группы жилых домов в <адрес> муниципального района Хабаровского края для граждан, пострадавших от наводнения в августе-сентябре 2013 года и работы по строительству ВЛ 10 кв и КТПН-б30 кВА.

Поскольку указанные объекты электроэнергетики являются неотъемлемой частью централизованной электролинии Нанайского муниципального района Хабаровского края, они обслуживаются МУП «Генерирующие электрические сети».

Вместе с тем, согласно Акту приема-передачи муниципального имущества, переданного в хозяйственное ведение МУП «Генерирующие электрические сети» Нанайского муниципального района из муниципальной казны от ДД.ММ.ГГГГ, ВЛ-1ОКВ, ВЛ-О,4КВ, а также КТПН - 630 кВА в <адрес> не переданы в хозяйственное ведение МУП ГЭС.

Также в ходе проверки было установлено, что вышеуказанное имущество не является муниципальной собственностью Нанайского муниципального района Хабаровского края, о чем свидетельствуют сведения реестра администрации района муниципального недвижимого, а также движимого имущества.

Поскольку указанные обстоятельства являются нарушением законодательства об энергосбережении, отсутствие собственника объектов электроэнергетики может привести к отсутствию контроля за состоянием работоспособности, надлежащему содержанию и ремонту объектов электроэнергетики и создать угрозу на бесперебойное электроснабжение, что может быть опасным для неопределённого круга лиц. Истец просит суд возложить на ответчика обязанность по обращению в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю с заявлением о принятии указанного недвижимого имущества на учет как бесхозяйного и установить срок для исполнения в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Нанайского района Хабаровского края Иванов П.А. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края ФИО1, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в представленном суду отзыве по существу иска. С исковыми требованиями не согласилась в полном объеме, поскольку считает, что спорные объекты недвижимого имущества, не являются бесхозяйным имуществом, так как числятся на балансе администрации района, на них начисляется амортизация, ежегодно оплачивается налог на имущество. Указанное электросетевое имущество принято администрацией к учету в момент фактического получения, в соответствии с письмом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, имущество подлежит налогообложению налогом с момента его фактического получения, независимо от факта государственной регистрации прав собственности. Заказчиком на строительство указанной ЛЭП являлась администрация района, ею производилось непосредственное участие в оплате подрядных работ, то есть указанный объект построен за счет средств администрации района. Указанные объекты электроэнергетики обслуживаются МУП «Генерирующие электрические сети» (далее - МУП ГЭС), поскольку они являются неотъемлемой частью централизованной электролинии Нанайского муниципального района Хабаровского края. Полагает, что отсутствие сведений о регистрации права собственности не является безусловным основанием для признания имущества бесхозяйным. В 2017 году, до обращения прокурора в суд с указанным иском администрацией района было запланировано проведение технической инвентаризации данного электросетевого имущества в 2018 г., для дальнейшей его постановки на кадастровый учёт. А именно, согласно решению Собрания депутатов Нанайского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете Нанайского муниципального района Хабаровского края на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» в бюджете района на 2018 год на проведение работ по технической инвентаризации объектов предусмотрены денежные средства на выполнение кадастровых работ, с 18.012018 года администрацией начата работа по подготовке документов для проведения аукциона по определению подрядной организации, для изготовления технического и кадастрового плана указанного объекта. По итогам конкурсных мероприятий будет заключен муниципальный контракт на выполнение указанных работ сроком до ДД.ММ.ГГГГ Когда работы будут выполнены и приняты заказчиком, у администрации района появятся основания для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В результате проведенной работы все необходимые документы будут направлены в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю с заявлением о принятии на учет недвижимого имущества. Считает, что в случае принятия электросетевого имущества на учет как бесхозяйного, администрация района сможет заявить свои права на вышеуказанный объект только через год, в связи с чем, сроки по признанию права собственности затянутся, а МУП ГЭС не сможет защитить тарифы. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ.

Как следует из содержания ч.1 ст.131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат регистрации в едином государственном реестре органом, уполномоченным осуществлять государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Статьей 219 ГК РФ установлено, что право собственности на здания, сооружения и вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В соответствие с ч. ч. 1, 3. ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с п. 5 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 г. N 931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с положениями п. 4 ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Закона Хабаровского края от 26 ноября 2014 г. № 16 «О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения» организация в границах поселения электроснабжения населения относится к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 50 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 года N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» линии электропередач; трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование относятся к объектам электросетевого хозяйства.

