ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-73/2021 от 29.03.2021 Нанайского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2-73/2021

УИД 27RS0017-01-2021-000082-06

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Нанайский районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Сосницкой Е.В.,

при секретаре Спириной Е.В.,

с участием: представителя истца - помощника прокурора Нанайского района Хабаровского края Хмелевского Д.А.,

представителя ответчика - Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края - ФИО1,

представителя заинтересованного лица - Администрации Дубовомысского сельского поселения ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению прокурора Нанайского района к Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нанайского района Хабаровского края обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что возле <адрес> и <адрес> по ул. Советской Дубовомысского сельского поселения расположена дорога, которая находилась в зоне подтопления, связанной с повышением уровня воры в реке Амур во второй половине 2020 года. Во исполнение представления прокурора об устранении нарушений федерального законодательства была произведена отсыпка 30 метров береговой линии на высоту 60 см. и произведена укладка мешков, наполненных песком в районе пересечения улиц <адрес> Дубовомысского поселения, при этом проведенный объем работ не является достаточным и в будущем не обеспечит надлежащую защиту граждан от наводнения со стороны реки Амур на пересечении улиц <адрес> Дубовомысского сельского поселения. Таким образом, администрацией Нанайского муниципального района не осуществляются полномочия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в виде разработки утверждения планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Дубовомысского сельского поселения, так как не проводятся мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, в связи с чем просил признать незаконным бездействие администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края, выразившееся в непринятии надлежащих мер по предупреждению и ликвидации последующей чрезвычайной ситуации посредством проведения работ по установке гидротехнического сооружения, отвечающего требованиям безопасности неопределенного круга лиц, проживающего на территории Дубовомысского сельского поселения и обязать администрацию района провести работы по установке гидротехнического сооружения в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В последующем прокурор Нанайского района уточнил исковые требования, просил признать незаконным бездействие администрации Нанайского муниципального района, выразившееся в непринятии надлежащих мер по предупреждению и ликвидации последующей чрезвычайной ситуации (минимизации ее последствий) посредством проведения работ по отсыпке, отвечающей требованиям безопасности неопределенного круга лиц, проживающих на территории Дубовомысского сельского поселения и обязании в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, произвести указанную отсыпку, отвечающую требованиям безопасности неопределенного круга лиц, проживающих на территории Дубовомысского сельского поселения, предназначенную для защиты от наводнения со стороны реки Амур на пересечении улиц <адрес> Дубовомысского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского края.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Нанайского района Хмелевский Д.А. поддержал уточненные заявленные исковые требования, в полном объеме, по основаниям указанным в иске.

Представитель ответчика - ФИО1 возражала против удовлетворения заявленных требования, при этом пояснила, что требования прокурора необоснованны, они заявлены без учета каких-либо специальных познаний. Требования прокурора умаляют авторитет органа муниципальной власти. Депутаты района обращались в Министерство Природных ресурсов Хабаровского края, однако пришел ответ, что углубление русла реки Амур экономически нецелесообразно, необходимо принимать альтернативные меры, в том числе путем выноса объектов жилищного фонда из зон затопления, подтопления.

Представитель третьего заинтересованного лица ФИО2 возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что в период чрезвычайной ситуации с августа по сентябрь 2020 года администрацией Нанайского муниципального района была произведена отсыпка береговой линии, уложены мешки с песком вдоль заборов по <адрес>. Проведение работ по отсыпке береговой линии в районе пересечений улиц <адрес> в с. Дубовый Мыс, экономически не целесообразно. В настоящее время поданы списки об аварийных дорогах, в которые вошла и дорога по улице <адрес> после выделения денежных средств, начнется работа по ее восстановлению

Допрошенные в судебном заседании свидетели:

Свидетель №1 и Свидетель №2 пояснили, что они являются жителями Дубовомысского сельского поселения. В последние годы территория Дубовомысского сельского поселения в летний период попадает в зону затопления (подтопления) и по их мнению отсыпка части дороги, которая соединяет <адрес> и <адрес> может предотвратить в будущем подтопление земельных участков и жилых помещений, расположенных вблизи с протокой р. Амур.

Свидетель Свидетель №3 пояснил, что он является главным специалистом по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Администрации Нанайского муниципального района. Предложенный прокурором способ защиты населения Дубовомысского сельского поселения от наводнения не обеспечит надлежащую защиту. В 2020 году в период ЧС администрацией района была произведена в районе <адрес> частичная отсыпка береговой линии р. Амур, а так же была произведена кладка мешков с песком, вдоль заборов. Отсыпку дороги не производили, так как данные виды работ не относятся к полномочиям администрации района.

Суд, исследовав письменные материалы дела, выслушав стороны приходит к следующему.