Из материалов дела следует, что между Администрацией Нанайского муниципального района Хабаровского края и ООО «Даймонд Энерго» ДД.ММ.ГГГГ года заключен муниципальный контракт на строительство воздушных линий электропередач 10кв и комплектной трансформаторной подстанции наружной установки - 630 кВА линий электропередач 0,4 кв и наружного освещения для электроснабжения группы жилых домов в <адрес> муниципального района Хабаровского края для граждан, пострадавших от наводнения в августе-сентябре 2013 года.

Пунктом 2.1 Контракта установлен срок окончания вышеуказанных работ, а именно ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно актам от ДД.ММ.ГГГГ о приёмке выполненных работ за ДД.ММ.ГГГГ года ООО «Даймонд Энерго» сдал Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края работы по строительству линий электропередач 0,4 кв и наружного освещения для электроснабжения группы жилых домов в <адрес> муниципального района Хабаровского края и работы строительству ВЛ 10 кв и КТПН-б30 кВА.

Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, произведенному помощником прокурора Нанайского района, линии электропередач по <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> в <адрес> установлено наличие линий электропередач 0,4 кВ и наружного освещения, а также линий электропередач 10 Кв и комплектной трансформаторной подстанции наружной установки 630 кВА.

Согласно Акту приема-передачи муниципального имущества, переданного в хозяйственное ведение МУП «Генерирующие электрические сети» Нанайского муниципального района из муниципальной казны от ДД.ММ.ГГГГ, ВЛ-1ОКВ, ВЛ-О,4КВ, а также КТПН - 630 кВА в <адрес> не переданы в хозяйственное ведение МУП ГЭС. Также вышеуказанное имущество не является муниципальной собственностью Нанайского муниципального района Хабаровского края, о чем свидетельствуют сведения реестра администрации района муниципального недвижимого, а также движимого имущества.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Нанайского района Хабаровского края обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме. Передача Администрацией Нанайского муниципального района Хабаровского края электросетей, расположенных на территории сельского поселения «<адрес>» Нанайского муниципального района Хабаровского края в фактическое ведение МУП «Генерирующие электрические сети» без соответствующих актов, предусмотренных законодательством, а также обеспечение электроснабжения на территории сельского поселения, свидетельствует об осуществлении ответчиком полномочий собственника в отношении объектов электроэнергетики. Непринятие ответчиком мер по обращению в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, а именно ВЛ-10кВ, ВЛ-0,4 кВ, также КТПН - 630 кВА в <адрес>, а в последующем по передаче в ведение МУП «Генерирующие электрические сети» способствует невозможности реализации права неопределенного круга лиц на своевременное и качественное получение коммунальной услуги.

Доводы представителя ответчика о том, что спорные объекты недвижимого имущества, не являются бесхозяйным имуществом, суд признает несостоятельными, поскольку они противоречат вышеприведенным нормам действующего законодательства.

В связи с бездействием ответчика, в тариф МУП ГЭС не закладывается комплекс объектов электроэнергетики, а именно ВЛ-10кВ, ВЛ-0,4 кВ, а также КТПН - 630 кВА в <адрес>, что влечет за собой отсутствие финансовой возможности предприятия содержать указанные линии в надлежащем состоянии для безаварийного функционирования линий электропередач в <адрес>, и является нарушением законодательства об энергосбережении, что может привести к отсутствию контроля за состоянием работоспособности, надлежащему содержанию и ремонту объектов электроэнергетики, создать угрозу для бесперебойного электроснабжения и привести к последствиям, опасным для неопределённого круга лиц.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Нанайского района Хабаровского края удовлетворить.

Возложить на Администрацию Нанайского муниципального района Хабаровского края обязанность по обращению в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - воздушных линий 10кВ и комплексной трансформаторной подстанции наружной установки - 630кВА; линий электропередач 0,4 кВ и наружного освещения для электроснабжения группы жилых домов в <адрес> муниципального района Хабаровского края для граждан, пострадавших от наводнения в августе-сентябре 2013 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Хабаровский краевой суд через Нанайский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, с 16 марта 2018 года.

Судья Фроленкова Е.Е. ________________