В соответствии с п. "з" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).

В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; под предупреждением чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Федеральный законодатель, определяя единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее основные задачи, принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ст. ст. 4, 4.1, 5, 6, 7 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ), одновременно разграничил полномочия в этой сфере между уровнями государственной власти.

Согласно пунктам 7 и 21 части 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 67.1 Водного кодекса РФ в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.

При этом в силу пункта 2 названной статьи Водного кодекса РФ в целях настоящей статьи под мерами по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий понимается комплекс мероприятий, включающий в себя: предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов; ледокольные, ледорезные и иные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов; противопаводковые мероприятия, в том числе мероприятия по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водоемов, уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению берегов песчано-гравийной и каменной наброской.

В соответствии с пунктом 3 статьи 67.1 Водного кодекса РФ, инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод, в том числе строительство берегоукрепительных сооружений, дамб и других сооружений, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (сооружения инженерной защиты), осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Судом установлено, что постановлением Администрации Нанайского муниципального района №687 от 20.07.2020 года введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация» для органов управления и сил муниципального районного звена Хабаровской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Нанайского муниципального района Хабаровского края в границах территории Дубовомысского сельского поселения Нанайского муниципального района с 04 часов 00 минут 18.07.2020 года.

04.08.2020 года постановлением администрации Нанайского муниципального района №756 определены границы зоны затопления (подтопления), возникших в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера в границах Дубовомысского сельского поселения.

20.08.2020 года постановлением Администрации Нанайского муниципального района №804 внесены изменения в постановление администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края от 20.07.2020 года №687 в части указания подтопление территории Дубовомысского сельского поселения в результате выпадения обильных осадков в период с 18.07.2020 года по 19.07.2020 года на территории Нанайского муниципального района Хабаровского края. Из приложения к указанному постановлению видно, что подтопило большую часть территории с. Дубовый Мыс, в том числе подтоплен приусадебный земельный участок по адресу: с. Дубовый мыс, <адрес>, и <адрес>. Земельный участок по <адрес>, не подтоплен.

В связи выпадением обильных осадков и подъемом уровней воды на реках Хабаровского края в августе- сентябре 2020 года, 25.08.2020 года постановлением Администрации Нанайского муниципального района №815 введен режим функционирования «Повышенная готовность» для органов управления и сил муниципального районного звена Хабаровской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Нанайского муниципального района Хабаровского края в связи с угрозой подтопления территорий сельских поселений Нанайского муниципального района.

Распоряжением Правительства Хабаровского края от 14.09.2020 года №962-рп для органов управления и сил подсистемы территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с 15.09.2020 года введен режим ЧС, которая протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению безопасности от 29.09.2020 года №5 отнесена к ЧС межрегионального характера с установлением федерального уровня реагирования.

В администрацию сельского поселения Дубовомысского сельского поселения, а затем и в Администрацию Нанайского муниципального района обратилась гражданка Свидетель №1 с заявлением о проведении отсыпки грунтовой насыпи в с. Дубовый мыс Нанайского района между <адрес>, так как существует угроза затопления.

По данному заявлению была проведена работа, вопрос выносился на коллективное рассмотрение, были проведены консультации со специалистами по устройству дамбы, в ходе которой установлено, что отсыпка дамбы в районе <адрес> не целесообразна. Так же направлено в Министерство природных ресурсов Хабаровского края обращение депутатов об организации работ по увеличению пропускной способности русел рек и водоемов, расположенных вокруг с. Дубовый мыс.

28.08.2020 года администрацией района получен ответ на обращение собрания депутатов Нанайского муниципального района с Министерства природных ресурсов Хабаровского края об организации работ по увеличению пропускной способности русел рек и водоемов, расположенных вокруг с. Дубовый мыс, из которого следует, что после крупномасштабного наводнения на реке Амур в 2013 году, Амурское БВУ выступило заказчиком проектно-изыскательских работ на выполнение дноуглубительных работ на участке реки в районе г. Хабаровска. По итогам проведения комплекса инженерных изысканий в октябре 2015 года на заседании Научно-технического совета Амурского БВУ выполнение дноуглубительных работ для увеличения пропускной способности в период высоких паводков было признано нецелесообразным и экономически неэффективным в связи с неоправданно высокими затратами на фоне интенсивной аккумуляции данных насосов (отложений) и короткого срока эксплуатации дноуглубительной прорези (не более года), что не позволяет обеспечить защиту населения. В связи с чем, органам местного самоуправления рекомендовано рассматривать альтернативные способы защиты населения от наводнения, в том числе вынос объектов жилищного фонда, объектов экономики из зон затопления, подтопления.

01.09.2020 года в прокуратуру Нанайского района обратилась жительница с. Дубовый Мыс Свидетель №1 с просьбой помочь в предотвращении затопления (подтопления) домов расположенных по <адрес>, так как дорога соединяющая эти две улицы, находится ниже береговой линии.

По факту обращения прокурором Нанайского района инициирована проверка деятельности администрации Дубовомысского сельского поселения и Администрации Нанайского муниципального района в сфере исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В ходе проверки установлено, что на участке автодороги <адрес> и <адрес> в с. Дубовый Мыс выявлен промыв грунта автодороги, в связи с чем вода из русла реки Амур подошла к земельным участкам дома <адрес> и <адрес> в с. Дубовый мыс Нанайского района, при этом администрацией Нанайского муниципального района в приоритетном порядке не осуществляются полномочия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Дубовомысского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского края, так как не проводятся мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения.

Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения представления 09.09.2020 года в адрес Администрации Нанайского муниципального района об устранении нарушений федерального законодательства.

Во исполнение представления прокурора Нанайского района, администрацией Нанайского муниципального района принято решение об отсыпке скальным грунтом участка береговой линии р. Амур в районе <адрес> и <адрес> в с. Дубовый Мыс. В период с 19.09.2020 года по 21.09.2020 года отсыпано 30 метров береговой линии на высоту 60 см. В течение 22.09.2020 года произведена укладка мешков, наполненных песком, в районе улиц <адрес> в с. Дубовый Мыс.

30.10.2020 года помощником прокурора Хмелевским Д.А. был составлен акт проверки, из которого следует, что принятые администрацией меры по предотвращению возникновения чрезвычайной ситуации и ликвидации ее последствий не отвечают целям и задачам, так как недостаточно произведена отсыпка пересечения улиц.

В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. Исходя из принципа состязательности гражданского судопроизводства и равенства процессуального положения сторон, обязанность доказать основание своих требований и возражений возложена на стороны.

Анализируя вышеприведенные нормы закона и установленные по делу конкретные обстоятельства, суд считает, что требования прокурора, не основаны на конкретных фактах. Допустимых и достоверных доказательств свидетельствующих о целесообразности отсыпки, отвечающей требованиям безопасности неопределенного круга лиц, проживающих на территории Дубовомысского сельского поселения, предназначенную для защиты от наводнения со стороны реки Амур на пересечении улиц <адрес> Дубовомысского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского края суду не представлено.

Фактически требования прокурора сводятся к несогласию с деятельностью администрации в части способа решения вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, что приводит к необоснованному вмешательству в хозяйственную деятельность администрации, что недопустимо, поскольку право выбора способа решения вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории района принадлежит ответчику.

Вопрос о проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод реки Амур рассматривался органами государственной власти Хабаровского края и органами местного самоуправления, при этом увеличение пропускной способности русла реки, признано экономически нецелесообразным.

Из пояснений представителя ответчика ФИО1 следует, что администрацией района принимаются альтернативные способы защиты населения, путем выноса объектов жилищного фонда из зон затопления, подтопления.

Из пояснений главы администрации Дубовомысского сельского поселения ФИО2 и главного специалиста по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Администрации Нанайского муниципального района Свидетель №3 следует, что частичная отсыпка береговой линии р. Амур в районе улиц <адрес> в с. Дубовый Мыс экономически не целесообразно.

Учитывая вышеизложенное, исковые требования прокурора Нанайского района о том, что администрация Нанайского муниципального района бездействует в части непринятия мер по предотвращению возникновения чрезвычайной ситуации в с. Дубовый мыс Нанайского района не могут быть признаны судом законными и обоснованными, на основании чего суд отказывает в их удовлетворении.

Ввиду не установления судом бездействия администрации Нанайского муниципального района в этой части у суда отсутствуют основания возложения на администрацию Нанайского муниципального района обязанности произвести отсыпку, отвечающую требованиям безопасности неопределенного круга лиц, проживающих на территории Дубовомысского сельского поселения, предназначенную для защиты от наводнения со стороны реки Амур на пересечении улиц <адрес> Дубовомысского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского края.

Кроме того, действующим законодательством, в том числе Бюджетным кодексом РФ, предусмотрен специальный порядок финансирования мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности за счет средств федерального бюджета. Нормами действующего законодательства не предусмотрено осуществление органами государственной власти субъекта Российской Федерации мероприятий по предотвращению действия факторов, способствующих возникновению негативного действия вод в отношении отдельных объектов.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований прокурора Нанайского района, в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным бездействия и обязании к определенным действиям - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Нанайский районный суд Хабаровского края.

Мотивированное решение изготовлено: 12.04.2021 года.

Судья Сосницкая Е.В.